Особенности психологической беседы. Общее понятие о методе беседы

Раздел III. Метод беседы в психологии Общее понятие о методе

Особенности психологической беседы. Общее понятие о методе беседы

Методбеседы может применяться практическина всех этапах психологическогоисследования: и как для первичнойориентировки, и для уточнениявыводов, полученных другими методами,например методом наблюдения.

Беседа-метод получения необходимой информациина основе вербальнойкоммуникации. Широко применяется вразличных сферах человеческойдеятельности, являясь основным способомвведения субъекта в конкретнуюситуацию.

Беседа– один из методов психологии, которыйпредполагает получение информацииоб изучаемом психическом явлении ввербальной логической форме,как от исследуемой личности, членовизучаемого коллектива, так и от окружающихлюдей.

Данныйметод исследования является специфическимдля психологии, т.к.в других науках коммуникация (общение)между субъектом и объектом исследованияневозможна. Беседа– диалог между двумя людьми, в ходекоторого один человек выявляетпсихические особенности другого.

Этапы проведения беседы

Составлениеплана предстоящего общения (собратьинформацию о профессии,коммуникативных качествах собеседника;выяснит отношение собеседника к вопросам,которые будут затрагиваться; тема должнабыть четко определенаи приемлема для собеседника; для самогоэкспериментатора необходимочетко выяснить, что он желает достичьв ходе беседы, какую цель преследует;вопросы беседы должны быть продуманы,но не строго определены).

  • Создание внешних условий для облегчения контакта, (продумайте, где сидите Вы и Ваш собеседник).
  • Установление контакта.
  • Адаптация. В процессе адаптации выделяются следующие моменты: а) личная адаптация (к тому с кем ведется беседа, познание и привыкание); б) ситуативная адаптация (привыкание к условиям, предмету и цели общения); в) социальная адаптация (осознание и привыкание к новой социальной роли в общении).
  • Контроль психического состояния собеседника и его отношение к начинающемуся общению (как он себя ведет).
  • Действия по ликвидации помех, возникающих в общении (незавершенность психологической адаптации; отрицательная установка собеседника на контакт; наличие психических состояний, которые затрудняют общение (гнев, горе, возбуждение).
  • Анализ после беседы.

Виды беседы

Исследователиразличают клиническуюбеседуицеленаправленный опрос«лицом к лицу» – интервью.

Клиническаябеседанеобязательно проводится с пациентомклиники.

Данныйвид беседы представляет собой способисследования целостной личности,при котором в ходе диалога с испытуемымисследователь стремится получитьмаксимально полную информацию о егоиндивидуально-личностных особенностях,жизненном пути, содержании его сознанияи подсознания и т. д. Обычно клиническаябеседа проводится в особо оборудованномпомещении, в процессе психологическойконсультации или психологическоготренинга.

Различныешколы и направления психологии применяютсвои стратегии проведенияклинической беседы. В ходе беседыисследователь выдвигает и проверяетгипотезы об особенностях и причинахповедения личности. Для проверкиэтих частных гипотез он может даватьиспытуемому задания, тесты. Тогдаклиническая беседа превращается вклинический эксперимент.

Данные,полученные в ходе клинической беседы,фиксирует либо сам экспериментатор,либо ассистент. Исследователь такжеможет записывать информациюпосле беседы по памяти. Однако, и томуи другому способу фиксацииинформации присущи свои недостатки.

Если запись ведется в ходе беседы,может нарушиться доверительный контактс собеседником. В этих случаяхпомогает скрытая аудио- и видеозапись,но это порождает этические проблемы.

Запись по памяти приводит к потере частиинформации из-за неполнотыи ошибок запоминания, вызванныхколебаниями внимания, интерференциейи другими причинами.

Часть информациитеряется или искажаетсяиз-за того, что исследователь можетоценить некоторые сообщения испытуемогокак более значимые, а другими пренебречь.Если запись беседы проводится вручную,то целесообразно кодировать речевуюинформацию.

