В систему образования рф включены компоненты. Система образования: понятие и элементы
Система образования в России: особенности, понятие, структура и характеристики
Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.
Понятие «Система образования»
Система образования – это целенаправленно разработанный обществом социальный институт, которому свойственна организованная система связей и социальных норм, соответствующих конкретному обществу, его потребностям и требованиям, предъявляемым к социализированной личности. Для более глубокого понимания структуры системы образования необходимо разобраться в каждом из ее компонентов по отдельности.
Для начала следует понять, какое понятие вкладывается в термин «образование». В узком смысле – это процесс усвоения знаний, обучение и просвещение.
Если брать более широкий смысл определения, то образованием является среда социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия, необходимые для гармоничного развития личности в процессе познания культурных ценностей, норм и моделей поведения.
Другая формулировка определяет образование как синтез процессов обучения, учения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации. Из чего выходит, что образование – это многоуровневое пространство, способствующее созданию условий для развития и саморазвития личности.На 20 сессии Генеральной конфедерации ЮНЕСКО было сформулировано следующее понятие: образование – это процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, в результате которого она достигает социальной зрелости и индивидуального роста.
Нередко под определением образования понимают формирование духовного образа человека, происходящее под влиянием нравственных и духовных ценностей, взятых за эталон в конкретном обществе.
Образование – это также процесс воспитания и совершенствования личности, в котором играет значимую роль не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться своими знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие и самосовершенствование.
Система образования в России и мире определяется как многообразие конкретных компонентов, находящихся в определенных отношениях и связях и образующих целостную, единую концепцию.
Поэтому, рассматривая образование с позиции системы, чаще всего дается определение: «совокупность образовательных учреждений страны, а именно дошкольных, начальных, средних, средне-специальных, высших и послевузовских образовательных организаций, а также внешкольных учреждений».
Довольно часто систему образования рассматривают как модель, объединяющая институциональные структуры, основной целью которых является создание оптимальных условий для обучения, как активной деятельности субъектов воспитательного процесса.
Определение 1
Таким образом, система образования – это структура учебно-воспитательных учреждений, существующая в масштабах страны.
В систему входят ясли, детские сады, начальные и общеобразовательные учреждения, специализированные и профессиональные школы, колледжи, техникумы, внешкольные организации, ВУЗы.Часто в данную систему также входят образовательные учреждения для взрослых и культобразовательные заведения.
Базой образовательной системы является тип образования, которых существует несколько:
- Дошкольное образование. Его функции выполняют ясли и детские сады.
- Элементарное (начальное) образование, длительность которого, в зависимости от государства, составляет от 5 до 9 лет. В России к начальному образованию относится девятилетнее обучение.
- Среднее. Школы с 4-6 летним сроком обучения.
- Высшее образование. В категорию входят институты, академии, университеты, высшие технические училища, некоторые колледжи. Срок обучения может достигать 7 лет.
Особенности системы образования
В педагогическом процессе система образования занимает лидирующую позицию, поскольку она обеспечивает не только передачу формальных знаний об окружающей действительности и существующих в окружающем мире законов, правил, закономерностей, но и оказывает влияние на развитие и формирование личности человека.
Поэтому базой системы образования является регулирование и направление общения, деятельности и взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на формирование личностных качеств и свойств, являющихся необходимыми для самореализации каждой личности на конкретном этапе культурно-исторического развития государства и общества в целом.
Любая образовательная система в независимости от времени и места существования подвергалась реформациям. Особенности образования в России и мире определяются несколькими факторами:
- Имеющийся уровень развития общественного производства, совершенствование его научных и технических направлений, что обуславливает возрастание требований к подготовке будущих специалистов и соответствующему уровню развития учебно-воспитательных учреждений страны. Таким образом, в странах с более высоким уровнем развития сеть специализированных учебных заведений больше, постоянно формируются все новые и происходит их развитие.
- Государственная политика относительно образовательной системы, оказывающая непосредственное влияние на развитие всех типов учебно-воспитательных учреждений страны, на их функциональные особенности и интересы различных сословий.
- Исторический опыт, особенности нации и этноса, нашедшие свое отражение в сфере народного образования.
