Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт

Покорение Южного полюса

Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт

Южный полюс находится посреди огромного, покрытого льдом материка. Норвежец Руаль Амундсен в 1898 г. одним из первых зимовал в Антарктиде, а в 1905 г. первым преодолел Северо-Западный проход. В 1911 г. он решил покорить Южный полюс.

Только первый

Преодолев Северо-Западный проход, Амундсен планировал экспедицию в Арктику, но в разгар подготовки к путешествию пришла весть о том, что Роберт Пири и Фредерик Кук, независимо друг от друга, достигли Северного полюса.

Эта цель для Амундсена перестала существовать. Ему нечего было делать там, где он мог стать вторым и тем более третьим. Оставался Южный полюс — и он был готов без промедления отправиться туда.

Однако в Антарктиду уже направлялась английская экспедиция, которую возглавлял Роберт Скотт.

Тайный замысел

Амундсен объявил, что готовит экспедицию в Арктику с исключительно научными целями, и получил государственную поддержку. Король выделил деньги из личных средств, а правительство предоставило в распоряжение Амундсена с согласия Нансена принадлежащее ему судно «Фрам». В июне 1910 г.

Амундсен сделал вид, что отплывает на север, но, выйдя в море, объявил, что меняет пункт назначения. Амундсен и Скотт встретились в открытом море вблизи берегов Антарктиды. «Фрам» направился к Китовой бухте. В январе 1911 г. Амундсен с семью спутниками высадился на леднике Росса. Скотт разбил лагерь на мысе Эванса, на 900 км восточнее.

База Амундсена была ближе к полюсу, чем база Скотта, и потому его путь был короче на 118 км.

Роковые ошибки

Обе экспедиции подготовились к зимовке. Скотт привез с собой 17 пони и 33 собаки, считая, что пони может тянуть 800 кг груза, а собака всего 50. Кроме того, он рассчитывал, что успешное покорение полюса ему обеспечат люди: в его экспедиции было 13 человек.

Точный расчет

Амундсена сопровождали люди, как и он, владевшие техникой выживания в холоде. Один из них был специалистом по ездовым собакам, другой — лыжником-чемпионом. Его спутники шли на лыжах и в эскимосской одежде, которая была в два раза легче одежды участников экспедиции Скотта.

Опробовав собак, от которых во многом зависела жизнь людей, Амундсен был восхищен их выносливостью. Полярники везли с собой запас еды на четыре месяца. Амундсен совершил не одну поездку вдоль на меченного маршрута и через равные промежутки пути расположил склады с продовольствием. 19 октября 1911 г. пять человек во главе с Амун сеном устремились на штурм полюса.

Амундсен задал убийственный темп: он и его люди шли со скоростью более 7 км в час.

Победа!

В январе 1911 г. Амундсен с семью спутниками высадился на леднике Росса и создал базу «Фрамхайм”, на которой в 14 больших палатках разместил 52 собаки, продовольствие и запас угля

Маленький отряд быстро преодолел трудный путь, в том числе ледник Акселя Хейберга. 14 декабря с помощью карт и секстанта они, определили, что достигли заветной точки — 90° южной широты.

Дерзкая мечта стала реальностью: они покорили Южный полюс первыми! Норвежцы установили маленькую палатку и укрепили норвежский флаг. Возвращение показалось победителям почти легким, и 25 января 1912 г.

они вернулись на базу.

Плохое начало

Скотт покинул базу на 10 дней позже Амундсена. В поход вышли 12 человек с 10 пони и 23 собаками. Путь был медленным и трудным, оттого что пони вязли в снегу. Пот на их спинах от холода и ветра превращался в ледяную корку, животные мерзли и погибали.

А 10 декабря, оказавшись у подножия гигантского ледника, Скотт был вынужден зарезать уцелевших пони. Собаки, тянувшие двое саней, лучше выдерживали трудности пути; и все же экспедиции понадобилось 11 дней, чтобы подняться на ледник. Скотт приказал 7 из 12 членов похода повернуть обратно.

К полюсу пошли пятеро: сам Скотт, врач Э. Уилсон, офицеры Отс, Бауэре, Эванс.

