Века по порядку каменный бронзовый. Железный век

Век медный, бронзовый, железный для химии

Века по порядку каменный бронзовый. Железный век

Эпохой медного века условно называют период развития человечества с 4 по 3 тысячелетие до н.э. Впервые человечество узнало о существовании меди благодаря самородкам.

Люди принимали самородки меди за другие камни, однако, по сравнению с обычными камнями, при ударе от самородков не откалывались куски, происходила лишь их деформация.

Так люди впервые научились способу холодной ковки – с помощью удара придавали самородку меди форму нужного изделия.

Первые изделия из меди были обнаружены при раскопках в Анатолии – это были украшения, полученные путем плавки меди из руды. Аналогичные изделия были найдены в Египте и на Балканском полуострове, постепенно распространяясь по всей территории Ближнего Востока. Различные орудия и приспособления из меди в этот период вытеснили изготовленные из камня.

Найденные в Южной Америке изделия датируются более поздним отрезком времени, нежели изделия, обнаруженные на материке Евразия – II – I тысячелетие до н.э.

Однако, не смотря на поздний расцвет медного века в Южной Америке, некоторые народы, населявшие этот материк, достигли определенного мастерства в металлургии меди.

Так, культуры мочика, гиуанако и уари выплавляли мышьяковую и оловяную бронзу, т.е. достаточно быстро перешли к так называемой стадии развития бронзового века.

Бронзовый век

Эпохой бронзового века считают период с 3500 по 1200 года до н.э. Выделяют три этапа развития бронзового века – ранний (3500 – 3300 года до н.э.), средний (2600 – 1900 года до н.э.) и поздний. Нельзя однозначно высказаться о месте и дате открытия и начала использования способа получения бронзы.

В период раннего бронзового века были открыты и введены в эксплуатацию месторождения меди на Южном Кавказе, в Анатолии, на территории Балкано-Карпатского региона и Эгейских островов, в Южных Альпах на Британских островах и т.д.

Первые изделия из бронзы с примесями олова были обнаружены в Ираке и Иране, изделия из бронзы с примесями мышьяка производили в Анатолии и по обе стороны Кавказа.

Начало бронзового века раскололо человечество, населявшее Евразию того времени, на 2 «лагеря», так Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировалось общество со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность и различные государства, а севернее — в Евразийской степи — сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век ознаменован расширением металлургического производства бронзы на другие континенты, а поздний бронзовый век — конкуренцией мощных государств разных регионов и их вассалов.

В эпоху бронзового века первостепенное значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы. Такие сооружения (например, Колосс Родосский) возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.

Железный век

Эпохой железного века называют период развития человечества с 1200 года до н.э. по 340 год н.э., причем к железному веку относят только те первобытные культуры, которые существовали вне владений древних государств.

О существовании железа было известно еще в медном веке – в основном это было железо метеоритного происхождения, однако его было очень мало, поэтому в тот период развития человечества оно не находило применения.

Самые ранние находки предметов, сделанных из метеоритного железа, известны в Иране (VI—IV тысячелетие до н. э.), Ираке (V тысячелетие до н. э.) и Египте (IV тысячелетие до н. э.).

По предположениям историков, получение железа из руды не было целенаправленным процессом – это произошло случайно, поскольку изначально, рудное железо использовали только в качестве флюса при получении бронзы.

Первый процесс получения чистого железа из руды – сыродутный (варка железа) был открыт и начал использоваться в северных районах Анатолии.

Первоначально, железо считалось очень дорогим материалом и использовалось только для изготовления ритуальных принадлежностей.

Увеличение объемов выплавки железа дало толчок для развития земледельческой техники (железный лемех , совершенствование оросительных сооружений, водоподъёмное колесо ), кузнечного и оружейного дел, создания транспорта (кораблей, колесниц), рудничного дела, обработки камней и дерева.

В результате начало интенсивно развиваться мореплавание, строительство зданий и создание дорог, а также улучшалась военная техника. Развивалась и торговля, а в середине I тысячелетия до н. э. в ходу появились металлические монеты.

Конспект

Века по порядку каменный бронзовый. Железный век

 Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда.

Первобытные орудия

Для охоты, разделки туш, собирательства применяли каменные орудия (из кремня и обсидиана) — рубила, скребла, остроконечники. А также использовались орудия из дерева — палки-копалки, дубины и копья.

Позднее новые технологии привели в результате к созданию ряда специализированных орудий — скребков, ножей, резцов, небольших наконечников метательных копий. Особенно широко применяются кость и рог.

Появляются копья, дротики, каменные топоры, остроги.

Продуктивность охоты резко повысилась в результате изобретения копьеметалки — дощечки с упором, позволяющей бросать копье со скоростью, сравнимой со скоростью стрелы из лука.

Копьеметалка была первым механическим средством, дополнившим мускульную силу человека.

Происходит первое так называемое половозрастное разделение труда: мужчины занимаются преимущественно охотой и рыбной ловлей, а женщины — собирательством и домашним хозяйством. Женщинам помогали дети.

Каменный век (2 млн — 6 тыс. лет назад)

Каменный век — древнейший период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись из камня, также из дерева и кости. Как правило зафиксирован во всех частях света, подразделяется на палеолит, мезолит и неолит.

