Тема занятия: Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций

Тема: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания 1 Класс – скачать бесплатно

Тема занятия: Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций

Наша кнопка

Скачать материал

Занятие клуба «Умники и умницы» в 1-Г классе. 6 февраля 2013год. МОУ «СОШ №6» г.Луга Ленинградской области. Учитель высшей категории: Гарига Татьяна Николаевна.

Свои способности человек может узнать, только попытавшись применить их на деле.
Сенека младший – римский философ и писатель.Тема: Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие концентрации внимания.

Цели: Создать условия для формирования навыков творческого мышления; развития концентрации внимания, ориентирования в пространстве; формирования и развития коммуникативных умений; учить объективно оценивать свою работу.

Оборудование: тетради, карточки, план занятия.

I. Мотивационно-организационный момент.

-Ребята, сейчас у нас занятие кружка «Юные умники и умницы».

-Скажите, пожалуйста, какие цели мы обычно ставим на занятии нашего кружка?

(Развивать внимание, память, речь, учиться ориентироваться в пространстве, учиться думать, мыслить, рассуждать, общаться)

1.Первый этап нашего занятия «Мозговая гимнастика»

– Давайте с вами встанем и сделаем полезные упражнения.

Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец!»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см, смотреть на палец в течение 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 сек., смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

2. Разминка: основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие.

Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмоpa. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

– Кем (чем) они были раньше?

Цыплёнок – …. Лошадь – …. Корова – …. Дуб – … Рыба – …. Лёд – …

Мужчина – …

– Отвечайте, кто это? Что это?
Маленькая, серая, пугливая … Красный, спелый, гладкий … Холодный, белый, пушистый …

Учитель: На все вопросы мы нашли ответы. Молодцы! Но, если кому-то было трудно, не унывайте, у вас ещё будет возможность исправить положение.

II. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления.

1. Работа в парах. Составление загадок. Учитель: Начнём занятие с работы в парах. На партах лежат полоски со словами. Из них вы должны составить загадки и загадать их остальным ребятам.

Днём спит, ночью летает,Ухает, людей пугает.В темноте горят глаза –Всем мышам она гроза.
Нос крючком, глаза большиеИ большая голова.Ночью тёмною решила

Поохотиться она.

Всю ночь летает —

мышей добывает.

А станет светло —

спать летит в дупло.

У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

Не рада солнечным лучам,Охотиться лишь по ночам.У ней большая голова,Глаза-два блюдца, кто она?

Дети составляют загадки, затем читают их классу. Вместе отгадывают и замечают, что все загадки про сову.

Появляется Сова. – Уф-уф-уф! Устала что-то! Здравствуйте, ребятишки! Доброго дня и всем взрослым! – Здравствуй, Совушка-Мудрая головушка!Сова: – Куда это я попала? – На заседание клуба «Умники и умницы».Сова: – Значит, туда, куда надо! Не один день я из лесу наблюдала за вами.

Видела, как вы ума-разума набираетесь. И захотелось поближе познакомиться, а заодно и узнать, заслуживаете ли вы называться умниками и умницами. Для начала расскажите, что обо мне знаете. (Дети рассказывают, что сова днём спит, а ночью охотится; питается мышами, приносит пользу.

)Сова: – Молодцы! А хотите узнать ещё больше? Если сегодня хорошо поработаете, то многое ещё узнаете про наше совиное племя.Ученик: – Тётушка Сова, а ведь совы днём спят. Как же Вы прилетели к нам? Сова: – Ох, и любопытный же ты! Прилетела я к вам ночью.

Успела разложить каждому из вас задание на парты.

2. Буквенная абракадабра.

1-ое задание моё таково. Узнайте, все ли совы днём спят, а ночью охотятся. Разберитесь в АБРАКАДАБРЕ, а я отдохну.
Учитель: – Догадались, как выполнять, подобрали ключик?

(Дети находят слова: МАЛАЯ, СНЕЖНАЯ, БОЛЬШАЯ СЕРАЯ СОВЫ.)

Слайды №№ 2,3,4.
Учитель: – Правильно отгадали. Посмотрите на этих сов на слайдах. Именно они охотятся днём. Остальные же совы активны ночью, а днём видят не далее 50 см. Но зато слух у сов отменный: стоит мышке в кромешной тьме пошевелиться, и она сразу окажется в когтях совы. 3. Угадай, чьи лапы?