Разочарование

Достигнув Южного полюса, Скотт и его спутники с горечью обнаружили там палатку и норвежский флаг, установленные Амундсеном

18 января Скотт и еще четверо изможденных и обмороженных путешественников подошли к полюсу — но лишь для того, чтобы обнаружить на нем норвежский флаг. «Случилось самое худшее, — записал Скотт в своем дневнике. — Все усилия оказались напрасными». А нужно было преодолеть еще 1280 км пути, чтобы вернуться в базовый лагерь.

Могила в Антарктиде

Возвращение и впрямь обернулось катастрофой. Эванс умер 17 февраля. 2 марта остальные, добравшись до одного из заранее подготовленных складов, обнаружили, что оставленный там керосин вытек.

16 марта Отс, с трудом передвигаясь на обмороженных ногах, ушел из лагеря, чтобы умереть: он не мог стать обузой для своих уже обессилевших товарищей. После гибели Отса Скотт, Уилсон и Бауэре еще пять дней пробивались на север. В 20 км от склада, где имелось продовольствие и топливо, их застала жестокая пурга.

Они умерли в спальных мешках в палатке. Их трупы товарищи по экспедиции нашли лишь весной, спустя почти восемь месяцев.

ссылкой

Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт. Исследовательские станции в Антарктиде

Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт

Открытие Южного полюса – многовековая мечта полярных исследователей – на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств – Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других – трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими великие путешественники Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был Америго Веспуччи, совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Открытие шестого континента

Антарктида, Южный полюс, а самое главное – право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента.

В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей.

Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор.

Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем.

В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

Гонка к Южному полюсу

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться.

Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций – британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя.

Однако в пути он получил сообщение, что Северный полюс уже покорился американцам – Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг.

Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами.

Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции.

Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен – Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт.

Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет – моторные сани.

Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется).

Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения.

Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если Роберт Скотт был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега.

Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета.

Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования.

Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта.

Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты.

К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками – приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников.

На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг.

Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна.

Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Катастрофа

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути.

Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее.

Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть – умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс – драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны – отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 оС, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей – Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей.

В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные.

Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

Общественный резонанс, вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой – смерть, имело весьма неожиданные последствия.

Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего.

Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя.

Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги – вопрос, навсегда оставшийся без ответа.

Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения.

В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть.

Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка.

Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования.

На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев – величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен – Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт.

Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники.

Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые – «Русская» и «Прогресс».

Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.

Скотт против Амундсена: История покорения Южного полюса — Bird In Flight

Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт

В 1909 году Южный полюс оставался последним невзятым из крупных географических трофеев. Ожидалось, что в ожесточенную схватку за него США вступят с Британской империей.

Впрочем, ведущие американские полярники Кук и Пири в то время сосредоточились на Арктике, и британская экспедиция капитана Роберта Скотта на судне «Терра нова» получила временную фору.

Скотт не собирался торопиться: трёхлетняя программа предусматривала обширные научные исследования и методичную подготовку для похода к полюсу.

Эти планы были спутаны норвежцами. Получив сообщение о покорении Северного полюса, Руальд Амундсен не захотел быть там вторым и тайно направил свой корабль «Фрам» к Южному. В феврале 1911 года он уже принимал британских офицеров в лагере на леднике Росса. «Не подлежит сомнению, что план Амундсена является серьёзной угрозой нашему», — написал в дневнике Скотт. Гонка началась.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_01.jpg”, “alt”: “Капитан Скотт”, “text”: “Капитан Скотт”}

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_02.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Руальд Амундсен”}

В предисловии к мемуарам один из участников экспедиции «Терра новы» позже писал: «Для научных исследований дайте мне Скотта; для рывка к полюсу — Амундсена; о спасении молите Шеклтона».

Пожалуй, склонность к искусствам и наукам — одно из немногих достоверно известных положительных качеств Роберта Скотта. Его литературный талант особенно ярко проявился в собственном дневнике, который стал основой для мифа о герое, павшем жертвой обстоятельств.

Сухарь, нелюдим, человек-функция — Руальд Амундсен был создан для достижения результатов. Этот маньяк планирования называл приключения печальным следствием плохой подготовки.

