Основные положения реформ сперанского таблица. Реформы государственного управления сперанского

Реформы Сперанского

Основные положения реформ сперанского таблица. Реформы государственного управления сперанского

12.10.2018

М.М.Сперанский, будучи в начале XIX века вторым лицом в Российской империи, внес на высочайшее рассмотрение немало предложений по преобразованию российского устройства.

Эта активность создала ему имидж очень результативного реформатора.

Но это не так, поскольку большинство предложений Сперанского никогда и не пробовали реализовать, а реализованные нередко давали мизерные результаты.

Либеральные разговоры

С 1802 года Сперанский официально оказался «особой, приближенной к государю» – он стал секретарем министра внутренних дел Кочубея.

Но с царем (еще цесаревичем) Михаил Михайлович был знаком и ранее, и это позволяло ему нередко обращаться к Александру 1 напрямую.

Впрочем, в 1803 году царь забрал его от Кочубея к своей персоне, и с этого момента и до 1812 года начался стремительный взлет «худородного» царского советника.

Сперанский хорошо знал французское и английское просветительство и воспринял кое-что из его идей. Предложения, которые он делал царю, основывались в основном на более сдержанных идеях просветителей.

В 1803 году был издан Указ о вольных хлебопашцах, полностью подготовленный Сперанским. Он разрешал крестьянам по договоренности выкупаться с землей у помещиков.

В 1809 году были внесены изменения в порядок присвоения придворных чинов и обязательные экзамены на присвоение чинов выше определенного уровня в Табели о рангах (речь шла о тех уровнях, что давали право на дворянство).

Также с 1807 года и до своей опалы в 1812 году Сперанский работал над планом государственных преобразований, долженствующих превратить Россию в конституционную монархию. Этот план включал внедрение принципа разделения властей, создание выборного законодательного органа и выборных местных органов управления, установление основных прав человека.

Вот только реальный результат этих глобальных планов был почти никакой. Указ о вольных хлебопашцах освободил… аж 37 тыс.

крестьян за все царствование Александра I (при условии, что крестьяне составляли более 80% населения огромной империи, и 55% их были крепостными!).

Чиновники категорически не желали проходить университетский курс и всячески противились экзаменам, а переход к конституционному устройству даже не пробовали начинать.

Удачная бюрократия

Гораздо большие результаты дали те реформы Сперанского, что имели узко практическое, управленческое назначение.

Так, его решением была регламентирована образовательная деятельность Царскосельского лицея, и учебное заведение подготовило для России массу ценных кадров (только однокашники Пушкин с Горчаковым чего стоят!).

«Устав духовных училищ» применялся до 1917 года, и привел к тому, что семинарии в России выпускали больше революционеров, чем священников (поскольку в них, в отличие от гимназий, можно было учиться бесплатно, но при том получить право поступления в университет).

Министерская реформа 1810 года способствовала улучшению работы центральных органов управления и тоже применялась (с незначительными изменениями) до падения царизма. Налоговая реформа 1810 года и введение прогрессивного подоходного налогообложения помогла существенно уменьшить дефицит бюджета.

Вместе с Аракчеевым Сперанский (после возвращения из опалы) работал над организацией военных поселений (вот и весь либерализм!), и они, хоть и не дали желаемых результатов, все же просуществовали не один десяток лет.

Занимая посты губернатора Пензы и генерал-губернатора Сибири, Сперанский много сделал для развития этих регионов, успешно осуществив там то, что сегодня назвали бы противодействием коррупции. Созданный им в 1832 году Свод законов Российской империи (начиная с Соборного уложения 1649 года) – великолепная работа в области теоретической юриспруденции.

Излишки теоретизирования (причины неудачи реформ Сперанского)

Почему же столь незначительными оказались практические результаты деятельности человека, наделенного могучим государственным умом? Общих причин две.

  1. Сперанский, при всем своем уме, был теоретиком, имеющим относительные представления о реальных ожиданиях и поведенческих реакциях среднего человека. Он плохо соотносил правильные теории с суровой реальностью.
  2. Александр 1 был либералом только на словах. Ни единого сколько-нибудь заметного реформаторского решения этим царем принято не было – со Сперанским или без него.