Целенаправленнымопросом называют интервью.Методинтервью получилширокое распространение в социальнойпсихологии, психологии личности,психологии труда, но главная сфера егоприменения — социология. Поэтомупо традиции его относят к социологическими социально-психологическимметодам.

Интервьюопределяется как «псевдобеседа»:интервьюер все время долженпомнить, что он — исследователь, неупускать из внимания план и вестиразговор в нужном ему русле.

Решающеезначение имеет установление доверительныхотношений между интервьюером иопрашиваемым. Способампостроения интервью и рекомендациямпо его проведению будетпосвящена следующая глава данногопособия.

Отметимлишь, что в социальной психологииинтервью относят к одному извидов метода опроса.

Другойвид – заочный опрос, анкетирование.Анкеты предназначеныдля самостоятельного заполненияиспытуемым, без участия исследователя.Данному методу также уделяется вниманиев пособии.

Хотелосьбы отметить, что любая индивидуальнаябеседа не должна сводитьсяк беспредметному разговору. Она являетсяцеленаправленной формойизучения личности и требует соблюденияопределенныхусловийпроведения.

Одноиз первых условий высокой эффективностибеседы составляет тщательная подготовкак ее проведению. До начала беседытребуется четко определитьосновную цель, продумать последовательностьпостановки задаваемыхвопросов, изучить всю имеющуюсяинформацию, в том числе результатыпсиходиагностического обследования.

Другоетребование беседы —ее непринужденность. Необходимопозаботиться,чтобы собеседование проходило в спокойнойи доверительной обстановке, при отсутствиипосторонних лиц и не прерывалось. Всевопросы должны быть простыми и понятными,ставить их нужно так, чтобы ониспособствовалиразвертыванию единого целостногорассказа респондента о себе,своей жизнедеятельности.

Беседане должна вылиться в простой опрос.Предварительно намеченные вопросыне могут ограничить содержание разговора— они лишь основные ориентирыего общей направленности. Вместе с темцелесообразно придерживатьсяопределенного плана, особенно начинающемупсихологу.

Всюполученную информацию об особенностяхличности обследуемого, своивыводы следует записывать только послепроведения беседы. Следует помнить,что в результате беседы важно не толькопочерпнуть нужную информациюо личности, но и оказать положительноепсихолого-педагогичекое воздействие.В завершении беседы целесообразновысказать пожелания, дать полезныесоветы, рекомендации.

Плюсы и минусы беседы как метода исследования

Особенности психологической беседы. Общее понятие о методе беседы

Одним из самых распространенных и эффективных методов исследования психологических особенностей человека является беседа. С ее помощью можно узнать мотивы поведения субъекта, его черты характера, отношение к окружающему миру. Применяется беседа во всех отраслях психологии как метод сбора данных, также для информирования, убеждения и воспитания.

Понятие беседы как метода исследования

Беседа представляет собой вопросно-ответный психологический метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определенную тему.

В процессе разговора специалист наблюдает за вербальными (словами) и невербальными (жесты, позы, тон и тембр голоса, мимика) проявлениями подопечного, затем делает выводы на основе данных наблюдений.

Проходит беседа в спокойной, комфортной обстановке, конфиденциально, не записывается на диктофон и не протоколируется.

Специалист чаще всего делает определенные заметки в блокноте, чтобы не упустить важных деталей для последующего анализа исследования.

Данный вид исследования может быть, как индивидуальным, так и групповым, с заранее подготовленным списком вопросов, или же специалист получает информацию в ходе непринужденного общения по заданной теме.

Также может быть управляемой (по инициативе исследователя, но ответчик может неохотно вести диалог, выдавая односложные ответы) или неуправляемой (по инициативе испытуемого), что является более информативным способом, так как подопечный сам рассказывает, а психолог только наблюдает и записывает.

