Потребности и способы их удовлетворения таблица. Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Потребности и способы их удовлетворения

Потребности и способы их удовлетворения таблица. Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения
aristarh2008Потребности и способы их удовлетворения – это не одно и тоже.Например потребность в пище. Она у нас такая же, как и у наших пращуров 70 тыс. лет назад. И по калориям, и по составу витаминов и микроэлементов и по баллансу жиров, белков и углеводов. Ничего не изменилось.

А вот способы и возможности удовлетворить эту потребность изменились и продолжают изменяться и совершенствоваться.Когдато человек часто голодал потому, что способ удовлетворения потребности в пище (охота и собирательство) был не надежным. То густо, то пусто.Потом началось земледелие и надежность способа увеличилась. Но тоже только до определенного уровня.

Неурожаи случались часто и приводили к массовому голоду.Потом появились удобрения и гербициды, полив и засухоустойчивые сорта. Урожаи стабилизировались и колебания количества пищи год от года стали меньше.Коммунизм наступит тогда, когда способ удовлетворения потребности в еде усовершенствуется до такой степени, что наступит продовольственное изобилие.

И тогда отпадет необходимость делить и ограничивать. Средняя продолжительность жизни первобытного человека была в разы меньше, но это не значит, что человек был другим.Получив современные услвоия жизни и современную медицину, он бы и жил столько, сколько современный человек потому, что ничем от него не отличался.Условия его жизни отличались, а не он сам.

Продожительность жизни растет потому, что потребности человека удовлетворяются лучше, а не потому, что они меняются.При коммунизме будет развитие. Более того, именно развитие станет главным приоритетом общества.

Коммунизм позволит сконцентрировать усилия на действительно значимых целях высокого порядка, а не на бесконечном перемалывании ресурсов и создании безудержно присвояемых продуктов (именно присвояемых, а не потребляемых, потому что присваивать можно безгранично, а потреблять только до предела ограниченного возможностями организма).

Коммунизм позволит цивилизации выйти в космос, научиться там жить, производить, удовлетворять потребности и двигаться дальше на бескрайние просторы вселенной!Коммунизм позволит бытрее и лучше, чем при капитализме расширять знания о человеке, о природе, о глубинах атома. И на этой основе создавать совершенно чудесные технологии, лекарства и другие техники удовлетворения потребностей.

Капитализм ведь фактически остановил освоение космоса. Высадился на Луне 40 лет назад и все. Программа закрылась. А почему? А потому, что никакой возможности извлекать прибыль из Лунной программы не нашли. Но посколкьку цель капитализма – извлечение прибыли, то любой бесприбыльный в близкой перспективе проект, обречен.

Да они вообще бы не полетели на Луну, если бы не ставилась цель доказать миру свою состоятельность по сравнению с СССР.Тоже и с другими напрвлениями исследований.

Двигается только то, что дает надежду на прибыли, а многие перспективные научные направления стоят и в них не вкдадывается ресурсов потому, что хотя они и могут дать рывок в развитии цивилизации, но по ряду причин не могут обогатить тех, кто вложит в это ресурсы.Именно поэтому капитализм – это рудимент прошлого. Он лишь опосредовано удовлетворяет потребности, а прямая его цель – это прибыль.

И тут заложено огромное неустранимое противоречие.Прибыль часто противоречит интересам других людей, которые не учствуют в прибылях. Мы абсолютно такие же как автсралийские аборигены и наши предки 70 тыс. лет назад были абсолютно такими же.Никаких научно подвержденных различий никем пока не обнаружено.

Так что условия жизнни австралийского аборигена хоть и отличаются от наших с вами, но абориген от нас не отличается. Чтобы поменяться местами с аборигеном мне нужно просто изучить его навыки и знания. Тоже самое нужно ему, чтобы преуспевать в моем мире.Конечно определенные различия есть между всеми людьми.

