Василий Кинешемский, свт.

Василий Кинешемский. Как старуха предсказала его будущее

Василий Кинешемский, свт.

Однажды, когда Вениамина принесли крестить, то к его родителям подошла старушка. Она, взглянув на мальчика, сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло.

Василий Кинешемский — это епископ Русской Православной церкви. В 2000  году он был причислен к лику святых в чине святителя. Кем же он был, и почему прославился?

Василий Кинешемский родом из города Кинешме. alexandr-hram.ru

Василий Кинешемский родился в 1876 году в городе Кинешме Костромской губернии. Он родился в семье священника. Его мать и отец были хорошими и благочестивыми людьми, именно им он обязан своим христианским воспитанием.

Чистый ум, сердце, а также молитва — это был смысл и цель земной жизни его родителей. Уже с детства родители хотели оградить своих детей от влияния мира. Пытались они это сделать, потому что знали, что вырваться из терний грехов и страстей уж очень тяжело, особенно когда корни уже слишком глубоко вросли.

На протяжении всей жизни мальчика его строение жизни было подобно монашескому. Тогда для ребенка было большой отрадой посетить нищих и странников.

Мальчика в миру звали Вениамином. Однажды, когда его принесли крестить, то к ним подошла старушка, после чего взглянув на мальчика, она сказала, что это будет великий человек. И действительно так и произошло. После того, как Вениамин окончил гимназию, он поступил в Киевскую духовную академию. В 1901 году он закончил ее со степенью кандидата богословия.

В миру Василия Кинешемского звали просто Вениамином. true-orthodox.narod.ru

После этого он был определен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В это время он очень интересуется христианским подвигом, поэтому пишет диссертацию, после которой он получает степень магистра богословия.

В Воронеже Вениамин находится до 1910 года. Уже тогда он знал древние европейские языки, поэтому для того, чтобы более углубленно их изучить, он уезжает в Англию. С 1910 по 1911 год, он проживает в Лондоне. После того, как он вернулся в Россию, он становится преподавателем иностранных языков и всеобщей истории в Миргородской мужской гимназии.

Затем в 1914 году Вениамин решает приехать в Москву, и там устроится преподавателем латинского языка. Преподавательская деятельность настолько увлекла Вениамина, что он решил окончить педагогический институт. Но Господь распорядился немного иначе.

Вениамин дает обет Богу стать монахом и служить Ему до конца своих дней

Однажды Вениамин приехал к своим родственникам в гости. В тот день, он решил вместе с друзьями покататься на лодке по Волге. Но когда  они были далеко от берега, лодка случайно перевернулась.

Вениамин же стал молиться и просить Господа о том, чтобы он сохранил ему жизнь. В просьбу на это он обещал посвятить себя служению Русской Православной церкви.

В тот же самый момент он увидел толстую длинную доску и ухватился за нее.

Вениамин дает обет Богу на свое спасение от смерти

Вскоре после этого случая Вениамин решает переехать на свою родину. В 1917 году он поступил псаломщиком в Вознесенскую церковь. В то время тогда там служил его отец. Так как Вениамин дал обет Богу, он стал ходить и проповедовать в других храмах и его окрестностях. После этого он решает приступить к созданию православных кружков, где уже более подробно начинает изучать Священные Писания.

В 1917 году Василий становится псаломщиком в храме своего отца. pravmir.ru

В 1920 году Вениамина рукоположили в священники. Рукоположение совершил митрополит Серафим. Спустя некоторое время умирает его отец. И он принимает решение постричься в монахи с именем Василий, в честь Василия Великого. В 1921 году он был хиротонисан во епископа. Это еще больше усиливает его подвижнические труды.

Он отказался от своей собственности и поселился на окраине города в небольшой баньке. Банькой этой владела вдова Анна Александровна Родина. Никакой обстановки в этом месте владыка Василий не имел. Спал он на полу. Свой подвиг он тайно скрывал от посторонних людей.

Епископ Василий помимо церковных служб, часто проповедовал

Также епископ Василий, помимо церковных служб, и проповедовал. Он приходил к тем людям, кто сильно нуждался в его помощи со словом утешения. Он посещал монастыри, основанные им кружки.

В дни больших праздников, он служил в соборе, а в четверг он служил в Вознесенской церкви. Множество народу приходило на эти службы.

