Уровни развития способностей.

ЕГЭ. Человек

Уровни развития способностей.

Способности. Что это за свойства личности? Почему одних мы называем способными в какой-то сфере деятельности, а  других нет?  Можно ли развить в себе способности и до какого уровня? Поговорим об этом.

Способности

Способности — это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков ,  возможности применять знания в нестандартной ситуации,  быстроты и качества выполненной работы.

Формирование способностей

  • В определённой степени способности зависят от задатков — природных свойствах личности, позволяющих ей достигать значительных результатов в деятельности  ( музыкальные, поэтические и другие задатки)
  • Большая часть способностей развивается в течение всей жизни. Уровень их зависит от индивидуальных особенностей человека, от условий воспитания личности. Каждый человек сможет достичь определённого уровня способней при огромном желании, трудолюбии, стремлении к достижению цели.
  • Наличие склонностей, то есть желаний, мотиваций к той или иной деятельности тоже влияет на формирование способностей.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют  в человеке одновременно, взаимно дополняя  и развивая  друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Уровни способностей

  • Одарённость — это сочетание в человеке нескольких способностей к различного рода деятельности, позволяющих ему значительно лучше остальных выполнять деятельность.
  • Одаренность – это совокупность нескольких способностей, обуславлива­ющая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц. Обычно она проявляется в наличии раз­носторонних способностей;Так, одарённый ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он часто является победителем олимпиад, участником различного рода конференций. Одарённость позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определённом роде деятельности.

Выделяют следующие виды одаренности:

  • художественная (высокие достижения в художественном творчестве и исполнительском мастерстве);
  • общая интеллектуальная и академическая (характеризуется сообразительностью, высокой способностью к обучению и овладению понятиями, высо­коразвитыми способностями к переработке инфор­мации, проявляется в успешности обучения);
  • творческая (порождается способностью выдвигать новые идеи или склонностью к изобретению; творчески одаренные люди имеют своеобразные личностные особенности – отсутствие внимания к авторитетам, независимость, отсутствие внимания к порядку;
  • социальная (предполагает установление зрелых, конструктивных отношений с людьми, организаторские умения, развитый социальный интеллект, склонность к лидерству);
  • практическая (характеризуется применением интеллекта к окружающей действительности, зна­нием сильных и слабых сторон и способностью ис­пользовать это знание; это способность менеджера, посредника).

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

  • Талант — это выдающиеся способности в определённой сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов.
  • Талант — это высокая степень одаренности, пред­полагающая наличие внутренних условий для выда­ющихся достижений.Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, отработанные умения и навыки, творчески подходящий к работе, трудолюбивый.  Поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях,  художниках, писателях и многих других.
  • Гениальность—это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов  в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и другое. Они открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. Гениальные люди в своей деятельности значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества.Твор­чество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко )отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению  с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные  личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

Показатели способностей:

  • высокий темп усвоения и обучения;
  • широта переноса навыков внутри деятельности;
  • низкая утомляе­мость (энергетическая экономичность выполнения деятельности);
  • индивидуальное своеобразие деятель­ности;
  • выраженный интерес к деятельности и высо­кая мотивация.
  • семейное обучение и воспитание,
  • школьное обучение и воспитание,
  • формирование и развитие профессиональных способностей,
  • самовоспитание и саморазвитие,
  • влияние окружающей среды,
  • примеры жизни ярких личностей (исторических, современников, литературных героев).

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Способности человека. Уровни развития способностей: диагностика, развитие

Уровни развития способностей.

Часто говорят о способностях того или иного человека, подразумевая его склонность к определенному виду деятельности. При этом мало кто задумывается о том, что это понятие научное и подразумевает уровень развития данного качества, а также возможности его совершенствования.

Какие уровни развития способностей существуют, как работать над их улучшением и научиться максимально использовать, знает далеко не каждый.

Между тем мало обладать какой-либо способностью, данное качество необходимо постоянно развивать, если вы хотите действительно добиться успеха в определенной области.

Что такое способности, уровень развития способностей

Согласно научному определению, способность – индивидуальная и психологическая особенность конкретного человека, определяющая его умение осуществлять конкретную деятельность.

