Просветления разума.

Просветление сознания: путь к осознанности, симптомы (признаки) и стадии состояния, как обрести (достичь) самостоятельно и открыть себя

Просветления разума.

В буддистских религиозных практиках цель духовного развития — достижение ясности ума.

Но и вне границ религиозных представлений просветление сознания является целью, достижение которой позволяет вывести свою жизнь на новый качественный уровень.

Чтобы добиться действительного результата, нужно понимать, что такое просветление ума, какие признаки и стадии оно имеет. Важно также разобраться, как самостоятельно пройти путь душевного самосовершенствования, чтобы в полной мере открыть себя.

Сущность просветления

С точки зрения психологии просветление ума — это достижение особого уровня мышления и мировосприятия, при котором открывается истинное, целостное и полное видение природы, мироздания. Состояние можно сравнить с пробуждением, когда человек словно просыпается и видит мир в его объективном состоянии.

Определение

Просветление обозначается словом «бодхи». В прямом переводе с санскрита термин обозначает угасание трёх пороков — жадности, ненависти и заблуждений. Явление занимает одно из центральных мест в буддизме.

Под бодхи стоит понимать единение со всем окружающим, преодоление субъективно-объективного расхождения во взгляде на мир, переход к целостному ясному и осознанному восприятию.

Просветление достигается путём ухода от эмоционального восприятия действительности.

Бодхи часто сравнивают со следующими состояниями:

  • освобождением от тяжёлых оков искажённого мышления, обременённого страданиями и страстями;
  • пробуждение от сна субъективного сознания;
  • осознание объективного устройства мира.

На уровне самосознания бодхи является состоянием, когда на человека перестаёт влиять собственное эго. Он прекращает смотреть на себя и окружающий мир с позиций собственного «Я». С достижением бодхи происходит полное освобождение сознания. Жизнь становится чистым свидетельствованием, где отброшены иллюзии, эмоциональные и субъективные аспекты мировосприятия.

Признаки духовного роста

Но как определить, что человек достиг умственного совершенства? Для состояния просветления свойственны следующие признаки:

  • нейтральное эмоциональное состояние;
  • благородное воззрение на жизнь;
  • мышление, не связанное с собственным эго;
  • умение контролировать все сферы своей жизни;
  • вся деятельность ориентирована на пользу для себя и окружающих;
  • умение избегать негативных мыслей;
  • глубокая осознанность действий;
  • взгляд на мир со стороны, объективность при оценке любых событий;
  • чёткое понимание своего жизненного опыта, умение использовать его при необходимости.

Просветленный человек испытывает симптомы лёгкости и ясности. В его жизни нет соблазнов и страхов, т. к. он понимает сущность всех жизненных процессов. Человек, достигший высшего развития ума, не совершает действий под влиянием эмоций, его суждения лишены оценочных и категорийных суждений, он понимает суть бытия и всех процессов, происходящих во Вселенной.

Многие считают, что просветление сознание носит какой-то эзотерический характер. Но в достижении этого состояния нет ничего тайного. Любой человек может понять природу явления. В стремлении достичь просветления также нет ничего скрытного и недостижимого.

Путь к просветлению сознания

Чтобы достичь высшего уровня ума, необходимо пройти долгий путь. Развитие сознания подразумевает постепенное изменение состояния человека во всех сферах.

Независимо от характера восприятия развития ума, будь то буддизм или психология, человеку для достижения цели необходимо постепенно совершенствоваться в эмоциональном, поведенческом, мысленном, духовном и физическом планах.

Это трудный и тернистый путь, к которому человек должен быть готов.

В буддизме путь к просветлению подразумевает освобождение от всех иллюзий: жадности, ненависти, заблуждений. Здесь стоит понимать, что добиться высшей стадии освобождения ума за одну жизнь невозможно.

Для полного очищения разума и достижения просветления Будды требуется несколько перерождений.

Просветление Будды — высшая ступень развития, подразумевающая абсолютное освобождение и очищение, отсутствие эго и освобождение от эмоциональных реакций, понимание пустоты.

Достижение бодхи требует избавления в мышлении от следующих негативных эмоций:

  • жадности;
  • отвращения;
  • обмана;
  • невежества;
  • желания;
  • эгоизма.

Стадии осознанности

Путь достижения просветления в буддизме включает 4 стадии (4 типа буддийской личности), которых человек может достичь в течение жизни.

  1. Сотапанна — человек, вставший на путь просветления, следующий Восьмеричным путём. Просветление гарантировано через 7 перерождений. Последующие перерождения не будут воплощаться в животных и низших существ.
  2. Сакадагами — однажды возвращающийся. Достигнут просветления в следующем человеческом перерождении.
  3. Анагами — не возвращающиеся. Больше не будут перерождаться. Такие люди достигли частичного просветления, которое будет завершено в высших мирах.
  4. Арахант — полное освобождение, выход из колеса перерождений.

Полное просветление — конечная цель всего живого, достижение высшей точки самореализации существа, наивысшего уровня духовного развития, завершение всех этапов воплощения и перерождений. Оно наступает после достижения самадхи.

Самадхи — последняя ступень Восьмеричного пути, умственная, внутренняя собранность, спокойствие сознания, снятие противоречий между внутренним и внешним миром. Это ощущение достигается путём регулярной медитации.

Достижение самадхи происходит через состояние нирваны. Нирвана — освобождение от страданий, привязанностей и желаний, прекращение перерождений, пребывание сознания в полном покое, достижение высшей цели жизни.