Многие люди приходили и отстаивали службу до поздней ночи, а на утро шли на работу, именно настолько была велика благодать его церковной молитвы.

  Очень часто его миссионерская деятельность вызывала у советской власти большое беспокойство. Но повода для его ареста не было.

Иногда в храм владыки стали приходить люди, которые задавали ему искусители вопросы, чтобы привести в замешательство, но владыка предвидел, что люди такие будут. Он заранее давал ответы на многие вопросы. После этого такие люди покидали храм, ничего не спросив.

На проповеди владыки Василия собиралось огромное количество народу, настолько сильна была его молитва. 3.bp.blogspot.com

Владыка Василий оберегал свою паству от всякого заблуждения и всякого зла. Если же он узнавал, что один из его духовных детей, получал какие-либо плохие мысли, то он спешил посетить этого человека.

В 1922 году началось обновленчество. Обновленцы захватывали храмы, стали сгонять православных священников. Советская власть стала предавать людей на заключение и смерть. После получения звания епископа, Василий познакомиться со своим будущим келейником Александром Павловичем Чумаковым. Именно с ним он разделил трудности изгнания и тюрьмы.

В 1923 году василия арестовали, и отправили в ссылку на 2 года

10 мая 1923 года его арестовали, а затем сослали в Зырянский край на 2 года. После этого туда приехал и его келейник. Когда ссылка закончилась, Василий решил вернуться в свой родной город. Когда он возвращался, он оповестил своих духовных детей о том, что он возвращается обратно, тогда же они стали собираться и приходить к нему в Вознесенский храм.

До самой поздней ночи епископ Василий исповедовал. У многих людей были вопросы, на которые он отвечал. В 1926 году советская власть была обеспокоена тем, что храм снова стал укрепляться, и тогда епископа Василия попросили покинуть город. Тогда же его келейник предложил ему уехать в деревню, чтобы там пережить это тяжелое время. Он согласился.

Буквально за 2 недели его келейник поставил небольшую дом, а в доме установил престол. Они стали совершать в нем ежедневные богослужения.

Никто из посторонних не присутствовал на службах, потому что рядом был православный храм, где служил другой священник. Таким образом, епископ прожил полгода. Затем они отправились в Нижний Новгород.

Он, митрополит Сергий и епископ Александр участвовали в хиротонии митрополита Николая. Когда же ему предложили место на Вязниковской кафедре, Василий согласился.

На Вязниковской кафедре епископ Василий продолжил свое дело — собирал православные кружки.

Вскоре митрополит Сергий был арестован, Василия назначили на Ивановскую кафедру. Но он не успел в ней послужить, так как власти вернули Василия обратно, в свой родной город. Там он прослужил несколько лет, и снова потребовали его уезда. В 1927 году владыка приехал в Кострому, где прожил 1 год.

В 1928 году Василий решил поехать в Ярославль, для переговоров с митрополитом Агафангелом. Где он решил предложить ему остаться в Ярославле деканом. Василий решил принять это предложение. Но примерно в том же году, он вернулся в Кинешму и через месяц был арестован. Когда он находился в Ивановской тюрьме, он был приговорен к 3 годам ссылки.

Тюремным этапом он был отправлен в небольшую деревушку. Здесь он поставил небольшую дом, в котором ежедневно совершал богослужения. Его келейник подрабатывал тем, что ловил рыбу. Работа в лесу была очень тяжелой. Разговаривали они друг с другом другу очень редко.

Так прошло 3 года, и когда кончался 4 год, владыка Василий понял, что он останется здесь навсегда. Когда он стал просить у местных властей разрешения остаться, то власти его все равно гнали. Василий понимал, что нигде нет ему места. В 1932 году он приезжает в Орел.

В 1933 году василий был приговорен к пяти годам заключения в трудовой лагерь

В 1933 году Василий был приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Вместе с ним были приговорены и другие священники.

В 1938 году его освободили из Рыбинского лагеря. Он поселился в самом Рыбинске у одной хозяйки, которая предоставила ему отдельную комнату. В последние годы, он очень часто был арестован, и заключен в тюрьмы и лагеря.

Последние годы своей жизни Василий проживал в Рыбинске у одной хозяйки, которая дала ему свою отдельную комнату. svtvasilkineshemskiy.narod.

ru

В конце его жизни, он был отправлен в глухое сибирское село. Все эти подвижнические труды и заключения сильно подорвали его здоровье. Он начал сильно болеть, вскоре с ним случился частичный паралич.