Есть немало и менее глобальных причин, по которым конституционные замыслы Сперанского попросту не могли быть реализованы в реальной России того времени.

  1. Сам Сперанский был уверен, что страна еще не готова реализовывать его предложения, и пока нужно заниматься реформами управления. Сколько должно продлиться это «пока» – не уточняется.
  2. Сперанский действовал в условиях «революционной ситуации наоборот»: дворянская верхушка была еще вполне способна руководить по-старому, а отсталые «низы» просто не хотели и не могли брать на себя какую-то часть гражданской ответственности.
  3. Сперанский пытался планировать свои реформы в духе одного киногероя: «все менять, основ не трогая». Он и не думал сомневаться в праве дворян на особое положение, а отмену крепостного права рассматривал лишь в очень отдаленной перспективе.

Но раб не может быть гражданином, хоть в чем-нибудь равным рабовладельцу. Соответственно, никакая конституция и никакие выборные законодательные органы с представителями сословий в крепостнической России появиться не могли.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу.

В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров.

Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье.  Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после ания могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей.  1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную.

Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном.

В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства.

  Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года.

Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял.  С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского.

Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского.

Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков.

Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором.

С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири.

В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора.

В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума.

Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем.

Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.

Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени.

Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи. 

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

Государственные реформы М. М. Сперанского и А. А. Аракчеева

Основные положения реформ сперанского таблица. Реформы государственного управления сперанского

Процесс проведения государственных реформ в России, который начался в начале 18 века был прерван после вступления страны в войну с Францией в 1805- 1807 гг.

Эта война закончилась Тильзитским миром, невыгодным для России, из-за чего престиж императора был подорван.

Поэтому, чтобы восстановить свой авторитет, император Александр I решил продолжить начатые  реформы по совершенствованию государственного устройства.

Разработка реформ была предложена заместителю министра юстиции М. М. Сперанскому.

Суть реформ М.М. Сперанского

Сперанский был хорошим и исполнительным государственным служащим, отличался выдающимися способностями и трудолюбием, сам пробился в высшие слои российской бюрократии.

В 1809 г. Сперанский представил проект коренных государственных изменений –  «Введение к Уложению государственных законов». 

Целью реформы являлись два главных положения:

  • замена самодержавного правления конституционным;
  • отмена  крепостного права. 

В предложенном Сперанским проекте реформ отражались буржуазно-либеральные принципы: 

  • разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
  •  народное представительство;
  •  выборное начало. 

Согласно проекту, Государственная дума должна быть высшим законодательным органом, Сенат – судебным органом, а Комитет министров – исполнительным органом.

Из проекта реформ Сперанского следовало следующее:

  1. Государственная дума должна была выражать «мнение народа», однако инициатива принятия новых законов оставалась в руках императора и его бюрократии.
  2. Император сохранял за собой политические и административные полномочия.
  3. Дворянам и среднему сословию (купцам, мещанам, государственным крестьянам, имевшим недвижимость) должны предоставляться избирательные права.
  4. Обозначились гражданские права. Например,  никто не мог быть наказан без судебного приговора. 
  5. Предлагалось создать Государственный совет для  рассмотрения законов и координации деятельности высших государственных учреждений.

Предоставленный проект реформ император одобрил, назвав его «удовлетворительным и полезным». Но приближенные императора выступили против проекта, увидев в нем «посягательство на священные основы российской государственности».

Из предложенных Сперанским реформ были одобрены и реализованы лишь те, которые  касались создания Государственного совета и завершения министерской реформы. 

В 1810 г. был создан высший законосовещательный орган – Государственный совет. Основной задачей нового органа стало приведение правовой системы к общему единообразию. Государственный секретарь руководил канцелярией Государственного совета и занимался всем текущим делопроизводством.
Первым государственным секретарем был назначен М. М. Сперанский.  

В 1811 году Сперанский ввел новый законопроект –  «Общее учреждение министерств», который завершал министерскую реформу. Согласно законопроекту, численность министров увеличилась до 12 человек, разделялись их пределы ответственности, определялась структура и т.п.