Беседа проходит в несколько этапов:

  1. Первый этап — создание атмосферы, сопутствующего настроения у испытуемого. Стоит сказать о важности его участия, цели разговора и упомянуть о конфиденциальности.
  2. Второй этап — обозначение вызывающих на свободные высказывания вопросов.
  3. Третий этап – детальное изучение проблем, используя переход от общих вопросов к более специфическим. Кульминационный момент беседы, наиболее полное информирование.
  4. Четвертый, последний этап – ослабление напряжения, благодарность за участие.

Плюсы беседы как метода исследования

  • В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.
  • Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.
  • Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).
  • Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.
  • Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.
  • Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.

Минусы беседы как метода исследования

  • Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению).
  • Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов.
  • При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться.
  • Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается.
  • При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.

В любом случае, эффективность проводимого исследования напрямую зависит от уровня профессионализма психолога.

Советы и рекомендации

  1. Необходимо заранее подготовить вопросы по исследуемой проблеме, их формулировка должна быть четкой и понятной, с учетом уровня компетентности в них испытуемого, а также вопросы должны побуждать на развернутый ответ.

  2. Стоит подобрать корректные вопросы, учитывая в процессе беседы настроение и субъективный настрой респондента.
  3. Рекомендуется начать разговор с отвлеченной темы, постепенно переходя к запланированной.

  4. Проявление доброжелательности к словам собеседника и неподдельного интереса (паузы, переспрашивание, «эхо», восприятие на себя, т.е. активное слушание) вызывают доверие респондента, что позволяет получить наиболее достоверные данные.

  5. Обязательно проводить исследование в спокойном состоянии. Возбужденное состояние собеседник прочувствует и обратит на себя, что снижает эффективность всей беседы.

  6. Рекомендуется заранее узнать, какая обстановка и время будут наиболее комфортными для субъекта, чтобы результативно провести исследование.

Но наряду с множеством достоинств данного метода существует один самый главный недостаток – профессионализм исследователя.

Необходимо уметь организовывать беседу, учитывая все детали: характер и настроение испытуемого на момент общения, обстановка, корректные вопросы, также обязателен навык «чтения» и сопоставления вербальных и невербальных сигналов. Только при условии высокого уровня компетентности специалиста можно достичь желаемого результата в процессе исследования.

Метод беседы – Психологос

Особенности психологической беседы. Общее понятие о методе беседы

Метод беседы — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в ведении тематически направленного диалога между психологом и респондентом с целью получения сведений от последнего.

Общие сведения

В психологической беседе происходит прямое взаимодействие психолога и респондента в форме устного обмена информацией. Метод беседы широко применяется в психотерапии. Его также используют в качестве самостоятельного метода в консультативной, политической, юридической психологии.

В процессе беседы психолог, будучи исследователем, направляет скрытно или явно разговор, в ходе которого задаёт опрашиваемому человеку вопросы.

Существует два вида беседы:

  • Управляемая
  • Неуправляемая

В ходе управляемой беседы психолог активно контролирует течение разговора, поддерживает ход беседы, устанавливает эмоциональный контакт.

Неуправляемая беседа происходит при большей в сравнении с управляемой отдаче инициативы от психолога респонденту.

В неуправляемой беседе основное внимание уделяется предоставлению респонденту возможности выговориться, при этом психолог не вмешивается или почти не вмешивается в ход самовыражения респондента.

В случае и управляемой, и неуправляемой беседы от психолога требуется наличие навыка вербальной и невербальной коммуникации.

Любая беседа начинается с установления контакта между исследователем и респондентом, при этом исследователь выступает как наблюдатель, анализирующий внешние проявления психической деятельности респондента.

Основываясь на наблюдении, психолог осуществляет экспресс-диагностику и корректирует выбранную стратегию проведения беседы. На начальных этапах беседы основной задачей рассматривается побуждение исследуемого субъекта к активному участию в диалоге.

Важнейшим навыком психолога в ситуации беседы является умение устанавливать и поддерживать раппорт, соблюдая при этом чистоту исследования, избегая нерелевантных (мешающих получению достоверного результата) вербальных и невербальных влияний на субъект, которые могут способствовать активному изменению его реакций.