так называемая система трех веков — схема, разделяющая доисторический период на каменный, бронзовый и железный века, которые последовательно сменяют друг друга. Предложена датским историком К.Ю. Томсеном в 1816-1819 гг.

, обнаружившим последовательность в прогрессе мастерства древнего человека при разборе коллекции первобытных орудий Датского национального музея.

             Каменный век. Основные этапы:

Палеолит (древнекаменный век) — делится на нижний (самый ранний по времени), средний и верхний (поздний). Палеолит начался более 2 млн лет назад, завершился около VIII тыс. до н. э, В период палеолита человек овладевает огнем, появляются рисунки углем на стенах пещер или вырезанные на кости или камне в виде геометрического орнамента.

Мезолит (среднекаменный век) — VIII-V тыс. до н. э. В эпоху мезолита появляется новая микролитическая техника. Микролиты — кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Такое орудие было более многофункциональным, чем цельные изделия из кремня, но по остроте не уступало и металлическим изделиям.

Особенно выделяется достижение человека в изобретении лука и стрел — мощного скорострельного оружия дальнего боя. А также был изобретен бумеранг — изогнутая метательная палица. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок.

Неолит (новый каменный век) — V—III тыс. до н. э.

 В период неолита появляется земледелие и скотоводство, обработка глины в виде примитивной посуды (керамика), миниатюрной скульптуры и глинобитных жилищ. Прежде всего глина — основной признак неолита.

Осваивается технология ковки меди — с 10 тыс. лет до н. э. В результате появления лука и стрел возникают древнейшие музыкальные инструменты.

Таблица. Археологическая периодизация

Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии — шлифования, пиления и сверления камня. Орудия изготавливались из новых видов камня. В этот период широко распространяется такое орудие, как топор.

В разных районах мира века палеолит, мезолит и неолит наступают в различные сроки и являются стадиями развития.

             Медный век (3-4 тыс. лет), также медно-каменный век

Энеолит — переходный период от каменного века к бронзовому веку. В этот период появляются орудия из плавленой меди, которые соседствуют с каменными. Основными занятиями населения являются прежде всего мотыжное земледелие, скотоводство и охота.

             Бронзовый век (4— 1 тыс. до н. э.)

Бронзовый век — исторический период, сменивший энеолит и характеризующийся распространением металлургии бронзы, бронзовых орудий и оружия.

Появляется кочевое скотоводство и поливное земледелие, письменность и рабовладение. В то время как рисунки становятся примитивнее — в виде сухих геометрических схем (петроглифов).

Но появилось больше предметов обихода, богато украшенных орнаментом. В результате технология теснит искусство.

             Железный век (с начала 1 тыс. до н. э.)

Железный век — период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. У большинства народов Евразии железный век означает разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.

Это конспект по теме «Археологическая периодизация. Каменный век». Выберите дальнейшие действия:

Каменный век. Бронзовый век. Железный век – История России с древнейших времен до конца XVIII в

Века по порядку каменный бронзовый. Железный век

Помогай тому, кого обижают.

Ярослав Мудрый

Оружия не снимайте с себя второпях,

не оглядевшись по лености,

внезапно ведь человек погибает.

Владимир Мономах

Глава 1

Древнейшие народы на территории России

По мнению современных исследователей, родиной человека является Африка. Именно там около 3 млн лет назад далекие предки современного человека стали изготавливать первые, весьма примитивные каменные орудия. Это явление оценивается как начало выделения человека из животного мира.

Первая миграция древнейших людей с территории африканской прародины в Евразию состоялась около 2 млн лет назад. Вторая миграция, связанная с распространением более совершенных каменных орудий, началась около 450—350 тыс. лет назад и привела со временем к появлению первых стоянок человека на территории Восточной Европы и Сибири.

Площадь некоторых из них достигает размера нескольких десятков кв. км (берега Дона, Оби, Енисея).

§ 1. Каменный век. Бронзовый век. Железный век

Наиболее древние восточноевропейские стоянки людей эпохи раннего палеолита (около 3 млн — 100 тыс. лет назад) найдены на территории современных Украины и Молдовы и относятся к так называемой ашельской эпохе, начавшейся около 900—800 тыс. лет назад. Около 600—500 тыс. лет назад произошло первоначальное заселение Горного Алтая.

Ученые полагают, что в южную часть Восточной Европы древний человек пришел из центральных районов Европы. По мнению археологов, главным занятием людей той эпохи была охота на крупных млекопитающих животных. Эти люди умели пользоваться огнем и изготавливать разные виды каменных орудий — ножи, скребки и др.

Большие трудности для обитания человека на территории Восточной Европы создало начавшееся в конце ашельской эпохи днепровское оледенение.

Более значительное по масштабам расселение человека по территории Северной Евразии началось в эпоху среднего палеолита, или мустье, около 100 тыс. — 40—32 тыс. лет назад. Стоянки людей этой эпохи встречаются на Северном Кавказе и юге Восточной Европы. Источниками существования людей тогда являлись охота, рыболовство и собирательство.

Наряду с каменными стали делаться орудия из кости (наконечники копий, крючки для ловли рыбы и др.). Человек этого времени определяется как неандерталец, заметно отличавшийся по своим физическим особенностям от современного человека. По мнению исследователей, неандерталец представлял тупиковую ветвь в процессе формирования человека.