Ктото ест больше, ктото меньше, комуто для ощущения сытости нужно больше калорий, комуто меньше. Ктото больше любит мясо, а ктото вообще не ест мясо. Но все это условно говоря, укладывается в допуски и можно быть абсолютно уверенным, что если на сто человек выставить казан с ста килограммами риса, то после того, как все они наедятся до отвала и больше не захотят, рис в казане еще останется.

В бесклассовом обществе потребности отдельных людей тоже будут отличаться в допустимых пределах и эти пределы не будут меньше, чем сейчас.Почитайте книгу “Происхождение видов” Ч. Дарвина.Видовые признаки жестко регулируются условиями среды. Выживают особи наиболее приспособленные. Отклоняющиеся погибают. Поэтому пока не изменились условия вид не изменяется.

Изменения вида могут носить только скачкообразный характер, когда какаято мутация вдруг делает ее носителей более приспособленными к новым услвоиям, чем тех, у кого этой мутации нет. Только так меняется вид.Вид человека слишком молод. 70 тыс. лет это вообще не срок для изменения вида. Так что ничего не изменилось.

Условия жизни не могут быть потребностями потому, что они разные у представителей разных социальных классов, а не у людей разных рас и народов, и требовать уважения к потребностям особы королевской крови высчитаных таким образом, это значит признавать легитимность классового расслония. Теория научного коммунзма – это живое учение, которое может и должно развиваться.

Именно таким его видели те, кто его создал.Второй составляющей триединой задачи является устранение классовых различий.Мы же в данном случае обсуждаем лишь вопрос, являются ли потребности постоянно растущими, или постоянными.Слова “постоянно растущие” по отношению к потребностям, действительно присутствуют в программе построения коммунизма потому, что на момент написания программы, вопрос о том, что представляют из себя потребности, еще не имел четкого ответа и находился в стадиии изучения и оформления.Тогда он еще даже не мог быть правильно поставлен, поэтому составители формулировки оставили возможности для уточнений и изменений. Поэтому, видимо, и внесли слова “постоянно возрастающие”, что тогда было понятно только, что потребности не могут уменьшатся.
Кроме того тогда в условиях, когда уровень удовлетворения потребностей был еще очень низким, не было понимания того, что наступит момент, когда потребности будут удовлетворены и человечество сможет перейти к следующей фазе развития, при которой удовлетворение потребностей уже будет решенной задачей и можно будет сконцентрироваться на целях более высокго порядка.

aristarh2008СССР представлял собой союз братских республик, каждая из которых имела признаки национального государства с четкими границами, национальной столицей и унифицированным национальным языком, которым стал доминирующий на ее територии диалект, что с самого начала было серьезной ошибкой и очевидным уходом от марксистского учения, в котором не было ни слова о создании союзный национальных государств, а с самого начала шла речь о создании интернационального общества и отмирании государства.Правильный проект создания СССР должен был представлять собой создание унитарного интернационального государства без деления на национальные республики. Этот вариант представлялся более соотвествующим базовым установкам марксистской теории и проще реализуемым, но упирался в одну, но существенную проблему.Этой проблемой был выбор государственного языка. Сделать государственным языком – русский, означало бы подмену интернационального государства, государством доминирующей нации подавляющем и поглощающим национальные культуры и языки окраин в пользу языка и культуры титульной нации. Это вызвало бы не только справедливое сопротивление окраин, но и было бы еще большим отклонением от установок теории, чем создание союза национальных республик, поэтому единым языком интенационального государства мог стать только нейтральный язык, не принадлежащий ни одной нации, входящей в государство.Можно было бы сделать государственным языком – английский. Он и так уже приобретал характер международного и, одновременно, не являлся языком ни одного из народов страны, но выбор в пользу английского не решал проблемы в отдаленной перспективе. Интернациональное государство имело смысл только, как такое, которое ставит целью распространиться на весь мир и стать единственной формой организации вытеснив все другие государства. На какомто этапе этого процесса в союз стали бы входить и англоязычные государства. Таким образом проблема доминирования одной из национальных культур снова стала бы на повестку дня, с той лишь разницей, что теперь это была бы не русская, а английская культура. Действительно продуктивным решением могло стать только принятие в качестве единого государственного искусственный язык “Эсперанто”, который имел своих симпатиков и представлял из себя максимально упрощенное для изучения соединение европейских языков с максимальным использованием одинаковых, или похожих слов, встречающихся в разных европейских языках.Эсперанто следовало сделать обязательным для изучения в школе с постепенным переходом всей системы образования только на этот язык. Каждый, кто мог быть назначен на руководящую партийную должность, должен был сдать экзамен по языку “Эсперанто” и продемонстрировать свободное владение им. По мере роста числа граждан, владеющих “Эсперанто” следовало раширять сферу употребления языка, переводя на него делопроизводство и средства массовой информации.Другим важнейшим вопросом организации унитарного интерцнационального государства был вопрос об управленческих кадрах, которые также должны были утратить национальный характер и не иметь связи с языками и культурами округов, которыми им предстояло руководить.