В 1809 г. произошло издательство  «Указа о придворных званиях». Данный указ определял следующее:

  1. Служба при дворе не имеет никаких привилегий.
  2. Те, кто имеет  придворные звания, должны поступать на воинскую службу или гражданскую. 
  3. Чиновники обязаны  иметь соответствующее образование, обязательно знать базовые дисциплины: право, историю, иностранный язык, статистику, математику.

Так, у М. М. Сперанского появилось множество врагов, назвавших его преобразования преступными. Поэтому М. М. Сперанский вынужден был уйти в отставку в  марте 1812 г.  Он был отстранен от государственного управления вплоть до 1816 года и сослан в Пермь.

В 1816 г.  его вернули на государственную службу и присвоили звание губернатора Пензы, в 1819 году он стал генерал-губернатором Сибири. 

В 1821 году император пригласил М. М. Сперанского в Петербург, указав, что его отставка была «вынужденный жертвой», на которую ему пришлось пойти, чтобы снизить рост недовольства среди большинства дворян, противившихся любым переменам.

Важно отметить, что при Александре I были предприняты попытки следующих реформ:

  1. 1815 г. – введении конституции в Царстве Польском.
  2. 1809 г.- в результате присоединения Финляндии к России император сохранил сейм и конституционное устройство Финляндии.
  3. 1819 – 1820 гг.- создание Н. Н. Новосильцевым «Уставной грамоты Российской империи». Согласно грамоте власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную, вводился принцип равенства граждан перед законом и федеративный принцип государственного управления. Важно отметить, что данный проект принят не был и остался только на бумаге.
  4. 1808— 1810 гг.- реформы А.А. Аракчеева.

Основные положения реформ А.А. Аракчеева

А.А. Аракчеев был военным министром, пользовавшимся доверием  у Александра I. В 1808 году он начал проведение реформ в армии. А.А. Аракчеев характеризовали как честного и преданного военного, который отличался беспощадностью в своей исполнительской деятельности (его девизом был следующий: «Без лести предан»).

Аракчеев провел следующие реформы:

  • реформирование артиллерии;
  • порядок в армейском хозяйстве;
  • сделал вооруженные силы мобильными.

После войны с Наполеоном в 1812 году, влияние Аракчеева на императора значительно усилилось. Он подчинил себе Госсовет, Комитет министров, Собственную Его Императорского Величества канцелярию.

Именно с деятельностью Аракчеева связан ряд серьезных преобразований, в том числе крестьянская реформа (1816—1819 гг.) Реформа была проведена в Прибалтике и отображалась в двух законопроектах – «Положении об эстляндских крестьянах» и «Положении о лифляндских крестьянах».

Согласно реформе крестьяне получали личную свободу, однако без земли, т.к. земля признавалась помещичьей собственностью. Так же крестьянам предоставлялось право владения землей на условиях аренды с последующей возможностью выкупа. Когда Аракчеев составлял проект этой реформы, он руководствовался указом императора 
 «не стеснять помещиков, не применять к ним насильственных мер».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Реформы Сперанского: главные цели, причины провала, влияние на будущее Российской Империи

Основные положения реформ сперанского таблица. Реформы государственного управления сперанского

Период правления императора Александра I был отмечен проведением умеренно-либеральных реформ. Значительная их часть была разработана Михаилом Сперанским. Комплекс реформ, подготовленный этим государственным деятелем, был частично введен в жизнь в период 1802-1812 годов. Всё это оказало существенное воздействие на обстановку России.

Цели реформ

Михаил Сперанский был одним из политиков начала XIX века, который четко осознавал необходимость перемен. Он видел только 2 социальных класса в стране: рабов государевых и рабов помещичьих, что сулило застой и высокий риск бунтов.

Разрабатывая реформы, Сперанский преследовал следующие цели:

  • сохранение самодержавного строя;
  • модернизацию государственного управления;
  • создание основ для конституционного процесса;
  • предотвращение революций.

Часть нововведений предполагала перестройку и разделение государственной власти. Другие реформы распространялись на изменение сословных устоев.