Сова: – Порадовали вы меня! А вот и второе задание. Как вы знаете, живу я в лесу, у меня много друзей. Кто они? Я предлагаю угадать по нижним конечностям. Угадайте, чьи лапы изображены.
(Дети называют лягушку, петуха, рысь, собаку, страуса, гуся, цаплю, корову, сову.)
4. Расшифруй слова.

Сова: – И с этим справились. Ну, если вы такие умные, скажите, кого ещё из нашего совиного племени вы знаете. Дети называют филина. А, задумались? Ну, тогда за дело! Если постараетесь, то узнаете названия и других сов.3-е задание. Расшифровать при помощи кода названия видов сов.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

СШЛПЮАИКФНУХ

1

4

3

5

2

8

6

9

7

3

7

10

1

7

4

11

12

6

(Это сплюшка, филин, сипуха.)
Учитель: – Слышали вы такие названия? Есть ещё и другие. На слайдах вы видите много разных сов. Слайды №№ 5,6,7.
Все они водятся в нашей Ленинградской области. А вот в Лужском районе обитает филин, мохноногий сыч, воробьиный сычик. Слайды №№ 8-14.


– Но, скажите, хоть кто-нибудь из вас видел сову в природе? Почему? Да, их осталось мало! Некоторых (ястребиная сова) до 20 особей. (Беседа о необходимости охранять сов, не забирать домой вывалившихся из гнёзд птенцов.)
III. Весёлая переменка.Физминутка. Зарядка «Солнышко».( запись и презентация.)IV.

Логически-поисковые задания.
5. Найди дорогу в лабиринте.

Сова: – Уф-уф-уф! Разбудили вы меня. Да и как можно спать, если вы такие активные и весёлые. Расскажу вам одну историю. Однажды разбудил меня плач девочки. Как её зовут, запамятовала, но помню, что шла к бабушке с пирожками.

(Дети подсказывают – Красная Шапочка.) Да, правильно – Красная Шапочка. Заблудилась она. Дала я ей подсказку, но не поняла она ничего в маршрутном листе. Помогите девочке найти дорогу к бабушкиному дому.

Учитель: – С чего начнём? (С изучения подсказки.)
6. Магические треугольники.

Сова: – Молодцы! Накормили бабушку пирожками. А я тоже проголодалась. Как вы думаете, сколько мышек я съедаю за сутки? (Дети предполагают: 10, 20.) Я могу съесть 9,10 мышек. А воробьиный сычик – 7или 8. Попытайтесь в следующем задании набрать нужное количество мышек за три раза.

7. Грамматические примеры. Выполни действия

Сова: – Да, с математикой вы дружите. А попробуйте решить грамматические примеры. Должны получиться важные слова.

(Дети читают получившиеся слова: учение, путь, умение.)Учитель: – Правильно. Попробуйте составить пословицу из этих слов. Учение – путь к умению.
– А какие ещё пословицы о знаниях вы знаете?
Знание – к мудрости ступенька. Много учиться – всегда пригодится! Век живи, век учись.Сова: – Да, не зря вас умниками величают.

Всё-то вы знаете, всё-то умеете. А не скажете, почему меня МУДРОЙ-то зовут? (Дети говорят, что у сов умный вид, глаза выразительные.)
Учитель: – Сова – единственная птица с почти человеческой физиономией, с глазами, смотрящими вперёд, а не по бокам, и лицевым диском. Глаза, подобные звёздам.

Голова поворачивается на 270градусов, можно видеть всё вокруг себя, не поворачивая туловища. Слайд № 15.
Сова: – Ой, захвалили меня. Скажу вам по секрету: самые умные птицы – вороновые. Это вороны, галки, сороки, грачи, сойки. (Показ птиц на слайдах). Слайды №№ 16-19. Они могут логически мыслить и даже умеют считать до 7.

8. Найди и прочитай слова в таблице.

Учитель: – Давайте найдём названия разных птиц в таблице.
(Дети находят слова: клёст, орёл, жаворонок, королёк, соловей.) Слайды №№ 20-24.
V. Графический диктант.

