Монашеские и духовно-рыцарские ордена западной европы периода средневековья. Монашеский орден

Монашеские ордена Средневековья

Монашеские и духовно-рыцарские ордена западной европы периода средневековья. Монашеский орден

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы.

Люди, как известно, — существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели.

Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

Египетские отшельники

Монашество зародилось не в Европе, свое начало оно берет на просторах египетских пустынь.

Здесь еще в IV веке появились отшельники, стремившиеся приблизиться к духовным идеалам в уединенном удалении от мира с его страстями и суетой.

Не находившие себе места среди людей, они уходили в пустыню, жили под открытым воздухом или в руинах каких-то построек. Часто к ним присоединялись последователи. Вместе они трудились, проповедовали, возносили молитвы.

Монахи в миру были работниками разных профессий, и каждый приносил что-то свое в общину. В 328 году Пахомий Великий, бывший когда-то солдатом, решил организовать жизнь братьев и основал монастырь, деятельность в котором регламентировалась уставом. Вскоре стали появляться подобные объединения и в других местах.

Свет знаний

В 375 году Василий Великий организовал первое крупное монашеское общество.

С тех пор история религии потекла в несколько ином русле: вместе братья не только молились и постигали духовные законы, но занимались изучением мира, постижением природы, философских аспектов бытия.

Стараниями монахов сквозь темные века Средневековья прошли мудрость и знания человечества, не затерявшись в прошлом.

Чтение и совершенствование в научной области входило в обязанность и послушников монастыря в Монте-Кассино, основанного Бенедиктом Нурсийским, считающимся отцом монашества в Западной Европе.

Бенедиктинцы

530 год считается датой, когда появился первый монашеский орден. Бенедикт славился своим аскетизмом, и вокруг него быстро сформировалась группа последователей. Они и вошли в число первых бенедиктинцев, как называли монахов в честь их предводителя.

Жизнь и деятельность братьев велась в соответствии с уставом, разработанным Бенедиктом Нурсийским. Монахи не могли менять место служения, владеть какой-либо собственностью и всецело должны были подчиняться аббату.

Регламент предписывал вознесение молитв семь раз в день, постоянный физический труд, перемежающийся часами отдыха. Устав определял время трапез и молений, наказания для провинившихся, необходимые для прочтения книги.

Структура монастыря

Впоследствии многие монашеские ордена Средневековья были построены на основе бенедиктинского устава. Сохранялась и внутренняя иерархия.

Главой был аббат, выбиравшийся из числа монахов и утверждавшийся епископом. Он становился пожизненно представителем монастыря в миру, руководя братьями при содействии нескольких помощников.

Бенедиктинцы должны были полностью и смиренно подчиняться аббату.

Жители монастыря делились на группы по десять человек, во главе которых стояли деканы. Аббат с приором (помощником) следили за соблюдением устава, но важные решения принимались после совещания всех братьев вместе.

Образование

Бенедиктинцы стали не только помощником Церкви в обращении в христианство новых народов. По сути, именно благодаря им сегодня мы знаем о содержании многих древних манускриптов и рукописей. Монахи занимались переписыванием книг, сохранением памятников философской мысли прошлого.

Обязательным было образование с семилетнего возраста. В число предметов входили музыка, астрономия, арифметика, риторика и грамматика. Бенедиктинцы спасли Европу от пагубного влияния варварской культуры. Огромные библиотеки монастырей, глубокие архитектурные традиции, познания в области земледелия помогли сохранить цивилизацию на достойном уровне.

Упадок и возрождение

На время правления Карла Великого приходится период, когда монашеский орден бенедиктинцев переживал не лучшие времена.

Император ввел десятину в пользу Церкви, потребовал от монастырей предоставления определенного числа воинов, отдавал во власть епископов обширные территории с крестьянами на них.

Монастыри стали обогащаться и представлять собой лакомый кусочек для каждого, жаждущего увеличения собственного благосостояния.

Представители мирской власти получили возможность основывать духовные общины. Епископы транслировали волю императора, все больше погружаясь в дела мирские.

Настоятели новых монастырей лишь формально занимались духовными вопросами, наслаждаясь плодами пожертвований и торговли.

Процесс обмирщения вызвал к жизни движение за возрождение духовных ценностей, вылившийся в образование новых монашеских орденов. Центром объединения в начале X века стал монастырь в Клюни.