Ни один из представителей управленческих структур на территории компактного проживания представителей той, или иной национальности не должен был быть представителем этой же национальности. При чем этот человек не должен был даже владеть языком этой местности, чтобы общение с ним было бы возможно только на эсперанто, или через переводчика.

Page 3

?

|

aristarh2008Вопрос отношения к Сталинским репрессиям, не является вопросом о том, хорошо, или не хорошо карать невиновных. Разумеется не хорошо и это аксиома.Но ведь не это является предметом спора, когда поднимается вопрос о репрессиях.Предметом спора является наличие злого умысла в действиях главы советского государства и степень его влияния на происходившие события, а также степень невиновности большинства репрессированных и состояние общества, которое не оставляло большого выбора методов и предопределяло невысокоую эффективность борьбы с преступностью всех видов.Зная реальную ситуацию с исполнением законов в России, (как советской, так и постстветской), я вам уверенно могу сказать, что более 90% нарушений закона остается не только безнаказанным, но даже не регистрируется правоохранительной системой.Таким образом россияне живут в среде ненаказанных преступников и их неотмщенных жертв. При этом высок процент тех, кому случалось в жизни в разных ситуациях побывать, и в шкуре преступника, и в шкуре жертвы.И вот представьте себе, что в таком обществе власти вдруг находят нужным начать компанию по соблюдению законности.Количество посаженых и расстреляных в рамках этой компании будет не меньшим, чем было при Сталине, при чем, учитывая состояние общества, многие будут наказаны несправедливо, или вообще не за то, что совершили на самом деле.Условия таковы, что любая попытка навести элементарный порядок и сделать общество управляемым сопряжена с массовыми репрессиями.Дают ли они требуемый результат – это тоже вопрос. Но без них результата точно не может быть.А Сталину нужен был результат. Индустриализация и другие масштабные цивилизаторские проекты властей не могли бы быть реализованы в условиях неприкрытого бардака, который царил в НЭПовской России.И в нынешней России ничего не сдвинется с места по настоящему, пока не будет наведен хоть какой-то порядок.В общем застарелые болезни российского общества, в том числе и пренебрежительное отношение к законам, не лечатся настойками целебных трав, а требуют хирургического вмешательства. И Сталин попытался такое вмешательство осущетсвить.

Результат был. Масштабные проекты удалось реализовать. Правда потом общество плавно скатилось в привычное для него внеправовое болото, но это была уже другая эпоха.

Урок 6: Потребности и интересы человека

Потребности и способы их удовлетворения таблица. Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Роль потребностей в жизни человека

Многообразие потребностей

Материальные потребности

Духовные потребности

Можно ли управлять своими потребностями

Интересы и их роль в жизни ребенка

Иерархия интересов

 
(Источник)

Роль потребностей в жизни человека

Сегодня общество не представляет своей жизни без бытовой техники, электроники, мобильных телефонов, компьютера и интернета. Все это потребности, появившиеся сравнительно недавно.