Василию было очень трудно передвигаться, и ему требовался уход.

Когда Василий почувствовал свою смерть, он попросил прочитать ему канон

Когда епископ Василий почувствовал приближение смерти, он позвал хозяйку комнаты, и попросил прочесть ее канон на исход души. Когда хозяйка дочитала, то на последний молитве владыка отошел ко Господу.

От епископа Василия остались «Беседы на евангелие от Марка» — это единственное его духовное наследие. В 1981 году архиерейский собор русской православной церкви канонизировал святителя Василия в лике священномученика.

В 1981 году архиерейский собор канонизировал святителя Василия в лике священномученика. zvezdica.ru

В 1985 году были обретены его мощи и переведены в Москву. В 1933 году святитель Василий был причислен к лику чтимых святых Ивановской епархии.

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась

Деканонизация Василия Кинешемского не проводилась. В 2014 году в его родном городе, в Кинешме, был открыт музей в честь святителя Василия Кинешемского. Адрес: город Кинешма, улица Дудникова, дом 17.

Комната-музей в Кинешме в честь Василия Кинешемского. pbs.twimg.com

Василий Кинешемский

Василий Кинешемский, свт.

Вениамин Преображенский, будущий епископ Василий Кинешемский, родился в январе 1876 года в семье настоятеля кинешемской Вознесенской церкви священника Сергия Преображенского и получил в крещении имя Вениамин. Вознесенский приход был по-настоящему родным для Преображенских — и отец, и дед матери будущего архиерея, Павлы Капитоновны, служили в этом храме.

Поначалу в жизни Вениамина всё складывалось более чем обычно: Кинешемское духовное училище, Костромская духовная семинария, Киевская духовная академия — вот первые образовательные вехи в его судьбе. Однако далее начались «уклонения» — по окончании академии Вениамин Сергеевич был определен преподавателем в Воронежскую семинарию, где, кажется, почувствовал в себе педагогическое призвание.

Хорошо зная европейские языки, в 1910 году Василий Кинешемский уехал в Лондон для ознакомления с современными педагогическими системами. В Англии будущий епископ Кинешемский провел два года, увлекшись идеями скаутизма.

По возвращении он три года преподавал в Миргородской семинарии, а в 1914 году, еще раз побывав в Лондоне, перебрался в Москву — преподавателем Петровской гимназии. Тогда же он окончил педагогический институт и активно занялся формированием скаутских организаций.

Дальнейшее как будто уже было предопределено.

Василий Кинешемский – начало исповеднического пути

В 1917 году Вениамин Преображенский резко изменил свою жизнь — тут начало его исповеднического пути.

Житие святителя Василия Преображенского предлагает такую версию случившегося с ним. В том самом 17-м году, когда рухнула Российская империя, он, приехав в Кинешму, с некоторыми знакомцами решил покататься на лодке по Волге.

На середине реки лодка перевернулась, и ждала Вениамина Сергеевича неминуемая смерть, но он взмолился, прося Господа сохранить его живым и дав обет посвятить себя в таком случае служению Церкви. Тут же утопающему подвернулась толстая доска, спасшая его.

Сюжет — почти канонический, вполне в духе житийной литературы.

Но существует и иная версия.

Протоиерей Сергий Щукин (1891—1977), знавший Василия Кинешемского в те времена, вспоминал, что тот, став свидетелем трагических событий, развернувшихся в Москве в октябре 1917 года (штурм Кремля, гибель юных юнкеров), заговорил о том, что всеобщее озверение стало следствием отпадения большой массы народа (и интеллигенции в том числе) от Церкви и в конечном счете от Бога. Как страшный грех он воспринял и собственный отказ от священничества, к которому был предназначен фактом своего рождения и полученным духовным образованием. Принеся покаяние, Вениамин Сергеевич тогда же отправился Кинешму и поступил псаломщиком в родную ему Вознесенскую церковь.

Василий Кинешемский – епископ

В 1920 году Преображенского рукоположили в священники, чуть позже он принял монашеский постриг с именем Василий, а в сентябре 1921 года был возведен в сан епископа Кинешемского. Как видим, свое архиерейское служение владыка начал в самый разгар атаки богоборцев на Церковь.