Врожденные предпосылки к появлению определенных способностей – это задатки, которые, в отличие от первых, закладываются в личности с рождения.

Следует учитывать, что способности – понятие динамическое, что означает их постоянное формирование, развитие и проявление в различных сферах деятельности.

Уровни развития способностей зависят от множества факторов, которые следует учитывать для постоянного самосовершенствования. По Рубинштейну их развитие происходит по спирали, что означает необходимость реализации возможностей, предоставляемых одним уровнем способностей, для того чтобы произошел дальнейший переход на более высокий.

Уровень развития способностей личности делится на два вида:

– репродуктивный, когда личность демонстрирует способность успешно овладевать различными умениями, усваивать и применять знания, а также реализовывать деятельность по уже предложенному образцу или идее;

– творческий, когда личность обладает умением создавать что-то новое, оригинальное.

В ходе успешного приобретения знаний и умений человек переходит с одного уровня развития на другой.

Кроме того, способности также делят на общие и специальные, согласно теории Теплова. К общим относятся те, которые демонстрируются в любой области деятельности, в то время как специальные проявляются в конкретной сфере.

Уровни развития способностей

Выделяются следующие уровни развития данного качества:

– способность;

– одаренность;

– талант;

– гениальность.

Для того чтобы сформировалась одаренность человека, нужно, чтобы присутствовало органичное сочетание общих и специальных способностей, а также необходимо их динамичное развитие.

Одаренность – второй уровень развития способности

Одаренность подразумевает совокупность разнообразных способностей, которые развиты на достаточно высоком уровне и обеспечивают личности возможность успешно освоить какой-либо вид деятельности.

В данном случае подразумевается конкретно возможность освоения, так как от человека, помимо прочего, требуется непосредственное овладение необходимыми навыками и умениями для успешной реализации идеи.

Одаренность бывает следующих видов:

– художественная, подразумевающая большие достижения в художественной деятельности;

– общая – интеллектуальная или академическая, когда уровни развития способности человека проявляются в хороших результатах в обучении, овладении различными знаниями в разнообразных научных областях;

– творческая, предполагающая умение генерировать новые идеи и демонстрировать склонность к изобретательству;

– социальная, обеспечивающая высокий социальный интеллект, выявление лидерских качеств, а также умение строить конструктивные отношения с людьми и обладание организаторскими способностями;

– практическая, проявляющаяся в умении личности применять собственный интеллект для достижения поставленных целей, знании слабых и сильных сторон человека и умении пользоваться этим знанием.

Кроме того, существуют виды одаренности в разнообразных узких сферах, например математическая одаренность, литературная и т. д.

Талант – высокий уровень развития творческих способностей

Если человек, обладающий ярко выраженными способностями к определенной области деятельности, постоянно совершенствует их, говорят, что у него есть талант к ней. Стоит учитывать, что это качество также не является врожденным, несмотря на то что многие привыкли так считать.

Когда мы говорим про уровни развития творческих способностей, талант является достаточно высоким показателем умения человека заниматься определенной сферой деятельности. Однако не стоит забывать, что это не что иное, как ярко выраженные способности, которые необходимо постоянно развивать, стремясь к самосовершенствованию.

Никакие природные задатки не приведут к признанию таланта без упорной работы над собой. При этом талант образуется из определенного сочетания способностей.

Ни один, даже самый высокий уровень развития способности к чему-то не может называться талантом, так как для достижения результата необходимо наличие таких факторов, как гибкий ум, твердая воля, большая трудоспособность и богатая фантазия.

Гениальность – самый высокий уровень развития способностей

Человека называют гениальным в том случае, если его деятельность оставила ощутимый след в развитии общества. Гениальность – высший уровень развития способностей, которым обладают единицы. Это качество неразрывно связано с незаурядностью личности.

Отличительным качеством гениальности, в отличие от других уровней развития способностей, является то, что она, как правило, проявляет свой «профиль».

Какая-либо сторона в гениальной личности неизбежно доминирует, что приводит к яркому проявлению определенных способностей.