В период верхнего, или позднего, палеолита (40—10 тыс. лет назад) на смену неандертальцу пришли другие антропоиды прямые генетические предки современных людей. К этой эпохе в литературе принято относить формирование трех главных человеческих рас: европеоидной, монголоидной и негроидной.

В это время в Восточной Европе и Сибири стали осваиваться новые регионы — Поволжье, Приуралье, Забайкалье. Происходил процесс совершенствования каменных орудий, начали изготавливаться изделия составного типа, в которых каменные части соединялись с деревянными или костяными.

Охота и собирательство оставались основными источниками существования людей. Человек предпочитал селиться у воды, где у водопоев можно было устраивать засады и ловушки для охоты на животных. При этом люди старались обитать в таких местах, которые были наиболее проветриваемыми, что давало возможность спастись от мошкары и гнуса.

Подобные стоянки с остатками искусственных жилищ были обнаружены в долинах Днестра, Днепра, Дона, Енисея и Ангары. В них обитали небольшие человеческие коллективы. Между ними существовала определенная общность, подтверждаемая распространением на обширных территориях более или менее одинаковых приемов обработки камня.

В то же время наблюдаются известные различия между группами исследованных позднепалеолитических памятников. По данным ученых, в позднем палеолите появляются первые произведения искусства. Многие из них были связаны с появлением зачатков религиозных представлений в сознании людей того времени.

При раскопках найдены резные фигурки людей и животных, выявлены изображения на скалах (Карелия, Алтай) и живопись (Каповая пещера на территории современной Башкирии).

На эпоху мезолита (10—11 тыс. — 6—7 тыс. лет назад) приходятся важные климатические изменения: таяние ледника, формирование травяного покроя, лесов и болот в Восточной Европе. Произошел переход к новым способам охоты с применением лука и стрел.

В этот период учеными прослеживается выделение трех природных зон на территории Восточной Европы: степной (южной), лесостепной (центральной) и лесной (северной).

Тогда же стали складываться различия в ведении хозяйства и образе жизни в каждой из этих зон.

Качественный скачок в развитии человечества происходил в эпоху неолита (7—8 тыс. — 5—6 тыс. лет назад): начался переход от присваивающего (охотничье-собирательского) хозяйства к производящему.

Для севера Восточной Европы большое значение имело появление каменного топора, при помощи которого стало возможным рубить лес и строить более надежные жилища. Тогда шли процессы зарождения ткачества, становления гончарства.

Появление глиняных горшков дало возможность варить мясо, получать бульон и тем самым резко повысить количество получаемого людьми белка.

В целом хозяйство на юге Восточной Европы развивалось более динамично, чему в известной степени способствовала близость к наиболее продвинутым в цивилизационном отношении областям Ближнего Востока; развитие восточноевропейских востока и севера носило более замедленный характер. К эпохе неолита лингвисты относят начало формирования современных языковых семей.

В 5—4 тыс. до н.э. на смену каменному веку постепенно пришел бронзовый. Орудия из камня стали вытесняться изделиями из бронзы — сплава меди и олова. Их изготовление было результатом зарождения металлургического производства. Важным центром древней металлургии являлся Кавказ. Отсюда металл поступал во многие районы юга Восточной Европы.

В лесостепной зоне на территории современных Украины и Молдовы в начале IV — третьей четверти III тыс. до н.э. господствовала трипольская культура. Для трипольцев были характерны экстенсивное земледелие и пастушеское скотоводство. В степях Причерноморья и Северного Кавказа в начале бронзового века главным видом производственной деятельности стало скотоводство.

В эпоху развитого бронзового века в степной зоне Восточной Европы проживали земледельческие и скотоводческие племена катакомбной и срубной культур. В лесной зоне, в Волго-Окском междуречье жили оседлые скотоводы, принадлежавшие к фатьяновской культуре. Важную роль в их жизни играли также занятия охотой и рыболовством. В Сибири с сер. II тыс. до н.э.

фиксируются памятники андроновской культуры, ведущую роль в жизни носителей которой играло скотоводство.

В I тыс. до н.э. на территории Восточной Европы и Сибири начинается переход к железному веку. Наиболее рано он происходил в Причерноморье, на Северном Кавказе и в Южной Сибири, позднее (и медленнее) он шел в северных областях Евразии. Из железа стали изготавливаться орудия труда (мотыги, топоры, лемехи плугов и др.

), предметы вооружения (наконечники копий и луков и др.). На территории лесной зоны, в Волго-Окском междуречье в VII в. до н.э. жили скотоводческие племена дьяковской культуры. В Поволжье обитали близкие к дьяковцам племена городецкой культуры, в Приуралье в VII—I вв. до н.э.

— ананьинцы, занимавшиеся земледелием, скотоводством и охотой.



7. Периодизация первобытного общества: от каменного века к железному

Века по порядку каменный бронзовый. Железный век

Каменный век.

Каменный век — древнейшийкультурно-исторический период в развитии человечества, когдаосновные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, а такжедерева и кости. В конце каменного века использовалась глиняная посуда.

Каменные орудия изготавливалисьиз различных видов камня.

Так, кремень и известняковые сланцы использовались вкачестве режущих инструментов и оружия, еще изготавлялись рабочие инструменты,например, камни для ручных мельниц.