Этой атаке епископ Василий как мог мужественно противостоял, главной своей задачей видя христианское просвещение народа, пребывавшего, несмотря на все официальное христианство, во мраке невежества, — в своей епархии он принялся за организацию кружков по изучению Священного Писания.

Жизнь при этом вел совершенно аскетическую — поселился на окраине Кинешмы в баньке у вдовы-солдатки, спал на голом полу, собственности никакой не имел.

В 1922 году, когда власти массово передавали храмы обновленцам, епископ Василий повелел сохранившим верность канонической Церкви священникам, лишенным храмов, служить на площадях. На богослужения, совершаемые кинешемским архиереем в Успенском соборе и Вознесенском храме, собиралось множество людей. Одна из его прихожанок вспоминала:

«Ах, как он говорил! И просто, и умно, и вдохновенно, и красиво! Он приводил примеры не только из жития святых, а из нашей литературы, и из своих заграничных поездок. Он призывал к вере в Бога, к покаянию, совершению добрых дел — всему, что положено у христиан. Слушать его ходили и неграмотные старухи, и образованные люди».

Гонения епископа Василия Кинешемского

Богоборческие власти такое, конечно, долго терпеть не могли. В мае 1923 года епископа Василия арестовали и, по рассмотрении его «дела», сослали на два года на Вычегду, в Зырянский край.

С этих пор и до самой кончины жизнь святителя превратилась в чреду арестов, тюремных заключений и вынужденных по большей части перемещений по всей стране. Вот география этих «путешествий»: Галичский уезд Костромской губернии.

Сэров, Дивеево, Нижний Новгород, Вязники, Кострома, Ярославль, Иваново, Уральская область, Орел, Рыбинск, Углич…

Кинешму епископ Василий не забывал и периодически возвращался в нее — в последний раз свободным человеком он жил в городе в 1928 году. Тут у него было много почитателей. Сохранились воспоминания духовной дочери святителя Е. А Фирсовой о своей последней беседе с архипастырем, состоявшейся в Кинешме. На вопрос: «Как нам жить дальше, как спасаться?» — владыка тогда ответил:

«Служить ближним с любовью в Боге… При служении ближнему не должно быть симпатий. Делайте любое дело добросовестно. Молитесь. Найдите себе духовника. Хотя бы один раз в году исповедуйтесь и причащайтесь Святых Таин. Каждый из нас обязан работать там, где он поставлен Богом. Лучше служить ближнему в детских яслях, больницах…»

Свой проповеднический опыт епископ Василий обобщил в фундаментальном труде «Беседы на Евангелие от Марка», написанном в 1926—1927 годах. Книга эта нисколько не устарела и сегодня вполне способна «перевернуть» читающего ее человека.

Смерть Василия Кинешемского

В последний раз святителя арестовали в 1943 году. Документы свидетельствуют, что конфискованного имущества у него тогда обнаружилось: «ветхий подрясник, икона, деревянный крестик, детская игрушка, кожаный ремень, расческа». Больше ничего!

Следствие велось жестко, престарелому архиерею, страдавшему сердечной болезнью, сутками не давали спать и вынудили его признаться в «антисоветской деятельности». Приговор — пять лет ссылки в Красноярский край. Около года он провел в селе Бирюлиссы в двухстах километрах от Красноярска, где 13 августа 1945 года тихо отошел к Господу.

Сейчас мощи святителя Василия Кинешемского находятся в Троице-Успенском кафедральном соборе Кинешмы и почитаются главными святынями храма, также Василий Кинешемский почитается как небесный заступник города.

Святые Русские.

Житие Василия Кинешемского

Василий Кинешемский, свт.

Жестокие гонения со стороны советской власти дали Церкви много новых прославленных святых, в сонм которых вошел также епископ Кинешемский Василий (Преображенский). Как и другим священникам, жившим и служившим в то непростое время, владыке пришлось перенести жесточайшие допросы, лагеря, ссылки.

Житие

Владыка Василий, в миру Вениамин Сергеевич Преображенский, родился в 1876 году в семье, принадлежавшей духовному сословию, — его отец был священником. Местом появления на свет будущего святителя стал городок Кинешме Костромской губернии.

Формирование религиозного мировоззрения

Главную роль в формировании Владыки как будущего служителя церкви сыграли его родители. Они старались всеми силами защитить своих детей от развращающего влияния мира, зная, как трудно удалить из души грехи и страсти, если те уже проросли там. Мальчика с самого рождения окружала атмосфера, подобная монашеской.