У каждого человека свое количество потребностей, они могут возникать из-за чувства неудовлетворенности, дефицита.

Потребности могут меняться со временем, но одно остается неизменным: человек постоянно будет в чем-то нуждаться.

С развитием технологий, интернета, рекламы потребности в человеческом обществе увеличиваются. Потребности постоянно возникают снова, их нельзя удовлетворить один раз и навсегда. Нельзя выспаться на всю жизнь, наестся, одеться, пообщаться.

Роль потребностей в жизни человека очень велика. Именно они заставляют человека активно действовать, предпринимать меры для обретения желаемого. Некоторые нужды можно удовлетворить сразу (поесть, попить), для достижения других потребуется продолжительное время (покупка новой квартиры).

Все достижения современного общества, полезные вещи и ценности не существовали бы без возрастающей роли потребностей. На улицах не было бы машин, домов, линий электропередач, памятников архитектуры.

Многообразие потребностей

Человек – существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.

(Источник)

Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.

Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.

Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.

Примеры социальных потребностей:

  • Общение;
  • Уважение;
  • Дружба;
  • Признание заслуг;
  • Взаимопонимание;
  • Сотрудничество;
  • Одобрение;
  • Любовь;
  • Установление справедливости.

Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:

  1. Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
  2. Личностные – саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
  3. Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
  4. Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
  5. Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
  6. Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.

(Источник)

Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых).

К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду.

Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.

Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит.

В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды.

Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.

На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.

Материальные потребности

Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:

  • жилище;
  • одежда;
  • бытовая техника;
  • мебель;
  • средства передвижения (личный или общественный транспорт);
  • электронные приборы;
  • еда.

(Источник)

У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.

Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.

На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость – рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.

Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.

(Источник)

Духовные потребности

Духовные потребности человека отличают его от царства животных. Только люди испытывает стремление к познанию окружающего мира, самопознанию, нуждаются в образовании, воспитании, нормах нравственности. Человек не умрет без удовлетворения духовных потребностей, но его жизнь будет неполноценной, несчастливой.

Благодаря наличию и развитию духовных потребностей, в обществе существует:

  • мораль;
  • религия;
  • традиции;
  • культура;
  • искусство;
  • образование.

Примеры духовных потребностей человека в повседневной жизни:

  • посмотреть фильм;
  • прочитать книгу;
  • послушать музыку;
  • насладиться красотой природы;

(Источник)

Чем богаче внутренний мир человека, тем больше в его жизни преобладают духовные потребности.

Можно ли управлять своими потребностями

Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.

Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных.

Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем.

Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.

В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.

! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.

Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:

  1. Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
  2. Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
  3. Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.

(Источник)

Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.

Интересы и их роль в жизни ребенка

Интерес – это осознанное стремление узнать что-то новое, повышенное внимание к определенному виду деятельности. Интересоваться можно спортом, садоводством, кулинарией, рисованием, изготовлением открыток, музыкой и прочим. Интересы формируются с раннего детства. С возрастом, интересы ребенка меняются, в будущем любимые увлечения могут повлиять на выбор профессии.

Родители стараются выявить у детей новые и развить существующие интересы. Интерес становится способностью, когда он проявляется на практике, в занятиях творчеством, любимым делом. Одаренные дети могут развить свой талант, но для этого необходимо трудиться, прилагать усилия.

(Источник)

Иерархия интересов

Простыми словами иерархия интересов – это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке – главные.

Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол.

Но самое любимое времяпровождение Пети – смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях.

Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.

Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.

Социальные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Потребности и способы их удовлетворения таблица. Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Добрый день, дорогие читатели. Знаете ли вы, что такое социальные потребности человека и как их удовлетворять? Сегодня я расскажу, какие бывают потребности, и дам краткую инструкцию как себя проявлять и реализовывать в обществе.

Социальными являются потребности в ощущении себя как личности, принадлежности к какой-то группе людей, необходимости общения и свободного обмена информацией в любое время.