Также получили широкое использованиедревесина, кости, скорлупа, олениц рог. В конце каменного века началиизготавливаться первые предметы из металла, характерные для позднегоМедного,Бронзового и Железного веков.

В данном периоде широкоеиспользование технологий впервые значительно повлияло на человеческую эволюцию.Ареал обитания человека расширился от саванн Восточной Африки до всех уголковостального мира.

В конце каменного века произошло одомашивание некоторых дикихживотных и началачь выплавка медной руды для производства металла. Каменный векотносится к доисторическому периоду человеческого развития, т. к.

в это времячеловечество еще не научилось писать (что характерирует традиционное началоисторического летоисчисления).

Бронзовый век.

Выделяютранний, средний и поздний этапы бронзового века. В начале бронзового века зонакультур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадьвозросла до 40—43 млн км². На протяжении бронзового века происходилоформирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Ранний бронзовыйвек

Рубежом,отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатскойметаллургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв.Циркумпонтийской металлургической провинции.

В пределах Циркумпонтийскойметаллургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднегобронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центрыЮжного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов.

Кзападу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп,Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносныекультуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Местои время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можнопредположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах. Самыеранние оловянные изделия с примесями бронзы обнаружены в Ираке и Иране идатируются концом 4 тысячелетия д.н. э. Ноесть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом.тысячелетии д.н. э.

Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились вАнатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3-ем. тысячелетии до н. э. Анекоторые бронзовые изделия майкопской культурыдатируются ещё серединой 4-го тысячелетия д.н. э.

Хотя этот вопрос спорный идругие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовыеизделия изготовлены в середине 3-го тысячелетия д.н. э.

Сначалом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блокачеловеческих сообществ Евразии.

Южнее центрального складчатого горного пояса(Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировалисьобщества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелиив комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность,государства. Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные обществаподвижных скотоводов.

Среднийбронзовый век

Всреднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (восновном на север) зоны, занятой металлоносными культурами. Циркумпонтийскаяметаллургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжаетявляться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Позднийбронзовый век

Началомпозднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургическойпровинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургическихпровинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургическогопроизводства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийскойметаллургической провинции.

Средиметаллургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной былаЕвразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшаятрадиции Циркумпонтийской металлургической провинции.

К ней с юга примыкаламалая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием формизделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция иИрано-Афганская металлургическая провинция.

От Саяно-Алтая до Индокитаяраспространились производящие центры сложной по характеру формированияВосточно-Азиатской металлургической провинции.

Разнообразные формывысококачественных изделий Европейской металлургической провинции,простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы,сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах. С юга к нейпримыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенноотличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственнымиприемами и формами изделий.

С13/12 вв. до н. э. распадаются или видоизменяются культуры практически на всёмпространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий— до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинаетсяпереход к раннему железному веку.

 Железный век.

Первая половина I тысячелетия дон. э. — период даль­нейшего развития рабовладельческого общества и образованияновых рабовладельческих государств. В Иране, Средней Азии и в Северной Индиивне долины Инда, в Южной Аравии происходит переход к классовому обществу. В этоже время расширяется и территория китайского очага культуры.

Классовые обществавозникают и в западной части Средиземноморья. Это эпоха в первобытной ираннеклассовой истории человечества, характеризующаяся распространением метал­лургиижелеза и изготовлением железных орудий. Железо имеет более высокую температуруплавления, чем бронза и даже медь.

В чистом виде оно в природе почти не встречается,а выплавка его из руд в связи с его туго­плавкостью — дело чрезвычайно сложное.Поэтому, хотя железо (например, метеоритное) было известно уже в IV тысячелетиидо н. э., существенного хозяйственного значения в течение многих столетий оноеще не имело.

Однако долгий период развития бронзолитейного дела со­здалнеобходимые предпосылки для возникновения метал­лургии железа. С первоготысячелетия до н. э. и вплоть до настоящего времени железо является основойматериальной культуры всего человечества.

Железо имеет не только более высокуютемпературу плавления, чем бронза, но и обладает худшими литейными качествами.Кроме того, когда еще не были открыты спосо­бы обуглероживания железа (т. е.получение стали) и термической обработки, оно уступало бронзе в твердости иантикоррозийных качествах.

Но железо несравненно более распространено вприроде; мелкие месторождения железной руды имелись почти повсюду и при неболь­шихмасштабах его добычи в древности оказывались достаточно выгодными дляразработки.

Эта общедоступность и дешевизна железа, а после открытия способовполучения стали — и более высокие механические качества, обеспе­чили быстроевытеснение им бронзы, а также камня, кото­рый как материал производства орудийв бронзовом веке так и не был окончательно вытеснен. Изготовление из железаорудий труда, которые из бронзы вовсе не изготов­лялись или изготовлялись невсегда и не везде, и производ­ство их в неизмеримо более широких масштабахоткрывали новые возможности для развития хозяйства.

Вместе с переходом к металлургиижелеза и развитием других технических усовершенствований увеличиваютсявозможности развития и роста производительных сил в раз­личных отрасляхпроизводства.

Период первоначального распространения железной ин дустриипережили все страны в разное время, однако к Же­лезному веку обычно относятсятолько культуры перво­бытных племен, обитавших вне территорий древних рабо­владельческихцивилизаций, возникших еще в эпоху энеолита и бронзы (Месопотамия, Египет,Греция, Индия, Китай).