Святитель Василий Кинешемский

Его родители, благочестивые и набожные люди, выходили в город лишь по необходимости. Во внутренний мир семьи не проникала суета окружающей жизни, — новости, пересуды, пустые разговоры оставались где-то далеко, за стенами дома. Это сформировало в мальчике сосредоточенность, углубленность в себя.

Весь дальнейший образ жизни Вениамина строился типично для выходцев из священнического сословия. Он отучился в духовном училище своего города, затем окончил семинарию в Костроме, был студентом и Киевской духовной академии. Получил степень кандидата богословия, а затем и магистра.

На заметку! Будучи преподавателем Воронежской семинарии, написал труд «О скитском патерике», за что и удостоился этого звания.

Увлечение светской жизнью

Несмотря на монашеское воспитание и глубокое духовное образование, Вениамин интересовался вполне земными вещами и хотел пройти свой жизненный путь как светский человек. Хорошо владея многими иностранными языками, для более углубленного их изучения, а также всей европейской культуры, он уехал в Англию, и 1910-1911 года прожил в Лондоне.

После своего возвращения устроился преподавателем истории и языков вначале в гимназию города Миргорода, а затем и в Москву. Вскоре Вениамин окончательно решает свою жизнь посвятить воспитанию подрастающего поколения, заканчивает педагогический институт и его дальнейшие планы становятся неразрывно связаны с этим видом деятельности.

Но Господь решает устроить все иначе.

Призыв Бога к служению церкви

Однажды, приехав в Кинешму навестить родителей, Вениамин отправился покататься на лодке по Волге. Он был не один, вместе с друзьями. Почему-то лодка внезапно перевернулась и все оказались под водой.

Вениамин взмолился, прося Господа о даровании ему спасения и взамен обещая посвятить остаток своей жизни служению церкви. Бог дал ему возможность ухватиться за проплывающую мимо доску и добраться до берега.

Все остальные участники прогулки погибли.

После всего произошедшего, а также пережив потрясение революцией, Вениамин в 1917 году окончательно вернулся в свой родной город. Поступил псаломщиком в церковь, в которой до сих пор продолжал служить его престарелый отец.

Исповедник Василий, епископ Кинешемский

Будущий святитель развернул в Кинешме и прилегающих населенных пунктах широкую просветительскую деятельность. Открывал православные кружки, основным предназначением которых было детальное изучение Священного Писания. Прививал народу точное и глубокого его понимание, преподавал Закон Божий и детям.

Епископство

В 20-м году, преодолев сорокалетний рубеж, Вениамин был рукоположен во иерея, через год стал монахом, а вскоре после этого прошел и архиерейскую хиротонию во епископа Кинешемского.

Подвижнические и проповеднические труды

Жизнь владыка вел предельно скромную и простую, с величайшим благоговением относился к богослужению. Он поселился в небольшой баньке, принадлежавшей одной благочестивой женщине.

Место это было на окраине города, небольшое и ветхое строение ютилось вдали от суеты и внимания людей. Жил в отказе от самого необходимого, нес тяжелые подвижнические труды, лишения.

Постелью святителю служил голый деревянный пол, а вместо подушки он клал полено.

Ежедневно владыка нес огромный труд. Служил в церкви, исповедовал, проповедовал, принимал всех тех, кому нужна была его помощь и совет. Навещал монастыри, кружки, которые он организовал по всей территории епархии.

Интересно! Проповеди святителя привлекали в храм множество людей. Многие из них настолько пленялись его проникновенными речами, что совершенно менялись.

Иные, подражая святителю, полностью посвящали свою жизнь служению Господу и ближним, раздавали свое богатство неимущим и бедным.

Когда разразился в Нижнем Поволжье голод, оттуда стали вывозить детей-сирот в детские дома. Владыка в проповеди призвал взять этих детей к себе. И сам, подавая пример, взял попечительство над пятью осиротевшими девочками.

Крестьяне настолько впечатлились примером святителя, что многие приняли детей в свои семьи.

Икона святителя Василия, епископа Кинешемского

Свет веры, исходивший из сердца владыки, достигал и неверующих людей. Какое бы ни было отношение человека к вере и церкви, каждый чувствовал, что слово, произнесенное епископом Василием, соответствует внутренним потребностям души, дарует ей жизнь и смысл происходящего с ней.