Клюнийцы и цистерцианцы

Аббат Бернон получил в подарок от герцога Аквитании имение в Верхней Бургундии. Здесь, в Клюни, основали новый монастырь, свободный от светской власти и вассальных отношений. Монашеские ордена Средневековья переживали новый подъем. Клюнийцы молились за всех мирян, жили по уставу, разработанному на основе положений бенедиктинцев, но более строгому в вопросах поведения и распорядка дня.

В XI веке появился монашеский орден цистерцианцев, взявший за правило следование уставу, своей жесткостью отпугивающему многих последователей. Число монахов сильно возросло за счет энергичности и обаяния одного из лидеров ордена, Бернарда Клервоского.

Великое множество

В XI-XIII веках новые монашеские ордена католической церкви появлялись в большом количестве. Каждый из них чем-то отметился в истории.

Камальдулы славились своим строгим уставом: они не носили обуви, приветствовали самобичевание, совсем не ели мяса, даже если были больны.

Картезианцы, также чтившие жесткие правила, были известны как гостеприимные хозяева, считавшие благотворительность важнейшей частью своего служения. Одним из главных источников дохода для них была продажа ликера «Шартрез», рецептуру которого разработали сами картезианцы.

Свой вклад в монашеские ордена в средние века внесли и женщины. Во главе монастырей, в том числе и мужских, братства Фонтевро стояли аббатисы. Они считались наместницами Девы Марии.

Одним из отличительных пунктов их устава был обет молчания. Бегинки — орден, состоящий только из женщин — напротив, не имели устава.

Настоятельница выбиралась из числа последовательниц, и вся деятельность направлялась в благотворительное русло. Бегинки могли покидать орден и выходить замуж.

Рыцарско-монашеские ордена

Во времена Крестовых походов стали появляться объединения нового толка. Завоевание палестинских земель шло под призывом католической церкви освободить христианские святыни из рук мусульман. В восточные земли направлялось большое количество паломников. Их было необходимо охранять на вражеской территории. Это и стало причиной возникновения духовно-рыцарских орденов.

Члены новых объединений, с одной стороны, давали три обета монашеской жизни: бедности, послушания и воздержания. С другой — они носили доспехи, всегда имели при себе меч и при необходимости принимали участие в военных походах.

Рыцарские монашеские ордена имели тройную структуру: в него входили капелланы(священники), братья-воины и братья-служители.

Глава ордена — гроссмейстер — выбирался на пожизненный срок, его кандидатура утверждалась Папой Римским, имевшим верховную власть над объединением.

Глава вместе с приорами периодически собирали капитул (общий сбор, где принимались важные решения, утверждались законы ордена).

К духовно-монашеским объединениям относились тамплиеры, иониты (госпитальеры), Тевтонский орден, меченосцы. Все они были участниками исторических событий, важность которых трудно переоценить.

Крестовые походы при их содействии значительно повлияли на развитие Европы, да и всего мира. Свое название священные освободительные миссии получили благодаря крестам, которые были нашиты на одеяния рыцарей.

Каждый монашеский орден использовал свой цвет и форму для передачи символа и тем внешне отличался от остальных.

Падение авторитета

В начале XIII века Церковь была вынуждена бороться с огромным количеством возникших ересей.

Священнослужители потеряли былой авторитет, пропагандисты говорили о необходимости реформировать или даже упразднить церковный строй, как ненужную прослойку между человеком и Богом, осуждали огромные богатства, сосредоточенные в руках служителей.

В ответ появилась инквизиция, призванная вернуть народу почтение к Церкви. Однако более благотворную роль в этой деятельности сыграли нищенствующие монашеские ордена, ставившие обязательным условием служения полный отказ от собственности.

Франциск Ассизский

В 1207 году начал формироваться орден францисканцев. Его глава, Франциск Ассизский, видел суть своей деятельности в проповедях и отречении.

Он был против основания церквей и монастырей, со своими последователями встречался раз в год в условленном месте. Все остальное время монахи проповедовали народу.

Однако в 1219 году все-таки был возведен францисканский монастырь по настоянию Папы Римского.

Франциск Ассизский славился своей добротой, способностью служить легко и с полной самоотдачей. Его любили за поэтический талант. Канонизированный уже через два года после своей смерти, он приобрел массу последователей и возродил почтение к католической церкви. В разные века от францисканского ордена образовывались ответвления: орден капуцинов, терцианы, минимы, обсерванты.