Виды социальных потребностей:

  • «жизнь для себя» – власть, самооценка, выделение себя;
  • «для других» – любовь, дружба, альтруизм;
  • «жизнь вместе с обществом» – независимость, права, справедливость и т.д.

Удовлетворение этих потребностей крайне важно практически для каждого из нас. В противном случае человек может себя чувствовать ущербным, не таким, как все. У меня есть много примеров из жизни, когда отвергнутые группой людей индивидуумы получили моральную травму, в результате которой уже не смогли вести привычный образ жизни.

Внимательно перечитывая виды социальных потребностей, мы можем обнаружить, что у каждого из нас они присутствуют. И это вполне нормально.

Каждый из нас хочет выделиться и реализовать себя в профессиональном плане.

Жаждет быть альтруистом или чтобы ему встречались альтруисты (люди, которые делают хорошие дела без вознаграждения), желает мира на Земле. Это логично, ведь все мы воспитаны одним и тем же обществом.

Пирамида потребностей Маслоу

Маслоу в свое время составил пирамиду потребностей, которая более чем актуальна уже на протяжении многих лет. Она строится по возрастанию из таких пунктов:

  • физиологические потребности – еда, одежда;
  • потребность в безопасности – жилье, материальные блага;
  • социальные потребности – дружба, принадлежность к единомышленникам;
  • собственная значимость – самооценка и оценка окружающих;
  • собственная актуальность – гармония, самореализация, счастье.

Как видим, социальные потребности находятся в середине пирамиды. Основные – физиологические, так как на голодный желудок и без крова над головой ни о каком желании самореализоваться не может быть и речи.

А вот когда эти потребности удовлетворены, тогда у человека возникает острое желание удовлетворить социальные.

Их удовлетворение напрямую влияет на гармоничность личности, степень ее реализации и эмоциональный фон на протяжении всех лет жизни.

Для сформированной личности социальные потребности более значимы и существенны, нежели физиологические. К примеру, почти каждому из нас приходилось видеть, как студент вместо сна берется за учебу.

Или когда мать, которая сама не отдохнула, не выспалась и забыла поесть, не отходит от колыбели своего ребенка. Часто мужчина, желающий понравиться своей избраннице, терпит боль или прочие неудобства.

Дружба, любовь, семья – первоначальные социальные потребности, которые большинство из нас старается удовлетворить в первую очередь. Нам важно проводить время в обществе других людей, иметь активную социальную позицию, играть определенную роль в коллективе.

Личность никогда не сформируется вне общества. Общие интересы и одинаковое отношение к важным вещам (к правде, уважению, заботе и т.п.) формируют тесные межличностные связи. В рамках которых и происходит социальное формирование индивидуума.

Как удовлетворить социальные потребности современного человека

Чрезмерная тяга к самосохранению и недостаток общения могут стать главной причиной изолирования современного человека от социума.

Излишняя самоуверенность, вечная нехватка времени для общения с друзьями и близкими, отсутствие общих интересов с другими людьми делают человека замкнутым в себе.

В зависимости от силы воли, такие люди могут начать злоупотреблять алкоголем или табаком, уйти с работы, потерять уважение и имущество и т.п.

Для того чтобы предотвратить возникновение таких пагубных последствий, нужно четко осознать важность общения. Необходимо развивать желание ощущать собственную принадлежность к группе или группам людей.