Противостояние обновленческой церкви

Как добрый пастырь он оберегал своих прихожан от всякого греха и заблуждений. В 1922 году появилось еретическое направление в церкви — обновленчество. По всей стране захватывали храмы, изгонялись из них православные священники и архиереи, которых безбожные власти преследовали и обрекали на заключение и смерть.

Владыка, несмотря на то что многие храмы были захвачены, благословлял священников не бросать своих прихожан, а богослужения проводить на площадях. Сам он поступал так же. И на эти богослужения стекалось огромное количество народа.

Конечно же, подобная настойчивость и упорство святителя вызывала у властей недовольство, обеспокоенность.

Поэтому через два года, которые епископ Василий провел в служении на Кинешемской кафедре, он был приговорен к ссылке в Зырянский край.

Богословские труды

Проповеди владыки всегда находили отклик в душах самых разных людей, меняли их образ мышления и жизнь.

Вдохновенная речь пастыря стучится и в сердца современных людей и сейчас со страниц книги «Беседы на Евангелие от Марка», которая вышла из-под пера епископа Василия, и считается лучшим его произведением.

И несмотря на то что написана в первой половине прошлого века, до сих пор востребована православными читателями.

Книга В. Кинешемского «Беседы на Евангелие от Марка»

Трудно оценить глубину смысла Священного Писания без мудрого руководства со стороны опытного наставника.

Епископ Кинешемский, всесторонне изучив и применив на практике многие постулаты православной веры, передает накопленный опыт и знания своим читателям.

Евангелие он рассматривает как основу духовного, нравственного бытия человека, поэтому книга получилась как своеобразный самоучитель духовной жизни для верующих христиан.

Живя в условиях гонений, епископ Кинешемский не смог в полной мере реализовать себя в издательской, просветительской или другом виде церковной деятельности. Но он сделал намного большее, — отдал свою жизнь для укрепления Церкви, стал ее молитвенным заступником в неведомых обителях духовного мира.

Тюремные мытарства

Далее следовали одни за другим аресты, тюрьмы, ссылки. Но и тогда не оставлял владыка своих духовных чад и поддерживал их письмами. В промежутках между ссылками служил, проповедовал, принимал исповеди, и в итоге получал очередной приговор за свой миссионерский подвиг.

  • Летом 1925 года, когда владыка из ссылки вернулся в Кинешму, вокруг него вновь закипела духовная жизнь. Властей беспокоило присутствие его в городе и ему приказали покинуть город. Вместе со своим келейником, который сопровождал его в ссылках, святитель поселился в деревне.
  • 1926 год — назначен епископом Вязниковским, во Владимирской епархии. Здесь закончил работу над «Беседами на Евангелие от Марка». Весной следующего года был выслан из Вязников обратно в Кинешму.
  • 1927 год — возглавил Ивановскую епархию, но к управлению так и не приступил. Власти выслали его в Кострому.
  • 1928 год, ноябрь — ссылка на Урал, в деревню Малоречка Екатеринбургской области, где ежедневно проводил богослужения.
  • 1932 год — вернулся из ссылки и поселился в г. Орле, где прожил почти два года.
  • 1933 год — осужден на 5 лет, провел их в ИТЛ под Рыбинском, помогая строить канал. Его верный келейник попал в лагерь под Мурманском.
  • 1938 год — освобожден, поселился вначале в Рыбинске, а затем перебрался в с. Котово Ярославской области. Устроил храм в бане, тайно служил в нем и собирал людей, организовал кружок единоверцев.
  • 1943 год, ноябрь — сослан в Красноярский край.
  • 1945 год, 13 августа — скончался там же, в с. Бирилюссы.

Помнят и чтут владыку в его родном городе. В Кинешме действует музей, где можно посмотреть личные вещи святителя, которые долгие годы хранились в семьях духовных чад. Среди них кадило, ряса, несколько рукописей и другие предметы быта.

Важно! Мощи владыки находятся там же, в кафедральном соборе и считаются главной святыней храма.

Самого епископа Кинешемского жители города горячо и искренно почитают как своего небесного покровителя.

Действует благотворительный фонд, созданный с целью сохранения его наследия.

В день памяти святителя, отмечаемого ежегодно 13 августа, широко проходят епархиальные торжества, крестный ход, массовое посещение музея и концерты.