Железный век сравнительно с предыдущими археологическимиэпохами (каменным и бронзовым веками) очень короток. Его хронологическиеграницы: от 9 — 7 вв. до н. э., когда у многих первобытных племен Европы и Азииполучила развитие собственная металлургия и желе зо, и до времени возникновенияу этих племен классового общества и государства.

Некоторые современные зарубеж­ныеученые, считающие концом первобытной истории вре­мя появления письменныхисточников, относят конец Же­лезного века Западной Европы к I веку до н. э.,когда появляются римские письменные источники, содержащие сведения озападноевропейских племенах.

Поскольку и в наше время железо остается важнейшимматериалом, из которого изготовляются орудия труда, современная эпоха входит вЖелезный век, поэтому для археологической периодизации первобытной историиприменяется также термин «ранний Железный век». На территории Западной Европыранним железным веком называется лишь его начало (т. е. галынтатская культура).

Несмотря на то, что железо — самый распространенный в мире металл, оно былопоздно освоено человеком, так как почти не встреча­ется в природе в чистом видеи его трудно отличить от других минералов. Первоначально человечеству сталоизвестно метеоритное железо. Способ получения железа из руды был открыт только во2-м тысячелетии до н. э.

Со­гласно одному из наиболее вероятных предположенийбыл впервые применен сыродутный процесс подчиненными хеттам племенами, жившимив горах Армении (Антитавра) в 15 веке до н. э., но еще длительное время железооставалось малораспространенным и очень ценным металлом. Распространениеметаллургии железа все же происходи­ло сравнительно медленно и в различныхстранах — в разное время.

Если в странах Передней Азии, Индии и Южной Европыона получила широкое распространение уже на рубеже II и I тысячелетий или впервые века I тысячелетия до н. э., то у племен Северной Европы переход кжелезному веку начался только с VII века до н. э., в Егип­те — с VI века, а встранах Дальнего Востока с VII — V вв. до н. э. Это зависело от известных в товремя источников сырья, от характера торговых и культурных связей, а также отряда исторических факторов.

Век каменный, бронзовый, железный. Химия. 9 класс. Разработка урока

Века по порядку каменный бронзовый. Железный век

Цель: обобщить и систематизировать полученные на уроках истории, химии и биологии знания учащихся о значении металлов в развитии человеческой цивилизации.

Задачи урока

  • развитие логического мышления;
  • привитие интереса к предмету, развитие любознательности, кругозора, заинтересованности в чтении дополнительной литературы;
  • формирование коммуникативных навыков;

Оборудование и методическое обеспечение урока:

  • Коллекции «Металлы и сплавы».
  • Учебная презентация по данной теме, выполненная на компьютере в программе Power Point, созданная учителем.
  • Карточки с викториной для самостоятельной работы учащихся.
  • О.С. Габриелян учебник «Химия 9 класс» Дрофа 2010 г.
  • О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов «Настольная книга учителя. Химия 9 класс» Дрофа 2002 г.
  • Мультимедиапроектор.
  • Компьютер.

Форма урока: изучение нового материала.

Meтоды обучения:

  • Словесный – формирование теоретических знаний.
  • Проблемно-поисковый – развитие самостоятельного мышления и исследовательских умений.
  • Индуктивный – умение обобщать, делать умозаключения, выводы.
  • Дедуктивный – умение анализировать.
  • Практический – развитие практических навыков при выполнении лабораторных опытов.

Задачи:

Образовательные:

  • опираясь па знания учащихся 5-го класса провести краткий экскурс в историю знакомства человека с металлами;
  • формирование знаний о физических свойствах металлов, значении металлов в жизни человека;
  • формирование практических навыков при работе с металлами, использование полученных знаний в повседневной жизни;
  • систематизация ранее полученных знаний о металлах.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования, интереса к истории и к химии, литературе и биологии.

Воспитательные: формирование естественно-научного мировоззрения.

Оборудование: колокольчик (медный, железный), кольцо (серебряное, золотое), деревянная палочка, коллекция металлов, магниты, проволока металлическая, подвергшаяся коррозии (или гвозди, коллекция монет).

II. Вступительное слово учителя химии

Слово металл известно всем с самого раннего детства. О его происхождении интересно пишет Л. Успенский в книге «Почему не иначе?»: «В одной из пьес А.Н. Островского изображена купчиха, которая больше всего боится «страшных слов», таких, как «жупел» и «металл».

Она очень удивилась бы, откройся ей происхождение этих роковых речений. Греческое «металлон» имело значение «земельные работы», «раскопки», а позднее стало значить «шахты», «рудники», «руда».

В латинском языке слово metallum уже получило смысл «руда и выплавляемый из неё металл» и оттуда в виде французского «металь» перекочевало к нам в Россию.

 Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, серебро, медь, олово, свинец, железо и ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности.

Очевидно, что из семи металлов человек вначале познакомился с теми, которые в природе встречаются в самородном виде. Это золото, серебро и медь.

Остальные четыре металла вошли в жизнь человека после того, как он научился добывать их из руд с помощью огня.

В древности и в средние века известные семь металлов соотносилось с числом известных планет: Солнце (золото), Юпитер (олово), Луна (серебро), Марс (железо), Меркурий (ртуть), Сатурн (свинец), Венера (медь). Алхимики считали, что под влиянием лучей планет в недрах Земли рождаются эти металлы.