Доминик де Гусман

На монашеские объединения Церковь полагалась и в делах борьбы с ересью. Одной из основ инквизиции был орден доминиканцев, основанный в 1205 году. Основоположником его стал Доминик де Гусман, непримиримый борец с еретиками, почитавший аскезу и бедность.

Орден доминиканцев одной из главных своих целей избрал подготовку проповедников высокого уровня. Для организации подходящих условий для обучения даже были смягчены первоначально жесткие правила, предписывающие братьям бедность и постоянное скитание по городам. Доминиканцы при этом не были обязаны трудиться физически: все свое время, таким образом, они посвящали образованию и молитве.

В начале XVI века Церковь вновь переживала кризис. Приверженность духовенства к роскоши и порокам подрывала авторитет. Успехи Реформации вынуждали священнослужителей искать новые пути возвращения былого почитания.

Так был образован орден театинцев, а затем и Общество Иисуса. Монашеские объединения стремились вернуться к идеалам средневековых орденов, но время взяло свое.

Хотя многие ордена существуют и сегодня, от былого величия мало что сохранилось.

Монашеский орден. Монашеские ордена Средневековья

Монашеские и духовно-рыцарские ордена западной европы периода средневековья. Монашеский орден

История религии повествует о духовных поисках разных народов в веках. Вера всегда была спутницей человека, придавала смысл его жизни и мотивировала не только на достижения в области внутреннего, но и на мирские победы.

Люди, как известно, – существа социальные, а потому часто стремятся найти своих единомышленников и создать объединение, в котором можно было бы сообща двигаться к намеченной цели.

Примером такой общности являются монашеские ордена, включавшие братьев одной веры, единых в понимании того, как нужно претворять заветы наставников в жизнь.

3 ордена крестоносцев, существующих и в наше время

Монашеские и духовно-рыцарские ордена западной европы периода средневековья. Монашеский орден

Радуйтесь! Рыцарей больше нет!

Мир и спокойствие вашему дому…

А. Белянин

Понятие “рыцарский орден”, а уж тем паче “духовный рыцарский орден” однозначно ассоциируется со Средними веками. Крестовые походы, распространение истинной веры проверенным методом “огнем и мечом”, рыцари-братья в кольчужных комбинезонах с характерными накидками-коттами… Знакомо, да?)

Однако рыцарство вовсе не ушло окончательно в прошлое. Да, оно сильно изменилось, в корне пересмотрело свои взгляды и род занятий, но тем не менее – да возрадуются романтичные души! – оно сохранилось. Многие христианские рыцарские ордена сохранились до нашего времени. В них при желании даже можно вступить, правда, придется принять католичество…)

Итак, какие же ордена рыцарей существуют в наше время?

1. Странноприимный орден (Госпитальеры)

Начнем, пожалуй, с одного из самых древних и знаменитых рыцарских орденов, чья история была необычайно бурной и интересной. Это – госпитальеры. Они же – иоанниты. Они же – мальтийцы, “рыцари с Мальты”.

Фирменный знак ордена – белый крест на черном фоне.

Орден был основан в Святой Земле (в Палестине) в 1099 году изначально как госпиталь для уставших и раненых пилигримов и обычных светских рыцарей. Но в результате более чем успешных результатов Первого крестового похода он превратился в могущественную боевую организацию, крепко спаянную железной дисциплиной, подкрепленной правом на долю в добыче.

Смыслом существования Ордена Святого Иоанна стала защита Святой Земли и борьба с мусульманами. Шло время, позиции христиан на Ближнем Востоке слабели, завоеванные королевства гибли одно за другим, но иоанниты держались. Отступали перед превосходящими силами противника – но держались.

После окончательного поражения крестоносцев на Ближнем Востоке госпитальеры передислоцировались на Кипр. Затем – на Родос. Потом на Мальту, которая и стала их домом на несколько столетий. Все это время рыцари-иоанниты были сущим проклятием для турецких кораблей и вечной костью в горле у султанов Блистательной порты.

Половина награбленного у турок шла в казну Ордена, а вторая – в казну Папского престола, чему Папы, надо думать, были несказанно рады.

Госпитальеров выгнал с Мальты не кто другой, как Наполеон. Рыцари, лишившиеся дома, флота, армии и всех источников дохода, разбрелись по белу свету.

