Современный и исторический морфемный состав слова внезапный. Исторические изменения в морфемной структуре слова

Урок русского языка в 5-м классе по теме:

Современный и исторический морфемный состав слова внезапный. Исторические изменения в морфемной структуре слова

Цели:

обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с историческими процессами в корне слова, с непродуктивными приставками и корнями; развивать умения учащихся в сопоставлении древнего состава слов и значений со структурой и значением слов в современном русском языке; воспитать интерес к внешней оболочке слова и его значению.

Задачи:

повторить состав слова; путём сопоставления анализа древних и современных корней выяснить, какие исторические изменения произошли в составе некоторых слов; тренировать орфографические навыки учащихся; развивать кругозор учащихся; пропагандировать  культуру речи.

Оборудование:

доска , иллюстрации учащихся, таблица, стенд с книгами, раздаточный материал “Этимологический словарик”, карточки, схема морфемного состава слова.

II. Проверка домашнего задания

1. Работа по карточкам (3 человека).

2. Задание “Расшифруй пословицу” .

Учитель. Ребята! А сейчас мы проверим, как вы знаете части слова. Вам необходимо “собрать” известную русскую пословицу и объяснить её значение.

3. Работа с классом по схеме морфемного состава слова .

Ответ ученика по схеме.

Проверка работающего у доски над заданием “Расшифруй пословицу”.

Учитель. Итак, какая пословица зашифрована на доске?

Дети. Береги землю родимую, как мать любимую.

У. Какие условные знаки помогли определить нужную последовательность карточек?

Д. Правильно “собрать” пословицу мне помогли символы, обозначающие морфемы слова.

У. Как вы понимаете её смысл?

Д. Пословица учит нас любить и беречь свою Родину, защищать её от врагов.

1. Слово учителя.

У. Мы изучили морфемный состав слова, который не является сложившимся, постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества. Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного  корня. Во многих словах корни спрятаны, как и в дереве, мы их не видим. А знать эти древние корни очень важно.

Помогает нам в этом наука этимология. Что она изучает?

(От греческого “etymon” – истина и “logos” – учение)

Это наука о происхождении слова.   Продемонстрировать словарь со стенда. Сегодня на уроке мы обратимся к истории некоторых слов, связанных с понятием “Родина”, и сопоставим их древний состав и значение со структурой и значением в современном языке. А помогут нам в этом наши верные друзья – этимологический словарь (показать) и словообразовательный словарь Тихонова.

Запись темы урока и эпиграфа.

2. Работа с плакатом (на нём изображено солнце и показан древний и современный состав слова).

У. Мы не можем представить нашу жизнь без солнца, а у этого слова – интересная история.

Обратимся к плакату.

Что здесь изображено?

Д. Здесь изображено солнышко и показан его древний и современный корень.

У. Выделите современный корень в слове солнце, опираясь на схему. Для этого подберите однокоренные слова. У вас получился корень -солн-. Так и разберёт это слово современный ученик (иллюстрация справа).

А теперь посмотрите на левую сторону плаката, где изображён древний мальчик. В древности солнце обозначалось словом СОЛ. Как видим, в истории языка произошли изменения. Давайте начертим такую таблицу.

Заполнять её мы будем на уроке, работая с нашими этимологическими словариками .

Проводится коллективная работа.

Древнее словоСовременное словоЧто изменилось?
солсолнцесуффикс слился с корнем
роднародприставка на слилась с корнем
МоскыМосквафонетические изменения – по-явилась буква в
кромаКремльчередование м//мл
стол+ицстолицасуффикс слился с корнем
плоскеплощадьфонетические изменения

Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло.

См. словарик.

1. У. Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня.

Д. (I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х//Ш. Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

Д. (II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

2. У. Обращаемся к упражнению 446 [ 2 ]. Работа проводится устно.

Ответы учащихся на вопросы задания.

Вывод

У. Таким образом, мы узнали много интересного о изменении значений слов в процессе исторического развития нашей страны, познакомились с некоторыми древними корнями. Какие это корни?

Д. Это древние корни сол, род, Москы, крома, стол и плоске.

