Типология методов обучения педагогика. Методы обучения в педагогике

Методы обучения в педагогике

Типология методов обучения педагогика. Методы обучения в педагогике

Замечание 1

Успех обучения зависит в первую очередь от используемых методов обучения.

Определение 1

Метод обучения представляет собой систему поэтапных и взаимосвязанных способов работы педагога и учащихся, направленную на достижение определенных дидактических задач.

Выделяют несколько методов обучения:

  • практические,
  • наглядные,
  • словесные,
  • опыты и эксперименты,
  • моделирование,
  • игровые методы.

Практические методы

К практическим методам можно отнести упражнения, схемы, иллюстрации, познавательные игры. Данный метод лучше других приучает ребенка к добросовестному выполнению заданий.

У детей в результате использования данного метода формируется привычка правильно организовывать трудовой процесс, который базируется на осознании цели предстоящей работы, анализе задач и условий их решения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых материалов, тщательном контроле качества выполняемой работы, анализе и выводах.

Основным из практических методов является упражнение, то есть планомерное, организованное, повторяющееся выполнение действий для овладения целью упражнения или повышения качества.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Дидактические игры прекрасно сочетаются с учением. Включение игровых моментов в процесс обучения делает его интересным, занимательным, создает рабочее настроение у детей, помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. Игра – это могущественный рычаг умственного развития детей.

Наглядные методы

К наглядному методу относится демонстрация и наблюдение. Наглядность способствует прочному запоминанию. Наглядные методы можно применять на любых этапах педагогического процесса. Они обеспечивают образное, всестороннее восприятие, служат опорой для развития мышления.

Особенно наглядные методы важны в дошкольном возрасте, когда основными формами мышления являются наглядно-образная и наглядно-действенная, а понятийная форма мышления в этом возрасте проявляется только в простейших формах.

Наглядность должна отражать реальную окружающую действительность, соотноситься с уровнем развития ребенка, по содержание и оформлению быть высокохудожественной.

Определение 2

Наблюдение – целенаправленное и планомерное восприятие явлений и предметов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.

С помощью данного метода педагог направляет вектор восприятия ребенка на выделение основных признаков в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами.

В обучении используются наблюдения различного типа:

  • за изменением объектов;
  • распознающего характера;
  • репродуктивного характера.

Наблюдения также можно классифицировать на следующие виды:

  • кратковременные;
  • длительные.

Словесные методы

К словесным методам обучения относятся объяснение, чтение, беседа, рассказ.

Эффективность методов этой группы имеет зависимость от культуры речи педагога, от общего уровня его образности, эмоциональной выразительности и доступности его объяснений для детского понимания.

Опыты и эксперименты

Метод опытов и экспериментов подразумевает воздействие обучаемого на объект для познаний его свойств и связей. Опыты и эксперименты бывают нескольких видов:

  • демонстрационные, когда педагог самостоятельно проводит опыт и демонстрирует его ученикам;
  • фронтальные, при которых объекты эксперимента находятся у детей.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.

Замечание 2

Экспериментирование является методом обучения, если используется для передачи ученикам новых знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, но само решение ребенку предстоит найти самостоятельно.

Базой познавательной активности детей в экспериментировании являются возникающие противоречия между уже сложившимися знаниями и навыками и новыми познавательными задачами и ситуациями, которые возникают в процессе экспериментирования. Источником познавательной активности служит преодоление этого противоречия.

Моделирование

Моделирование является наглядно-практическим методом обучения. Мышление ребенка при использовании этого метода развивают при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для него форме скрытые свойства и связи определенного объекта.

Основой метода моделирования является принцип замещения, когда реальный предмет замещается другим предметом, изображением или условным знаком.

» Классификация методов обучения

Типология методов обучения педагогика. Методы обучения в педагогике

В мировой и отечественной практике предпринято много усилий по классификации методов обучения. Так как метод категория универсальная, «многомерное образование», обладает множеством признаков, то они и выступают в качестве оснований для классификаций.

Разные авторы используют разные основания для классификации методов обучения.
Предложено много классификаций, в основу которых положен один или несколько признаков. Каждый из авторов приводит аргументы для обоснования своей классификационной модели.

Рассмотрим некоторые из них.