Восьмеричный путь — 8 правил жизни

Три стадии достижения бодхи в буддизме:

  • следование Восьмеричным путём — действия, ведущие к прекращению страданий и освобождению от круговорота перерождений;
  • развитие добродетелей — парамита;
  • проникновение в глубину мудрости природы взаимообусловленных явлений.

Восьмеричный путь подразумевает следование 8 правилам — воззрения, намерения, речи, поведения, образа жизни, усилия, памятования и сосредоточения. Они направлены на достижение мудрости, нравственности и дисциплины. Правила не стоит рассматривать как последовательность этапов. Путь представляет спираль — восходящее совершенствование при одновременном и постоянном соблюдении восьми правил.

  1. Воззрение — подразумевает постижение четырёх благородных истин. Они звучат так: существует страдание, причина страдания — желание, прекращение страдания — нирвана, путь к нирване — Восьмеричный путь. Под страданиями понимается все негативные пристрастия, порождающие негативные чувства. Страхи — рождения (боль), старости, болезни (мучение), смерти, удовольствия, печали, беспокойства, недовольства и несогласия.
  2. Намерение — твёрдое решение идти путём, доброе отношение ко всему живому.
  3. Речь — отказ ото лжи, непристойностей, глупости, клеветы.
  4. Поведение — отказ от убийств, краж, распущенности, пьянства, неправильного поведения, несущего негатив и зло.
  5. Образ жизни — осознанность во всём, отказ от деятельности, причиняющей страдания живым существам.
  6. Усилие — направление своих сил на концентрацию, спокойствие и умиротворение.
  7. Памятование — осознанность своего поведения, мышления, бытия, окружающего мира.
  8. Сосредоточение — медитация, развитие гармонии, концентрации и спокойствия. Достижение самадхи — спокойствие сознание, снятие противоречий субъективного и объективного восприятия мира.

Развитие добродетелей

Параллельно с прохождением этапов Восьмеричного пути происходит развитие добродетелей. Парамита — взаимосвязанные действия, ведущие к освобождению. Она подразумевает развитие:

  • щедрости — дарение окружающим развития и знания;
  • этика — осмысленная и полезная жизнь, избегание негатива;
  • терпение — эффективная деятельность без гнева и лишних эмоций;
  • усердие — трудолюбие, радость от работы и усилий, деятельность без уныния и лени;
  • медитация — освоение целостности работы с умом, управление мыслями и чувствами, глубинное видение природы;
  • мудрость — познание пустоты, истинной природы ума, открытости, ясности, интуитивного понимания всего.

Проникновение в глубину мудрости достигается путём махамудры. Путь махамудра состоит из последовательного постижения четырёх практик йоги:

  • однонаправленности — концентрация на одном объекте, преодоление блуждания ума;
  • простоты — постижение природы;
  • одного вкуса — глубокое исследование природы;
  • немедитации — переход в состояние, когда сознание находится в неизменном восприятии при медитации и после её завершения, достижение абсолютной устойчивости ума.

Просветление — не одномоментное событие. Это долгий процесс ежедневных усилий и совершенствования. Важны различные условия и внешние факторы.

Истинное состояние ума наступает от практики к практике, с постепенным изменением взгляда на мир и себя. По мере усвоения и прохождения трёх этапов достижения бодхи человек последовательно открывает для себя все грани просветления.

Самостоятельное достижение осознания действительности

Чтобы обрести просветление, независимо от религиозного или практического подхода к явлению, потребуется кропотливая и сложная работа. Путь развития — это многолетние усилия без гарантии положительного результата. Случаи достижения высшего просветления редки. К этому нужно быть готовым. Просветление стоит представлять в виде процесса, а не какой-то конечной точки.

Как же достичь просветления самостоятельно, без посторонней помощи? Что нужно делать для умственного совершенствования?

Просветление в общеупотребительном понимании — это результат совершенствования своего мышления, ценностного позиционирования, всецелого контроля над эмоциями и поведением. Результат развития мышления и позиционирования — достижение мудрости и нравственности, поведения — дисциплины.

Действия, которые способствуют достижения самопознания:

  • йога;
  • медитация;
  • дыхательные практики;
  • правильное питание — отказ от пищи с энергетикой смерти, такая еда порождает негативное мышление;
  • физический труд;
  • строгое следование распорядку;
  • прогулки, созерцание природы.

Первоначально необходимо справиться со своими животными устремлениями и первичными чувствами. Отсутствие умеренности, стремление к доминированию в общении, нацеленность на изобилие в эмоциях, еде, финансах, материальных вещах — всё это разрушает мышление.

Низменные устремления возникают от непонимания истинной природы окружающих вещей и процессов. Медитация и иные практики позволяют изменить свои воззрения, укрепить силу духа.

Контроль над своим мышлением и эмоциями во время практик позволяет освоить управление своей речью и поведением. Изменение целей и устремлений меняют взгляд на различные виды деятельности.

Ценность приобретают действия, которые способствуют личностному развитию, несут благо другим людям.

Трансформации в мышлении, разговоре, поведении, деятельности меняют отношение к своему прошлому. Человек начинает чётко осознавать характер своего существования.

Изменения внутри человека трансформируют отношение к внешнему миру, природе, бытию. Мир видится без эмоционального, чувственного и субъективного искажения. Понимание сути всех вещей приводит к гармонии и спокойствию. Это состояние становится постоянным. Наступает просветление.

Действия и практики позволяют полностью перестроить человеческое сознание. Точка просветления наступит в момент, когда человек научится видеть мир без искажений внутреннего и внешнего характера.