У. Знать их бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце). Не только в корне происходят изменения. Они коснулись и других морфем: приставки и суффикса. Например, как будет называться мама вашей бабушки?

Д. Прабабушка.

У. Что вы добавите?

Д.Правнук, праязык, прародина.

У.

Теперь приставка слилась с корнем.

У. А какие ещё непродуктивные приставки вы знаете?

Д. СУ (суглинок) и ПА (пасынок).

У. Очень интересен древний суффикс -р-. Попробуйте с его помощью образовать существительное от глагола дать.

Д. Дар.

У.

А вы, наверное, не знаете о том, как появилось слово “мир”? Это одно из самых употребимых слов, связанных с понятием “Родина”.

К слову “милый” (то есть дорогой, важный) добавили суффикс -р-. Сегодня на уроке мы вспомнили слова, связанные с темой “Родина”, и познакомились с теми историческими процессами, которые происходили в них на протяжении долгой истории нашего государства.

1. Беседа с учащимися.

У. Ребята, что нового вы узнали на этом уроке?

Д. Мы узнали, что многие слова русского языка за долгую историю претерпели изменения. Они коснулись разных частей слова. Знать эти изменения важно, чтобы грамотно писать слова.

У. Какие именно исторические изменения произошли в русском языке?

Д. Произошли слияния суффиксов и корней, приставок и корней, а также чередования и фонетические изменения.

У. Какой словарь оказал нам на уроке большую помощь?

Д. Этимологический.

У. А история какого слова показалась вам наиболее интересной?

Ответы учащихся.

У. А теперь обратитесь к эпиграфу и скажите, как слова С. Маршака можно связать с темой урока? Чему они учат нас?

Д. В этих словах говорится о долгой истории нашего языка. Они учат нас пользоваться словарём.

2. Борьба за чистоту языка.

У. В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш долг – беречь его, заботиться о нём.

Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году:

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём

И внукам дадим, и от плена спасём навеки.

3. Оценки.

Д/з: используя материалы урока и дополнительную литературу, написать творческую работу “Долгая история слова …”, сопоставив древний состав и значение выбранного вами слова с его современной структурой и значением. Слово должно соответствовать ключевой  теме урока – “Родина”.

У.

Урок мы начали с истории слова солнце. Пусть же оно поможет нам подвести итог урока.

Если вам было интересно на уроке, если вы узнали что-то новое, поднимите солнце. А если

урок вам не понравился, он показался вам скучным, то поднимите кирпич.

Список использованной литературы

1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5 – 11 классы: Учебник для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев с углублённым изучением русского языка. – М.: Дрофа, 2002

2. Русский язык: Сборник заданий. 5 класс: Пособие для школ и классов с углублённым изучением русского языка к учебнику В.В. Бабайцевой “Русский язык. Теория. 5 – 11 классы” / В.В. Бабайцева, А.В. Глазков, М.В. Дубровина и др. – М.: Дрофа, 2000

3. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984

4. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1978

5. Шанский Н. М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. –   М.: Просвещение, 1971

6. Гольдин З. Д., Светлышева В. Н. Русский язык в таблицах. 5 – 11 классы: Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2002

7. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982

8. Ковалевская Е. Г. История слов. Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1968

9. Норман Д. Ю. Этимологические мифы. – ж. “Русская речь”. 1993, №6

10. Еськова Н. А. Лингвистические задачи. – ж. “Русская речь”. 1994, №3

3.02.2006

Морфемный состав слова современный и исторический: пример. Исторические изменения в морфемном составе слова

Современный и исторический морфемный состав слова внезапный. Исторические изменения в морфемной структуре слова

Морфемный состав слова в ходе развития языка не всегда оставался неизменным. Исторические трансформации, произошедшие в языке, сильно отразились на основах. Морфемный состав менялся в результате действия определенных процессов, о которых мы и поговорим в этой статье.

Историческое изменение основы

Основным элементом словообразования в современном русском языке является основа, как производная, так и непроизводная. Способ ее образования в ходе истории развития языка претерпевал изменения.

