Многоцветная роспись по сырой штукатурке. Живопись водяными красками по сырой штукатурке: инструкция

Роспись по сырой штукатурке или живопись водяными красками: видео-инструкция по декору, фото

Многоцветная роспись по сырой штукатурке. Живопись водяными красками по сырой штукатурке: инструкция

Живопись водяными красками по сырой штукатурке — это технология, история которой насчитывает не одну сотню лет. Фрески создавали еще античные художники, но пика своего расцвета этот метод росписи достиг в эпоху Возрождения.

Сегодня роспись по штукатурке также используется для декорирования помещений. Несмотря на то, что для достижения желаемого результата нужно учесть множество нюансов, освоить азы методики может практически каждый. Ниже мы расскажем, что нам понадобится для работы, а также опишем алгоритм выполнения основных операций.

Фото фрески в современном интерьере

Обзор технологии создания фресок

На первый взгляд, методика создания фресок не отличается особой сложностью:

  • в качестве основания для рисунка используется стена или потолок, покрытые свежей штукатуркой, которая еще не успела высохнуть;
  • на штукатурку вначале наносится контур изображения, а затем с помощью кистей – водорастворимые краски;
  • после высыхания основы картина приобретает характерную глубину за счет специфического впитывания пигмента известью и другими компонентами штукатурки.

В принципе, все довольно просто. Однако если взяться за решение этой задачи на практике, то окажется, что тонкостей хватает на любом этапе: важны и подготовка стены, и пропорции раствора, и техника нанесения красок.

Набор художественных материалов для создания фресок “Fresco painting starter kit”. Ориентировочная стоимость такого набора в интернете – около 35 000 рублей.

Кроме того, стоит отметить, что обязательным условием для достижения успеха является мастерство самого исполнителя. Так что браться за создание фрески стоит только в том случае, если вы действительно умеете рисовать. Только мастер, освоивший технику живописи на должном уровне, сможет создать достойное украшение для дома или квартиры.

Обратите внимание! Если есть сомнения в том, получится ли у вас выполнить роспись достаточно быстро и качественно, попробуйте свои силы либо на небольшом участке влажной штукатурки, либо на сухой поверхности. Второй вариант (он называется «а секко» — «по сухому») также относится к традиционным методикам и может служить неплохой подготовкой для любого, кто осваивает технику фресковой росписи.

Готовим основание

Насечки на стене

Как и в случае с любыми другими отделочными работами, все начинается с подготовки основания. Основные этапы этого процесса мы опишем в таблице ниже:

Этап работыНаши действия
1.Удаление старой отделки
  • Прежде чем приступить к работе, со стены нужно удалить все отделочные материалы, а также снять старую штукатурку.
  • Иногда возникает ситуация, когда штукатурный слой на некоторых участках держится очень прочно. Если материал не отслаивается при простукивании молотком, то его можно оставить.
  • После очистки поверхность обметаем веником, удаляя пыль и строительный мусор.
2.Нанесение насечек
  • Далее нам следует покрыть всю поверхность стены неглубокими — 5-8 мм – насечками. Для их нанесения используем либо перфоратор с насадкой-долотом, либо старый топор.
  • Количество насечек должно составлять около 100 – 120 на 1м2.
  • После завершения этого этапа работы обеспыливаем стену.
3.Грунтовка
  • Чтобы обеспечить максимальную адгезию штукатурных слоев к стене, ее можно прогрунтовать проникающим составом в два-три слоя.
  • Иногда вместо грунтовки практикуют нанесение слабого раствора казеинового клея или просто теплой воды, но в этом случае результат может быть непредсказуемым, так что экономить не стоит.
4.Базовое оштукатуривание
  • Поверх огрунтованной и увлажненной стены наносим базовый слой штукатурного состава, который предназначен для чернового выравнивания всех дефектов поверхности.
  • Базовая штукатурка качественно просушивается, и затем на нее наносятся следующие слои, которые и будут служить основной для выполнения росписи своими руками.

Как видите, живопись по сырой штукатурке требует серьезной подготовки. Но несмотря на внушительные затраты времени, пренебрегать ею не стоит: только после тщательного выполнения предварительной обработки стена получится достаточно надежной и стабильной для того, чтобы нанесенное изображение не растрескивалось со временем.

Общий алгоритм действий при изготовлении фрески

Готовим раствор

Следующий секрет, который хранят мастера фресок — это рецепт раствора для оштукатуривания стены. Пропорции компонентов вам придется подбирать самостоятельно, поскольку универсального варианта не существует: у различных смесей есть и плюсы, и минусы.

И все же состав, который показывает неплохие эксплуатационные характеристики, можно изготовить с первого раза.

Ниже мы приведем проверенные на практике рекомендации, которыми можете воспользоваться и вы:

Замешивание известкового теста

  1. Основа штукатурного раствора – известь. Чем выше ее качество, тем прочнее будет штукатурка, и тем лучше на нее ляжет краска. Для работы покупаем максимально чистую и свежую строительную известь – пусть даже цена ее будет несколько выше стандартной.

Обратите внимание! В среднем мешок (25 кг) материала первого сорта стоит от 200 до 350 рублей, так что затраты в любом случае не будут слишком большими.

  1. Известь гасим водой и оставляем ее в залитом состоянии минимум на несколько суток (до двух недель) – так ее свойства значительно улучшатся.
  2. В качестве наполнителя добавляем крупный песок или смесь крупного песка с кирпичной крошкой. Второй вариант является более дорогим и трудоёмким (крошку придется либо покупать, либо изготавливать самостоятельно) но все же именно его мастера заслуженно считают оптимальным. И действительно, добавление дробленой керамики существенно повышает время сохранения влажности штукатурного слоя.