Достижение просветления оказывает огромное влияние не только на мировосприятие. Оно позволяет получить совершенно новые возможности. Человек становится независимым от своих эмоций. Его деятельность и мышление начинает носить созидательный характер. Случаи просветления неизбежно отражаются на состоянии здоровья.

Медитация активирует нейроны просветления

Просветления разума.

Медитация — это серьезное упражнение для психики и тела. Что происходит с мозгом во время этого процесса? Может ли медитация быть опасной для людей психическими расстройствами? T&P изучили исследования нейрофизиологов и других ученых из США, Европы и Азии, чтобы ответить на эти вопросы.

В 1979 году в одной из гостиниц города Пуна случилось несчастье: человек, который только что вернулся из Катманду после 30-дневного курса медитаций, покончил с собой.

Корреспондент журнала The Humanist Мэри Гарден, которая тоже остановилась в этом отеле, разговаривала с ним накануне.

По ее словам, мужчина не выказывал признаков психического расстройства: он был дружелюбен и не выглядел огорченным. Тем не менее наутро он спрыгнул с крыши.

Сегодня можно прочитать множество правдивых положительных историй о посещении медитативных курсов. Ежегодно десятки тысяч людей отправляются в специализированные школы дома и за границей, чтобы улучшить качество своей жизни, здоровье и взгляд на мир.

Однако история медитации насчитывает больше 3000 лет, и целью этих практик никогда не было то, что сегодня зачастую ищут и находят в них люди с Запада: релаксация и снятие стресса.

Изначально медитация была, да и сегодня остается духовным инструментом, созданным, чтобы «очистить» разум от примесей и помех и помочь человеку достичь внутреннего просветления в той форме, в которой понимает его религия буддизма.

Pro: отдых для мозга и внимание к «я»

Как же выглядит медитативный процесс с точки зрения физиологии мозга? По данным специалистов из США и Тибета, проводивших исследования среди людей, которые постоянно практикуют созерцательную медитацию, во время этого процесса нейронная активность в центрах, отвечающих за переживание счастья, повышалась на 700–800%.

У испытуемых, которые начали практиковаться недавно, это значение было заметно ниже: всего 10–15%. В своей книге «Будда, мозг и нейрофизиология счастья» исследователи отмечают, что в первом случае речь идет о людях, которые оттачивали свое мастерство на протяжении многих лет и в общей сложности успели посвятить медитации от 10 000 до 15 000 часов, что соответствует уровню спортсменов-олимпийцев.

И все же с новичками произошло то же самое, пусть и в меньшем объеме.

Нейрофизиологи из Университета Осло, Норвегия, выяснили, что во время недирективной медитации (она позволяет сконцентрироваться на дыхании и отправить мысли блуждать) активность мозга возрастает и в областях, ответственных за создание мыслей и чувств, связанных с собственным «я» человека. Ученые заметили, что медитация-сосредоточение таких результатов не дала: в этом случаев уровень работы «я-центров» оказался таким же, как при обычном отдыхе. «Эти области мозга демонстрируют наивысшую активность, когда мы отдыхаем, — рассказывает автор исследования, специалист Университета Осло Свенн Давангер. — Это своего рода базовая операционная система, сеть взаимосвязанных операций, которая выходит на первый план, если внешние задачи не требуют внимания. Любопытно то, что недирективная медитация активизирует эту сеть сильнее, чем простое расслабление».

С точки зрения физиологии мозга медитация действительно похожа на отдых.

Группа ученых из Гарварда выяснила в ходе исследований, что во время этого процесса мозг перестает обрабатывать обычные объемы информации.

Характерный для состояния активного бодрствования бета-ритм (ритм ЭЭГ в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5–30 мкВ) угасает. Это, по всей видимости, позволяет мозгу восстановиться.

Специалисты из Гарварда также провели магнитно-резонансное сканирование мозга людей, регулярно занимавшихся медитацией в течение 8 недель. Оценив состояние мозга сразу после 45-минутной практики, они заметили, что во многих областях активность почти угасла.

У испытуемых практически «выключились» лобные доли, ответственные за планирование и принятие решений, затихли теменные участки коры, обычно занятые обработкой сенсорной информации и ориентированием во времени и пространстве, замедлилась работа таламуса, который перераспределяет данные органов чувств, и угасли сигналы ретикулярной формации, чья работа позволяет приводить мозг в состояние «боевой готовности». Все это позволило мозгу «расслабиться» и заняться обработкой данных, связанных с собственной личностью человека, а не с внешним миром.

Contra: избыток серотонина и исчезновение границ

Даже далай-лама уверен, что с медитацией нужно быть осторожным: «Западные люди переходят к глубокой медитации слишком быстро: им нужно узнавать о восточных традициях и тренироваться больше, чем они делают обычно. В противном случае возникают ментальные и физические трудности».

Нейрофизиологи отмечают, что медитация и впрямь может плохо сказаться на психическом здоровье, особенно если вы уже страдаете от какого-то расстройства.

Доктор Соломон Снайдер, глава кафедры нейрофизиологии Университета Джона Хопкинса, предупреждает, во время медитации в мозгу дополнительно высвобождается серотонин — один из главных нейромедиаторов, который руководит многими системами организма.

Это может быть полезно при мягкой депрессии, однако излишки серотонина способны вызвать парадоксальную тревогу, возникающую на фоне релаксации. Вместо расслабления человек в таком случае получает глубокую печаль или паническую атаку. При шизофрении, по словам Снайдера, медитация в отдельных случаях способна вызвать психоз.

Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Пенсильвании в ходе своих исследований выяснил, что медитация уменьшает кровоток в задней части верхнетеменной извилины, ответственной за глубокую чувствительность и границы тела. Это вполне объясняет чувство «единения с миром», о котором нередко рассказывают люди, испробовавшие на себе такие практики.

«Если заблокировать работу этой извилины, — говорит Ньюберг, — вы перестанете чувствовать, где заканчивается ваша личность и начинается окружающий мир». «Медитация не будет полезна поголовно всем пациентам с эмоциональными расстройствами, — уверен коллега, профессор Ричард Дэвидсон из Висконсина. — Для некоторых категорий людей она может оказаться даже вредна».

Дэвидсон утверждает, что медитативные практики «способны изменить состояние нейронной ткани в участках мозга, ответственных за способность к эмпатии, а также внимание и эмоциональные реакции».

Это, по словам профессора, может негативно сказаться на отношениях с окружающими людьми и привести к появлению чувства потери и одиночества, которые способны подорвать настроение человека, даже если он психически здоров.

В пользу осторожного обращения с медитативными практиками высказываются не только нейрофизиологи.

Кристофе Титмусс, бывший буддийский монах, который ежегодно посещает випассану в одной из индийских школ, предупреждает, что изредка люди переживают в ходе такого курса весьма травматический опыт, из-за чего впоследствии им требуется круглосуточная поддержка, медикаменты и даже госпитализация.

«Некоторые испытывают кратковременное состояние ужаса от того, что их мозг вышел из-под контроля, и боятся сойти с ума, — добавляет он. — Вдалеке от привычной повседневной реальности сознанию трудно восстановиться, так что такому человеку обычно нужна помощь извне».

Однако Титмусс отмечает, что, по его мнению, медитация вызывает подобные эффекты не сама по себе. «Функция медитативного процесса, как указывал Будда, заключается в том, чтобы он стал зеркалом, отражающим нашу суть», — рассказывает бывший монах.

Противопоказания

Таким образом, если человек страдает депрессией, шизофренией, биполярным аффективным расстройством или другим психическим заболеванием, медитация может обернуться для него неприятностями: обострением, психозом или даже попыткой суицида.

В некоторых школах духовных практик сегодня даже применяются опросники, которые позволяют выявить и отсеять среди претендентов тех, кто уже сталкивался с психическими расстройствами сам или знает, что такие случаи были в его семейной истории. Однако ничего удивительного в этом нет.

Медитация — это способ активного использования и тренировки психики, точно так же, как бег — это способ тренировки сердца и ног. Если ваше сердце или суставы не всегда работают хорошо, вам нужно бегать осторожно или выбрать другой вид нагрузки.

Просветление и методы его достижения

Просветления разума.

Просветление – главная цель в большинстве духовно-эзотерических учений.

Просветление – это наивысшее озарение, осознание сути жизни как таковой. Просветление устраняет неведение, иллюзии ума, расширяет сознание, и освобождает от психологических страданий. Более подробное описание далее рассматривается на примерах прямых и косвенных методов достижения просветления.

Прямые методы достижения просветления

Это лучшие, простые, мгновенные методы. Прямые методы исключают буфер ментального понимания, размышления и теоретизирования. Прямые методы просветления не связаны с обучением в школах, сектах, на семинарах, у гуру, учителей и наставников. Все это игры ума.

Прямые методы – для тех, кто честен с собою на все сто. Далее по порядку описание прямых методов просветления.

Осознание настоящего
 подразумевает прямое восприятие жизни здесь и сейчас.

Обыватель при ознакомлении с этим методом просветления начинает представлять то, что он делает, или только что делал. Это отклонение от метода.

Осознание настоящего – это непрерывное, естественное восприятие того, что есть прямо сейчас. Это не поиск чего-либо, но если таковой присутствует, – это осознание поиска, как одной из линий рисунка настоящего момента. В идеале объектом восприятия действительно становится сам настоящий момент между прошлым и будущим.

Можно условно сказать, что быть в настоящем моменте, быть настоящим – свойство нашего Высшего «Я». Если Вы осознаете настоящее, фокус отождествления смещается на зрителя жизни.

Если осознание настоящего момента происходит непрерывно, жизнь «схлапывается» сама в себе, и ты видишь, что сейчас есть бескрайнее присутствие в невесомой вечности, где происходит нечто за пределами будущего и прошлого.

Сейчас есть само бытие, безграничное пространство сознания. Это – первичная основа всего. Это бытие и есть само осознание и жизнь как таковая.

Все воспринимаемые объекты и формы происходят в нем, как нечто глубоко вторичное и равнозначное.

Приятие настоящего – по сути то же, что и осознание настоящего, но при помощи тонкой грани «впускания» в свое сознание того, что есть прямо сейчас. Психика закрывает ум от большинства ощущений, которые в итоге формируют подсознание.

Приятие настоящего – это полное раскрытие всему, что есть здесь и сейчас. Собственное сознание при этом ощущается, как чистый сосуд и проводник всех явлений. В идеале осознаешь все, как единое нераздельное явление. А если где-то остается сопротивление, оно растворяется. Все просто происходит.

Просветление – это тотальное приятие. Даже если что-то ощущается как препятствие, – это лишь форма очередной ступеньки на пути.

Расслабление в естественном присутствии – по сути то же, что осознание и приятие настоящего. С другой стороны, это еще одна тонкая грань постижения жизни. Неприятие настоящего закрывает от осознания настоящего. Возникает это неприятие из-за напряжения на всех уровнях психики. Напряжение устраняется расслаблением. И это не сон, а прекращение сопротивления настоящему.