А в некоторых случаях менялся даже морфемный состав слова. В основе утратили свое значение многие морфемы. Приведем пример. В основе слова запад ранее морфема за- имела значение приставки. В ходе истории она его утратила.

Таким образом, основа превратилась в непроизводную.

Подробнее об изменении морфемного состава

Не обязательно в ходе истории менялся морфемный состав слова, как в приведенном выше примере. Только в отдельных случаях можно говорить об этом. В современном языке многие слова членятся на морфемы таким же образом, как в прошлом.

Но сегодня имеется немало примеров того, когда они теряют связь с первоначальной основой, от которой образовались. Кроме того, может быть так, что слово начинает соотноситься лишь с частью производящей основы, а не целиком с ней. Морфемный состав в этих случаях изменился.

Расскажем о причинах, по которым происходят подобные трансформации.

Во-первых, лексические значения основ, соотносимых раньше как производящая и производная, становятся другими.

К примеру, в русском языке сегодня отсутствует семантическая соотносительность таких слов, как крыльцо (часть дома) и крыло (птицы), поскольку они в настоящее время различны по значению.

Однако в древнерусском она наблюдалась. Основы этих слов не соотносятся как производная и производящая.

Еще одна причина, по которой наблюдаются изменения в морфемной структуре, – звуковой состав слов, который тоже не всегда остается неизменным. Приведем примеры. Слова обволакивать, наволочка, поволока, облако, оболочка – однокоренные, однако у них различная морфологическая структура.

Производные основы – обволакивать (об-волак-ива-ть), наволочка (на-волоч-к-а), поволока (по-волок-а). А облако и оболочка стали непроизводными, поскольку у них изменилась основа из-за утраты звука “в”.

Современный и исторический морфемный состав слова, таким образом, в этих случаях неодинаков.

Еще одна причина – выпадение родственных слов или соотносительных производящих основ из словаря. Вот какие можно привести в современном русском языке примеры непроизводных основ – ямщик, лебедка, рубаха. Из словаря в настоящее время выпали соотносительные производные основы (ям – остановка на дороге; лебедь – вал, имеющий коленчатую рукоять; руб – кусок ткани).

Современный и исторический морфемный состав слова в ряде случаев не совпадает из-за влияния продуктивного типа структуры на строение слов этимологически изолированных, то есть непродуктивных типов.

К примеру, зонтик имеет иноязычное происхождение. Сначала это слово было осмыслено как корневое. Однако с течением времени по аналогии с русскими словами ротик, хвостик и др.

оно начало члениться на основу зонт- (непроизводную) и суффикс -ик.

Наблюдаемые исторические изменения в морфемном составе слова в тех или иных случаях называются усложнением, переразложением и опрощением основы. Расскажем о каждом из них.

Опрощение

Оно представляет собой превращение в непроизводную производной основы слова. В этом случае последнее теряет членимость на морфемы. Опрощение играет важную роль в языке. Благодаря ему он обогащается корневыми непроизводными словами. В языке появляются новые центры словообразования. Примеры: успех – успешный и др., спех-спешный и др.

, спеть – спелый и др. С другой стороны, благодаря опрощению словообразовательные суффиксы переходят в разряд непродуктивных. Порой наблюдается и полное их исчезновение, что еще сильнее меняет морфемный состав. Пример: в основах слов стар-ый, добр-ый, которые в современном языке являются непроизводными, не вычленяется суффикс -р-.

Этот же суффикс выпал в слове брат.

Причины опрощения

Подверглись опрощению основы слов позор, красный, дворец. Они стали непроизводными потому, что утратили в процессе употребления связь по значению с теми словами, от которых они были когда-то образованы. Примеры: позор – зоркий, красный (цвет) – краса, дворец – двор.

Морфемный состав частей речи изменился из-за фонетических процессов у основ следующих слов: пестрый, весло, усопший. Они потеряли связь с основами, от которых произошли, и перестали выделяться отдельные морфемы (пестрый – писать, весло – везти, усопший – уснувший).

Причины, которые приводят к опрощению, могут действовать одновременно, перекрещиваться. В результате всех этих процессов не совпадают современный и исторический морфемный состав.