Авторство: Е.Я. Голант, Е.И. Перовский. Выделяются следующие признаки и методы: а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

На основании дидактических задач

Классификация М.А. Данилова, Б.П. Есипова. В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке): а) приобретение знаний; б) формирование умений и навыков; в) применение приобретенных знаний; г) творческая деятельность; д) закрепления;

е) проверки знаний, умений и навыков.

Авторы: Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др. Методами этой классификации являются: а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;

б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности

Авторы: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер. Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы: а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный); б) репродуктивный (границы мастерства и творчества); в) проблемное изложение знаний; г) частично-поисковый (эвристический);

д) исследовательский.

Сочетание методов преподавания и соответствующих им методов учения

Второе название: бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами: а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;

б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

А также методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов: а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа), наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.

), практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.

), репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя; б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

Также учитывается логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).

Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении

Предложена немецким дидактом Л. Клинбергом. а) Монологические методы: — лекция; — рассказ; — демонстрация. б) Формы сотрудничества: — индивидуальные; — групповые; — фронтальные; — коллективные.

в) Диалогические методы: — беседы.

Классификация методов К. Сосницкого

Классификация автора из Польши предполагает существование двух методов учения: а) искусственное (школьное); б) естественное (окказиальное). Этим методам соответствуют два метода обучения: а) преподносящее;

б) поисковое.

Типология методов преподавания, изложенная в «Введении в общую дидактику» В. Оконя (Польша)

Представлена четырьмя группами: а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой); б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем: — классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера; — метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.; — ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения; — банк идей — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей; — микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента; — дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе); в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности: — импрессивные методы; — экспрессивные методы; — практические методы; — учебные методы; г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания. Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. «Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до сложных.

Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, — может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними».

Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией.

За ее основу он берет следующие: — Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития. — Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.

— Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности. — Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей. — Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации.

— Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, «влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов» и стимулов поведения.

— Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения). В выделенных Б.Т.

Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций. В ряд названных классификаций методов обучения можно было бы еще добавить десятка два-три. Все они не лишены недостатков, и в то же время имеют много положительных сторон.

Универсальных классификаций нет и не может быть. Учебный процесс — это динамичная конструкция, это следует понимать. В живом педагогическом процессе и методы получают свое развитие, принимают новые свойства. Объединение их в группы по жесткой схеме не оправдано, так как это сдерживает совершенствование учебного процесса.

По-видимому, следует идти по пути их универсального сочетания и применения с целью достижения высокой степени адекватности решаемым учебным задачам. На каждом этапе учебного процесса одни методы занимают доминирующее, другие — подчиненное положение. Одни методы в большей стегтени, другие в меньшей обеспечивают решение учебных задач.

Отметим и то, что невключение хотя бы одного из методов даже в его подчиненном положении в решение задач урока существенно снижает его эффективность. Пожалуй, это сравнимо с отсутствием хотя бы одного из компонентов, даже в очень малой дозе, в составе лекарственного препарата (это снижает или вовсе изменяет его лечебные свойства).

Свои функции выполняют и методы, применяемые в учебно-воспитательном процессе. К ним относятся: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая (мотивационная), контрольно-коррекционная функции. Знание функциональных возможностей тех или иных методов позволяет осознанно применять их.

Методы обучения – понятие, виды и классификация в педагогике

Типология методов обучения педагогика. Методы обучения в педагогике

В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально. 

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. 

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

  • применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
  • использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
  • видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее. 

К примерам реализации вовлечения относятся:

  • тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
  • игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. 

К базовым принципам учебной игры относятся:

  1. Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

  2. Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

  3. Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

  • комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
  • использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
  • перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
  • сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя. 

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС. 

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке. 

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.


Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению. 

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.

Виды методов обучения в педагогике

Типология методов обучения педагогика. Методы обучения в педагогике
Замечание 1

Степень успешности обучения зависит в первую очередь от применяемых в его ходе методов обучения.

Определение 1

Метод обучения в педагогике — это комплекс поэтапных и связанных друг с другом вариантов работы педагога и учащихся, нацеленных на решение определенных дидактических задач.

Определяют несколько способов обучения:

  • практические;
  • наглядные;
  • словесные;
  • опыты и эксперименты;
  • моделирование;
  • игровые методы.

Практические методы

К числу практических можно отнести такие методы, как упражнения, схемы, иллюстрации или же познавательные игры. Приведенный метод по сравнению с иными в лучшей степени приучает ребенка к добросовестному решению данных ему задач.