При этом все телесные ощущения воспринимаются, как уплотнения в пустоте пространства сознания. Важно научиться расслабляться из самого источника напряжения. Приятие и расслабление – две грани одного и того же процесса просветления.

Расфокусировка сознания – еще одна грань просветления. Повседневное внимание сосредотачивается умом в напряженных иллюзиях прошлого и будущего.

Самая утонченная фокусировка ума создает привычную самоидентификацию – наше эго. Переживается она в области затылка, горла и на глубинном уровне в области груди.

Расфокусировка приводит к растворению этих напряженных сгустков психической энергии. И тогда болезненные напряжения и «зловредная вертлявость ума» проходят.

Сначала ощущаешь, как в присутствии привычного «я» проявляется ощущение пространства, на фоне которого барахтаются напряжения. Затем по мере расфокусировки, привычное «я», казавшееся чем-то непробиваемо плотным и основательным, начинает давать брешь, через которую просачивается утонченная энергия сознания.

Тотальная расфокусировка тождественна полному расслаблению, приятию, растождествлению и просветлению.

Осознание зрителя жизни
– тончайшее «движение», которым переносишь фокус внимания с мира форм и ощущений на самого зрителя, воспринимающего жизнь.

Бытие, осознание, наблюдение, присутствие – все это описание его сути, его единственного свойства, которое выражается ограниченными словами во многих аспектах.

Обоняние, осязание, вкус, зрение и слух – инструменты восприятия. Кто использует эти инструменты? Где стыкуются эти пять нитей восприятия жизни? Тот, кто смотрит на жизнь прямо сейчас – и есть вечный зритель жизни. Он есть всегда. Меняются формы. Просветление – это осознание своей сути как непрерывного свободного присутствия.

Разоблачение выбора – еще одна грань просветления. Личность – это набор выборов проходящих через сознание в настоящем. Выбор рождается неприятием настоящего. Личность напряжена в настоящем, поэтому избегает его, выбирая иллюзорное будущее.

Чтобы устранить иллюзию выбора, делаешь невероятный для личности шаг, и оборачиваешь взор на выбирающего. Смотришь, где и как выбирающий делает свое дело – творит иллюзию человеческой жизни. Ничего делать, или выбирать при этом не нужно. Просто смотришь, как происходит то, что происходит. Тогда открывается великая спонтанность.

Этот метод ранее нигде не встречал, он открылся сам собою во время медитации. И сейчас считаю его одним из самых эффективных. Иллюзия выбора – одна из центральных опор неведения, порождающая иллюзию существования отдельной маленькой личности. По этой теме на progressman.ru имеется ряд статей под тегом «выбор».

Самоотдача – другая одна грань просветления. Отдаешь все, что есть. Не в материальном смысле, а в сущностном. Самоотдача происходит неактивно, без усилий и потуг, в расслаблении. Можно сказать, что этот метод просветления – грань расслабления, в которой отпускаешь хватку за происходящее здесь и сейчас.

Созерцание настоящего. Как правило, начинается с концентрации внимания на любом объекте. Метод отличается от «осознания зрителя жизни» акцентом на созерцании как таковом. Суть этого метода просветления в том, чтобы сделать процесс созерцания основным и непрерывным.

Тогда фокус самосознания переносится на Высшее «Я». Восприятие как таковое является свойством Высшего «Я». Когда созерцаешь то, что есть, высшее «Я» как бы «активируется». Просветление – это проявление созерцательного начала жизни. Это и есть истинная медитация.

В идеале созерцание объекта происходит без концентрации, как нечто предельно естественное.

Осознание того, кто ты есть – метод просветления Раманы Махарши. В основе метода стоит вопрос: «кто я?». Задаешь вопрос один раз, с ясным осознанием смысла этого вопроса.

Затем переносишь внимание на ощущение «я есть». Если «я» есть, то его можно как-то ощутить. Что такое «я»? Кто «я»? Словесный ответ ничего не значит. Необходимо пережить, кто ты есть на самом деле.

Постижение «Я» – это постижение реальности.

Все эти методы – разные грани одного и того же процесса. В силу уникального опыта разным людям открываются различные проходы к просветлению.

Косвенные методы достижения просветления

Эти методы, как правило, связаны с переменами в энергетике, очищением ума, подготовкой тела и психики к ясному сознанию. Разделение на прямые и косвенные методы – условное. Иногда прямые методы становятся косвенными, а косвенные прямыми, в зависимости от готовности сознания.

Подъем энергии – это переживание пробуждения застоявшейся энергии. Может быть вызвано энергетическими упражнениями, и в особо удачных случаях устраняет ментальные блоки, очищает ум и просветляет сознание. Сюда входят практики крийя-йоги, кундалини-йоги, работа с энергетикой и др. эзотерические практики.

Шактипат, или дикша – духовное посвящение. Как правило, дается наставником, гуру, или мастером. В особо удачных случаях дает мгновенное расширение сознания и просветление. Чаще дает переживание озарения, которое сеет «зерно» просветления. Если посвященный бережет энергию, зерно прорастает и со временем лотос сознания раскрывается и расцветает.

Срединный путь. Проповедовал Будда. В моем понимании этот путь к просветлению – интуитивное, расслабленное обретение равновесия в каждое новое мгновение жизни.

Кастанедовский Дон Хуан образно говорил, как человек знания идет по жизни «слегка ко всему прикасаясь». Этому пути помогает осознанное, чуткое восприятие жизни. Не напрягаешься, не спишь, позволяешь реальности случаться.

При этом, как ни парадоксально, обретаешь способность прилагать усилия, на которые суетный и напряженный ум просто не способен.