Например, отсутствие соотносительности между ядро – еда – яд, звук – звон, узы – узел – союз – язык – это результат не только лишь наблюдаемого между данными словами семантического разрыва, но и следствие фонетических изменений, произошедших в их основах.

Переразложение

Переразложение представляет собой перераспределение внутри слова отдельных морфем, которое приводит к тому, что основа (остающаяся производной) в своем составе выделяет иные морфемы.

Так, например, живность, горячность имеют суффикс -часть (а не -ость), если говорить о живых словообразовательных связях. Дело в том, что прилагательные, от которых они образованы (живный, горячный), не употребляются в современном языке.

Суффикс -ность- по отношению к суффиксу -ость- является производным. Он является сочетанием следующих двух суффиксов: – н, который был отсечен от основы прилагательного, и – ость.

Образование от -ость производного -ность – выражение своеобразного процесса, который сопровождает в русском языке переразложение основ.

Он заключается в том, что один словообразовательный элемент поглощается другим, или же в растворении того или иного из них в корне.

Например, в основе удилище мы можем выделить суффикс -лищ-, который включает в свой состав другой, -л-. Последний суффикс относится к слову удило, утраченному в современном языке.

Переразложение может быть также между корнем и приставкой. Например, в глаголе снять раньше была приставка сн- и следующий за ней корень -я-. Сегодня же это слово членится следующим образом: с-ня(ть).

Значение переразложения

Процесс переразложения обогащает язык тем, что появляются новые словообразовательные модели и аффиксы, становящиеся с течением времени продуктивными.

Чаще всего этим путем образуются новые суффиксы: – очк- (кост-очк-а), -инк- (пыл-инк-а), -ность (сущ-ность).

Гораздо реже появляются приставки (обез-, небез-, недо-), которые являются результатом слияния двух других приставок (обез-волеть, небез-дарный, недо-смотреть).

Аналогия

К переразложению и опрощению основ очень часто приводят разные виды аналогии. Под последней подразумевается уподобление формам одного слова форм другого, родственного грамматически. Благодаря ей часто подвергается изменению исторический морфемный состав слова.

Аналогия – естественный процесс, который наблюдается в языке. Малопродуктивные типы формо- и словообразования в силу ее действия уподобляются определенным продуктивным типам форм и слов. При этом теряется прежняя членимость на морфемы или же их производный характер.

В современном русском языке ряд форм обязан происхождением действию именно аналогии. В частности, это окончания существительных среднего и мужского родаов -ах, -ами, -ом (сел-ах, дом-ах, дом-ами, сел-ам).

Они появились в результате действия аналогии форм существительных женского рода (книг-ам – стол-ам, а не стол-ом). Результатом ее стало переразложение основы (вместо книга-м – книгам).

Так изменился исторический морфемный состав.

От корня вор- было образовано слово отворить. Это произошло посредством преффикса от-. Данное слово подвергалось влиянию другого – творить. В результате аналогии отворить-творить первая основа подверглась переразложению. Она начала осмысляться как образование, имеющее приставку о-. Так в языке появилась новая база словообразования (при-творить, за-творить, рас-творить и т. д.).

Усложнение

В некоторых случаях действие аналогии или возникновение слов, которые родственны имеющим непроизводную основу, приводит к усложнению последней. Из-за этого она становится производной, то есть начинает члениться.

Процесс усложнения противоположен рассмотренному нами процессу опрощения. Это превращение в производную основу той, которая ранее была непроизводной.

В частности, слово гравюра, заимствованное русским из французского языка, осмыслялось первоначально как непроизводное. Но после того как в системе нашего языка возникли поздние заимствования гравер и гравировать, оно “усложнилось”. Это слово сделалось производным.

В нем выделяется корень грав-, а также суффикс -ур-. Подобного рода изменениям подверглись многие заимствованные слова. Например, анархия, греческое по происхождению, имело раньше непроизводную основу.

Однако из-за того, что в языке были родственные ей анархичный, анархический, анархист и др., она начала делиться. Так образовалась непроизводная основа анарх-, а также суффикс -и j-.