Слайд 1 презентации

Сегодня очень трудно представить, что люди когда-то могли обходиться без металлов. Давайте представим на минуту, что металлы вдруг исчезли из употребления. Что откроется перед вами? Страшный, пустынный мир. С улиц исчезнут все машины, не будут летать самолеты и мчаться по рельсам поезда.

Вследствие разрушения всех подземных коммуникаций, на улицах наших городов будут зиять огромные ямы, провалы, трещины. Нет телевидения, радио, телеграфа и телефона – связь между континентами, странами, людьми становиться труднодоступной. Нет электричества – кругом воцаряется мрак и тишина.

В руках женщины каменная игла и каменный нож, а у мужчин – каменные топоры, палицы, деревянный лук. То есть мы вернемся к первобытному обществу, началу истории.

Слайд 2 исторический факт

История человечества охватывает огромный промежуток времени. Останки древнейших людей находят в Восточной и Северной Африке, их возраст – 2,5–3 млн лет. Чтобы удобнее было ориентироваться в этапах развития человечества, принято делить историю на каменный, медный, бронзовый и железный век, основываясь на том материале, из которого человек изготавливал орудия труда.

– Как вы думаете, почему именно наличие орудий труда свидетельствует о появлении человека?

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Для всякой работы делался свой инструмент. Скреблами снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами разрезали шкуры.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копье намного лучше деревянного. Так появились составные – из камня и дерева – орудия труда. Из камня делали наконечники стрел. Прикрепив заостренный камень к деревянной рукоятке люди сделали топор.

Затем они научились сверлить камень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко присаживался на рукоятку. Каменных орудий было больше, чем деревянных и костяных. К тому же все орудия труда делали при помощи каменных.

Время, когда люди пользовались ими, ученые называют каменным веком.

– Посмотрите на камни. Как вы думаете легкого ли было ими работать?

Самыми известными памятника Древнего мира являются египетские пирамиды – огромные каменные гробницы фараонов. Самую большую из них построили около 2600 г. до н.э. для фараона Хеопса.

Ее высота – около 150 метров (это примерно высота 50-этажного дома). На ее сооружение пошло два миллиона триста тысяч каменных блоков, средний вес каждого – две с половиной тонны.

Блоки уложены так плотно, что между ними не просунуть иголку.

Слайд 3 Факт из химии

Примерно 9 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые “камни” имеют необычный желтовато-красный цвет. При обработке они не раскалываются под ударами на части, а сплющиваются, изменяя свою форму. В таких “камнях” можно пробить отверстие. Попадая в огонь, они размягчаются и, застывая, принимаю! новую форму. Что это за “камни”? И камни ли это?

Первобытные люди поняли, что перед ними какой-то другой материал. Это металл. Это открытие было сделано в тех областях, где имелись залежи меди, лежащие на поверхности земли. Затем люди научились выплавлять медь из медной руды. Расплавленную медь заливали в форму и получали медное изделие нужного вида, например, топор.

Затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся – переплавить. Медными орудиями было удобнее работать каменными.

– Рассмотрите медную пластинку. Попробуйте ее согнуть.

Медь – мягкий металл, полому орудие из меди менее твердое, нежели заостренный кусок камня. Несмотря на это, медным топором срубали кусок дерева в три раза быстрее, чем каменным. Откуда это известно?

Российский ученый Сергей Аристархович Семенов поставил опыт. Под его руководством были изготовлены точные модели древних топоров – каменного и медного. Выбрали две сосны одинаковой толщины диаметром 25 см. Один из помощников ученого взял в руки медный топор, другой помощник – каменный. По часам засекли время и опыт начался.

Каменным топором удалось срубить дерево за 15 минут, а медным – за 5. Опыт повторили несколько раз и результат был тот же. Почему? Причина в том, что лезвие медного топора можно сделать более острым, чем каменного, поэтому оно глубже проникает в древесину.

Кроме того, медный топор при одинаковых размерах с каменным имеет большую тяжесть – это также облегчает обработку дерева.

Период в истории человечества, когда люди научились обрабатывать медь, принято называть медным веком.

В этот период мастера научились работать и с драгоценными металлами – золотом и серебром, изготавливать из них украшения, чеканить монеты. Эти металлы были дорогие, прочные и не портились со временем.

Но сначала вместо денег использовали просто кусочки золота или серебра: расплачиваясь, от слитка металла отрубали необходимую часть. Отсюда происходит название наших современных денег – рубль.

А первые золотые и серебряные монеты начали чеканить в Лидийском царстве, расположенном на западе полуострова Малая Азия, где имелись большие месторождения этих металлов.

Слайд 4 Биологический факт

– А знаете ли какое значение серебра в жизни человека?

– Да, серебро убивает бактерии. Примером является случай в войске А.Македонского. В поход знатные воины брали кружки из серебра, и они мало болели, а простые воины болели.

И серебро, и золото в период жизни фараонов использовали древние дантисты.

Шатающие зубы скреплялись со здоровыми зубами золотыми и серебряными проволочками.