Команда

Состав экспедиции Скотта потрясал полярников того времени численностью — 65 человек, включая команду «Терра новы», двенадцать учёных и кинофотооператора Герберта Понтинга.

В поход к полюсу отправились пятеро: капитан взял с собой кавалериста и конюха Отса, начальника научной программы Уилсона, своего помощника—завхоза Эванса и в последний момент моряка Бауэрса.

Это спонтанное решение многие специалисты считают смертельным: количество еды и снаряжения, даже лыж, было рассчитано только на четверых.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_03.jpg”, “alt”: “Капитан Скотт”, “text”: “Команда Капитана Скотта. Фото Норвежской национальной библиотеки.”}

Сборная Амудсена могла бы выиграть любой из современных зимних ультрамарафонов. С ним в Антарктиде высадилось девять человек.

Никаких работников умственного труда — это были прежде всего физически крепкие мужчины, обладавшие набором необходимых для выживания навыков.

Они хорошо ходили на лыжах, многие умели управлять собаками, имели квалификацию навигаторов и только у двоих не было полярного опыта. Пять лучших из них пошли к полюсу: путь упряжкам Амундсена прокладывал чемпион Норвегии по лыжным гонкам.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_04.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Команда Руальда Амундсена. Фото Норвежской национальной библиотеки.”}

Экипировка

Как и все норвежские полярники того времени, Амундсен был сторонником изучения эскимосских способов адаптации к экстремальному холоду. Его экспедиция одевалась в анораки и сапоги-камикки, усовершенствованные на протяжении зимовки.

«Любую полярную экспедицию без меховой одежды я назову неадекватно экипированной», — писал норвежец. Напротив, культ науки и прогресса, отягощённый имперским «бременем белого человека», не позволял Скотту воспользоваться опытом аборигенов.

Британцы были одеты в костюмы из шерсти и прорезиненного полотна.

Современные исследования — в частности, обдувание в аэродинамической трубе — не выявили значительного преимущества одного из вариантов.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_05.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Слева экипировка Руальда Амундсена, справа — Скотта. “}

Транспорт

Тактика Амундсена была одновременно эффективной и жестокой. Четвёрку его 400-килограммовых саней с едой и снаряжением тянули 52 гренландские лайки. По мере продвижения к цели норвежцы их убивали, скармливали другим собакам и ели сами. То есть по мере уменьшения груза транспорт, в котором больше не было необходимости, сам превращался в еду. В базовый лагерь вернулись 11 лаек.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_10.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Упряжка собак в экспедиции Руальда Амундсена. Фото Норвежской национальной библиотеки.”}

Сложный транспортный план Скотта предусматривал использование моторизованных саней, монгольских пони, подстраховку упряжками сибирских лаек и финальный рывок на своих ногах. Легко прогнозируемый провал: сани быстро сломались, пони умирали от холода, лаек было слишком мало.

На многие сотни километров британцы сами впряглись в сани, причём нагрузка на каждого достигала почти центнера. Скотт считал это, скорее, преимуществом — в британской традиции исследователь должен был прийти к цели без «посторонней помощи».

Страдание превращало достижение в подвиг.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_09.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Моторизованные сани в экспедиции Скотта.”}

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_13.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Сверху: монгольские пони в экспедиции Скотта. Снизу: британцы тянут на себе груз.”}

Еда

Провальная транспортная стратегия Скотта привела его людей к голоду. Волоча на своих ногах сани, они значительно увеличили длительность путешествия и количество необходимых при такой физической нагрузке калорий. При этом британцы были не в силах тащить на себе нужное количество провианта.

«Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам. Печальное будет возвращение», — написал Скотт в дневнике.

Сказалось и качество еды. В отличие от норвежского печенья, содержавшего непросеянную муку, овсяные хлопья и дрожжи, британское было сделано из чистой пшеницы. Ещё не дойдя до полюса, команда Скотта пострадала от цинги и нервных расстройств, связанных с дефицитом витамина В. Ей не хватило еды на обратную дорогу и не хватило сил, чтобы дойти до ближайшего склада.