Святитель Василий Кинешемский о несении креста и доверии Богу

Святитель Василий Кинешемский: О «подвигах», доверии и червоточине

Василий Кинешемский, свт.

20 июня – память Собора Иваново-Вознесенских святых. В 2000 году епископ Василий Кинешемский был причислен Церковью к лику святых. Вот несколько отрывков из любимой всеми книги святителя Василия «Беседы на Евангелие от Марка».

Епископ Василий (Преображенский) был родом из Кинешмы, на Волге, в нынешней Ивановской области. Отец его был священником.

Сын Вениамин (так звали будущего епископа) получил отличное образование, много бывал за границей, преподавал в средних школах.

Он был одним из основателей и руководителей движения скаутов в дореволюционной России – движения молодежи к добрым качествам, к борьбе с недостатками, к служению ближним и своей стране.

 Уже немолодым человеком Вениамин вернулся в родную Кинешму и стал священником в том самом Вознесенском храме, где служил его отец. Этот храм открыт и сегодня. Вскоре он принял монашество, получил новое имя – Василий – и был поставлен епископом города Кинешмы. Первой его заботой было просвещение жителей, борьба с невежеством, грехами и предрассудками. Народ сразу полюбил нового епископа.

…Почти всю свою оставшуюся жизнь епископ Василий провел в тюрьмах, лагерях и ссылках. Но и там он не падал духом, оставался верен Христу и Его Церкви, помогал людям, чем мог. Его сочинения и письма до сих пор служат нам источником знания и вдохновения.

Я помню одного странника. Высокий, сухой, но еще крепкий, жилистый старик. Он носил под рубашкой на голом теле страшно тяжелую двойную цепь, наглухо заклепанную на груди и на спине. Его шапка представляла собой тяжелую свинцовую чашку фунтов в пятнадцать, обшитую вылезшим мехом.

Длинная, выдолбленная внутри палка была тоже налита свинцом. Всегда он носил на себе не менее двух пудов. Его тяжелая, мерная походка под аккомпанемент звякающих цепей была слышна издалека. Плечи до кости были проедены тяжелыми цепями, и носить их было, несомненно, настоящим мучением.

Свтятитель Василий Кинешемский

В народе он пользовался громадным уважением.

Но одна черта ставила его подвиг под сомнение: он любил, когда останавливался в крестьянских избах, чтобы его почитатели ощупывали его цепи, взвешивали на руках его шапку и посох, и если никто не догадывался этого сделать, он приглашал сам: «Подь-ка, посмотри, какие на мне вериги!» Уважение и удивление людей доставляли ему несомненное удовольствие.

Он умер без покаяния, скорбною смертью. …Сам по себе подвиг, выставленный напоказ, несмотря на всю свою трудность и мучительность, уже терял всякое нравственное величие.

В нем было не более достоинства, чем в фокусах странствующего комедианта, который на потеху толпе ест резиновые калоши и толченое стекло.

И в том и в другом случае люди стремятся разными средствами возбудить удивление толпы и заставить о себе говорить.

Терпение, настойчивость, внимание

Помню из времен далекого детства: на окне у нас стоял цветочный горшок,и в нем пышный душистый жасмин.

Когда на нем появлялись первые бутоны, у нас часто не хватало терпения дождаться, когда они развернутся белыми, благоухающими цветами; и в нетерпении мы часто расковыривали бутон, освобождая нежные лепестки от зеленой покрышки, цветок развертывался, к нашему восторгу, нежный, ароматный, но увы!… ненадолго. Обыкновенно к вечеру того же дня он съеживался, блек и погибал, и уже ничто не могло оживить его.

Так и в духовной жизни: искусственно форсировать ее – значит губить. На пятый этаж сразу не вскочишь: надорвешься! Надо идти по лестницам, ступенька за ступенькой, через все этажи, начиная с первого. Духовная жизнь, как цветок, требует постоянного внимания и длительного ухода; нужны настойчивость и непрерывная работа над собой.

Червоточина в душе

Однажды давно-давно на одной из голландских верфей строился корабль. Для киля, или для основной балки, к которой прикрепляются ребра – шпангоуты, нужно было найти хорошее, длинное, крепкое бревно. В грудах леса, сложенного на дворе верфи, два рабочих нашли одно, казавшееся, на первый взгляд, подходящим.

– Вот, – сказал один из них, – хорошее бревно! Возьмем его…

Но другой внимательно осмотрел бревно и покачал головой.