К разрушению раппорта с респондентом или же к оказанию побочных внушений на респондента могут привести неосторожные высказывания со стороны психолога, выполненные, например, в форме приказов, угроз, нравоучений, советов, обвинений, оценочных суждений касательно сказанного респондентом, успокоений и неуместных шуток.

Рефлексивное и нерефлексивное слушание

Выделяют два стиля ведения беседы, причём в её ходе один может сменять другой в зависимости от контекста.

Рефлексивное слушание

Рефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором предполагается активное речевое взаимодействие психолога и респондента.

Рефлексивное слушание используется с целью осуществления точного контроля правильности восприятия полученной информации.

Использование данного стиля ведения беседы может быть связано с личностными свойствами респондента (к примеру, низкий уровень развитости коммуникативных навыков), необходимостью установить то значение слова, которое имел в виду говорящий, культурными традициями (этикет общения в культурной среде, к которой принадлежат респондент и психолог).

Три основных приёма поддержания беседы и контроля получаемой информации:

  1. Выяснение (использование уточняющих вопросов)
  2. Перефразирование (формулировка высказанного респондентом своими словами)
  3. Словесное отражение психологом чувств респондента

Нерефлексивное слушание

Нерефлексивное слушание — стиль ведения беседы, в котором используется лишь необходимый с точки зрения целесообразности минимум слов и техник невербальной коммуникации со стороны психолога.

Нерефлексивное слушание применяется в тех случаях, когда существует необходимость дать субъекту выговориться.

Оно особенно полезно в ситуациях, где собеседник проявляет желание выразить свою точку зрения, обсудить волнующие его темы и где он испытывает трудности в выражении проблем, легко сбивается с мысли вмешательством психолога и ведёт себя закрепощённо в связи с разницей в социальном положении между психологом и респондентом.

Беседа – это в психологии метод исследования. Виды, достоинства и недостатки метода

Особенности психологической беседы. Общее понятие о методе беседы

Распространённый диагностический метод опроса в психологии – это беседа, которая позволяет получить информацию о мотивах поведения, выявить необходимые черты характера, особенности субъективного мира личности. Как независимый метод беседа интенсивно используется в консультативной, диагностической и психокоррекционной психологии.

Беседа в психологии – это средство сбора данных, а также инструмент убеждения, информирования, воспитания. Она применяется в медицинской, юридической, политической, возрастной отраслях психологии.

Условия проведения беседы

Квалифицированное применение беседы в психологии – это использование фундаментальных знаний, навыков общения, компетентности практического психолога как специалиста. Вопросы должны быть правильно заданы и сформулированы, иметь логическую взаимосвязь между собой. Но главным условием метода является доверие респондента исследователю.

Беседа в психологии должна проходить по заранее построенному плану, базироваться на взаимном доверии, иметь вид диалога, а не допроса, исключать внушение или подсказку, предложенные в качестве вопроса. Беседа в психологии – это вопросно-ответный метод общения исследователя и испытуемого в свободной форме на определённую тему.

Важным условием для проведения метода беседы в психологии является соблюдение конфиденциальности, этических норм, проявление уважения к собеседнику. Вспомогательные действия оказывают анкетирование для сверки достоверности данных и запись разговора на диктофон.

Метод беседы связан с внешним и внутренним наблюдением, предполагающим получение невербальной информации и соизмерение её с вербальной: оценку отношения испытуемого к исследователю, предмету разговора, обстановке, искренность и ответственность личности.