Диагностика способностей

Выявление способностей до сих пор является одной из сложнейших задач психологии. В разное время многие ученые выдвигали собственные методы исследования данного качества. Однако в настоящее время нет методики, которая позволяет с абсолютной точностью выявить способность человека, а также определить ее уровень.

Основная проблема заключалась в том, что способности измерялись количественно, выводился уровень развития общих способностей. Однако на самом деле они являются качественным показателем, которое необходимо рассматривать в динамике.

Разные психологи выдвигали собственные методы измерения данного качества. Например, Л. С. Выготский предлагал оценивать способности ребенка через зону ближайшего развития.

Это предполагало двойную диагностику, когда ребенок решал задачу сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.

Другой метод измерения способностей при помощи тестирования предложил основатель дифференциальной психологии – английский ученый Ф. Гальтон.

Цель методики заключалась в выявлении не только наличия способности, но и уровня ее развития.

В первую очередь изучались уровни развития интеллектуальных способностей при помощи тестов на общий интеллект, затем испытуемый отвечал на блок вопросов, выявляющих наличие специальных способностей, а также их уровень.

Следующий метод диагностики принадлежит французским ученым А. Бине и Симону. Здесь также в первую очередь определялся уровень интеллектуальных способностей при помощи 30 задач, расположенных по возрастанию уровня сложности.

Главный упор делался на способности понимать задание и уметь рассуждать логически, как его можно решить. Ученые предполагали, что именно это умение лежит в основе интеллекта. Им принадлежит понятие умственного возраста, который определяют уровнем решения интеллектуальных задач.

Каждое выполненное задание являлось критерием определения данного показателя. После смерти ученых тесты перевели на английский язык и представили в США.

Позже, в 1916 году, американский ученый Льюис Терман модифицировал тест, и новый вариант, которому дали название “шкала Стэндворд-Бине”, стал считаться универсальной методикой для выявления способностей.

Существует множество методов выявления конкретных способностей, однако все они основаны на определении интеллектуальных показателей в первую очередь. Связано это с мнением ученых о том, что для развития творческих и иных способностей уровень интеллектуального развития должен быть выше среднего.

Уровень интеллектуального развития человека предполагает его умение использовать свой ум для мышления, понимания, слушания, принятия решений, наблюдения, восприятия взаимосвязей и других мыслительных операций.

Одной из самых широко используемых методик для определения степени развития данного качества являются IQ-тесты, в которых предлагается определенный набор заданий, а на их выполнение отводится фиксированное количество времени.

Шкала баллов, которые можно набрать при прохождении данного теста, составляет от 0 до 160 и представляет собой диапазон от дебильности до гениальности. IQ-тесты предназначены для людей любого возраста.

Другая популярная методика – ШТУР – также выявляет способности. Уровень развития способностей интеллектуальных у школьников является целью диагностики данного метода. Включает в себя 6 субтестов, в каждом из которых присутствует от 15 до 25 однотипных заданий. Первые два субтеста направлены на выявление общей осведомленности школьников, а остальные выявляют:

– умение находить аналогии;

– логические классификации;

– логические обобщения;

– нахождение правила построения числового ряда.

Метод предназначен для группового исследования и ограничен во времени. Высокие статистические показатели методики ШТУР позволяют судить о достоверности выявляемых результатов.

Диагностика творческих способностей

Универсальная методика для измерения уровня творческих способностей – методика Гилфорда, существующая в различных модификациях. Качества креативности, которые можно выявить при помощи данного метода:

– оригинальность в составлении ассоциаций;

– семантическая и смысловая гибкость;

– умение создавать новые идеи;

– уровень развития образного мышления.

В данном исследовании испытуемому предлагаются различные ситуации, выход из которых возможен только при нестандартном подходе, что предполагает наличие творческих способностей.

Качества, которыми должен обладать респондент для успешного прохождения теста:

– восприятие и правильное понимание предлагаемых заданий;

– рабочая память;

– дивергентность – умение обнаружить оригинальное в обычном;

– конвергентность – умение опознавать объект по качественно разным признакам.

Высокое развитие творческих способностей, как правило, предполагает интеллектуальное развитие на соответствующем уровне, а также присутствие у личности уверенности в себе, чувства юмора, беглой речи и импульсивности.