Перечень основных положений

За годы работы Сперанским были сформулированы положения:

  • разделения трёх ветвей власти;
  • территориального распределения работы различных ведомств;
  • создания государственного совета, думы, сената и министерств;
  • формирования и принятия законов;
  • классового деления российского населения;
  • прав и условий перехода в новое сословие.

Социальные реформы Сперанского встретили протест со стороны дворян. Однако многие высказанные им идеи впоследствии были использованы следующими российскими императорами.

Первый этап

В период 1802-1807 годов Сперанский, работая совместно с Кочубеем, трудится над министерской реформой. Ее цель заключалась в преобразовании коллегий, созданных Петром I. К началу правления Александра I они снова функционировали в качестве государственных органов при императоре после упразднения Екатериной.

С 1802 года свою деятельность начали пришедшие на смену коллегиям министерства. Чтобы координировать работу этих органов, был дополнительно создан кабинет министров.

В этот период Сперанский также опубликовал доклады, в которых отражался итог исследований на тему роли права в государстве, потребности в грамотном перераспределении ролей между различными руководящими учреждениями.

Этот материал лёг в основу дальнейших проектов, разработанных этим деятелем.

Второй этап

К 1809 году положение Сперанского укрепилось. Получение доверия со стороны императора позволило ему занять наивысшую руководящую должность. В этот период им было разработано «Введение к уложению государственных законов», в ключевых положениях которого определялась суть реформ:

  1. Распределения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Идея была заимствована у Монтескье и других деятелей Французского просвещения. Осуществлять исполнительную власть должны были уже действующие министерства. Для оптимального функционирования остальных ветвей власти требовалось создать Государственную думу и сенат.
  2. Разработка новых законодательных актов переходила под ответственность специального совещательного органа — Государственного совета. Затем готовые проекты требовалось передавать в думу, где вопрос об их принятии решался путем ания.
  3. Общество предлагалось разделить на классы дворян, среднее сословие и рабочий народ. Кроме последней категории, все относились к свободному люду, обладающему политическими правами.
  4. Природные и гражданские права должны были стать доступными всем российским гражданам.
  5. Вводилось понятие социальной мобильности. Реформа позволяла крепостным крестьянам выкупать себя, чтобы перейти в сословие среднего состояния. В этом случае они также приобретали гражданские права.
  6. Вся территория Российской империи делилась на волости, уезды, губернии. На каждом уровне должна была создаваться своя дума, контролирующая деятельность субъекта. Представители свободных сословий имели право выбрать кандидатов в волостную думу. Эти лица определяли состав уездной думы. Членам этого органа давались права на выбор представителей губернской думы, на депутатов которой возлагалась ответственность за выборы в думу, управляющую всей империей.
  7. Возглавить работу думы предстояло канцлеру.

В соответствии с разработанными положениями в 1810 году Сперанский возглавил государственный совет, на который была полностью возложена функция по разработке и утверждению законов до формирования Думы. Этот орган также отвечал за финансовые дела.

Третий этап

В 1811 году Сперанским было создано «Уложение Правительствующего сената». В нем было предложено:

  • выделение судебного сената, который станет главным органом в этой сфере;
  • создание вертикали судебной власти, организовав суды на уровне волостей, уездов и губерний;
  • получение представителями низших сословий гражданских прав.

Практика показала, что кроме создания Государственного совета остальные замыслы политика остались на бумаге.

Почему реализация оказалась заморожена?

Существует несколько причин, по которым государственная и социальная модель государства, предложенного Сперанским, не стала реальностью. Первая заключалась в протесте со стороны консервативно настроенных дворян. Уже первый труд реформатора подвергся резкой критике.

Как лучше учиться и меньше уставать?

Часть предложения Сперанского было создано под влиянием идей деятелей Французского просвещения. Результатом стало обвинение «в заигрывании с Наполеоном».

Государственные органы, избранные путем ания, предоставление гражданских прав слугам, крестьянам и рабочим, возможность перехода в другое сословие — некоторые, включая известного историка Карамзина, видели в этом шаге попытку разрушить исторические устои.