Довольно большую группу госпитальеров-мальтийцев принял в Петербурге знаменитый император-романтик Павел Первый, за что был удостоен звания великого магистра ордена (!), хотя не являлся католиком.

Папский престол это назначение, кстати, так и не признал.

В настоящее время орден святого Иоанна вновь вернулся на Мальту, хотя больше не правит ею. Капитулы ордена расположены во многих европейских государствах, хотя большей частью – такой вот казус судьбы – уже являются протестантскими.

Иоанниты нашего времени вернулись к своим изначальным занятиям – благотворительности, организации и обустройстве больниц, и т.п., умело совмещая все это с зарабатыванием денег. Опыт тысячелетий-то не пропьешь…))

2. Тевтонский орден

Да-да, вы не ослышались. Именно тевтонский орден. Тевтоны вовсе не были уничтожены под корень в 1242 году на Чудском озере, как многие думают. Они еще лет 200 после этого ухитрялись поддавать жару, в основном собачась с поляками. Но обо всем по порядку…)

Рыцарь-тевтон. Почти как госпитальер, только наоборот – черный крест на белой котте

Тевтонский орден – точнее, “орден дома святой Марии Тевтонской” – был основан как подразделение госпитальеров в 1190 году, руководившее больницей в Акре.

Шел Третий крестовый поход – неудачный, провальный, и руководство ордена (хотя тогда еще – всего лишь лазарета для раненых) поняло, что “пора бечь”.

И сбежало, свернув дела, в Германию (тогда – север Священной Римской империи германской нации).

Вскоре после этого тевтонцы были признаны Папой как самостоятельное духовно-рыцарское объединение. Им пожаловали земли в городке Эшенбах, а через столетие под власть ордена перешел и знаменитый впоследствии Нюрнберг.

Интерес Тевтонского ордена состоит в том, что это был один из немногих чисто национальных духовно-рыцарских орденов. В нем состояли только немцы, тогда как в большинстве других служил чистый интернационал.

Задачей тевтонцев была борьба с пруссами, тогда еще – чистыми дикарями-язычниками. И орден показал себя так хорошо, что пруссы были за 100 (примерно) лет нивелированы под корень. Не стало пруссов, остались пруссаки, как подвид немцев.

И орден озадачился. Цель существования была достигнута. Проблема! Язычники кончились! Слишком хорошо сработали, господа, надо было хоть пару штук на развод оставить… А теперь – да кому мы нужны?

И орден закуклился сам в себе. От потери смысла существования стал вырождаться. Попробовал было повоевать с Литвой и Польшей, пару раз выиграл, пару раз качественно получил по шее и пригорюнился. Язычников не было.

Наезжать на собратьев по вере ляхов дальше было откровенно не с руки, Папа, сидючи на престоле в далеком Риме, начинал коситься неодобрительно. Дальше на Восток сидели новгородцы, хоть и христиане, но еретики. Но зато и сами мастера раздавать люлей, вот хоть у шведов спросите.

А потом завелись московиты – эти вообще звери оказались.

И в 1525 году последний великий магистр тевтонов, Альбрехт Гогенцоллерн, задружившись с Мартином Лютером, впал в протестантизм. Он натурально, не хуже Березовского приватизировал земли ордена,”перевелся” из великих магистров в герцоги и запродался в вассалы к польскому королю. Польша тогда была в силе.

Новое герцогство, ставшее миной замедленного действия для польской короны, и получило название Пруссия… В будущем оно станет королевством и соберет вокруг себя все остальные германские земли.

Но как же существование в наше время? А очень просто. В 1834 году Тевтонский орден был возрожден. Сейчас его штаб-квартира находится в Вене, и в нем числятся многие современные западные бизнесмены. Основная сфера деятельности – благотворительность.

Да, по факту это больше не рыцари, увы… Но де-юре Тевтонский орден существует.

3. Орден святого Гроба Господня Иерусалимского

Тоже один из древнейших орденов, созданный прямым указом Папы в 1099 году, во время Первого (и единственного по-настоящему удачного) Крестового похода. Изначальная цель – охрана Гроба Господня от немытых сарацин, чтоб не лезли, понимаешь, к нему грязными лапками – мало ли где они ими ковырялись…)

Задачей ордена Гроба Господня до сих пор является миссионерская деятельность на Ближнем Востоке, в основном в Палестине и в Сирии. Современные рыцари Ордена Гроба Господня занимаются сохранением и развитием католической веры в данном регионе, благотворительностью и т.п. Их, кстати, довольно много – около 30 тысяч человек.