Основное отличие тестов для выявления творческих способностей от аналогичных инструментов, призванных определять способности интеллектуальные, – это отсутствие временного ограничения на решение заданий, сложное строение, предполагающее возможность нескольких способов решения, а также косвенная конструкция предложений. Каждое успешно выполненное задание в тесте свидетельствует о наличии способности к той или иной сфере творческой деятельности.

Другие методики для диагностики уровня развития способностей

Способности человека могут проявиться в любом возрасте. Однако чем раньше они будут выявлены, тем больше вероятность их успешного развития.

Именно поэтому сейчас в образовательных учреждениях с самого младшего возраста требуется проведение работы, в ходе которой выявляются уровни развития способностей у детей. По результатам работы со школьниками ведутся занятия для развития выявленных склонностей к той или иной области.

Такая работа не может ограничиваться только школой, родителям также следует принимать активное участие в работе в данном направлении.

Методики, наиболее широко используемые для диагностики способностей, как общих, так и специальных:

– «Проблема Эверье», призванная оценить целенаправленность мышления, т. е. то, до какой степени человек может сконцентрироваться на поставленной задаче.

– «Исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов», направленное на выявление процессов памяти.

– «Вербальная фантазия» – определение уровня развития творческих способностей, в первую очередь воображения.

– «Запомни и расставь точки» – диагностика объема внимания.

– «Компасы» – изучение особенностей пространственного мышления.

– «Анаграммы» – определение комбинаторных способностей.

– «Аналитические математические способности» – выявление аналогичных склонностей.

– «Способности» – выявление успешности выполнения деятельности в той или иной сфере.

– «Ваш творческий возраст», направленный на диагностику соответствия паспортного возраста с психологическим.

– «Ваш творческий потенциал» – диагностика творческих возможностей.

Количество методик и их точный список определяются исходя из целей диагностического обследования. При этом конечным результатом работы является не выявление способности человека. Уровни развития способностей должны постоянно повышаться, именно поэтому после диагностики обязательно должна проводиться работа по совершенствованию определенных качеств.

Условия для повышения уровня развития способностей

Одним из важнейших критериев повышения данного качества являются условия. Уровни развития способностей должны постоянно находиться в динамике, переходя с одного этапа на другой. Для родителей важно обеспечить своему ребенку условия для реализации его выявленных склонностей. Однако успех почти полностью зависит от работоспособности человека и его нацеленности на результат.

То, что у ребенка изначально присутствуют определенные задатки, совсем не гарантия того, что они трансформируются в способности.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, где хорошей предпосылкой для дальнейшего развития музыкальных способностей выступает наличие у человека тонкого слуха.

Но специфичное строение слухового и центрального нервного аппарата – это только предпосылка к возможному развитию данных способностей.

Определенное строение мозга не влияет ни на выбор будущей профессии своего обладателя, ни на возможности, которые будут ему предоставлены для развития его задатков. Кроме того, благодаря развитости слухового анализатора, возможно, будут формироваться абстрактно-логические способности, помимо музыкальных. Вызвано это тем, что логика и речь человека находятся в тесной связи с работой слухового анализатора.

Таким образом, если вы выявили свои уровни развития способностей, диагностика, развитие и возможный успех будут зависеть только от вас.

Помимо соответствующих внешних условий, вы должны осознавать, что только ежедневный труд превратит природные задатки в умения, которые в будущем могут перерасти в настоящий талант.

А если ваши способности проявляются необычайно ярко, то, возможно, результатом самосовершенствования станет признание вашей гениальности.

Что такое способности?

Уровни развития способностей.

В обществе одни люди добиваются больших успехов в конкретной области, а другие прикладывают много усилий, но не получают положительного эффекта. Способности человека и их выраженность напрямую влияют на результат в выбранной сфере.

Развитие способностей влияет на результат в любой сфере

Определение способностей в психологии и обществознании

Наука психология способностями называет совокупность психологических аспектов индивида, дающих возможности овладеть знаниями, умениями без трудностей.

Трактовка понятия в обществоведении продиктовано правилами поведения в социуме. И подразумевает в качестве способностей навыки для выполнения работы.