Учитель: – Дорогая Совушка-Мудрая головушка! Ребята рады, что ты пришла к нам на занятие. И хотят нарисовать ГРАФИЧЕСКИ твой портрет.

Графический диктант.

От начальной точки 1клетка вправо, 1 вверх, 1вправо,3вверх,1в правый нижний угол,2вправо,1 в правый верхний угол,3 вниз,1 вправо,1вниз,5 вниз,1 в левый верхний угол,1 влево, 1 вверх,1 влево, 2 вниз,2 влево,2 вверх,1 влево,1 вниз,1 влево,1 в левый нижний угол, 5 вверх.

Дорисовать глаза, клюв, лапки.
Сова: – Спасибо, ребятки. Портрет получился точный. И, в целом, вы меня сегодня очень порадовали. Надеюсь, когда вырастете, то мы обязательно увидимся в знаменитом клубе «Что? Где? Когда?».

И кто-нибудь из вас непременно получит в награду хрустальную сову, а кто-то и бриллиантовую. (На слайдах показ этих наград.)
Слайды №№ 25-28.
VI. Итог. Рефлексия.

Учитель: – Попрощаемся с Совушкой и будем ждать её в гости на другие занятия. А сейчас пришло время оценить свою работу на уроке. Слайд № 29. Напоминаю:
Как мы работали на занятии?


– ОТЛИЧНО;

– ХОРОШО;

– НЕ ВСЕ ЗАДАНИЯ ХОРОШО ВЫПОЛНИЛ;

– НЕ ВСЁ ПОЛУЧИЛОСЬ, ТАК, КАК ХОТЕЛ.

Учитель: – Меня порадовал тот факт, что есть ребята, которые критически отнеслись к своей работе на занятии. Значит, в следующий раз они постараются, и у них всё получится.

– А гостям в память о нашем занятии мы подарим эмблему нашего клуба, на обратной стороне которой написаны слова мудрой китайской пословицы: «Знание – это сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает».

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Способы развития аналитических способностей

Тема занятия: Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций

Существует большое количество видов мышления, которыми человек пользуется ежедневно. Одним из самых важных является аналитическое.

Если обладать развитым мышлением такого типа, то добиться достижения целей и стать успешным будет намного проще. Однако оно не появляется само по себе.

Нужно старательно тренироваться, применяя знания того, как правильно развить в себе аналитические способности.

Аналитика и человек

Некоторые люди обладают хорошими аналитическими способностями с детства. Это связано с тем, что левое полушарие их мозга доминирует над правым. Именно оно отвечает за этот тип мышления. Но тем, кто не расположен к аналитике с рождения, не стоит расстраиваться, т.к. при выполнении определенных упражнений аналитические возможности быстро возрастут.

Аналитическое мышление отвечает за несколько важных моментов:

  • Подробный анализ происходящих событий, а также различных явлений;
  • Определение перспектив и всех вытекающих событий из определенных действий;
  • Построение логических цепочек;
  • Выявление преимуществ или недостатков в любых явлениях;
  • Умение отделять главные детали от второстепенных;
  • Решение повседневных проблем или задач;
  • Возможность правильно рассуждать и излагать мысли;
  • Правильное планирование времени, соблюдение последовательности работы;
  • Четкость любых логических умозаключений;
  • Принятие правильных решений.

Люди, обладающие хорошо развитыми аналитическими навыками, очень эффективны и легко добиваются любых целей.

Им намного проще общаться с окружающими, они могут похвастаться хорошей логикой и наблюдательностью, что серьезно помогает в повседневной жизни и работе.

Просчитать любые дела на несколько шагов вперед – простейшая задача для такого человека. Именно эти преимущества заставляют людей думать о способах совершенствования самих себя.

Аналитическое мышление тесно связано с критическим. Сочетаясь, оба вида становятся еще более эффективными.

Они дают человеку возможность объективно оценивать происходящее вокруг, быстро находить решения, а также видеть недостатки там, где другие их не замечают.

Зачастую они активно взаимодействуют с логическим мышлением, позволяющим находить закономерности, заранее предвидеть будущие события, а также четко обосновывать свою позицию в любом вопросе. Их сочетание делает человека очень умным.