Слайд 5 исторический факт

Медные орудия труда облегчали жизнь людей. Медь, как мы выяснили, металл недостаточно твердый. Поэтому люди стали добавлять к меди олово. Так получилась бронза, сплав, не уступающий по прочности камню. Так около 7 тысяч лет назад наступил бронзовый век.

Из бронзы стали делать оружие, щиты, ножи, лезвия для плугов и серпов, другие орудия труда. Из бронзы выплавляли роскошную посуду, вазы, статуи, украшения для дворцов и храмов. Из бронзы делают памятники. Один из самых известных памятников в нашей стране “Медный всадник”. Несмотря на название, сделан он все-таки из бронзы.

«Царь-пушка» – артиллерийское орудие (мортира), отлитое в 1586 г. русским мастером А. Чоховым. Масса ствола 40 т, длина 5,34 м, калибр 890 мм. Предназначена для обороны кремля (но из неё никогда не стреляли). Памятник литейного искусства 16 в. Установлена в Московском Кремле.

Бронза является одним из основных материалов скульпторов. Уникальные бронзовые творения, статуи и скульптуры (посмотрите рис. в учебнике на стр. 20).

Слово «бронза» произошло от названия небольшого итальянского городка Бриндизи на берегу Адриатического моря.

Слайд 6

По археологической классификации третий и последний период первобытной эпохи, характеризующийся появлением железных орудий, получил название железный век.

Он наступил 3–3,5 тыс. лет назад. Тысячи лет люди ходили по рыжевато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, нежели медь. Надо отметить, что в отличие от других металлов, например, меди, золота, серебра, железо в виде самородков в природе не встречается.

Правда, иногда железо падает на землю из космоса в виде обломков небесных тел (метеоритов). Поэтому некоторые древние народы называли железо “небесным камнем”. Но упавшего с неба железа было очень мало, и стоило оно намного дороже золота.

Например, в гробнице египетского фараона Тутанхамона найдено множество предметов из золота общим весом в несколько тонн и только три самых драгоценных предмета из железа: священный жук, браслет и кинжал.

В чистом виде железо – мягкий металл, и заменить бронзу оно не могло. Кроме того железо ржавеет. Посмотрите сплавы металлов: чугун и сталь.

-Биохимики открыли важную роль железа в жизни растений, животных и человека.

Входя в состав чрезвычайно сложно построенного органического соединения, называемого гемоглобином, железо обуславливает красную окраску этого вещества, от которого в свою очередь зависит цвет крови человека и животных.

В организме взрослого человека содержится без малого 3 г. чистого железа, 75% которого входит в состав гемоглобина. Основная роль гемоглобина – перенос кислорода из лёгких к тканям, а в обратном направлении – СО2 .

Железо необходимо и растениям. Оно входит в состав цитоплазмы, участвует в процессе фотосинтеза. Растения, выращенные на субстрате, не содержащем железа, имеют белые листья. Маленькая добавка железа к субстрату – и они приобретают зелёный цвет. Больше того, достаточно белый лист смазать раствором соли, содержащей железо, и вскоре смазанное место зеленеет.

Так от одной и той же причины – наличия железа в соках и тканях – весело зеленеют листья растений и ярко румянятся щёки человека.

– презентации учащихся «СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА» в которых, применяются металлы. (Колосс Родоский, Фароский маяк)

Учащиеся защищают свои презентации.

Викторина «Интересное о металлах»

  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров? (Серебро).

  2.  Отбросив три буквы подряд в названии крупного млекопитающего отряда хищных, получите название химического элемента І группы.

    (Медведь – медь)

  3. Заменив первую букву в названии химического элемента, получите название избыточно увлажнённого участка земли, заросшего растениями (Золото – болото)
  4. Отбросив две первые буквы в названии химического элемента, получите название дугообразно загнутой кости, входящей в состав грудной клетки. (Серебро – ребро)
  5. Какой металл может «болеть чумой»? (Олово).

  6. Почему называется бронза бронзой? (Название «бронза» происходит от итал. bronzo, которое, в свою очередь, произошло либо от персидского слова «berenj», означающего «медь», либо от названия города Бриндизи, из которого этот материал доставлялся в Рим)
  7. Какой ион металла есть у нас в крови? (Ион железа)
  8.  Кто автор произведения « Медный всадник»? (А. С.

    Пушкин)

  9. Какой металл символизирует Солнце? (золото)
  10. Какие металлы входят в состав бронзы? (олово и медь)

В заключение хочется сказать, что значение металлов в жизни человека велико как в далекие время, так и в сегодняшнее время.

Д/з: §4 читать. Приготовить презентацию о применении металлов в современном мире.

Из каменного века в железный век

Века по порядку каменный бронзовый. Железный век

Изучая историю цивилизаций можно увидеть, что общество переживает каждую из трех технологических эпох –каменный век, бронзовый век и железный век. Вот только разные народы проходили эти периоды в разное время.

Это стало очевидным, когда первые европейские моряки высадились в Северной и Южной Америке. Даже сейчас когда, космонавты уже летали в космос и высаживались на луне, многие племена индейцев живут так, как жили наши предки в каменном веке.

Они охотятся и ловят рыбу при помощи заостренных палок, некоторые из них даже не знают, как развести огонь, у них нет бумаги и орудий труда.

Зная о том, что они не умеют разводить огонь, сразу появляется вопрос, а нужен ли им вообще огонь. Ведь во влажных тропических лесах, климат мягкий круглый год. Всегда есть свежие фрукты и ягоды.