Объединяя оба определения, можно выделить общее: способности – качества личности, которые помогают легко изучить выбранную область труда с помощью знаний и стать лучшим в ней.

Сверхспособности представляют собой особенную энергетическую силу человека, способную воздействовать на окружающих и действительность нетрадиционными способами. Они обычно скрываются и не относятся к классической системе формирования и развития уникальных особенностей индивида.

Основа способностей и условия формирования

Задатки – это предпосылки появления способностей у индивида, единая биологическая основа. С ними человек появляется на свет. Врожденные задатки – это физиологические и анатомические особенности, которые определяет наследственность. Строение скелета и внутренних органов, развитие органов чувств, полушарий мозга, качество нервной системы и ее устойчивость не развиваются у всех одинаково.

Задатки могут появиться у индивида под влиянием социальных факторов и среды, в которой он находится.

Условия развития:

  1. Наличие врожденных задатков.
  2. Поддержка родителей и родственников. Своевременно заметив внимание ребенка к конкретной области, родители должны использовать интерес и поддерживать его в начинаниях. Это поможет укрепить чувство ответственности, волю, твердость в убеждениях, целеустремленность.
  3. Хорошие материальные условия, развитая структура кружков и секций.
  4. Грамотные специалисты, заинтересованные в положительном результате, неотъемлемая часть процесса формирования способностей.
  5. Продуманная программа обучения — систематический подход способен развить врожденные качества.

Функции

Способности в процессе прохождения этапов развития и становления личности человека выполняют определённые функции.

  1.  Побудительная  – особенности личности порождают желание становиться лучшим в выбранной области, развивая необходимые качества характера.
  2.  Познавательная  – постоянное изучение новых областей знаний.
  3.  Коммуникативная  – становление навыков общения и становления в социуме.
  4.  Диагностическая  – анализ и оценка сил, возможностей для работы в выбранной области.
  5.  Проявление способностей для человека является некоторой презентацией качества его работы  – презентационная функция.
  6.  Конструктивная  — предполагает укрепление мышления, наличие плана развития и становления личности.

Виды способностей

Способности представляют собой сложную систему развитых задатков у человека, полученных при рождении. Наблюдая за обществом, сравнивая поведение, можно сделать вывод, что одни вещи люди делают одинаково, а другие отличаются в выполнении. Изучение результатов делает возможным классифицировать их в соответствии с признаками.

Социальные способности развиваются под воздействием общества

По происхождению делят на группы:

  1. Природные или естественные – способности, относящиеся ко всем людям одновременно. Определяются принадлежностью к биологическому виду. Задатками обладает индивид с рождения и впоследствии развивает их без вмешательства.
  2. Социальные или специфические – формируются под влиянием окружающей среды, общества, условий жизни.

В соответствии с направлением развития способности разделяют на группы:

  1. Общие – проявляются у каждого индивида и необходимы для выполнения работы в любой сфере: практические, познавательные, ментальные, конструктивные, психические.

Примеры: наблюдательность, память, грамотная речь, внимательность, склонность к рассуждению, мыслительная деятельность и сопереживание.

  1. Специальные – позволяют человеку достичь результатов в конкретной области знаний или умений. Выделяют учебные, умственные, технические, физические, музыкальные, литературные, художественные, предпринимательские, двигательные.

Примеры: музыкальный слух, гибкость тела, мобилизационная готовность, пространственное мышление, ориентация в строении объектов, обонятельная чувствительность, логическая память и критичность мышления.

Творческие способности позволяют человеку создавать что-то новое

Классификация по уровню развития выделяет 2 вида:

  1. Репродуктивные – характеризуют склонность к труду по заданному образцу.
  2. Творческие – позволяют человеку создавать нечто новое и уникальное.

Уровни развития

Полученные задатки при рождении не гарантируют развитие способностей у человека. Желание и постоянное совершенствование в конкретной области поможет развить врожденные качества, сделав настоящим талантом.