- Педагогические факторы, среди которых выделяют раннее воспитание детей, профессионально-техническое обучение, для подготовки молодежи к будущей профессиональной деятельности.
Каждая образовательная система имеет структуру, в которой выделяют 3 больших раздела.
На схеме представлены структурные компоненты системы образования, которые являются базовыми. Если не учитывать специальное, профессиональное и дополнительное образование, то целостность непрерывного образования была бы разрушена. Именно поэтому в структуру образования включены внешкольные образовательные учреждения и последипломное образование.
Помимо прочего, система образования направлена на создание оптимальных условий для подготовки молодежи к трудовой деятельности, адекватного восприятия окружающей действительности, социума и внутренней жизни государства, поэтому система образования также включает в себя:
- Образовательные организации.
- Государственные образовательные стандарты и планы, которые координируют деятельность образовательных учреждений.
- Органы управления.
На сегодняшний день существует три системы управления образованием: централизованная, децентрализованная и смешанная, которые подробно разобраны в таблице:
Система | Особенности |
централизированная | Управление принадлежит Министерству образования страны и его органам на местах. |
децентрализированная | Управление в руках местных органов власти и положение школ в значительной степени зависит от самостоятельности населения. |
смешанная | Характерно распределение функций между центральными и местными органами власти. |
Структура образовательной системы в России
Структура системы образования – это совокупность взаимодействующих составляющих, среди которых выделяют:
- Преемственные программы образования.
- Федеральные госстандарты и требования.
- Сеть образовательных учреждений и научных организаций, реализующих данные стандарты, требования и программы.
- Лица, осуществляющие педагогическую деятельность, родители, законные представители учащихся, сами учащиеся и т.д.
- Организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности.
- Органы, контролирующие реализацию госстандартов, требований планов и производящие оценку качества образования.
- Органы, управляющие образовательной сферой, подведомственными организациями и учреждениями.
- Объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере.
Сегодня Российская образовательная система считается одной из самых лучших и входи в десятку мировых образовательных систем. И если ранее в образовательную систему России входили только государственные учреждения, то сегодня – это также коммерческие и частные учебные организации.
Образовательная система обеспечивает реализацию права на непрерывное обучение для каждого гражданина страны, что позволяют обеспечить разные уровни образования в России. Более подробная их структура представлена в таблице ниже:
Образование | Уровни/виды |
общее |
|
профессиональное |
|
дополнительное |
|
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://www.Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/obrazovatelnaja-sistema-rossii/ponjatie-obrazovatelnoj-sistemy-rossii/
Отличительные особенности российской системы образования
Общество не может культурно развиваться без наличия образования. Нынешнее образование в развитых государствах имеет характерную особенность – бесплатное начальное образование, которое является обязательным. Сегодняшняя цивилизация не может обойтись без наличия грамотности в самых элементарных науках.
Образовательная система России не сможет функционировать без объединения четырех структур
1. Требования для его получения, определяющие информационные компоненты программ обучения. В стране имеется два вида – специализированные и общеобразовательные. Их также можно разделить на дополнительные и основные.
Общеобразовательные программы основного типа включают в себя дошкольные, начальные и основные, а также средние.
Специализированные программы имеют подразделение, которое включает средние, высшие, а также профессиональное послевузовское обучение.
Нынешняя методика российского обучения разделяется на некоторые формы:
- Внутрисемейное.
- В аудитории.
- Экстернат.
- Самообразование.
Вышеперечисленные формы обучения могут сочетаться.
2. Образовательные, а также научные институты. Учебные программы не могут быть реализованными без их функционирования. Учреждение представляет собой некую структуру, которая служит для выполнения учебного процесса, а именно реализацией программ обучения. Данное учреждение полностью отвечает за воспитание, а также содержание учеников.
Образовательная система России имеет следующий облик:
- Обучение перед школой;
- Заведения общеобразовательного направления;
- Среднее;
- Высшее;
- После ВУЗа.
Также образовательные учреждения делятся на муниципальные, региональные и частные. Они относятся к юридическим заведениям.
3. Структуры, которые служат для выполнения функции контроля и управления.
4. Юридические лица и общественные компании, которые ведут свою деятельность в образовательной сфере Российской Федерации.