Знак ордена – характерный красный крест “потент” на белом фоне, в сочетании с четырьмя маленькими крестами.

В отличие от многих других орденов, этот прославился в большей степени своими миссионерами, чем воинами, хотя основателем его был сам легендарный Готфрид Бульонский. Однако и вести просветительскую работу можно, согласитесь, по-разному )

Длительное время великими магистрами ордена Гроба Господня были непосредственно Папы Римские. Сейчас им управляет кардинал, причем почти наполовину состав ордена состоит из мирян, т.е. простых людей, не лиц духовного звания. Принимают, между прочим, и женщин.

Членство в этом ордене на Западе необычайно почетно.

Основная резиденция – в Риме, в монастыре при Палаццо делла Ровере.

Кстати, отцы-иезуиты тоже до сих пор существуют, и неплохо себя чувствуют…)

Опубликовал: Василий Смирнов

Ордена крестоносцев – список

Монашеские и духовно-рыцарские ордена западной европы периода средневековья. Монашеский орден

Образ рыцаря-крестоносца дошел до наших дней в ореоле романтизма. О крестоносцах написано большое количество художественных книг. Об их подвигах снимались художественные фильмы. 

Некоторые ордена были настолько могущественны, что влияли на политику всей Европы. Тайны этих орденов до сих пор будоражат многих, становятся материалом для журналистских расследований и работы исследователей.

Причины образования орденов крестоносцев

Вначале средних веков сформировался класс феодалов, также называющих себя рыцарями. Но еще не сложились правила общественного устройства, регулирующие отношения между ними. Многие рыцари-феодалы считали себя равными правителям государств (королям, герцогам), что приводило к смутам внутри только сформировавшихся государств.

Младшие сыновья феодалов, с детства обученные военному мастерству, не имели других средств к существованию кроме, как войны. Именно в это время начали формироваться рыцарские армии. Но дисциплина в таких армиях была крайне низкой. 

Римская католическая церковь попыталась снизить напряженность в государствах, направив энергию таких рыцарей на, казалось бы, благое дело – освобождение места зарождения христианства от владычества мусульман. Для этого в период с 1096 по 1272 г.г. было организовано девять крестовых походов.

Это же время стали создаваться ордена, объединяющие рыцарей-крестоносцев. Создание этих орденов преследовало, прежде всего, цель дисциплинировать рыцарей, объединив их для выполнения важной задачи в организацию со строгой иерархией, находящейся под контролем самого главы католической церкви – римского папы.

Структурно ордена подразделялись на руководство: главный (великий) магистр (другое название – гроссмейстер), на местах подразделениями ордена управляли приоры, подчинявшиеся гроссмейстеру. Приорам были подчинены командоры (коменданты замков, крепостей).

Для управления финансами назначались должностные лица – маршалы. К простым членам орденов относились кавалеры – рыцари, принявшие посвящение, и неофиты – рыцари, вступившие в орден, но не допущенные к посвящению. Хотя в некоторых орденах структура несколько отличалась.

Во многих орденах рыцари давали обет послушания.

Всего насчитываю более 30 духовно-военных орденов. Некоторые, просуществовав незначительное время, прекратили свое существование, или вошли в состав других орденов.

Орден защитников христианских святынь (Орден Тау)

Орден считается самым старым из духовно-рыцарских орденов Европы. В 952 году в Альтопашио (Испания) монашеским орденом святого Августина был открыт госпиталь, где останавливались для отдыха и лечения паломники, следующие в Сантьяго-де-Компостеллу или в Рим. Монахи ордена осуществляли охрану паломников на отрезке пути от Лукки до Генуи. 

В 1239 г. ордену официально был присвоен статус военного. Орден не стремился к лидерству среди других орденов, хотя его госпитали построены и в других странах.

В 1585 г. орден объединился с орденом святого Стефана. Отличием одежды рыцарей ордена был черный или темно-серый плащ с красным капюшоном. На плаще и капюшоне был нашит белый Т-образный крест.