Неделание – метод просветления Карлоса Кастанеды. Восприятие мира – это тонкое усилие в сознании. Привычным делаешь мир в своем уме. Неделание – это прекращение «усилия» по созданию индивидуальной реальности. Тогда привычные явления обнажают свою сущность. Начинаешь ощущать происходящее, как игру энергии. А на более тонком уровне – как чистое сознание.

Сверхусилия – метод просветления Георгия Гурджиева. Это один из самых сложных методов на грани жизни и смерти.

Гурджиев говорил о том, что в человеческом теле есть что-то наподобие бытовых аккумуляторов. Когда их энергия израсходована, человек валится с ног.

Но если в это время сделать рывок, сверхусилие, то сознание переключается на глубинный, почти неистощимый источник энергии, и ты продолжаешь двигаться.

Когда подкатывает смертельная усталость, делаешь еще один рывок и с глубинного источника энергии, переключаешься на причинный источник. При этом активируется сверхтонкое сознание. Метод крайне опасен для самостоятельной практики.

Страдания. Закаляют и развивают душу. Это всем известно. Страдания – один из главных стимулов для истинной отрешенности. Отрешенность от преходящих явлений приводит к истине и просветлению. Многие святые шли на сознательные страдания, чтобы взрастить духовные качества.

Ни в коем случае страдать не призываю. Можно ограничиться таким пониманием, что уже пережитое не было бесполезным.

Унижение. Один из мощных стимулов для капитуляции эго и чувства собственной важности. Унижение и гордыня идут рука об руку. На этом маятнике базируется невротичная самоидентификация. Опять же, не призываю унижаться – достаточно относиться к собственной персоне проще: признавать и принимать себя реального, и не забегать вперед, приукрашивая реальность.

Исповедь, перепросмотр, ведение дневника, психотерапия – эффективные методы очищения ума. Светские мемуары – не в счет. Для работы на просветление, необходимо проговаривать искренне все собственные страхи, высвечивать все, что было подавлено, и отправлено в багаж бессознательного.

Размышление о запредельном: о Боге, о вечности и бесконечности, о любви, об истинном «Я» – также, считается одним из методов прояснения сознания и просветления. Если размышляющий старается прочувствовать тему своих размышлений, его внимание отрывается от теорий, и прикасается к этим глубинным пластам жизни на практике.

Карма-йога – это работа без ожидания результата. Ум расчетлив, и если делаешь что-то для других без личной выгоды, хватка эго ослабляется.

В идеале карма-йога выполняется с полным погружением сознания в настоящий момент, без целей в будущем. Созерцание настоящего – один из прямых методов просветления. Созерцание в движении – высший пилотаж в практике просветления.

Истинная карма-йога – это, как говорил Свами Вивекананда, – сведение цели и средства воедино.

Безусловная любовь считается лучшим методом духовного преображения и просветления. Этот метод открывается, приближенному к святости. Безусловная любовь не знает неискренности и обмана. Это любовь к самой жизни. В идеале на таком пути погружаешься в блаженство, и оставляя все разделения, отдаешься этому переживанию без остатка.

Сомнения

Есть мнение, что просветления достичь невозможно. Кто-то говорит, что просветление нужно заслужить, или «получить» от мастера.

Но тогда речь заходит о том, какие существуют методы для этого «получения».

Как правило, все сводится к передаче своих ресурсов и времени школам, где страждущие оказываются в зависимости от гуру, прослужив которым долгие годы, у них вроде как, появляется шанс просветлеть.

Иной вариант – заплатить огромные деньги за посвящение, и тогда, если ум не зайдет за разум, опять же, появляется шанс просветлеть «на халяву».

Кто-то говорит, что просветление просто «случается» за пределами методов и практик. Разумеется это так. Но прежде этого человек проходит какой-то путь. И чащего всего именно такой путь называют духовным. Неважно как, неважно в прошлой, или нынешней жизни. Путь включает в себя все происходящее.

Кто-то говорит, что все и так просветлены: не к чему стремиться, нечего достигать. Но чего стоят эти слова? Почему бы и нет? Жизнь праведная, или жизнь практика – ни чем не хуже обыденной, наполненной противоречиями и суетой.

Другие говорят, что просветление доступно лишь Буддам, которые приходят раз в тысячелетие, а то и реже, и простым смертным истины не видать. Так звучит голос сомнения в себе и своих силах, голос ума, пребывающего в оковах концепций.

Люди склонны верить, что чем, серьезней они воспринимают жизнь, тем ближе такое восприятие к действительности. Однако серьезность эта состоит из иллюзорных мыслей и эмоций, проецирующих субъективные картины ума на реальность, не имеющую с этими проекциями ничего общего.

В этой статье, выражая, субъективное мнение, я утверждаю, что просветление достигается, и для этого существуют подходящие методы. Пусть все относительно, и достижение иллюзорно. Но иначе и говорить не о чем.

Понимаю, что для освещения заявленной темы все-таки необходимо быть членом всемирной ассоциации просветленных мастеров, коим я не являюсь. Поэтому здесь, как и везде, я поступаю хитро, и ни в коем случае не настаиваю на окончательной истинности слов и эффективности «методов».

Пусть каждый поверит своему опыту, и удостоверится в том, что истина есть. Пусть каждый лично удостоверится в том, что он/она ЕСТЬ. Кому-то потребуются школы и учителя, кому-то хватит личной усердной практики, кому-то – простого ознакомления с темой, и прямого взгляда на то, что есть здесь и сейчас.

© Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

Просветление

Просветления разума.
А теперь поговорим о самой самой сути просветления. В чем соль? Что тут самое главное и почему никогда не получается вот так просто взять и просветлеть. Ну, или взять инструкцию, прочитать, а потом сделать что надо и просветлеть.

Я уже писал, что просветление – это процесс тотальный, который так или иначе, до или после основного события, затрагивает всего человека, все его слои. А т.к. человек – существо архисложное, то простым процесс быть не может по определению. И все же в своей сути он очень прост.

Суть просветления есть разрушение функционирования такого феномена, как отдельное локальное «я», или смена эгоистической установки сознания на целостную. Иногда это представляется как пересмотр идеи о существовании и сути такого «я» или набора идей, которые такой взгляд поддерживают, иногда как избавление от убеждения о его существовании и т.п. и т.д.

Действие по сути простое и сам предмет тоже вроде не сложный. Так в чем сложность? Сложность имеет три основных аспекта.

Первый – в нашем языке отсутствуют внятные средства указания и описания всего, что связано с этим «я», потому что у нас все, что угодно – объект языка, только не мы сами. Мы очень редко себя всерьез рассматриваем.

Так, всегда очень вскользь – «я».. и все. А что «я», где «я» – не вообще, а очень конкретно… это в некотором смысле самое большое табу. Это очень легко проверить, если попытаться объяснить другому или просто записать, что такое я и где оно находится.

Поэтому процесс обнаружения этого самого «я» возлагается на ищущего индивида. Как бы, пусть сам разберется, что к чему: хочет – исследует свое «я», хочет – вопрошает «кто я?», или там в ритрите сидит и медитирует, пока не обнаружит. Но вот взять и объяснить – нереально, т.к. все индивидуально и слов просто нет.По этой же причине все учителя и гуру как бы говорят, что надо сделать, но все как-то мимо. Как если бы мы хотели рассказать о какой-то вещи, но при этом говорить можно все, что угодно только о ней самой – нельзя, потому что слова такого нету. И этому есть причина.

Второй аспект как раз и объясняет, в чем тут дело – сложность конкретного обнаружения и разрушения этого локального отдельного «я» связана с тем, что это «я», по сути, иллюзия.

В каком же контексте это иллюзия? А а в том, что его по существу и нет, что, собственно, и обнаруживается в дальнейшем, если хорошо искать. Но т.к. его нет, то поиск его все время проваливается… И что самое интересное, мы его все время не находим, а оно удивительным образом остается. Т.е.

, по существу, процесс обнаружения «я» есть процесс обнаружения того, каким конкретно у меня образом поддерживается иллюзия о его существовании.

Просто феникс расчудесный – иллюзия, которая в поиске все время обнаруживается как иллюзия по факту, но при этом сохраняется полная убежденность, что оно есть и что «я – это я», и ведем мы себя соответственно и живем тоже исходя из этого.

В этом и состоит вся сложность и это есть ее третий аспект – как все же обнаружить и разрушить то, что никак не обнаруживается и по факту не существует, но каким-то образом сохраняется в нашей внутренней структуре и влияет на ее функционирование.

Потому что, как не крути, этот феномен должен быть обнаружен и должен быть разрушен, иначе вся затея не имеет смысла. Потому, что просветление, по сути, есть разрушение эгоистической установки нашего восприятия и самовосприятия до самых его глубин.

Поэтому до момента такого разрушения все остальное – просто веселое и приятное проведение времени и просто интересный интеллектуальный трип.

Были бы мы эзотерики или экстрасенсы, можно было бы сказать, что дело в искажении полевых структур и именно это искажение надо устранить, и именно поэтому мы его не видим, потому что это тонкие структуры.

Были бы мы сталкеры и шаманы, мы бы сказали, что надо разбить зеркало саморефлексии или вывести точку осознавания за пределы кокона самовосприятия. Более интеллектуальные учения типа буддизма или неоадвайты предлагают просто «до конца рассмотреть», что же это за «я» и где оно прячется.

Но часто такого «интеллектуального» рассмотрения бывает вовсе не достаточно. Уже только эти примеры показывают всю сложность попыток объяснить, что собственно надо сделать.

Хочу акцентировать, что каждому неминуемо придется самому проделать эту работу для себя – найти, где и в каком виде прячется у него это отдельное «я», как функционирует, чем поддерживается и как так хитро прячется, что вроде бы есть, в то время как вроде бы и незаметно.

Только после такого обнаружения усилия по его разрушению приобретут вполне внятный вектор и критерии, по которым можно будет оценить результат этих усилий. Очень увлекательно, как этом в процессе обнаружения не впасть в цикл «я ищет я и таким образом само себя поддерживает».

Ключевыми моментами в процессе разрушения ложного локального отдельного «я» и отождествления с ним являются его максимальное обнаружение и достаточный объем усилий по изменению идей, которые его поддерживают.

Потому что функционирование этой структуры есть результат большой и долгой привычки, которую с нами проделали родители и социум, и поэтому даже когда все очевидно и понятно, для ее изменения требуется соразмерная ей по интенсивности «отвычка».

Эта привычка к самовосприятия себя в виде этого «я» проникает во все слои структуры человека и в ум и в переживание и в восприятие. И работа по ее искоренению тоже, так или иначе, должна быть проведена на всех уровнях.

Возьмем, к примеру, одну из идей из стандартного набора поддерживающих маленькое «я» – «мир множествен, все существует отдельно».

Мало просто признать идею, что «все едино» – если нет такого реального переживании и если нет соответствующего реального чувственного опыта в достаточном объеме, то разрушение концепции “множественность” не произойдет и реальный результат достигнут не будет.