Необходимо

  • Действовать. Не нужно сидеть и ждать, что ваши потребности удовлетворяться сами собой. Надо искать интересное общение, заводить новых друзей, записываться на интересные тренинги, не уходить от диалогов и разговоров – т.е. не замыкаться в себе, а быть открытым.
  • Проявлять инициативу. Не трудно позвонить и пригласить на встречу друга или знакомого. Проявить вежливость и поинтересоваться, что нового случилось у человека, с которым вы давно не общались.
  • Не переусердствовать. Вовсе не обязательно показывать всем и каждому, какой вы хороший, веселый, добрый и жизнерадостный человек и как с вами приятно проводить время. Расслабьтесь и будьте самим собой. Тогда общение будет естественным и непринужденным.
  • Уметь вести диалоги и беседы. Когда человек много говорит, это раздражает, когда мало – напрягает и создает дискомфорт в общении с ним. Поймите, что все должно быть в меру. Умейте и выслушать, и рассказать свои истории, поделиться опытом или рекомендацией.
  • Интересоваться людьми. Помните, что вы не будете никому интересными, если все ваши разговоры касаются только вас, ваших дел, планов и здоровья. Ваши собеседники точно так же хотят ощущать свою значимость. Не забывайте при общении интересоваться делами других, и тогда с вами всегда будет приятно поговорить.
  • Стремиться к новому. Не бойтесь новых знакомств и увлечений. Не ограждайте себя от появляющихся на вашем пути возможностей. Постоянно расширяя круг интересов, автоматически будет расширяться и круг вашего общения.
  • Предлагать встречи. Не ждите, пока вас кто-то пригласит на встречу. Проявляйте периодически инициативу. Это могут быть как коллеги по работе, так и соседи или просто знакомый человек, имеющий с вами общие интересы. Благо, сегодня организовывается огромное количество презентаций, мастер-классов, тематических выставок и т.п. Они дают возможность с пользой проводить досуг, сближают людей с общими интересами.

Заключение

Помните, дорогие читатели, что только удовлетворяя свои социальные потребности, мы чувствуем себя полноценными людьми. Сколько бы у вас не было работы и забот, находите время для общения и отдыха с друзьями и единомышленниками.

Также рекомендуем почитать статью про социальную психологию личности. Это наука, которая изучает взаимодействие индивидуума с обществом и наоборот.

Быть социально активной и интересной для других личностью – это труд, но он того стоит. Желаю вам быть открытыми и позитивными!

Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Потребности и способы их удовлетворения таблица. Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и деятельность личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Что такое потребности

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

https://www.youtube.com/watch?v=58HsBGkQQpo

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

Автор видоизменил эмпирическим путем теорию Маслоу и выделил три группы потребностей, дифференцировав потребность в оценке:

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально.

А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

Автор выделил три потребности, которые приобретаются человеком в течение жизни:

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.

Согласно авторской концепции, эти потребности есть у каждого человека, но их выраженность и влияние на поведение отличаются. Начало развития потребности берут в детстве:

  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в  достижении;
  • при установлении  дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Потребности и способы их удовлетворения таблица. Естественные потребности человека: виды и способы удовлетворения

Естественные потребности человека многочисленны. Как и социальные. Человеку свойственно в чём-то нуждаться. И когда он ощущает острую необходимость в чем-либо, он старается её удовлетворить. Впрочем, обо всём по порядку.

Понятие

Перед тем как перечислять естественные потребности человека, нужно определить, что вообще они собой представляют. Для этого можно обратиться к работам психолога Ильина Евгения Павловича. Учёный уверял: важно разделять потребности организма и личности. У них разные предпосылки.

Потребности организма могут быть неосознаваемыми. Мы дышим и не придаём этому значения – нам нужен кислород, и это нормально. А вот потребности личности всегда осознаваемы.

Человек хочет получить красный диплом в вузе, чтобы почувствовать себя самодостаточным – и для этого он намеренно хорошо учится.

Также надо помнить, что каждая естественная биологическая потребность человека связана с нуждой. И подразумевается не дефицит чего-то. А именно нужда. Или желанность – в случае с социальными или интеллектуальными потребностями.

Общая информация

Итак, рассказывая про естественные потребности человека, необходимо отметить вниманием биологические. Или, как ещё говорят, физиологические.

Они обуславливаются необходимостью в поддержании нормальной жизнедеятельности. К ним относится здоровый сон, отдых, потребление еды и воды. Это нужно для нормального обмена веществ.