Орден госпитальеров (иоаннитов)

В 1048 г. итальянский купец Константине ди Пантелеоне получил от египетского султана разрешение на строительство в Иерусалиме госпиталя для заболевших паломников, прибывших в святую землю. Госпиталь получил название Иерусалимского Госпиталя Святого Иоанна. Служителей госпиталя называли иоанниты, также в ходу было название госпитальеры.

Во время осады Иерусалима крестоносцами в 1099 г. госпитальеры смогли не только не пострадать от мусульман, владеющих городом, но и заслужить расположение, захвативших Иерусалим, крестоносцев.

Часть рыцарей-крестоносцев вступили в орден иоаннитов, первый король Иерусалимский Бодуэн I, утвердил статус ордена, подтвержденный папой римским в 1113 г. Основной задачей ордена была защита и оказание помощи паломникам в святую землю.

К 1200 г. сложилось разделение ордена на братьев-рыцарей, благословлённых на ношение и применение оружия и на братьев-лекарей и братьев-капелланов. Братьев ордена имел право отлучать от церкви только римский папа и великий магистр.

Рыцари ордена носили монашескую одежду и накидки черного цвета с восьмиконечным крестом белого цвета. Походный плащ (сюрко) был красного цвета с белым крестом с расширяющимися концами. 

После окончательного поражения крестоносцев орден покинул Палестину и сначала обосновался на острове Крит, а затем на острове Родос. В 1565 г. орден обосновался на острове Мальта, откуда берет ещё одно свое название «Мальтийский». В 1798 г. великим магистром ордена был провозглашен российский император Павел I.

После завоевания Мальты Наполеоном I госпитальеры покинули Мальту, были потеряны ряд приоратов в Европе.

Полное восстановление ордена относят к 1879 г. Орден иоаннитов действует и сейчас, занимаясь благотворительностью.

Тамплиеры (храмовники)

История Ордена тамплиеров является самой интригующей, покрытой многими тайнами и до сих пор изучается исследователями всего мира. За сокровищами ордена ведется настоящая охота.

Орден Храма был создан в 1119 г. из рыцарей, участвовавших в первом крестовом походе и решивших остаться в Палестине. задача рыцарей заключалась в охране путей следования паломников.

Рыцари вступающие в Орден Храма давали обет безбрачия, но при этом не становились монахами. Поначалу это был самый бедный орден, его воинам не хватало даже лошадей.

Этот период отмечен на печати магистра Ордена, изображающей двух рыцарей на одной лошади.

Рыцари ордена пользовались благорасположением короля Иерусалима и епископа Иерусалимского. Магистр Ордена был направлен в Европу для сбора сил и средств для второго крестового похода. В 1128 г. он выступает на церковном соборе в Труа (Франция). 

С этого времени улучшается благосостояние Ордена. Папа римский подчиняет орден напрямую себе.

Храмовники начинают приобретать политический вес не только в Палестине, но и в Европе, открывая свои подразделения в Испании, Франции, Англии.

Орден Храма, наряду с Орденом госпитальеров становится самым многочисленным в Палестине. Воины ордена неоднократно участвовали в битвах с войсками мусульман. В это же время окрепло финансовое могущество Ордена. 

После того, как в 1291 г. тамплиеры покинули Палестину, орден свою штаб-квартиру разместил во Франции. Политическая деятельность Ордена стала неугодна французским монархам, кроме того их привлекали финансы Ордена. В 1307 г.

, убедив римского папу в необходимости ликвидации Ордена, король Франции Филипп IV отдал приказ об аресте руководства и членов Ордена во Франции.

Затем папа Климент V направил послания другим европейским монархам с призывом арестовывать тамплиеров, а их имущество конфисковать в пользу короны. В 1314 г. Орден прекратил свое существование. 

Тевтонский орден

Хотя Тевтонский орден или Орден святой Марии Тевтонской был создан в Иерусалиме в 1189 г., он сразу приобрел национальную окраску. В него принимали только германских подданных

В этот период возник конфликт между германским императором и папой римским. Лавируя между двумя сторонами конфликта, руководство Ордена искало возможность приобретения земель для создания своего государства. В 1226 г. магистр Ордена получил от германского императора право на владение землями Пруссии и Кульма.

С этого момента начинается завоевательный поход Ордена в Прибалтику. К 1240 г. все прибалтийские земли были подчинены Ордену, который проводил жесткую политику по обращению народов в католичество.