Выделяют 3 уровня:

  1. Одаренность представляет собой сочетание нескольких способностей, находящихся на потенциально высоком уровне развития, выделяющих представителя из общей массы в конкретной сфере знаний или умений. Качества при этом еще находятся в процессе совершенствования. Присутствуют положительная динамика и хорошие результаты.
  2. Талант не является природным даром, это результат интенсивного труда над собственным развитием и совершенствованием. Работа талантливого человека значительно отличается от других новизной, креативностью, четкостью. Воля, твердость и целеустремленность присутствуют в характере индивида. Без этих качеств выраженные особенности так и могут остаться только одаренностью.
  3. Гениальность – высшая степень. Достигнуть такого развития могут лишь единицы. Редкая совокупность качеств индивида, уникальные способности, работа над собой и возможностями приводит к гениальности. Результаты работы индивида выражены в принципиально новом подходе к решению проблемы или вопроса. Они остаются в жизни всего общества, меняя взгляд на деятельность.

Как обнаружить способности?

Задатки у ребенка или уже взрослого человека выявить нелегко. Основу способностей составляют интересы, реализация которых приводит к обнаружению выдающихся качеств.

Скрытые способности человека выявляются с помощью психолога

В школах, детских садах, профессиональных учреждениях психологи и другие специалисты проводят тестирования и анкетирования для выявления скрытых возможностей:

  • методика «ШТУР» – уровень развития интеллекта;
  • методика Гипфелда – творческий потенциал;
  • «Анаграммы» – уровень мышления;
  • «Компасы» – пространственное мышление.

Родители без помощи специалистов в раннем возрасте ребенка могут определить склонность малыша к труду. Эти методы так же подойдут в отношении взрослого человека.

  1. Анализ интересов – полезно составить список областей, которые вызывают внимание.
  2. Тестирование – разработанные тесты помогут проанализировать скрытые задатки человека.
  3. Советы родственников и окружающих – взгляд со стороны способен указать на природные данные.
  4. Пробовать свои силы в интересных областях – это позволить укрепить уверенность в успехе или опровергнуть его.
  5. Изучение нового стимулирует развитие кругозора.

Задатки, полученные при рождении, становятся способностями. На это влияют родители, окружающая среда, общество и другие факторы. Могут ли способности превратиться в талант в последствие, зависит от интенсивной работы над собой и свойств характера, которые не позволят сдаться на пути развития.

Психические заболевания

Уровни развития способностей и индивидуальные различия

Уровни развития способностей.

В современной психологии под способностями принято понимать особые индивидуально-специфические образования личности, которые включают в свой состав структурированные особым образом знания, умения и навыки человека, развитые на основе врожденных (биологически обусловленных) задатков. Способности – это единое целое, которое определяет потенциал личности в овладении тем или иным видом деятельности.

Большинство исследователей предлагают разграничивать:

  • общие способности, которые определяют успехи индивида в самых разнообразных видах деятельности, то есть без привязки к какому-либо одному из них; к общим принято относить умственные способности, развитую память и логическое мышление, хорошо развитую речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми и многие другие;
  • специальные способности, которые проявляются в конкретных специфических видах деятельности; для развития специальных способностей (например, музыкальных, математических, лингвистических, технических и др.) требуются задатки особого рода, которые формируются у ограниченного числа людей.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Исследователями доказано, что при наличии у субъекта общих способностей не исключается развитие специальных, и наоборот, при этом они даже дополняют друг друга. Кроме того, на эффективность любого вида деятельности влияет не какая-либо одна способность, а именно сочетание разнообразных способностей, причем данное сочетание может давать один и тот же результат, но разными способами.

То, насколько личности удастся развить природные задатки в способности, зависит от ряда факторов. Во-первых, от качества овладения определенными элементами знаний и умений, от характера их группировки в единое целое, а также от качества структуры этого целого.

Например, динамика развития способностей существенно падает при некачественном и неполноценном обучении, при работе с некомпетентными педагогами. Во-вторых, от природных задатков человека, от качества тех первичных нервных механизмов элементарной психической деятельности, с которой рождается ребенок.

И в-третьих, от большей или меньшей тренированности самих мозговых клеток, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. На основании анализа взаимодействия перечисленных факторов возможно выделение:

  • высоких уровней развития специальных способностей;
  • среднего уровня, при котором индивид не значительно выделяется из своего окружения (относится как к общим, так и к специальным способностям);
  • низких уровней развития общих способностей.