Структура беседы

Этапы беседы строго не ограничиваются, каждый из них может постепенно переходить в следующий или являться плановым:

  1. Вводная часть. Играет роль при создании атмосферы разговора и создания соответствующего настроения у собеседника. Требуется обозначить важность участия опрашиваемого в беседе, пробудить его интерес, сообщить о целях результатов. Кроме того, нужно указать время тестирования, будет ли опрос единственным с данным человеком, упомянуть о гарантии конфиденциальности.
  2. Второй этап. Обозначение вопросов, вызывающих максимум свободных высказываний собеседника по заданной теме.
  3. Третий этап. Его задачей становится детальное исследование обсуждаемых проблем способом перехода от вопросов общего характера к специфическим. Самый сложный и активный этап – кульминация беседы, при котором психолог должен слушать, наблюдать, задавать вопросы, поддерживая беседу в нужном направлении.
  4. Завершающая стадия. Производятся попытки ослабления напряжения, выражение признательности за участие.

Раскрепощение собеседника имеет важную роль: в атмосфере искренности появляется возможность получить наиболее точную информацию. Исследователь должен исключить обстоятельства, провоцирующие неискренность испытуемого, такие как опасение выглядеть некомпетентно, запрет упоминания третьих лиц, откровенность в интимных сторонах вопроса, непонимание цели беседы, боязнь неправильных выводов.

Ход беседы формируется в самом её начале, поэтому исследователю необходимо проявлять неподдельный интерес к личности испытуемого, его мнениям, но избегать открытого согласия или отрицания точки зрения. Отношение к теме разговора допустимо выражать мимикой, жестами, интонацией, постановкой дополнительных вопросов, замечаний специфического вида.

Восприятие собеседника

Восприятие бывает двух типов: организационное позволяет правильно воспринимать речь собеседника, эмоциональное, эмпатийное характеризуется способностью проникновения.

Реплики исследователя могут считаться вопросами, хотя и не поставлены в такой форме, а вопросы респондента – ответами, независимо от субъективного восприятия.

Психологу следует иметь в виду, что некоторые реплики, подразумевающие определённое отношение к собеседнику, могут повлиять на ход беседы до её абсолютного прекращения.

Нежелательны реплики с оттенком осуждения, похвалы, приказа, угрозы, предупреждения, нравоучения, уничижения, ухода от проблемы, прямого совета. Такие фразы нарушают естественный ход рассуждения респондента и могут вызвать реакцию защиты, раздражения. Задача психолога – направить беседу в соответствующее целям русло.

Виды слушания

Слушание подразделяется на следующие виды:

  1. Рефлексивное: его суть заключается в формировании беседы при помощи активного речевого вмешательства психолога в процесс общения. Основные приёмы техники: выяснение, перефразирование, отражение чувств, подведение итогов.
  2. Нерефлексивное слушание: психолог управляет беседой невербально: мимикой, контактом глаз, жестами, выбором дистанции. Техника полезна в случаях: выражение собственной точки зрения респондента, ему нужно выговориться, собеседник затрудняется решить наболевшие проблемы, испытывает неуверенность.

Беседа в психологии: достоинства и недостатки

Преимуществом метода беседы являются предпосылки для правильного понимания вопросов с учётом устной, более раскрепощённой формы ответов.

Недостатками беседы в психологии являются:

  • большие временные затраты, что имеет особое значение при массовых опросах;
  • необходимость высоких профессиональных навыков для проведения результативной беседы;
  • возможность нарушения объективности со стороны исследователя в зависимости от его личности, профессионального умения и опыта.

Совмещение методов

Беседа успешно используется как составляющая основного метода, например опроса, наблюдения, тестирования, эксперимента. Объединение методов психологии – беседы, эксперимента, опроса, наблюдения – обеспечивает исчерпывающую информацию, которая характеризует исследуемую личность.

Эксперимент в психологии – это исследование в заданных условиях при помощи опосредованного вмешательства исследователя. Можно смоделировать искусственную ситуацию, обстоятельства, при которых испытуемый проявит себя характерным для него образом.

Результативность беседы отражает показатель общей культуры специалиста и зависит как от внимания к словам, так и от умения получать невербальные сведения. информации обоих типов позволяет правильно интерпретировать данные и усовершенствовать достоверность результатов. Успешно организованная беседа является гарантом точности полученных сведений.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.