Такие естественные потребности человека называются ещё витальными. Это от латинского слова vitalis – животворящий.

Физиолого-психологические нужды тоже важны. Человек нуждается в ощущении безопасности, а также в уверенности, что будет сохранён его гомеостаз. Это – способность личности и её организма преодолевать сопротивление внешней среды.

Биологической естественной потребностью человека является потребность в энергетических затратах. Тут всё предельно просто. Мы едим для того, чтобы восполнять свои ресурсы. Сравнить можно с принципом работы автомобиля. Когда его топливный бак полон – машина едет.

Так же и с человеком. Чтобы чувствовать себя нормально, ему нужно двигаться. Базовый энергетический обмен происходит постоянно, даже если человек лежит перед телевизором.

Но нормальной повседневной активностью являются регулярные перемещения (поход на работу, в магазин, прогулки и т. д.).

Самореализация

Естественной потребностью человека является потребность в ощущении себя самодостаточной личностью. Всем нам важно «найти себя». Человек, реализовывая свой потенциал, способности и проявляя знания, чувствует себя полезным.

Когда личность занимается тем, что ей нравится и приносит определённый результат, наступает гармония. Человек перестает чувствовать себя бесполезным и безнадежным пустым местом. Вслед за этим удовлетворяется потребность в признании, похвале.

Человеку свойственен здоровый эгоизм и нужда быть в центре внимания хоть иногда. Всем ведь знакома такая ситуация: на работе похвалили перед коллективом за определенное достижение, выписали премию.

Обычно говорят в таких случаях: “Мелочь, а приятно!” В этот момент удовлетворяется социальная потребность достижений и самодовольства. Так что приподнятое настроение и улыбка на лице – вполне понятное явление.

Зависимость

Бывает и такое, что естественные органические потребности человека перерастают в то, без чего он не может представить своего существования. Взять, к примеру, еду. Потребность в еде является биологической. Мы употребляем пищу, чтобы поддерживать обмен веществ, баланс витаминов и энергетический ресурс. Но есть люди, которые едят постоянно.

Нет ничего плохого в том, чтобы употреблять вкусную пищу, деликатесы, получать от неё удовольствие. Но ведь некоторые просто «заедают» всё происходящее в их жизни. Особенно если это что-то плохое. Депрессия, например. Это – деструктивная зависимость. Человек, начиная есть при каждом своём переживании, не проживает его. А избегает.

Это влечёт за собой проблемы в виде болезней почек, сердца, печени или ожирения.

Причем объектом деструктивной зависимости нередко становится любая потребность в её крайнем проявлении. Нам нужен сон, но есть люди, которые спят по 12 часов в сутки. Мы нуждаемся в общении, но некоторые испытывают явную созависимость от других людей (или от одного человека).

Работа необходима для самореализации и обеспечения материальной состоятельности, но ведь есть трудоголики. А ведь в основе всего лежат естественные потребности человека. Примеры, приведенные выше, отражают далеко не всё, что имеет место. Деструктивная зависимость намного более глобальна.

А всё потому, что у многих нет чувства меры, которое так необходимо человеку.

Материальная составляющая

Это тоже относится к естественным потребностям человека. Нужду в достойных условиях своего существования испытывает каждый из нас. Всем нам известны люди, кричащие: «Деньги – это не главное!» Они неправы. Возможно, деньги – не самая главная ценность для кого-то. Но уж точно одна из основных.

Деньги – единственный способ удовлетворения своих базовых потребностей. Единственное, что человек получает бесплатно (из необходимого для жизни), – это кислород. Всё остальное нужно покупать. Еду, жильё, воду, мебель, одежду, лекарства.

Так что, как можно видеть, работа – это способ удовлетворить не только желание реализоваться как личность. Потому так важно получать профессию, которая по душе.

Чтобы потом, во время работы, получалось удовлетворить себя как личность и заработать деньги для обеспечения себе достойного существования.