Наложение морфем

Выделяется, кроме названных выше явлений, и наложение морфем. Оно происходит тогда, когда части тех из них, которые сочетаются, совпадают. К примеру, это возможно между основой и суффиксом (динамовец – Динамо + овец; свердловский – Свердловск + ский). Однако наложение не может произойти, если речь идет о корне и приставке (Прииртышье, Заамурье).

Все вышеперечисленные изменения в строении слова (усложнение, переразложение, опрощение) говорят о том, что морфемный состав менялся в процессе исторического развития языка. Все эти изменения изучает этимология. Скажем в заключение несколько слов и о ней.

Этимология

Этимология – учение о происхождении различных слов. Их возникновение может быть установлено с помощью этимологического анализа. Он дает возможность выяснить исторические словообразовательные связи, то, какой была первоначальная морфемная структура у того или иного слова, а также причины, по которым оно претерпело изменения с момента появления.

Исторические изменения словообразовательной структуры слов | О жизни слов

Современный и исторический морфемный состав слова внезапный. Исторические изменения в морфемной структуре слова

Какмы уже неоднократно говорили, язык навсех своих уровнях меняется с течениемвремени. Морфемный состав исловообразовательная структура словтоже подвержены этим процессам. Рассмотримподробнее, какие изменения в них могутпроисходить.

Опрощение

Это изменение выражается в том, что производная основа слова, состоящая из отдельных морфем, со временем может превратиться в непроизводную, нечленимую, в которой все морфемы «срослись» в один корень. Этот процесс тесно связан с деэтимологизацией слов, т. е. с утратой ими прежних смысловых связей.

Приведемпримеры. В слове веник в современномрусском языке непроизводная основа,совпадающая с корнем: веник-.

Нопочему орудие для подметания названоименно так? Современный носитель русскогоязыка вряд ли ответит на этот вопрос,если не заглянет в специальную литературуили в интернет. Дело в том, что веникполучил название по способу егоизготовления.

Существительное веникв прошлом было образовано от вен‘венок; связка веток’ с помощью суффикса-ик-. В свою очередь, слово венвосходит к глаголу *viti‘вить’ и буквально означает ‘то, чтосвито’.

Лексемавен сохранилась до наших дней внекоторых русских диалектах, но влитературном языке она отсутствует.Это и стало причиной того, что слововеник стало восприниматьсябольшинством говорящих по-русски людейкак непроизводное. Бывший суффикс -ик-в нем стал частью корня.

Ещепример. Глагол воспитать пришел изцерковнославянского языка, этимологическиявляется производным от питати‘кормить, насыщать’ и когда-то имел всвоем составе приставку воз-. Однакопервоначальное значение слова воспитать— ‘вскормить’ — впоследствии утратилось.

Новые смыслы ‘вырастить ребенка,воздействуя на его духовные, нравственныеи физические качества’, ‘привитькому-либо определенные чувства илинавыки’ оказались слишком слабосвязанными (или вовсе не связанными) спервоначальным значением ‘кормить’.

Глагол воспитать потерял семантическуюсвязь с питать и стал восприниматьсяв сознании говорящих как непроизводный.Приставка воз- (вос-) пересталабыть отдельной морфемой и вошла в составкорня.

Иногдак опрощению основы может привестиизменение значения не производногослова, а производящего. Так, существительноегребень исторически происходит отглагола грести (гребу). Однако данныйглагол с течением времени утратил такоесвое значение, как ‘чесать (волосы)’.Эта утрата привела к разрушению связислов гребень и грести, и производноесуществительное превратилось внепроизводное.

Деэтимологизациии опрощению морфемного составаспособствуют фонетические измененияв языке. Благодаря им даже родственныелексемы могут стать настолько непохожимидруг на друга внешне, что их первоначальныесемантические и генетические связи непросто утрачиваются в сознании носителейязыка — их бывает трудно выявить дажес помощью научного этимологическогоанализа.