Как результат применения этого метода, у детей происходит формирование полезных привычек, а именно привычка правильно организовывать трудовой процесс, которая основывается на понимании цели предстоящей работы, анализе существующих целей и условий их достижения, составлении плана деятельности, подготовке необходимых для процесса материалов, внимании по отношению к качеству выполняемой работы, анализе и выводах.

Определение 2

Основой всех практических методов в педагогике можно назвать упражнение, другими словами поэтапное, организованное, циклическое выполнение действий, цель которых заключается в овладении определенными навыками, необходимыми для упражнения или повышения качества владения этими навыками.

Дидактические игры являются процессом, отлично сочетающимся с учением. Игровые моменты, включенные в образовательный процесс, делают ход обучения более интересным для учащихся, позволяют сформировать у детей рабочий настрой и помогают преодолеть возникающие в процессе трудности. Игра представляет собой важнейший триггер умственного развития детей.

Наглядные методы

Определение 3

В качестве наглядных методов обучения в педагогике можно определить демонстрацию и наблюдение.

Определение 4

Метод наглядности позволяет учащимся прочно запомнить преподаваемый материал. Наглядные методы можно применять на каждом из этапов хода педагогического процесса. Они способствуют образному, гармоничному восприятию, выступают в качестве опоры для развития мышления.

В большей мере важность наглядных методов раскрывается при их применении по отношению к ученикам дошкольного возраста, у которых на данном этапе основу форм мышления составляют наглядно-образная и наглядно-действенная, а проявление понятийной формы мышления в силу возраста находится в зачаточном состоянии. Наглядность должна отражать существующую окружающую действительность, соответствовать степени развития ребенка, обладать высокохудожественным содержанием и оформлением.

Определение 5

Наблюдение представляет собой целенаправленное и планомерное восприятие явлений и объектов окружающего мира, при котором взаимодействуют восприятие, речь и мышление.

Используя приведенный метод, педагог получает возможность выбрать направление вектора восприятия учащегося на определение главных черт в предметах и явлениях, на формирование причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями и предметами. В процессе обучения свое применение находят наблюдения различного характера:

  • за изменением объектов;
  • распознающего характера;
  • репродуктивного характера.

Наблюдения также могут быть подразделены на следующие типы:

  • кратковременные;
  • длительные.

Словесные методы

К словесным методам обучения имеют отношения такие понятия, как объяснение, чтение, беседа или же рассказ. Действенность методов данной группы обладает зависимостью от культуры речи, общего уровня образности, эмоциональной выразительности и понятности его объяснений для учеников, то есть детей, педагога.

Опыты и эксперименты

Метод опытов и экспериментов заключается в оказании определенного воздействия обучаемым на предмет с целью определения его характерных свойств и связей. Опыты и эксперименты могут быть определяться как совокупность следующих видов:

  • демонстрационные. Демонстрация — это метод в педагогике, в процессе которого опыт проводится конкретно самим преподавателем и им же показывается его ученикам.;
  • фронтальные, в условиях проведения которых объекты эксперимента находятся у детей.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить свою любознательность и почувствовать себя исследователем.

Замечание 2

Экспериментирование представляет собой метод обучения, если применяется с целью передачи ученикам новых для них знаний. Педагог формулирует проблему и намечает стратегию и тактику решения, однако само решение ребенку необходимо найти, руководствуясь лишь своими силами.

Основой познавательной деятельности учеников в экспериментировании можно назвать появляющиеся, в процессе противоречия между уже существующими знаниями и навыками, и новоприобретенными познавательными задачами и ситуациями, которые появляются в ходе проведения эксперимента. В качестве источника познавательной деятельности в данном случае выступает преодоление такого противоречия.

Моделирование

Моделирование представляет собой наглядно-практический метод обучения. Применение данного метода развивает мышление ребенка.

Развитие происходит при помощи специальных схем и моделей, которые воспроизводят в наглядной и доступной для ученика форме скрытые свойства и связи рассматриваемого объекта.

Фундаментом метода моделирования можно назвать принцип замещения, когда действительно существующий предмет заменяется иным предметом, его иллюстрацией или же определенным условным знаком.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Методы педагогического обучения

Типология методов обучения педагогика. Методы обучения в педагогике

Методы обучения в педагогике предназначены для передачи знаний от учителя к ученику. Для достижения наилучших результатов в процессе воспитания и обучения необходимым условием является сочетание основных методов с нетрадиционными.