– Нет, – возразил он, – это не годится!

– Почему?

– Видишь здесь маленькую червоточину? Это признак, что черви уже завелись тут…

– Вот пустяки… Что значит такая маленькая червоточина для такого громадного прочного бревна. Ее едва заметишь… Возьмем!

Они немного поспорили. Наконец более осторожный уступил. Бревно взяли и из него сделали киль нового корабля.

Несколько лет благополучно плавал по морям новый корабль. Он был легок, прочен и не боялся бурь. Все любовались им.

Но в один прекрасный день среди совершенно ясной и тихой погоды он вдруг без всякой видимой причины пошел ко дну. Когда в море спустились водолазы, чтобы осмотреть его, они нашли, что дно корабля было проедено червями.

За годы плавания черви размножились и источили все дерево. Маленькая червоточина оказалась роковой для громадного судна.

Так и в душе. Один червячок греха, если его не истребить вовремя, может размножиться в громадном количестве, порождая новые пороки, захватывая все стороны души и подтачивая ее здоровые ткани.

Из любви к человеку

Около 1050 года в Ростовской земле, населенной в то время полудикими и жестокими язычниками, проповедовал слово Божие святитель Леонтий. Изгнавшие до Леонтия с побоями и мучениями двух епископов, эти варвары недружелюбно встретили и его.

Они стали всячески оскорблять и поносить нового святителя и проповедника христианства и наконец изгнали и его.

Но Леонтий не падал духом и не оскорблялся этим; он знал и видел, что и у этих варваров в глубине души скрыта искра Божественного огня, которую надо только суметь бережно вскрыть и возжечь.

Леонтию советовали оставить дикарей.

– Смотри, какие они упорные язычники, – говорили ему.

– Не отступлю я от этих язычников, – отвечал Леонтий, – они делают нам зло, а мы будем отыскивать в них добро, и этим добром скоро победим зло.

И несмотря на грозившую ему опасность, он остался жить близ Ростова, около потока. К нему из любопытства заходили сперва дети язычников, а потом и взрослые.

Леонтий принимал их ласково и любовно и дарил им что мог, причем, улучив минутку, рассказывал своим гостям о Боге, Который все сотворил и обо всем промышляет, Который любит всех людей, особенно добрых и мирных; рассказывал об Иисусе Христе Сыне Божием, приходившем в мир, чтобы научить людей любить Бога и друг друга.

Такая, кроткая, незлобивая проповедь скоро привлекла к нему много язычников, и они стали приходить к нему тысячами. Об этом узнали самые завзятые и закоренелые язычники. Они во главе со жрецами явились к святителю с дрекольями и луками, чтобы умертвить его. Но Леонтий бесстрашно вышел к ним навстречу и стал хвалить их ревность, с какой они защищают свою веру.

– За это я вас люблю, – сказал святитель, – и молюсь за вас Богу, чтобы Он скорее просветил вас светом истинной веры.

Видя такую кротость и незлобие, разъяренные язычники скоро успокоились и тоже стали слушать проповедника. С тех пор влияние святителя Леонтия становилось все более и более неотразимым. А к концу жизни святителя, около 1073 года, этот край считался уже в числе просвещенных светом Христова учения.

Эту любовь и кротость в отношениях к разномыслящим Православная Церковь определенно предписывает всем верующим.

На чем держится доверие?

Один путешественник был чрезвычайно удивлен, когда, сдав на станции ручной багаж железнодорожному носильщику, он не получил от него никакой квитанции.

– Как же я получу назад свои вещи? – спросил он.

– Очень просто: зайдете в багажный вагон и возьмете.

– У вас такие порядки?

– Да.

– Ну а если кто другой возьмет мои вещи?

– Будьте спокойны. Этого здесь не бывает.

– Как странно… но ведь это все-таки возможно? Послушайте, а если я пойду и возьму вместо своего чужой чемодан?

– Чужой? Да на что же он вам?

– Ну… ну, если он мне больше понравится?

– То есть украдете? – прервал носильщик резко. – Ну, на это есть суд!

И он повернулся с негодованием, давая понять, что порядочным людям и говорить об этом неприлично.

Во многих местах хозяева, уходя, не запирают дверей своих домов. До такой степени редко здесь воровство!

Какую грустную противоположность этой честности мы наблюдаем у нас!…

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.