В системе образования РФ главными считаются учреждения. Заведения по обучению проводят учебно-воспитательный процесс, который выполняется в соответствии с поставленным планом.
В краткости о системе российского образования рассказать трудно, потому как она многосторонняя, а также состоит из определенного количества составляющих.
Они составляют определенный комплекс, который на каждом уровне образования реализует развитие разных показателей, которые присущи личности человека.
Система образования России включает в себя всевозможные учреждения по обучению, куда входит государственное и дополнительное обучение.
Компоненты
Образовательные программы, которые предусматриваются в педагогической системе Российской Федерации, представляют собой определенные документы, при разработке которых учитываются:
- ФГОС, которые отвечают более чем за семьдесят процентов программ;
- Запросы национально-регионального уровня.
Федеральные стандарты государственного образования предусматривают некоторые правила, которых в обязательном порядке должны придерживаться учреждения, имеющие аккредитацию от государства.
Образование в России включает в себя множество обучающих программ, которые устанавливает само государство.
Для каждого учреждения регламентируется свой стандарт образовательной системы, который анализируется управляющими органами.
Источник: http://diplomus-site.com/osobennosti-rossijskoj-sistemy-obrazovaniya/
Понятие, особенности и структура образовательной системы России
Независимо от степени развития экономики, религии, политического строя, приоритетной задачей каждого государства является создание условия для гармоничного и всестороннего развития личности. Ответственность за реализацию этой задачи возлагается на образовательную систему, существующую в отдельно взятом государстве.
27. Дайте определение понятия «система образования» и какие бывают системы образования?
Система образования– совокупность социальных институтов,которые образуют целостность, единствои которые выполняют образовательныефункции.
Ведущие социальные институты:семья, общеобразовательная школа
Система образования –целостность взаимосвязанных элементов,обеспечивающих функционированиеобразования.
5 Элементов системы образования рф:
1. ФГОС, ФГТ, ОС (федеральныегосударственные образовательныестандарты, фед. гос-е требования,образовательные стандарты), различныеобразовательные программы
2. Организации, осуществляющиеобразовательную деятельность, педагоги,обучающиеся, родители
3. Органы управленияобразованием (федеральные гос-е органы,в частности субъектов РФ, управляющиесферой образования, органы местногосамоуправления).
4. Организации, осуществляющиеобеспечение образовательной деятельности,оценку качества образования5. Объединение юридическихлиц, работодателей и их объединений,общественные объединения, работающиев сфере образования
Подсистемы образования рф
Образование обеспечиваетвозможность реализации права гражданна образование в течение всей жизни(непрерывное образование) и включаетследующие сферы:
общее образование
профессиональное образование
дополнительное образование
профессиональное обучение.
Уровни системы образованияРФ.
Уровень образования– завершенный цикл образования,характеризующийся определенной единойсовокупностью требований.
1. Общееобразование:
— дошкольное образование;
— начальное общее образование;
— основное общее образование(5-9 классы);
— среднее общее образование(9-11 классы).
2. Профессиональноеобразование:
— среднее профессиональноеобразование
— высшее образование(бакалавриат)
— высшее образование(специалитет, магистратура)
— подготовка кадров высшейквалификации (3 года).
Ведущие классические университеты: МГУ и СПГУ
Федеральные университеты (региональные, их 9, напр. Казанский федеральный университет)
Национальные исследовательские университеты (29, напр. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»)
Университеты, академии, институты
Система образования вГермании состоитиз начального, среднего и высшегообразования. На всех уровнях даннойструктуры представлены как государственные,так и частные образовательныеучреждения.
Начальнаяшкола: с 6 до 10 лет(или до 12 лет в Берлине и Бранденбурге)Дети учатся читать, считать, писать,изучают природоведение. Среднееобразование: с 10до 19 лет.
Существует несколько типовсредних школ.
Основная школа (Hauptschule) – рассчитана на 5-6 лет обучения и предполагает последующее обучение в профтехучилище;
Реальная школа(Realschule) – рассчитана на 6 лет обучения, высокий балл, полученный по результатам обучения в реальной школе, позволяет поступить в старший класс гимназии, а затем в университет;
Гимназия(Gymnasium) – обучение длится 8-9 лет. Как правило, гимназия специализируется по трём основным направлениям: гуманитарному, общественному и техническому. По окончании обучения выдаётся диплом о среднем образовании (Abitur) – эквивалент российского аттестата о полном среднем образовании. Гимназии ориентированы на поступление в университет.