Сперанский также был задействован в разработке реформы финансовой системы, принятие которой привело к увеличению собираемых с дворян налогов. Это тоже усилило неприязнь к реформатору.
Вторая причина остановки преобразований крылась в личности Александра I.

В силу характера он не мог допустить серьезного конфликта с дворянами, чего невозможны было избежать, если бы он начал активно претворять идеи Сперанского в жизнь. Критику, падавшую на его доверенное лицо, император переносил и на себя.

В результате он не смог долго сдерживать напор дворянской оппозиции, хотя в первые годы защищал своего советника.

Кроме того, реформы, направленные на разделение власти, значительно ограничивали права и роль императора. С этим Александр тоже смириться не смог.

Заморозка проекта Сперанского отчасти была вызвана сменой отношений с Францией. В период, когда идеи частично реализовывались, между странами было относительное перемирие. Однако в условиях назревавшей войны перенимание французских идей было довольно рискованным шагом. При этом историки считают, что этот фактор вызвал бы временную заморозку реформ, если бы оставался единственной трудностью.

Причины отставки и ссылки Сперанского

Противодействие дворян, начавшееся в 1809 году, с каждым годом нарастало. Среди прочего Сперанского обвиняли:

  • в клевете;
  • в пособничестве Наполеону;
  • в заговоре, нацеленном на государственный переворот.

При этом Александр I активно защищал свое доверенное лицо. В 1811 году он отказался принять поданное Сперанским заявление об отставке, причиной которого служило понимание в невозможности внедрения разработанной им системы в жизнь. Позднее по распоряжению императора Сперанскому был внучен орден Александра Невского.

Однако ввиду нараставшего сопротивления дворян, а также проявления других внешних и внутренних факторов, доверие Александра к Сперанскому постепенно падало. Подписание указа об отстранении от обязанностей государственного служащего произошло в марте 1812 года. 17 марта Александр I встретился со своим бывшим советником лично. того разговора никому не известно.

В сентябре 1812 годы Сперанского сослали в Нижний Новгород, а после перевели в Тверь. В 1814 году ему было разрешено вернуться в родное имение в Новгородскую губернию при условии политического надзора.

С 1816 года Сперанский получил возможность вернуться к государственной службе. Сначала он был назначен на пост губернатора Пензы, с 1819 года стал исполнять обязанности генерал-губернатора Сибири. В 1821 году он вновь принял участие в составлении законов, за что получил государственную награду от Николая I.

Значение проведенных реформ

Хотя Сперанскому не удалось при жизни увидеть созданную им модель государства, его идеи активно обсуждались после его смерти. В 1864 году начала действовать разработанная им вертикаль судебной системы. А в 1906 году впервые была создана Государственная Дума. Следовательно, хотя проект не получил полной реализации, отдельные его положения существенно изменили российскую политику.

Особенности личности Михаила Сперанского

Будущий государственный деятель появился на свет в 1772 году. Как представителя низшего духовенства, обучавшегося в семинарии, юношу ожидала карьера священника. Однако после окончания обучения его оставили в качестве преподавателя.

После, по рекомендации митрополита Санкт-Петербурга, Михаил стал выполнять обязанности секретаря у князя Алексея Куракина, который был повышен до должности генерал-прокурора. Эта должность открыла будущему реформатору дверь в большую политику.

После знакомства с Кочубеем в 1801 году Сперанский присоединился к работе «Негласного комитета». За вклад в деятельность этой организации, выдающиеся познания в области права и теории государства им был получен орден Святого Владимира третьей степени. В это время императору требуется составление проекта для проведения государственных реформ.

Переломным моментом в истории стало подписание мира с Францией в 1807 году. Негласный комитет осудил действия Александра I и открыто выступил против принятого решения. В то же время Сперанский поддержал императора, тем самым заслужив его доверие. В результате Александр распускает Негласный комитет, начинает поддерживать Сперанского в качестве реформатора империи.

В течение нескольких лет этот деятель оставался вторым лицом в государстве. Он занимал должности государственного секретаря при Государственном совете, а также Обер-прокурора в сенате. Даже после отставки он делал все возможное, чтобы продолжать работать на благо страны.