Один из несложных примеров — существительное сажа, в современном русском языке непроизводное. Однако «предок» этого слова в праславянскую эпоху был образован от глагола *saditi (ср. садить, сажать) с помощью суффикса *-j-: *sadja. Буквальное значение — ‘то, что насело; осадок’.

Однако согласный звук *j ассимилировался, слился со стоящим перед ним согласным *d, вызвав изменение его произношения. На месте древнего сочетания *dj появился мягкий звонкий шипящий [ж’], впоследствии отвердевший.

Так из древнего праславянского *sadja получилось современное русское сажа, и указанные фонетические изменения способствовали тому, что его связь с глаголом садити была утрачена.

Такжеопрощение может происходить в случае,когда какая-либо морфема утрачиваетсвою продуктивность (перестаетупотребляться для образования новыхслов). Например, существительное пиробразовалось в праславянскую эпоху отглагола пити c помощьюсуффикса -р-: *piti> *pirъ. Всовременном русском языке ононепроизводное.

Благодаряопрощению в языке появляются новыекорневые морфемы.

Переразложение

Переразложение(перераспределение) морфем происходитв производных словах. В результатеданные слова остаются производными, ноделятся на морфемы иначе, не так, какпрежде.

Например,в слове живность на современномэтапе выделяется суффикс -ность,поскольку данное прилагательноеобразуется от живой.

Но в прошломживность было производным отутраченного ныне прилагательного живныйс помощью суффикса -ость.

Утратапервоначального производящего словапривела к изменению словообразовательныхсвязей и переразложению морфем: двасуффикса -н- и -ость- в существительномживность слились в один.

Наэтом примере показана наиболее частаяпричина переразложения — исчезновениепроизводящей основы для данного словапри сохранении других родственных слов(в рассмотренном случае вышло изупотребления прилагательное живный,но сохранилось живой).

Тоже явление наблюдается и в случае сглаголом обессилеть.

В современномрусском языке это производное отсуществительного сила, образованоприставочно-суффиксальным способомпутем присоединения приставки обес-и суффикса -е- (а также формообразующегосуффикса -ть). Однако эта структуране является исконной.

В прошлом данныйглагол образовывался иначе — с помощьюприставки о- от утраченноговпоследствии глагола бессилеть‘лишаться сил, слабеть’. Таким образом,раньше в слове обессилеть было двеприставки (о- и бес-).

Ещеодной причиной переразложения являетсяаналогия. Например, прилагательноевожатый в прошлом было существительнымвожатай (с суффиксом -атай, ср.глашатай). По аналогии с прилагательнымина -атый это слово тоже сталовосприниматься как прилагательное; наместе прежнего суффикса -атайпоявились суффикс ат- и окончание-ый.

Переразложениеобогащает русский язык новыми исконнымипо происхождению суффиксами и приставками,а также новыми словообразовательнымимоделями.

Усложнение

Этопроцесс, противоположный опрощению. Врезультате усложнения непроизводнаяоснова превращается в производную,членимую на морфемы.

Пожалуй,один из самых известных примеров —существительное зонтик. Этозаимствование, восходящее к голландскомуzondek (от zon‘солнце’ и dek‘покрышка’).

Поначалу в русском языке слово зонтик было непроизводным,но со временем по аналогии со словамитипа носик, листик, домик и т. п. былопереосмыслено как уменьшительная форма,образованная от существительногозонт с помощью суффикса -ик-.

Такна свет появилось слово зонт, которогоне было до этого ни в русском, ни вголландском языке, а в непроизводномпрежде слове зонтик выделилсясуффикс -ик-.

Усложнениечаще всего наблюдается в заимствованныхсловах. Например, как непроизводноебыло заимствовано из французского языкаслово гравюра. Однако благодарясопоставлению с такими лексемами, какгравер и гравировать, всуществительном гравюра сталивычленять корень грав- и суффикс-юр-.

Благодаряусложнению русский язык пополняетсяновыми морфемами, заимствованными издругих языков или созданными на иноязычнойоснове.

Врезультате трех перечисленных типовпреобразований происходит, как правило,изменение числа морфем в составе слов.Но есть изменения, при которых количествоморфем остается прежним.