Общая школа (Gesamtschule) – комбинирует различные особенности гимназии и реальных школ, позволяя получать одновременно гуманитарное и техническое образование.
Высшее образование Высшееобразование в Германии бесплатное какдля самих немцев, так и для иностранныхстудентов. Один из базовых принциповорганизации высшей школы в Германии -“академическая свобода” – имеетсамые разные последствия и проявления.
Не только сами немецкие вузы являютсяавтономными образованиями, но и каждомучлену вузовского сообщества предоставленасвобода и самостоятельность. В Германиине существует жесткой системы обученияв обязательном порядке.
Напротив, каждыйстудент немецкого вуза, в общем,предоставлен самому себе, что даетизвестную свободу выбора и действий,но и требует ответственности исамодисциплины.
Студент немецкого вузане посещает занятий вместе со своими”сокурсниками” (такого понятия вГермании вообще нет), но должен сам,выбрав определенную специальность исоответствующую учебную программу,организовать свой учебный план и своевремя в соответствии с общими требованиями,предъявляемыми к обучающимся по даннойпрограмме.
Средняя продолжительностьобучения в высшем образовательномучреждении Германии составляет пятьлет. Учебный год начинается всередине октября и состоит из двухсеместров. В конце каждого семестрастудент собирает специальные сертификатытех курсов и лекций, которые он прослушал.В случае если он набрал определённоеколичество, он может подать заявку насдачу экзамена.
Зачисление вВУЗы происходит два раза в год: весной,перед летним семестром, и осенью, передзимним семестром. Перед поступлениемв вузы, в которых принят набор наконкурсной основе, абитуриенты могутпройти обучение на платных подготовительныхкурсах. Итоги обучения в течение семестравыражаются в зачетныхбаллах, которыеприсуждаются студенту после каждойсессии.
Существуют несколькотипов ВУЗов в Германии: 1.университеты 2. специальные институты(медицинский, педагогический и т.д.) 3.высшие школы искусств и музыки 4.высшие школы прикладных наук(Fachhochschulen) 5.
профессиональныеакадемии (Berufsakademien) Университеты: Университетскийкурс разделен на два этапа: базовый(3-4 семестра), по итогам которогоприсваивается степень лиценциата(Vordiplom-Преддиплом), и основной(4-6 семестров), по итогам которогоприсваивается степень магистра(Magister Artium) (студенты техническихспециальностей вместо этой степениполучают диплом специалиста). Помимоокончания основного курса университета,выпускник должен защитить дипломнуюработу или диссертацию. Государственныйдиплом, выдаваемый университетами иприравненными к ним высшими учебнымизаведениями Германии, дает право работатьпо профессиям, требующим высшегообразования. После получениягосударственного диплома и степенимагистра выпускники германских вузовмогут сдать экзамен или защититьдиссертацию на степень доктора(Doctorate). Эту степень могут получить толькоте студенты, которые имели преподавательскуюпрактику и сдали предварительныеквалификационные экзамены. Высшиешколы (Fachhochschulen): Здесьстуденты проходят обучение в сокращённыесроки (3-4 года) и получают знания в областиинженерного дела, экономики и менеджмента,сельского хозяйства, компьютерныхспециальностей. В отличие от университетови институтов эти заведения не имеютправо присваивать докторские степени.По окончании обучения присваиваетсяакадемическая степень Diplomgrad(2 уровень), т.е. дипломинженерных наук. Профессиональныеакадемии (Berufsakademien): Профессиональныеакадемии дают образование третьегоуровня. Здесь обучение сочетается спрактической подготовкой на производстве.По окончании курса обучения студентыполучают диплом, который требуется длябольшинства профессий в области бизнесаи промышленности (2 и 3 уровни). Здесьстуденты обучаютсяи одновременно работаютпо изучаемой специальности. Получаютстепень бакалавра.Обучение длится 3 года.