Сперанский закончил свой жизненный путь в 1839 году, не оправившись после простудного заболевания. Незадолго до смерти его имя появилось в списках графских родов. И, хотя его идеи не получили должного воплощения в годы их появления, они продолжали оказывать влияние на дальнейшее развитие государства во время правления следующих российских императоров.

«План» Сперанского

Основные положения реформ сперанского таблица. Реформы государственного управления сперанского

М.М. Сперанский

В декабре 1808 г. Сперанский по поручению Александра I  начал разработку «Плана государственного преобразования России». Он начал работу над проектом не только с присущей ему энергией, но и с надеждой на его осуществление. 

Реформатору были переданы все наработанные материалы «Негласного комитета», записки и проекты, поступившие в Комиссию по составлению государственных законов. К тому времени, по его словам, он “изучил все существующие в мире конституции” и ежедневно обсуждал с императором каждый параграф плана.

Основные положения «Плана»

По существу, «План государственного преобразования России» являлся конституцией с ее неподвижными и неизменными законами.

Это было для Сперанского непреложным условием, и сам он об этом говорил так: «Во всяком благоустроенном государстве должны быть начала законодательства положительные, постоянные непреложные, неподвижные, с коими бы все другие законы могли быть соображаемы».

Сперанский был убеждённым сторонником конституционного строя.

Но в то же время он понимал, что Россия не готова к конституционному строю, а поэтому начинать преобразования следует с реорганизации государственного аппарата.

В период с 1808 по 1811годы он составил план государственного преобразования от кабинета императора до волостного правления. Была проведена огромная работа, причем в очень короткие для такого масштаба сроки.

По «Плану» Сперанского, все население делилось на классы:

  • дворянство как владельцы недвижимой собственности
  • среднее состояние (мещане, купцы, государственные крестьяне
  • рабочий народ (слуги, ремесленники, мещане, поденщики).

Разделение проводилось в соответствии с политическими и гражданскими правами: гражданскими обладали все три класса, а политическими – только владеющие недвижимостью.

Но предусматривался переход из одного состояния в другое.  Наличие гражданских прав означает, что в государстве в определенной степени существует свобода.

Но для ее гарантии, считал Сперанский, необходима политическая конституция.

Владимирский комплект законов Российской империи

Он утверждает, что государство должно обеспечить человеку его безопасность и безопасность его имущества, т.к. неприкосновенность является сутью гражданских прав и свобод. Эти права и свободы имеют два вида: личные свободы и вещественные.

личных свобод:

  1. Без суда никто не может быть наказан.
  2. Никто не обязан отправлять личную службу, иначе как по закону.

вещественных свобод:

  1. Всякий может располагать своей собственностью по произволу, сообразно общему закону.
  2. Никто не обязан платить податей и повинностей иначе, как по закону, а не по произволу.

Как мы видим, Сперанский воспринимает закон как метод защиты, а для этого необходимы гарантии от произвола законодателя. Следовательно, необходимо конституционно-правовое ограничение власти. Поэтому в основу плана государственных реформ Сперанского легло требование укрепления гражданского строя.

Идея разделения властей

Идея разделения властей должна была быть положена в основу государственного устройства страны и существовать как законодательная, исполнительная и судебная власти. Эту идею Сперанский позаимствовал на Западе. Он говорил: «Нельзя основать правление на законе, если одна державная власть будет составлять закон и исполнять его».

Сенат должен был стать высшим органом судебной власти. Министерства– исполнительной. Государственная Дума – законодательной.

Над всеми этими органами учреждался Государственный совет как совещательный орган при императоре, который окончательно утверждал или отклонял представленный на рассмотрение проект, даже если он был принят Думой. Суть конституции сводилась к следующему:

1)    Разделения властей.

2)    Мнения законодательной власти абсолютно свободны и точно отражают народные чаяния.

3)    Судебная власть независима от исполнительной.

4)    Исполнительная власть ответственна перед законодательной.

Как видим, основные идеи «Плана государственного преобразования России» были довольны радикальными, но почва русской тогдашней действительности была еще не готова принять их.