Перечисленные уровни необходимо охарактеризовать более подробно.

Уровни развития способностей

К наиболее высоким уровням развития способностей относят мастерство, талант и гениальность.

Мастерство, определяемое как совершенство в определенном роде занятий, сопряжено со значительными объемами напряженного умственного (либо физического) труда. Схематично достижение мастерства представлено на рис. 1.

Рис. 1. Развитие мастерства

Талант рассматривается применительно к специальным способностям и характеризуется как максимально высокий уровень их развития. Как и способности, проявить и развивать талант можно лишь в определенных видах деятельности.

В научной литературе распространено рассмотрение таланта как сочетания (совокупности) нескольких способностей. Отдельную изолированную, даже высокоразвитую способность еще нельзя признать талантом.

В связи с этим качественные итоги деятельности талантливого человека отличают оригинальность и принципиальная новизна, а направляет каждое действие потребность в творчестве.

Гениальность подвергается активному изучению уже достаточно долго. Еще со времен И.

Канта под гениальностью принято понимать высшую степень одаренности, творческих проявлений человека, которая находит выражение в продукте, приобретающем особое историческое значение для всего человечества.

О гениальности можно говорить, когда творческими достижениями человека описывается целая эпоха в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальные люди, демонстрируя высокий уровень одаренности в определенной сфере, проявляют незаурядность и в остальных сферах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что все качества гения развиты в одинаковой мере.

Гениальности все же присущ определенный «профиль», конкретная сторона всегда доминирует.

Тот факт, что талант и гениальность являются врожденными, а не приобретенными, никак не связан с понятием наследственности. Данные способности личности не могут быть переданы по наследству.

Но при этом талант необходимо активно развивать.

Так, исследователями было доказано, что талантливые люди, получая неудовлетворительные в своем понимании результаты, непрерывно занимаются самообразованием, даже перестраивая собственное мышление.

Описывая уровневые характеристики способностей, необходимо отметить и прямо противоположную черту – патологическое снижение уровня способностей, а именно олигофрению, которая может быть представлена в трех стадиях:

  • дебильность (первая стадия, самая легкая степень);
  • имбецильность (средняя стадия);
  • идиотия (глубокая степень слабоумия).

Индивидуальные различия людей в задатках и развитии способностей

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо. Это связано с тем, что каждый человек обладает собственными, генетически обусловленными задатками.

Определение

Задатки – морфофункциональные особенности строения мозга, органов чувств и телосложения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

Важно также, что обладание теми или иными задатками не гарантирует их полного развития в соответствующие способности. Так, строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата – это только предпосылки к формированию музыкальных способностей.

Кроме того, особенности строения мозга не предопределяют то, с какими профессиями и специальностями, сопряженными с музыкальным слухом, человек решит связать свою жизнь и примет ли его выбор значимое окружение.

Отдельную роль в данном процессе играет и этап развития человеческого общества, предусматривающий определенный спектр возможных вариантов профессиональной и творческой деятельности для реализации конкретных способностей.

Следовательно, процесс развития задатков является социально обусловленным и связанным как с условиями воспитания, так и с особенностями общественного развития.

Следует также отметить, какие факторы оказывают положительное воздействие на развитие задатков, а какие – отрицательное.

На развитие способностей оказывают благоприятное влияние:

  1. обогащенная внешняя среда;
  2. высокий эмоциональный фон (положительный);
  3. сензитивные периоды (от лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к различным воздействиям окружающей среды; периоды наиболее быстрого развития отдельных психических особенностей личности;
  4. активность и заинтересованность самого субъекта, его мотивированность на развитие способностей.

Препятствуют развитию способностей:

  1. обедненная внешняя среда (отсутствие значимых событий, впечатлений);
  2. частые психические травмы;
  3. неправильная мотивация, например, принуждение.

Соотношения данных факторов в среде, окружающей личность (преобладание одних и отсутствие других), могут быть различными. Поэтому у нескольких человек не могут проявиться абсолютно идентичные друг другу способности.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.