Пользуясь ослаблением русского государства, войска Ордена вторглись на русские (Новгородские) земли, захватив несколько русских городов. Это представлялось как крестовый поход против еретиков (православных). В 1242 г.

Орден потерпел поражение от русских войск Александра Невского. 

Владения ордена включали Восточную Пруссию, Курляндию, часть Латвии и Эстонии. После переноса резиденции в Мариенбург в 1309 г. (ныне Мальборк в Польше) Орден прекратил религиозную деятельность и стал государством.

В 1410 г. войска Ордена были разгромлены объединенными силами поляков, литовцев и русских под Грюнвальдом. Это стало началом конца Ордена. И хотя окончательно Орден был распущен декретом Наполеона в начале XIX века, с середины 14 века его политическое влияние было незначительно.

Орден Калатравы

В 1147 г. тамплиеры оставили Калатраву. Дорога на столицу Испании – Толедо была открыта для атак мавров. Аббат из Наварры Рамон Съерра со своими монахами и собранными им рыцарями, вняв призыву кастильского короля занял крепость, и к 1158 г. очистил окрестности от мавров.

В 1164 г. аббат умер, монахи ушли из крепости. Тогда из оставшихся в крепости воинов был создан военно-духовный орден, принявший обет защиты христианских земель в Испании.

Воины ордена приняли участие во многих битвах с войсками мавров. Им пришлось оставить крепость, давшую им название и ряд других городов. Но к 1212 г, они смогли вернуть все, ранее потерянные земли. С этого момента началось укрепление позиций Ордена в Испании. Крестоносцы Ордена Каларравы германского происхождения приняли участие в крестовых походах против язычников Пруссии.

Отличительным знаком Ордена был красный крест с концами, стилизованными под латинскую заглавную букву «М» (первая буква в имени Девы Марии).

Воины Ордена принимали активное участие в междоусобных войнах на Пиренейском полуострове. С 1487 г. орден подчинен испанской короне и в 1838 г. его владения полностью перешли под управление королевской власти.

Орден Сантьяго

Предания народов Испании относят возникновение Ордена к IX веку. Документы же указывают, что Орден образован в 1171 г.

Орден назван в честь святого покровителя Испании Иакова (по-испански – Сантьяго).

Орден выполнял задачу по охране паломников на пути к Сантьяго-де-Компостелле, а также обороняли крепость Карера, при ее обороне в 1173 г. погибло значительное число братьев ордена.

Правила Ордена не предусматривали обета безбрачия, что привлекало в его ряды значительное число испанцев, как из знати, так и простолюдинов.

В 1174 г. орден приобрел нового покровителя в лице короля Кастилии, убедившего папу римского придать Ордену статус религиозного.

В 1499 г. Орден переходит под управление королевского правительства. Дважды в 1871 и 1931 г.г. Орден упразднялся республиканских правительств. В 1976 г. Орден возобновил свою деятельность.

Орден меченосцев

Это самый молодой орден и, также имевший самый короткий срок существования орден крестоносцев. Образован он был в 1202 г. в Риге для подчинения католическому влиянию население Восточной Европы, В 1210 г. папа римский утвердил создание ордена.

Свое название Орден получил от своей официальной эмблемы в виде наложенного на алый крест меча, такого же цвета. Войска ордена неоднократно пытались подчинить себе Литву, поддерживаемую русскими князьями. Эти попытки окончились разгромом Ордена в 1237 г.

Остатки меченосцев вошли в состав Тевтонского  ордена.

Орден Христа

Правителям Португальского королевства в начале 14 века была необходима помощь военной силой в противостоянии маврам-мусульманам. Поэтому разгром тамплиеров стал ударом по планам португальского короля.

Что бы сохранить организованную военную силу, проявившую себя в боях с врагами, король Португалии обратился к папе римскому с просьбой не преследовать рыцарей и священнослужителей храмовников, оставшихся в Португалии и создать из них новый орден крестоносцев. В 1318 г.

было создано «Ополчение Христово», а в 1319 г. Орден Христа.

После окончательного освобождения Пиренейского полуострова от захватчиков мавров, рыцари Христа приняли активное участие в заморских экспедициях Португалии. Одним из них был знаменитый мореплаватель Васко да Гамма.

С 1513 г. владения Ордена постепенно были национализированы.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.