О питании норвежцев достаточно будет сказать, что на обратном пути они стали выбрасывать лишнюю еду для облегчения саней.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_20.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Остановка. Экспедиция Руальда Амундсена. Фото Норвежской национальной библиотеки.”}

На полюс и обратно

Расстояние от норвежской базы до полюса равнялось 1 380 километрам. На её прохождение команде Амундсена потребовалось 56 дней. Собачьи упряжки позволили увезти более полутора тонн полезного груза и создавать по ходу склады запасов для обратной дороги.

17 января 1912 года норвежцы достигают Южного полюса и оставляют там палатку-пульхейм с посланием королю Норвегии о покорении полюса и просьбу Скотту доставить его по назначению: «Путь домой очень далёк, случиться может всякое, в том числе и то, что лишит нас возможности лично сообщить о нашем путешествии».

На обратной дороге сани Амундсена стали быстрее, и команда попадает на базу через 43 дня.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_16.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Команда Руальда Амундсена на Южном полюсе. Фото Норвежской национальной библиотеки.”}

Через месяц пульхейм Амундсена на полюсе находят британцы, прошедшие 1 500 километров за 79 дней. «Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей. Конец всем нашим мечтам.

Печальное будет возвращение», — написал Скотт в дневнике. Разочарованные, голодные и больные они ещё 71 день бредут назад к побережью.

Скотт и два последних его выживших спутника умирают в палатке от истощения, не дойдя до очередного склада 40 километров.

Поражение

Осенью того же 1912 года палатку с телами Скотта, Уилсона и Бауэрса находят их соратники из экспедиции «Терра новы».

На теле капитана лежат последние письма и заметки, в сапоге хранится письмо Амундсена к норвежскому королю.

После публикации дневников Скотта на его родине развернулась антинорвежская кампания, и прямо назвать Амундсена убийцей британцам помешала только имперская гордость.

Впрочем, литературный талант Скотта превратил поражение в победу, а мучительную смерть его спутников поставил выше идеально спланированного рывка норвежцев. «Как можно равнять деловую операцию Амундсена и первоклассную трагедию Скотта?» — писали современники.

Первенство «туповатого норвежского моряка» объясняли его неожиданным появлением в Антарктиде, сорвавшим планы подготовки британской экспедиции, и неблагородным использованием собак.

Гибель джентльменов из команды Скотта, по умолчанию более сильных телом и духом, объяснялась несчастливым стечением обстоятельств.

Только во второй половине XX века тактика обеих экспедиций была подвергнута критическому разбору, а в 2006 году их снаряжение и рационы были проверены в максимально реалистичном эксперименте BBC в Гренландии. Британские полярники и в этот раз не достигли успеха — их физическое состояние стало настолько опасным, что медики настояли на эвакуации.

{“img”: “/wp-content/uploads/2014/12/polar_18.jpg”, “alt”: “Руальд Амундсен”, “text”: “Последняя фотография команды Скотта.”}

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был Америго Веспуччи, совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались великие географические открытия. Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента – Америки, – носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Антарктида, Южный полюс, а самое главное – право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента.

В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей.

Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор.

Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем.

В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться.

Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций – британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя.

Однако в пути он получил сообщение, что Северный полюс уже покорился американцам – Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг.

Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами.

Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции.

Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Григорий Южный Полюс – Покорение Южного полюса. Триумф и трагедия. Часть первая: читать прозу онлайн на poetov.net

Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт

Покорение Южного полюса. Триумф и трагедия. ( Часть первая)

   К началу ХХ века  все Великие географические открытия уже были сделаны. Непокоренным остался только Южный полюс.

    Эпоха Великих географических открытий ( XV – начало XVII в.в. ) – важнейший этап в Истории человечества. Это время, когда точнее на карту наносятся очертания материков, усовершенствуются технические приборы. Ведущие страны отправляют мореплавателей на поиски богатых земель.

Если посмотреть хронологическую таблицу, то она выглядела так: 

1492 г. – Христофор Колумб ( Испания ) открыл Америку.

1519 – 1522 г.г. Фернан Магеллан ( Португалия ) совершил Первое

https://www.youtube.com/watch?v=Ahyza6jWREY

кругосветное путешествие ( доказал, что Земля имеет форму шара ).