Можно даже сказать еще проще: если наше понимание не приводит к изменению нашего переживания и ощущений, то мы еще не поняли, или поняли недостаточно глубоко и требуются усилия для «окончательного понимания».

Из-за такой вот сложности мастера или гуру часто рассказывают общие места, общие идеи или практики, которые, как им кажется, должны разрушить основные убеждения, на которые опирается наше «я», но которые по факту помогают не всем и не всегда.

А ищущие, в свою очередь, думают, что достаточно послушать, сложить правильное понимание и этого достаточно. И очень удивляются, если по факту мало что в жизни меняется.Именно поэтому личные усилия в этом направлении с полным пониманием их цели будут очень полезны. Важно не просто интеллектуально понять идею или набор идей.

важно обнаружить в себе это «я», найти его в непосредственном переживании, наблюдать где эта отдельность находится в непосредственном в восприятии, посмотреть на что и как опирается конкретно мое «я» и проводить работу по разрушению его основ целенаправленно сверяя свои ощущения в процессе.
И… конечно же речь не идет ни о каком страшном «разрушении» если кого-то напрягают мысли о разрушении себя 🙂 Речь идет о том, чтоб обнаружить иллюзию как иллюзию в непосредственном факте самовосприятия и перестать заблуждаться в отношении себя т.к. эти заблуждения иногда могут вполне ощутимо мешать нормально жить и причинять ненужные страдания.

?

|

bbel2004

Оригинал взят у behtypa в 20 хитростей на , о которых мало кто знаетOriginally posted by vsegda_tvoj at 20 хитростей на , о которых мало кто знает — очень крутой сервис, который позволяет нам просматривать миллионы роликов и фильмов.

И, чтобы сделать работу с ним комфортнее и легче, мы собрали список полезнейших настроек, которые помогут вам использовать его по полной.Просто добавьте «GIF» перед ссылкой на видео в . Вот так:Вы переместитесь на GIF , где сможете установить длину гифки и добавить заголовок.

Просто наберите в поиске #имямузыканта.

Полные альбомы упорядочены в плейлисты в секции Albums.

Musixmatch является бесплатным приложением для браузера Chrome, которое накладывает текст песни на музыкальное видео. В приложении содержатся тексты более 7 миллионов песен на 32 языках.
MooMa.sh — это что-то вроде Shazam, но только для . Данный сайт может идентифицировать любую песню или мелодию в указанном видео. Просто скопируйте и вставьте ссылку на видео и смотрите, как все работает!Если нажать небольшой прямоугольник в нижнем правом углу видео, то вы перейдете в режим «театра».
Чтобы остановить автоматическое воспроизведение, нажмите кнопку Autoplay.

Программа Video Quality Report от Google может показать вам, какое качество видео поддерживается вашим провайдером.
Зайдите на .com/testtube и нажмите на Перейти на новый проигрыватель. Вы сможете протестировать новый дизайн -плеера, который имеет прозрачную строку состояния, и на нем так же можно устанавливать любой размер экрана.

Запустите видео на смартфоне или планшете и смотрите его на большом экране через Wi-Fi-соединение (все SMART TV могут ловить сигнал Wi-Fi).Для этого нужно открыть на мобильном устройстве, запустить видео и найти в соединениях ваш телевизор. Главное, чтобы ваши устройства были подключены к одной сети Wi-Fi. Подключение происходит автоматически, но можно сделать это и вручную.Если нажать Сtrl + правая кнопка мышки, то можно поделиться видео с установленного времени.
Приложение Kids для iOS и Android предлагает только те видео, которые можно смотреть детям.
Если из-за слабого интернет-соединения видео тормозит, зайдите на.com/account_playback и выберите опцию «У меня медленное соединение». Не надо включать HD-видео.
Чтобы находить именно те ролики, которые вам нужны, можете добавить к вашему запросу следующие слова:— «channel», или «playlist»;— «HD» — для высокого разрешения, или «3D» — для видео в 3D;— вставляйте в ваши запросы кавычки и знаки + / -, чтобы добавить или исключить из поиска (например: «beyonce» + «destiny’s child» или «beyonce» — «jay-z»).
Чтобы проще было найти уроки по фитнесу, зайдите на сайт Youfitness.me. Там они упорядочены по типу и длительности.
Просто зайдите на сайт Peggo.
Сайт Solon совмещает в одном плейлисте видео c и Vimeo, а также аудиофайлы из SoundCloud.
Floating является приложением для браузера Chrome, которое позволяет закреплять видео на поверх всех остальных окон.
Если нажать на небольшую шестерню в правом нижнем углу любого видео на , то можно выбрать скорость воспроизведения видео.Медленное воспроизведение, например, очень полезно при просмотре обучающих видео.Если вы зарегистрированы на , зайдите в настройки приватности и поставьте нужные галочки, чтобы другие пользователи не знали, на какие каналы вы подписаны.
K — пауза или проигрышJ — перемотка на 10 секундL — быстрая перемотка на 10 секундM — выключить звукцифра 0 — в начало видеоцифры от 1 до 9 — перепрыгнуть на 10% — 90%«+» – увеличить шрифт«-» – уменьшить шрифтЕсть несколько сайтов и приложений для браузера Chrome, которые позволяют скачать видео с . Вот одно из них:Save From Net. На этот сайт можно зайти отдельно и скопировать ссылку на видео или вставить в ссылке перед словом «» буквы «ss». Вы попадете на ту же страницу.

Пользователям Google Chrome достаточно установить расширение Adblock для . Теперь вы сможете смотреть видео без лишних ожиданий!

©

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.