Развитые аналитические навыки могут пригодиться во многих профессиях. Наиболее значимы они для: менеджеров, экономистов, политологов, аналитиков, программистов, юристов, следователей и работников IT-сферы.

Литература

Большую пользу можно извлечь из чтения хорошей литературы. Люди, которые много читают, выделяются на фоне остальных эрудицией, навыком красиво говорить, широким словарным запасом, а также успешностью. С помощью книг можно повлиять даже на качество аналитического мышления.

Причем нет необходимости читать сложную специализированную литературу, т.к. тренировать такие навыки получится с помощью художественных произведений. Но это не означает, что от научно-популярных книг стоит отказаться.

Какие книги для развития аналитического мышления нужно прочитать:

  1. «Инженерная эвристика» (Д. Гаврилов) – книга о мышлении, которая помогает научиться правильно думать, решать сложные задачи, выстраивать умозаключения.
  2. «Логика и тактическое мышление» (Ч. Филлипс) – позволяет качественно натренировать свой мозг для правильного решения любых вопросов.
  3. «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления» (М. Крогеруса, Р. Чеппелер) – книга, помогающая находить решения в любых ситуациях.

Также можно прочитать другие книги, в которых рассказывается о возможностях мозга и мышлении или предлагается решать сложные задачи. Из художественной литературы стоит обратить внимание на произведения Р. Брэдбери, А. Кристи или А. К. Дойла. Все они помогут в развитии аналитических навыков и открытии новых талантов.

Во время чтения художественной литературы следует анализировать действия героев, а также обдумывать, почему они поступили именно так. Дополнительно можно поразмыслить над тем, как бы развивались события, поступи персонаж по-другому.

Интеллектуальные тренировки

Развивать аналитические навыки в домашних условиях можно также с помощью интеллектуальных задачек. Это могут быть как сложные упражнения, так и легкие головоломки. Таким вариантом может воспользоваться как подросток, так и взрослый человек. Но для маленьких детей он будет слишком сложным.

Основные методики:

  1. Математика. Решение различных задач, выполнение сложных алгебраических операций, счет в уме, прохождение тестов – все это оказывает прямое влияние на аналитическое мышление.
  2. Головоломки. Ребусы, шифры, кроссворды или другие виды головоломок очень эффективны для мозга человека. Применять их можно с раннего возраста.
  3. Шахматы. С помощью шахмат можно очень сильно развить свой мозг. Если нет возможности играть с реальным соперником, то допускается воспользоваться помощью искусственного интеллекта или порешать специальные задания.
  4. Программирование. Изучение особенностей программирования приносит хороший результат, но может оказаться слишком сложным для подростков, из-за чего лучше всего применим в круге взрослых людей.

Развитие аналитических способностей таким методом позволяет добиться неплохих результатов за короткий промежуток времени. Но для этого потребуется вырабатывать жесткую дисциплину, а также не пропускать занятия.

Улучшить аналитическое мышление у подростков удастся с помощью серьезного подхода к школьным урокам и регулярного выполнения домашних заданий.

Игры

Лучшим способом улучшения аналитического мышления у школьников младших классов являются различные игры. Они помогают развиваться, получая удовольствие. Если ребенок не хочет заниматься каким-либо видом деятельности, или ему просто не нравится определенная игра, то не нужно его заставлять, т.к. пользы в таком случае не будет никакой.

Какие игры будут эффективны:

  1. Квесты. Можно придумать разнообразные варианты квестов, но для маленького ребенка стоит отдать предпочтение самым простым. Например, нарисовать для него карту двора, по которой он должен будет найти сокровища, спрятанные родителями.
  2. Пазлы. Поиск нужных элементов и постепенное собирание большой картины задействует не только мышление, но и внимание человека. Школьникам стоит выбирать не слишком крупные изображения, где присутствует не более 500 деталей.
  3. Настольные игры. Улучшать аналитические способности получится только в тех настольных играх, где ото всех участников требуется обдумывать свои решения или просчитывать будущие шаги. Этот вариант отлично подойдет сразу для всей семьи.

Развитие в игровой форме очень эффективно, из-за чего практикуется многими родителями. Нужно лишь правильно выбрать игры для своего ребенка.