Методы обучения представляют собой процесс взаимодействия учителя с учениками, результатом чего является передача и усвоение знаний, умений и навыков, которые был предусмотрены содержанием обучения.

Средства обучения в педагогике это – объекты, применяемые учителем в процессе усвоения знаний учащимися. Другими словами, это любые материалы, которые использует педагог в процессе обучения и воспитания.

Объекты, выполняющие функцию обучения, делятся на материальные (учебники, таблицы, иллюстрации) и идеальные (знания и умения учителя и учеников).

Современная педагогика предполагает классификацию методик обучения, исходя из источника получения знаний.

Основными являются:

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный.

Весьма популярными стали и нетрадиционные способы обучения, предполагающие внесение в процесс значительной доли творчества.

Словесный

Его основой является слово, а задача учителя – преподнести информацию учащимся посредством слов. Словесный прием является ведущим в системе обучения, поскольку позволяет передать большой объем информации в минимальный промежуток времени.

Словесный метод обучения включает: рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником.

В отличие от рассказа и лекции (монологические методы), беседа и дискуссия (активные методы) подразумевают включение учащихся в обсуждение материала, что развивает их интерес к познавательному процессу.

Кроме того, дискуссия учит прислушиваться к чужому мнению и объективно оценивать значение различных точек зрения.

Работа с печатными материалами нацелена на развитие у учащихся внимания, памяти и логического мышления. Также работа с учебником помогает лучше запомнить пройденный материал.

Практический

Данный прием предполагает активную практическую деятельность учащихся. Практические методы обучения могут быть представлены в виде:

  • упражнений (выполнения учащимися умственных, либо практических действий, целью которых является овладение определенным навыком в совершенстве);
  • лабораторных и практических работ, во время которых учащиеся изучают какие-либо явления при помощи оборудования или обучающих машин;
  • дидактических игр – моделирования изучаемых процессов или явлений.

Наглядный

Подразумевает применение в процессе обучения наглядных пособий или других средств, которые отражают суть изучаемых объектов, процессов или явлений.

Наглядные средства тесно связаны с чувственным восприятием материала, благодаря чему усвоение информации происходит в более доступной для понимания форме и надежно закрепляется в памяти учащихся.

Наглядные методы можно разделить на две группы:

  1. Иллюстрации (рисунков, таблиц, карт);
  2. Демонстрации (к нему относится просмотр кинофильмов и проведение опытов).

Последний считается наиболее эффективным, т. к. имеет более широкие возможности воздействия на сознание человека. Использование компьютера и современных технологий позволяет внедрять все новые средства в систему наглядных методов.

Эвристический

Эвристический или частично-поисковый метод обучения подразумевает постановку учителем какого-либо вопроса и поиск учащимися ответа на него. Таким образом, учащиеся не получают «готовых» знаний, но активно участвуют в поиске решения, тем самым развивая свои способности к мышлению.

Благодаря активной деятельности мозга и увлеченности поставленной задачей учащиеся получают более осознанные и прочные знания.

Методы эвристического обучения включают в себя различные конкурсы, исследования, сочинения. Эвристические формы занятий – это эвристический урок, олимпиады, интеллектуальные игры, творческие защиты, интерактивные формы обучения.

Проблемный

Под проблемным понимают обучение, протекающее в форме разрешения поставленных проблемных ситуаций. Проблема должна активировать мыслительные процессы учащихся и побудить их к активному поиску решения.

Помимо усвоения знаний, метод проблемного обучения позволяет учащимся овладеть способами их получения:

  • поисковой практикой;
  • навыками анализа;
  • самостоятельной исследовательской деятельностью;
  • компоновкой полученной информации.

Проблемное обучение предполагает использование нестандартных способов решения поставленных задач, следовательно, развивает творческие способности учащихся, требует от них проявления интеллектуальной, а также личностной и социальной активности.

Исследовательский

Суть данного метода заключается в том, что учитель не сообщает знания учащимся, они должны сами добыть их в процессе активного исследования поставленной проблемы.

Учитель формирует проблему, а учащиеся ее самостоятельно осознают, выдвигают гипотезу, составляют план по ее проверке и делают выводы.