Отличия в потребностях

Сейчас на дворе царит XXI век. Когда потребности человека всесторонне развиваются и расширяются. Кто бы ни говорил, что все люди одинаковые, это не так. Мы разные. В плане не базовых, а расширенных потребностей.

Простой пример: людям среднего достатка вполне хватает простого добротного седана в гараже. Богатые же люди стремятся купить последнюю новинку именитого концерна за сотни тысяч долларов. Одни едят икру раз в неделю, а другие – через день. Это – современное общество.

В котором каждый живёт так, как позволяет ему достаток.

Но, по сути, всё упирается в способы удовлетворения нужд. Один человек съест гречневую кашу с котлетой, другой – стейк из мраморной говядины. Но итог-то будет один – оба окажутся сытыми. И потребность в восполнении энергетических ресурсов как того, так и другого будет удовлетворена.

Спрос и предложение

Эту всем известную фразу очень легко примерить на обсуждаемую тему. Сегодня уровень производственной деятельности определяет, насколько хорошо она удовлетворяет запросы тех или иных людей.

Если в государстве не произведено должное количество того или иного блага, то в должной мере потребности граждан не удовлетворены. Исходя из уровня достатка общества, определяется и то, сколько всего нужно завезти или изготовить.

А понять роль и место нужд населения получается за счет взаимодействия потребностей и производства. И никак иначе.

Переход производства на более высокий, лучший уровень повлиял на потребности.

Если люди, жившие в первобытные времена, довольствовались едва поджаренным на открытом огне куском сырого мяса, то сейчас нам нужна плита, духовка или гриль, чтобы сделать годную для потребления в пищу еду.

И поскольку к хорошему быстро привыкают, возвышение потребностей нередко обгоняет производство. Что и говорить, если даже работники швейных фабрик пытаются как можно быстрее узнать, какие тенденции и новинки разработаны в домах моды.

Человек в обществе

Социальные потребности также относятся к естественным. Но они, в отличие от биологических, существуют как нечто само собой разумеющееся. И не побуждают к немедленному их удовлетворению. Сколько дней человек может прожить без воды? Точный ответ зависит от условий, но в целом – не более 10 дней. Сколько может прожить человек без общения? Некоторые годами пребывают в одиночестве.

Но как бы то ни было, человек – существо социальное, и общение ему необходимо. Да и вообще, контактировать с другими надо.

Человек, находя себе родственную душу, друга, единомышленника, перестаёт чувствовать себя одиноким. Ему есть с кем разделить эмоции, радость, грусть, получить поддержку.

Находя «вторую половинку», он чувствует себя нужным и любимым. И самое главное – исчезает ощущение того, что мир пустой.

Духовность

Как уже говорилось ранее, движение – естественная потребность организма человека. Но важно отметить ещё один нюанс. А именно – движение вперёд, к целям и мечтам, как самодостаточной личности. Духовных потребностей очень много.

И довольно сложно их определить, так как они у всех нас разные. А зависят от личного мировосприятия. Но самая главная духовная потребность человека заключается в осознании своего существования.

Каждый хоть раз задавался вопросом – а в чём смысл жизни? Так вот, если человек нашел для себя ответ, значит, он удовлетворил самую главную духовную потребность.

Как прийти к гармонии?

Но бывает, что вопрос очень долгое время остается без ответа. И человеку без духовного спокойствия довольно сложно взаимодействовать с миром, который его окружает. Как правило, это слабые личности, с трудом переживающие невзгоды и неудачи.

Но есть способы удовлетворить духовные потребности и привести себя к гармонии. Это может быть общение с животными. Братья наши меньшие поднимают на ноги даже людей, являющихся физически неполноценными. Что уж говорить о духовности.

Человек, приблизившийся к животным, становится частью природы. Кстати, уединение с ней тоже очень важно. Поездка в тихое место с великолепными пейзажами и пребывание там в течение какого-то времени способно привести в чувство любого. И натолкнуть на какие-то мысли.

К тому же на лоне природы просто невозможно впасть в уныние.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.