Моделирование

Взрослым заниматься собственным развитием зачастую некогда. В таких случаях поможет моделирование. Оно позволяет за короткий промежуток времени натренировать свое мышление, при этом решив важные проблемы. Воспользоваться методом получится даже по пути до работы или во время посещения душа.

Как его применить:

  1. Выбрать одну из имеющихся проблем, которую не удалось решить ранее.
  2. Постараться быстро найти все варианты ее решения, а потом остановиться на одном.
  3. Всесторонне обдумать проблему (почему она появилась, нужно ли ее решать, какие могут возникнуть последствия, будут ли плюсы от ее устранения).
  4. Принять окончательное решение.
  5. Выполнить подробный анализ, рассчитав вероятный исход событий при реализации выбранного решения проблемы.

Развитие аналитического мышления таким способом позволяет добиться хорошего результата. Однако для этого нужно уметь сосредотачиваться на одной мысли и доводить все свои дела до конца. При этом потребуется выделить для обдумывания решений достаточно времени.

При желании можно смоделировать необычные ситуации или проблемы, с которыми никогда не приходилось сталкиваться. В некоторых случаях такой вариант может оказаться даже еще более эффективным.

Тренировки в повседневной жизни

Развить такой тип мышления удастся без особых усилий, если включить в свою повседневную жизнь некоторые легкие упражнения. Применять их можно в любое время. Главным условием достижения эффекта будет лишь регулярность этих тренировок.

Как можно тренировать аналитические навыки:

  1. Поиск закономерностей. Нужно всегда стараться найти любые закономерности. Это касается работы или учебы, а также всех домашних дел.
  2. Формирование полезных привычек. Попытки развить в себе привычки оказывают положительное влияние на мозг. Если при этом они будут связаны с мышлением (чтение, счет в уме, умозаключения), то будет получен двойной эффект.
  3. Анализ действий. Следует обдумывать действия абсолютно всех, с кем приходится сталкиваться в жизни. Рекомендуется анализировать даже персонажей из кино или книг.
  4. Продумывание прошлого, настоящего, будущего. Нужно думать о том, почему произошло какое-либо событие, как еще оно могло бы закончиться, к чему это приведет в будущем.
  5. Планирование разговора. Во время разговора следует заранее думать, к чему приведет та или иная фраза, и решать, что лучше всего сказать. Если удастся развить этот навык, то получится стать очень приятным в общении человеком.

Регулярное выполнение таких упражнений позволит достичь желаемого результата. Но даже после этого не стоит прекращать тренировки, чтобы поддерживать свое мышление.

Сколько времени понадобится

Становиться успешным и умным человеком – задача не из легких.

Зная, как правильно развить аналитическое мышление, и применяя известные методы на практике с достаточной регулярностью, есть все шансы добиться желаемого результата.

На это может потребоваться от нескольких недель до многих месяцев. Все зависит от индивидуальных особенностей, усердности и регулярности тренировок, а также внешних условий.

Способы развития аналитических способностей Ссылка на основную публикацию

Развитие аналитических способностей школьников на уроках информатики

Тема занятия: Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Совершенствование мыслительных операций

Современный этап развития общества характеризуется внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Новые информационные технологии оказывают существенное влияние и на сферу образования.

Происходящие фундаментальные изменения в системе образования вызваны новым пониманием целей, образовательных ценностей, а также необходимостью перехода к непрерывному образованию, разработкой и использованием новых технологий обучения, связанных с оптимальным построением и реализацией учебного процесса с учетом гарантированного достижения дидактических целей.

Одной из дидактических задач образовательного учреждения является формирование мышления обучающегося, развитие его интеллекта. Важной составляющей интеллектуального развития человека является аналитическое мышление.

Аналитическое мышление представляет собой понимание ситуации при помощи разбиения ее на более мелкие части, отслеживание предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.

Аналитические способности показывают готовность и умение человека думать, рассуждать, анализировать, разложить ситуацию на составляющие и взглянуть с разных точек зрения.

Большим потенциалом для формирования аналитического мышления школьников среди естественнонаучных дисциплин обладает информатика.

Обучение построению алгоритмов и их использованию при решении большого класса задач из раздела алгоритмизации и программирования является эффективным способом развития таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, представляющих собой основу развития познавательных действий у обучающихся, в первую очередь аналитических.