В итоге полученные в ходе поиска знания отличаются своей глубиной, учебный процесс проходит интенсивно, а учащиеся проявляют заинтересованность к поставленной проблеме.

К сожалению, из-за больших затрат времени исследовательский метод не может применяться на уроках часто и должен сочетаться с другими методами обучения.

Репродуктивный

Согласно этому методу, знания ученикам сообщаются уже в «готовом» виде, учитель также их поясняет. Для усвоения знаний учитель дает задания, которые учащиеся выполняют по рассмотренному ранее образцу.

Критерий усвоения знаний – способность их правильно воспроизвести. Многократное повторение материала позволяет учащимся усвоить и запомнить его.

Главным преимуществом репродуктивного метода является его практичность, но процесс обучения не должен основываться исключительно на нем.

Объяснительно-иллюстративный

Данный метод является одним из самых экономных методов обучения, а его эффективность проверена многовековой практикой. Суть метода в том, что учитель преподносит информацию при помощи комбинированных средств: устного и печатного слова, наглядных и практических материалов.

Учащиеся воспринимают информацию и выполняют действия, необходимые для ее усвоения – слушают, смотрят, читают, сравнивают с ранее пройденным материалом и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод широко используется в дошкольной системе образования.

Закрепление изучаемого материала ↑

Объяснение учителем материала является начальной ступенью обучения. Не менее важная составляющая усвоения знаний учениками – последующая работа по усвоению полученной информации, включающая в себя закрепление, запоминание и осмысление изложенного на уроке материала.

Основные приемы закрепления материала – это беседа, опрос и работа с учебником;

  1. Беседа включает воспроизведение (повторение) полученной информации.
  2. Воспроизведение может быть простым, резюмирующим и систематизирующим. Последние два вида имеют большое значение для развития мышления и умения вникать в суть материала.
  3. Работа с учебником позволяет учащимся остановить свое внимание на тех пунктах, которые показались особенно сложными.

Кроме репродуктивного закрепления очень эффективен творческий метод. Он может включать различные практические задания, такие как поиск примеров для подтверждения какой-либо теории в литературе и жизни.

Игровые методы в педагогике также служат отличной платформой для закрепления материала: интеллектуальные или ролевые игры с большим успехом применяются в учебных заведениях.

Самостоятельная работа учащихся по усвоению пройденного ↑

Опытные педагоги считают, что только самостоятельная работа учащихся способствует глубокому овладению знаниями и развитию мышления. Для самостоятельной работы учитель дает задание, но сам не принимает активного участия в процессе усвоения учащимися материала.

Основные методы самостоятельного усвоения материала:

  • работа с учебником (вдумчивое изучение и осмысление материала);
  • тренировочные упражнения (например, решение математических задач или запоминание исторических данных);
  • лабораторные занятия.

Обязательным условием подготовки учащихся к работе по самостоятельному усвоению материала является проведение учителем обстоятельного разъяснения. Учителю необходимо убедиться в том, что материал всем понятен и не вызывает особых трудностей.

Также задания не должны быть слишком сложными, чтобы у учащихся не появилось чувство, что они не способны справиться с поставленной задачей.

Проверка и оценка знаний ↑

Важным компонентом обучения является регулярная проверка и оценка знаний на протяжении всего учебного года. Так учитель может оценить степень усвоения материала учащимися, и в случае необходимости скорректировать ход учебного процесса.

Основные методы проверки и оценки:

  • текущая (в ходе учебных занятий);
  • четвертная (по итогам учебной четверти);
  • годовая (по итогам года);
  • переводные и выпускные экзамены.

Текущая проверка может проводиться в форме наблюдения за учащимися, и в виде устного – индивидуального, фронтального или уплотненного, и письменного опроса.

Также к методам проверки знаний относится проведение контрольных работ, оценка домашнего задания и современные формы отслеживания, например, программированный контроль – проверка знаний при помощи заданий с несколькими вариантами ответа.

Все перечисленные средства обучения практикуются как общей системой образования, так и специальной педагогикой, одной из главных отраслей которой является коррекционная педагогика, разрабатывающая основы образовательного процесса для детей с отклонениями в развитии.

Семейная педагогика также советует родителям, прибегая к методам обучения детей, использовать не один-два приема, а включать в процесс воспитания и обучения как можно больше различных методов и средств.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.