 Александра I устраивали лишь частичные преобразования России, прикрытые либеральными обещаниями и общими рассуждениями о законе и свободе.

Но он испытывал сильнейшее давление придворного окружения, стремившегося не допустить радикальных преобразований в России.

Дом в Петербурге, в котором скончался М.М. Сперанский

1 января 1810 г. было объявлено о создании Государственного совета, и М. М. Сперанский получил в нем должность Государственного секретаря. Вся проходившая через Государственный совет документация оказалась в его ведении.

Создание Государственного совета было первым этапом преобразований: именно он должен был учредить планы дальнейших реформ, все законопроекты должны были проходить через Государственный совет. На общем собрании Госсовета  председательствовал сам государь. Он мог утверждать лишь мнение большинства общего собрания.

Первым председателем Государственного совета (до 14 августа 1814 г.) стал канцлер граф Н. П. Румянцев. Главой Государственной канцелярии стал Государственный секретарь (Сперанский).

Другие реформы

3 апреля 1809 г. был издан указ о придворных званиях, который менял порядок получения званий и привилегий. Теперь эти звания следовало рассматривать как простые знаки отличия. Привилегии  получали только те, кто нес государственную службу.

Указ о реформировании порядка получения придворных чинов был подписан императором, но все понимали, что автором его был Сперанский.

В России в течение многих десятилетий дети знатных фамилий с рождения получали придворные чины камер-юнкера (5 класса), через некоторое время  камергера (4 класса). Став взрослыми они, нигде не служив, автоматически получали «высшие места».

А указом Сперанского камер-юнкерам и камергерам, не состоящим на действительной службе, предписывалось в течение двух месяцев найти себе место службы, иначе  их ждала отставка.

Кроме того, он создал план  изменения порядка производства в чины, действующего  с эпохи Петра I.

 Сперанский прямо говорит о вреде петровской «Табели о рангах» и предлагает отменить или регламентировать получение чинов, начиная с 6 класса, наличием университетского диплома.

 Программа предусматривала проверку знаний русского языка, одного из иностранных языков, естественного, римского, государственного и уголовного права, всеобщей и русской истории, государственной экономики, физики, географии и статистики России.

Чин коллежского асессора соответствовал 8 классу «Табели о рангах». С этого класса и выше чиновники имели значительные привилегии и высокие оклады. Желающих получить его было много, а сдавать экзамены большинству  было не под силу. Понятно, почему Сперанского стали все больше ненавидеть.

В 1810-1811 гг. Сперанский реорганизовал министерства: они делились на департаменты, департаменты — на отделения. Из высших чиновников министерства составлялся совет министров, а из всех министров — комитет министров для обсуждения административных дел.

К началу 1811 г. Сперанский предложил проект преобразования Сената. Он предполагал разделить Сенат на правительствующий и судебный, но затем этот проект был отсрочен. Но по его плану в 1810 году был учрежден Царскосельский лицей.

М.М. Сперанский на памятнике 1000-летия России в Великом Новгороде

Все стороны российской действительности были отражены в «Плане преобразований России». В отношении крепостного права Сперанский писал:  «Отношения, в которые поставлены оба эти класса (крестьяне и помещики) окончательно уничтожают всякую энергию в русском народе.

Интерес дворянства требует, чтобы крестьяне были ему полностью подчинены; интерес крестьянства состоит в том чтобы дворяне были также подчинены короне… Престол всегда является крепостным как единственный противовес имуществу их господ», т.е крепостное состояние было несовместимо с политической свободой.

Таким образом, Россия разделенная на различные классы, истощает свои силы в борьбе, которую эти классы ведут между собой, и оставляет правительству весь объём безграничной власти.

Государство, устроенное таким образом — то есть на разделении враждебных классов — если оно и будет иметь то или другое внешнее устройство, — те и другие грамоты дворянству, грамоты городам, два сената и столько же парламентов, — есть государство деспотическое, и пока оно будет состоять из тех же элементов (враждующих сословий), ему невозможно будет быть государством монархическим».

Замысел Сперанского о переходе от самодержавия к конституционной монархии остался невоплощенным.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.