Исходя из вышеизложенного, анализа научной и практической литературы, были сформулированы объект, предмет, цель исследования, обозначены задачи работы.

Объект исследования – аналитические способности обучающихся.

Предмет исследования – развитие аналитических способностей обучающихся при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование».

Цель исследования – выявление методических особенностей развития аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование».

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Рассмотреть цели и задачи раздела «Алгоритмизация и программирование» школьного курса информатики;

2. Изучить развитие аналитических способностей при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование»;

3. Проанализировать тематическое планирование курса изучения основ алгоритмизации в среде исполнителя Робот.

4. Разработать занятия по разделу «Алгоритмизация и программирование», способствующую развитию аналитических способностей обучающихся.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что изучение раздела «Алгоритмизация и программирование» в школьном курсе информатики» способствует развитию аналитических способностей обучающихся.

Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблеме, сравнительный анализ, обобщение, педагогический эксперимент.

Практическая значимость исследования состоит в разработке конспектов уроков по основам алгоритмизации, направленных на развитие аналитических способностей обучающихся на уроках информатики.

Цели и задачи исследования обусловили структуру данной выпускной квалификационной работы. Она состоит из введения, трех глав, списка используемой литературы и заключения.

Глава i. теоретические аспекты развития аналитических способностей школьников на уроках информатики

1.1 Аналитические способности и их развитие в школьном образовании

Жизнь в условиях информационного общества меняет представления людей об информации. Чем полнее информация, которой человек сможет овладеть, тем в более выгодном положении по сравнению со своими коллегами по работе или учебе он окажется.

Перед системой образования встает глобальная проблема – своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания.

Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, способностей, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения.

Необходимость адаптации к быстро меняющимся социальным условиям вызывает потребность в подробном изучении и развитии способностей обучающихся на этапе школьного обучения.

Наиболее часто в психолого-педагогической литературе способности определяются именно как «индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но обусловливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности» [30,с. 397].

Данная распространенная трактовка понятия основывается на трех признаках способностей, выделенных Б.М. Тепловым:

1. это индивидуально-психологическая особенность, отличающая одного человека от другого;

2. рассматриваются только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или ряда деятельностей;

3. несводимость способностей к знаниям, умениям, навыкам, но их благоприятствие в быстроте и легкости приобретения [31].

Проблеме человеческих способностей, их природы и представленности в популяции посвящали свои работы многие отечественные и зарубежные исследователи (Б. Г. Ананьев, Г. Айзенк, Ф. Гальтон, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Дж. Лолер, С. Л. Рубинштейн, М. Салчес, Дж. Селли, Б. М. Теплов, П. Торенс, Б. Уайт, К. Фишер, У. Р. Чарлсворз и др.).

Современная психология исходит из представления двойной детерминации способностей человека. С одной стороны, их развитие в фило – и онтогенезе определяется биологическими факторами.

С другой стороны, собственно человеческие способности являются социально обусловленными, и их формирование во многом зависит от условий развития и воспитания. Вопросы относительной роли наследственности и среды освещались в трудах отечественных психологов (Б. Г. Ананьев, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, В. Д. Небылицын, С. Л.

Рубинштейн, Б. М. Теплов). В работах этих авторов убедительно показано, что способности формируются в предметной деятельности на основе задатков.

Б.М. Теплов и А.Н.

Леонтьев признавали врожденное неравенство задатков как анатомо-физиологических особенностей организма; а также неоднозначность связи задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности.

Результатом данной дискуссии стало признание обоими учеными того, что развитие способностей является процессом взаимодействия природных особенностей человека и внешних условий, внешних обстоятельств [15].

Фундаментальную теоретическую и практическую разработку проблема способностей получила в трудах С. Л. Рубинштейна [25] прежде всего в плане развития, формирования способностей, а позднее — в плане выявления их психологической структуры. С.Л.

Рубинштейн одним из первых обратил внимание на то, что способности могут являться актуальными, а также то, что ядром способностей являются психические процессы.

Наибольшее внимание он отводил качеству психических процессов, особенно качеству анализа и синтеза, полагая, что сама мыслительная способность человека зависит от характера их изменений.

Ученый полагал, что ядром умственных способностей является свойственное человеку качество процессов анализа (обязательная, базовая составляющая критического мышления) и генерализация отношений. Исходя из этого, рассмотрим более подробно процессы анализа.