1497 – 1499 г.г. – Васко да Гамма ( Португалия ) – экспедиция открыла морской путь из Европы в Индию. Было установлено, что Индийский и Атлантический океаны соединены между собой.

1728 г. – открыт Северный морской путь из Атлантического океана в Тихий океан ( Витус Беринг Россия).

1803 – 1806 г.г. – Первая Российская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна.

1820 – 1822 г.г. – М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен открыли шестой континент – Антарктиду.

1894 г. – Л. Кристенеен и К. Борхгревинк впервые ступили на Землю Антарктиды.

1909 г. – достижение Северного полюса Р. Пири ( США ).

1903 – 1906 г.г. Первое плавание через Северо – Западный проход – Руаль Амундсен ( Норвегия ).

1907 г. – открытие Северо – Восточного полуострова Гренландия – ( Дания ).

    Достижение Северного полюса пришлось на исторический период, когда открытие новых земель и архипелагов на карте мира завершилось. Помимо Германии и Швеции, на пути в Антарктиду направились еще две страны.

Организацией Шотландской национальной экспедиции в море Уэдделла занимался Спилс Берне. Во Франции доктор Жан Шарко считал, что его страна тоже должна быть представлена в антарктической гонке.

Он готовился отправиться на Западное побережье Земли Грэма.

   Пять экспедиций отправлялись на  Юг. Это очень серьезная конкуренция. О какой тщательной подготовке может идти речь? Это гонка, где каждый хотел быть первым. Но, в итоге, в борьбу за первенство вступили две страны. И вот почему:

1. Для доставки  двух отрядов (береговой, который будет покорять Южный полюс, и корабельный – для исследований, плюс корабельная команда) нужно иметь корабль, способный работать в Антарктических льдах и выдержать их натиск.

2. Подготовка участников штурма Южного полюса и корабельной команды.

3. Подготовка оборудования, специальной одежды и специального питания.

4. Финансирование.

 В борьбу за покорение Южного полюса включились два лидера. 

  Один ( Роберт Скотт ) представлял могущественную Британию, другой ( Руаль Амундсен )  – маленькую страну Норвегию. Соперничество британской и норвежской экспедиций, стремившихся добраться до центра Антарктиды — одно из самых драматичных в истории географических открытий. 

   Ни в одной книге о покорении Южного полюса вы не найдете описание того, что переживал каждый лидер при одной мысли о том, как он будет преодолевать расстояние в 1500 сухопутных миль в один конец – от места расположения своей базы до Южного полюса.

Задавался ли он вопросом – что встретится на его пути? Какие сюрпризы преподнесет ему Антарктида – никем еще неизведанная, и полная тайн и загадок? Где он мог почерпнуть знания? Нигде! Потому что вглубь Антарктиды в то время не ступала нога ни одного человека! Не знали оба лидера, что на пути к Южному полюсу им придется преодолевать Трансатлантические горы  и ледяное плато…….

    Трансатлантические горы простираются через всю Антарктиду от моря Росса (начало восхождения к Южному полюсу) до моря Уэдделла, где я работал в составе 25 – й  Антарктической экспедиции СССР.

Мы летали на самолете Ил – 14 к Трансатлантическим горам, совершали посадки на неподготовленные площадки. Подходы к горам изобилуют трещинами. Из дневниковых записей Руаля Амундсена читаем, что у него в трещину провалилось несколько собак.

У нас в трещину провалился бортмеханик, которого с трудом удалось спасти.

    Трансатлантические горы – самые длинные в мире – более 4000 км. Ширина от 200 до 600 километров. Высота от 2000 до 3000 м. Но это еще не все. Какая погода – немаловажный фактор – будет на пути наших

героев? Это зависит от того, в какое время они начнут штурм полюса. В Антарктиде зима начинается с июня по август. Это самый холодный период. Средняя температура от – 650 С до – 750 С.

    Лето – с декабря по   февраль. Температура в континентальной части – 500 С, – 300 С.

 Самый теплый месяц – январь. Полярная ночь длится полгода.

Но мы еще не сказали о стоковых ветрах. Максимальная их сила – антарктической зимой,  они дуют непрерывно круглые сутки. В некоторых местах они достигают 72 м/сек.