Даже если бы индейцы в тропиках решили приготовить для себя пищу на костре, им вряд ли удалось бы найти хоть одно сухое дерево для того, чтоб разжечь огонь. Поскольку у них не было необходимости разводить огонь, они вынуждены были жить в каменном веке.

Потому что именно костер натолкнул людей на мысль, что некоторые горные породы содержат металл, который можно выплавлять на огне из руды.

Человек каменного века прекрасно знал те земли, на которых он жил. Он знал каждый квадратный сантиметр своей территории. Он смог найти древесные ветви, которые можно связывать узлом, для того чтоб сделать молоток. Он обнаружил кремниевые осколки с острыми краями, которые причиняли боль, если на них наступить.

Также он понял, что кости животных можно было высушить и расколоть. Именно эти открытия потребовались человеку, чтоб научиться строить жилье, кроить и сшивать шкуры, чтоб изготовить для себя одежду и обувь. Даже когда были изобретены инструменты, и жизнь улучшилась, все равно было желание улучшать ее и дальше.

Может быть, однажды разворошив костер, человек нашел блестящий предмет, который вполне мог оказаться медью. Инстинктивно он начал бить по нему и с каждым ударом медный кусок становился ровней, после чего человек приступил к полировке. Полученный блестящий медальон разжег любопытство и тогда люди стали бросать породу в огонь и искать в пепле блестящие кусочки меди.

Так человек из каменного века перешел в бронзовый век

Возможно, прошло несколько столетий прежде, чем люди обнаружили чудо сплав, названный бронзой. Мы никогда не узнаем, появление сплавов произошло намеренно или случайно.

Однажды смешав расплавленную медь с расплавленным оловом, люди получили замечательный сплав, который и в наше время имеет массу применений в промышленности. Вероятно, что вера в алхимию появилась именно в то время. Люди поверили, что такой дешевый металл как свинец можно превратить в золото.

Представьте, что они подумали, когда получили сплав меди и свинца, скорей всего им пришло в голову, что у них вышел слиток золота.

Бронзовый век очень сильно изменил уклад жизни людей. Драгоценные металлы стали использовать в качестве средств обмена, разрешенных между деревнями, регионами и государствами. Это уже был на бартер, поэтому благодаря новой форме торговли появилось понятие о богатстве.

А где есть богатство, там есть и искусство. Как только открывали новый сплав или металл, его применяли для создания предметов искусства.

В бронзовом веке развивались инженерные технологии и архитектурная наука, появились прочные инструменты для производства и сельского хозяйства.

В каменном веке мостом человеку служило дерево, которое упало через ручей, а в бронзовом веке люди научились строить мосты с помощью инструментов, используя при этом знания математики.

В бронзовом веке были построены многочисленные храмы, и другие большие здания, что поспособствовало возникновению государств и империй. Египетские пирамиды, которые на самом деле являются гробницами фараонов, заполненными сокровищами, есть результат технологий бронзового века.

Но, не смотря на столь грандиозные успехи, основным недостатком бронзового века, было то, что медь, олово, свинец, золото и серебро распространены в ограниченном количестве.

Переход из бронзового века в железный век

У людей бронзового века было недостаточно металла для обработки. В прошлом, чтоб получить 1 унцию золота, необходимо было обработать тонну руды и найти самородки. Железо получило распространение, поскольку дефицит меди и сплавов провоцировал рост цен на металл.

В тот момент, когда медь сильно подорожала, люди стали заниматься выплавкой чугуна. Железо быстро распространилось по всему миру. Красные скалы свидетельствовали о том, что в них содержится железо, но первым источником железа стали метеориты, которые люди находили на земле.

Руда также встречалась на болотах и в залежах глины.

Температура плавления меди 1083 ° C, а температура плавления железа 1839 °  C. Для того чтоб добиться достаточно высокой температуры людям пришлось из древесины делать древесный уголь, который представляет собой практически чистый углерод.

Уголь необходимо было сжигать при дополнительном доступе воздуха, что можно было обеспечить за счет установки обычного воздушного насоса. Железо по своим свойствам гораздо прочней бронзы. Для его изготовления потребовалось абсолютно новое мышление.

Получение железа является настоящим производственным процессом.

Считается, что искусство ковки зародилось во времена расцвета хеттской империи, которая находилась на территории современных Сирии и Ирака. Это был примерно 1700-1200 год до н. э.

Хотя это было на 3000 лет раньше, чем люди сделали в Англии железный мост, сам процесс мало изменился с тех пор. Благодаря использованию железа, люди поняли, что они могут делать все лучше, больше, прочней и быстрей.

Промышленная революция стала кульминацией железного века, но ее бы не было, если бы не было ковки и кузнецов.

В наше время для производства современных круизных лайнеров и самолетов используются тонны стали. Не смотря на то, что для их производства применяют различные металлы и сплавы, сама технология представляет собой знания, которые были известны в далеком прошлом.

По мнению футурологов сейчас мы вступили в новую эпоху компьютерных технологий, которую можно назвать силиконовым веком.

Если это на самом деле так, то силиконовый век начался в 1801 году, когда инженер Джозеф Жаккард впервые изобрел ткацкий станок, управляемый при помощи компьютера и перфокарт.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.