В Философском энциклопедическом словаре под анализом понимается «процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения)» [34, с.25]. Процедурой, обратной анализу, является синтез, с которым анализ часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Синтез состоит в том, что знание о предмете получается путем соединения его элементов и изучения их связи.

Для того, чтобы что-то анализировать нужна информация, так как именно она подвергается анализу. В зависимости от вида информации отличается и сам анализ, а также методы, применяемые при анализе.

Принято выделять следующие виды анализа:

  1. анализ, выявляющий строение (структуру) целого и устанавливающий отношение между частями. Этот вид анализа служит установлению одинаковой (с точки зрения некоторых отношений) структуры предметов класса, таким образом, знание, полученное при изучении одних предметов, можно переносить на другие.
  2. анализ общих свойств предметов и отношений между предметами. Этот вид анализа служит для сведения общих свойств и отношений к более общим и простым понятиям.
  3. классификация, то есть разделение классов (множеств) предметов на подклассы.

Выделяют следующие виды синтеза:

  1. элементарный синтез – составление целого из его частей;
  2. обобщенный синтез – переход от абстрактного к конкретному путем обобщения общих признаков;
  3. синтез, устанавливающий связь причин и следствий [1].

Помогая обучающимся в решении различных мыслительных задач, учитель способствует постепенному овладению ими операциями анализа и синтеза, учит использовать полученные знания и умения в качестве средства получения новых знаний. При этом по мере развития обучающихся, помощь со стороны учителя должна уменьшаться, а требования к самостоятельности к уровню мыслительных задач – возрастать [5].

Обучить анализу и синтезу – это значит научить практически и мысленно:

  • Разлагать объекты на составные части
  • Выделять отдельные существенные стороны объекта
  • Изучать каждую часть (сторону) в отдельности как элемент единого целого
  • Соединять части объекта как единое целое.

Изыскать возможности для формирования и совершенствования операций анализа и синтеза можно при работе с любым учебным материалом. Особенно этому способствует работа с учебной литературой как источником новых знаний. Объектами анализа и синтеза могут быть текст, описанные явления и опыты, формулы и зависимости, графики, таблицы, модели, приборы, устройства и т.д. [5].

В психологии анализ рассматривается как множество процессов, представленных на всех ступенях познания: на чувственно-наглядной ступени (в процессе ощущения и восприятия), на наглядно-действенной ступени (в процессе реальных действий с объектом), на мыслительной или абстрактно-логической, анализ совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.

Всеми авторами, исследовавшими способности, их суть (Б.М. Теплов, В.Д.

Шадриков), подчеркивается, что способности проявляются в успешности реализации деятельности: чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, в которой он не имеет способности.

Анализ является одной из основных аналитических операций мышления. В целом, процесс мышления представляет собой совокупность различных операций, важнейшие из которых – анализ, синтез, обобщение, классификация – непосредственно связаны с развитием аналитических способностей обучающихся.

Психологи по-разному определяют понятие «мышление».

Проблемой развития мышления обучающихся занимались многие зарубежные и отечественные ученыеЛ.С. П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко, Н.С.Рождественский, И.Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн , А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг., Л.С.Выготский , И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа,  М.Н. Скаткин и др.

А.В. Петровский определяет мышление как социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытий существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [18].

Р.С. Немов считает, что мышление – это психический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности [17].

Исследователя было теоретически и экспериментально доказано, что на сегодня  школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. По их мнению, для успешного обучения, понимания учебного материала у обучающихся должны быть сформированы три составляющих мышления:

  1. высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
  2. высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
  3. высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления [17].

Аналитическое мышление представляет собой понимание ситуации при помощи разбиения ее на более мелкие части, отслеживание предпосылок ситуации шаг за шагом по принципу причинности.

Благодаря аналитическому мышлению осуществляется исследование сложного явления, анализ существенности влияния на его протекание разных факторов и оптимизация его развития.

Аналитическое мышление включает в себя систематизированную организацию частей проблемы или ситуации; проведение систематических сравнений различных свойств или аспектов; рациональную расстановку приоритетов; определение временной последовательности, причинных взаимоотношений или отношений «если →то».

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.