   Нужно еще сказать о непредсказуемости Антарктиды. «Сюрпризы» она преподносит в самый неожиданный момент. Ничто беды не предвещает – греет ласково солнце, тишина и никакого ветра. И в такую погоду, при исправной материальной части, вертолет ( и самолет) падают и терпят крушение.

Причем, экипажи не успевают даже сообщить на землю – нажать кнопку.

    А теперь, когда мы знаем, что на пути к Победе ожидает наших Героев, мы немного вернемся назад, для того, чтобы понять, как формировался характер одного и другого лидера. Это очень важно. Командира должны слушать и беспрекословно исполнять. Иначе – смерть! (Это в тех условиях, о которых

сейчас речь).   Приведу один пример. Я недолгое время работал на Шпицбергене (Русский поселок Баренцбург). Руководитель авиационной группы рассказал мне одну историю. В зимнее время он со своими товарищами решил поехать в норвежский поселок Лонгйир. В летнее время туда можно добраться либо по воде, либо по воздуху.

В зимнее время  – только на скутерах. Дороги никакой нет. Ехали вдоль извилистого берега. Расстояние до поселка 55 километров. Сначала видимость была хорошая, затем погода испортилась. Начали плутать. Остановились, чтобы принять решение – куда ехать. Пять человек, пять разных мнений.

И только железная воля и властная рука руководителя, которого  послушали, спасли всю группу.

    Амундсен появился на свет в период надежд и ожиданий. Несмотря на то, что Норвегией четыреста лет владели датчане, а в XIX веке она оказалась под властью шведов, страну нельзя было назвать застойным болотом.

Ее охватило активное национальное движение. Она первой получила независимость после победы над Наполеоном.

Итог был впечатляющим: не прошло и ста лет, как Норвегия из находившейся в тени могущественных соседей бедной страны, превратилась в современное индустриальное государство.

    Едва научившись ходить, Руаль встал на лыжи. Первую пару лыж ему сделал отец. Это была примитивная конструкция: всего лишь бочарная клепка с ивовой петлей в качестве крепления. Ходить на них оказалось трудно. На рынке можно было найти настоящие детские лыжи с современными креплениями, но отец Руаля, хотя и был человеком состоятельным, не желал баловать своих сыновей.

   Дети Амундсенов (четыре мальчика, Руаль был младший) научили друг друга кататься. Это было традиционное норвежское сочетание бега по пересеченной местности, прыжков и катания с горы. В качестве трассы для новичков использовалась дорога, начинавшаяся от ворот их сада.

Именно зимой Хвидстен, как и большая часть норвежского ландшафта, наконец, становился самим собой. Река замерзала.

Сквозь стекло, обрамленное морозным узором, под ностальгический аккомпанемент треска поленьев в печи, Руаль мог видеть мачты поставленных на прикол кораблей, застывших на ветру и ловящих снежинки сетями своих снастей.

Пейзаж был тих, бел, холмист, с редкими вкраплениями домов и заплатками деревьев. Когда становилось совсем холодно и море замерзало, братья проезжали на коньках милю за милей в сторону внутренних островов архипелага Хвалер.

Это был типичный скандинавский зимний морской пейзаж, перемежавшийся закругленными силуэтами скал. Под ногами лед, твердая белая поверхность простирается до горизонта – такова она, пограничная страна, где земля и море, лед и вода сливаются воедино, почти смешиваясь друг с другом.

   Все это оставило глубокий след в душе Руаля. Он навсегда проникся красотой стремительного бега на лыжах и бесстрашного мореплавания, он вырос человеком моря и скал, воды и льда, леса и снега. Он полюбил наблюдать за природой, став наполовину моряком, наполовину – жителем гор. Это редкая, специфически норвежская комбинация.

   Родина воспитала в Руале все качества, необходимые полярному исследователю.   Какие события произошли в последующем? Смерть отца, когда Руалю было 14 лет, его глубокие эмоциональные переживания. Поворотный момент  в его жизни.

В 15 лет ему на глаза попала книга о сэре Джоне Франклине, после прочтения которой он решил стать полярным исследователем. В то время в Норвегии своих героев – полярников тогда еще не было.

Первый из них в это время только готовился сообщить о себе.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.