Декорреляция

Придекорреляции количество значимых частейв слове не меняется, и внешне эти частиостаются такими же, как при образованиилексемы. Но изменениям подвергается иххарактер, значение, соотношение в слове.

Например,основа лексемы заморозки сейчасосознается как глагольная, производнаяот глагола заморозить. Но преждеона была именной по своему характеру иобразовалась от исчезнувшегосуществительного заморозы. Изменениязатронули и суффикс -к-: первоначальноон выражал значение уменьшительности.

Словатекучий, горючий и т. д. не всегдаотносились к именам прилагательным. Вдревнерусском языке это были причастия.Переход их в другую часть речи привелтакже к изменению значения суффикса-уч-, который из формообразующегостал словообразующим.

Диффузия

Придиффузии морфемы сохраняют своюсамостоятельность как значимые частислова, но при этом отчасти «накладываются»друг на друга, подвергаютсявзаимопроникновению. Это происходит врезультате фонетических процессов,приводящих к стяжению звуков на стыкахморфем. Например, в глагольной формепридешь произошла диффузия награнице приставки при- и корня -ид:два гласных звука [и] стянулись в один.

Формыглагола типа печь, мочь пережилидиффузию в далеком прошлом. В звуке [ч]ассимилировались заднеязычный согласныйосновы и звук [т’] суффикса инфинитива:*pekti, *mogti.

От диффузии в результате фонетических преобразований, происходящих в слове с течением времени, следует отличать диффузию, возникающую сразу в момент образования слова и к историческим изменениям не имеющую отношения.

Такую диффузию называют аппликацией, и очень часто ее причиной служит гаплология (выпадение одного из двух одинаковых или сходных по звучанию соседних слогов в слове).

Примеры: розоватый (наложение корня розов- и суффикса -оват-), томский (наложение конечной части названия города Томск и суффикса прилагательного -ск-) и др.

Диффузияне всегда отображается на письме и можетпроявляться только в устной речи. Так,в прилагательных братский, детскийи т. д. последний согласный корня сливаетсяс первым согласным суффикса в звуке[ц]. Похожее слияние звуков наблюдаетсяи в некоторых формах глаголов с постфиксом-ся: делаться, заговориться,прогуляется.

Замещение

Иногдав словах происходит замена одной морфемына другую. Основными причинами этогоявления служат:

  • народная этимология. Например, благодаря ей древнерусское слово съвѣдѣтель (‘тот, кто знает’, от глагола вѣдати) превратилось в свидетель (‘тот, кто видел’). В данной лексеме произошла замена корня.
  • аналогия. Так, под влиянием существительных на -ница из древнерусского существительного лѣствица появилось современное лестница. Замещению в данном случае подвергся суффикс.

Водном и том же слове могут сочетатьсяразные виды структурных изменений.

Завершая рассказ, необходимо сделать уточнение. Следует разграничивать словообразовательную структуру слова на минувших стадиях развития (диахрония) и на современном этапе (синхрония): отличия могут быть весьма велики.

Данные, относящиеся к прошлому, восстанавливаются в ходе этимологического анализа, тогда как в процессе морфемного и словообразовательного анализа то же самое слово рассматривается как элемент нынешней, современной системы языка.

Проще говоря: в результате этимологического исследования можно установить, что в слове воздух когда-то был корень дух-.

Но при словообразовательном и морфемном разборе в этом же слове мы выделим непроизводную основу, состоящую из корня воздух-, поскольку в современном языке данное существительное уже не имеет семантических связей со словом дух.

.

Литература:

Современныйрусский язык: Ч. 2. Словообразование,морфология / Н. М. Шанский, А. Н. Тихонов.— М., 1987.

ЗемскаяЕ. А. Современный русский язык:Словообразование. — М., 2011.

РозентальД. Э. и др. Современный русский язык. —М., 2017.

ШанскийН. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткийэтимологический словарь русского языка:Пособие для учителя. — М., 1971.

.

Иллюстрация:А. Д. Кившенко «Чтение народу РусскойПравды в присутствии великого князяЯрослава» (1880).

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.