Кирпичная крошка – наиболее подходящий наполнитель

Совет! Если вы делаете фреску на улице, то песок обеспечит ей необходимый запас прочности, так что доля кирпичной крошки в составе может быть снижена до минимума.

  1. Для повышения эластичности состава и для защиты от растрескивания в смесь добавляется мелко нарубленая пенька или целлюлозное волокно.

Добавив пеньку, мы повысим эластичность раствора

Состав готовим непосредственно перед началом работы по оштукатуриванию и росписи. Пропорции будут следующими:

  • для базового слоя: 1 часть известкового теста на 3 части наполнителя (песок или песок + крошка);
  • для лицевого слоя: 1 часть известкового теста на 2 – 2,2 части наполнителя;
  • при нанесении трех или более слоев для лицевой накрывки используется более жирный раствор с соотношением компонентов 1 : 1,8.

Наносим штукатурку

Инструкция по оштукатуриванию поверхность под фресковую роспись предполагает выполнение всех операций в такой последовательности:

  1. Подготовленную к отделке поверхность увлажняем минимум за 24 часа перед началом работы. За полтора часа до начала оштукатуривания повторяем увлажнение.

Первый слой наносим и разравниваем

  1. Первый слой толщиной 5-8 мм наносим на поверхность путем наброса. Раствор равномерно распределяем по стене штукатурной теркой без излишнего разглаживания.
  2. На поверхность раствора наносим волнистые линии глубиной до 2 мм с интервалом в 30 – 40 мм. Эти борозды сформируют рельеф, обеспечивающий максимальную адгезию между штукатурными слоями.
  3. Сушка первого слоя занимает минимум 12 суток. По истечении этого времени поверхность увлажняем до полного насыщения жидкостью, а затем наносим второй – промежуточный – слой.

Обратите внимание! Наличие второго слоя не является обязательным, но новичкам лучше не спешить: двухслойные фрески все же более чувствительны к нарушениям технологии. Профессионалы же иногда наносят до семи слоев, так что роспись сырой штукатурки – дело неспешное.

  1. На поверхности базовых слоев может появляться белесый налет. Если это произошло, то перед укладкой следующей порции состава на стену налет необходимо счистить, а поверхность повторно увлажнить. Не сделаем этого — связность штукатурного основания нарушится, и со временем фреска начнет расслаиваться.
  2. После того как второй/третий слой полностью просохнет, увлажняем и его, а затем наносим лицевой раствор. Поскольку он будет быстро высыхать, то укладывать его нужно небольшими участками (новичку достаточно 0,5м2, мастер может работать и по большей площади), параллельно выполняя роспись.

Лицевой слой наносим небольшими порциями

Тонкости процесса росписи

Так как расписывать штукатурку нам придется сразу же после укладки и выравнивания, эскиз рисунка, акриловые краски на водной основе и все необходимые инструменты нужно приготовить заранее.

Работать будем в такой последовательности:

  1. Как только штукатурка будет выровнена, с помощью иглы «перекалываем» контуры изображения на основание. Основные линии можно наметить острым шилом или кончиком карандаша.

Сначала наносим светлые оттенки, затем прокрашиваем более темные участки

  1. Затем мягкими широкими кистями наносим разведенные в воде краски. При этом строго соблюдаем последовательность: вначале укладываем светлые оттенки, затем средние тона, и только затем – темные.
  2. Мазки наносим легкими движениями, следя за тем, чтобы кисть не «счищала» с поверхности подсыхающую известку. Если это произошло (можно заметить по появлению белесых разводов в краске), то кисть тщательно промываем и снижаем нажим на инструмент.

Художественный акрил на водной основе вполне подойдет

  1. После этого повторяем прорисовку, но уже в обратной последовательности: темная краска – средняя – светлая. Это позволит нам создать плавные переходы между оттенками. Кроме того, там, где светлая краска успеет впитаться в основание, мы сможем повторить высветление, сделав картину более контрастной.

Последовательность наложения оттенков при росписи

На финальной стадии росписи подчеркиваем тени и высветления

  1. После того как мы закончим роспись участка, незаполненные края штукатурки аккуратно срезаем шпателем и ножом таким образом, чтобы сформировался наружный скос. На этот скос накладывается следующая порция гипсового раствора и заглаживается до полного исчезновения шва. Затем операции по росписи повторяются.

Готовое изображение

Финальный этап работы – самый сложный: нам нужно подождать от 7 до 10 суток и не трогать фреску. То есть вообще не прикасаться к ней ни руками, ни инструментом.

Все дело в том, что во время высыхания штукатурки краска впитывается неравномерно, соответственно, оттенки изображения меняются непредсказуемо. Бороться с этим не нужно: рано или поздно основание «отдаст» всю накопленную влагу, и картина приобретет именно такой вид, на который вы и рассчитывали в самом начале работы!

Совет! Пока штукатурка сохнет, помещение желательно защитить от перепадов температуры и сквозняков. Конечно, правильно подобранный и нанесенный с соблюдением всех требований состав растрескаться не должен, но в данном случае лучше проявить предосторожность.

Особенности рисования по сырой штукатурке водяными красками

Многоцветная роспись по сырой штукатурке. Живопись водяными красками по сырой штукатурке: инструкция

Одна из самых древнейших отделок, которая на некоторое время была незаслуженно забыта — живопись по сырой штукатурке водяными красками. Одним из вариантов росписи называется фреска, которую создавали ещё в эпоху Возрождения. В нынешнее время эта методика снова получила широкое распространение.

Хотя данный вид отделки и требует каких-то малейших навыков, выполнить её самостоятельно вполне возможно. В этой статье попробуем ознакомить начинающих мастеров с основными нюансами росписи стен по штукатурке и с технологией выполнения работ.

Разновидности штукатурной росписи

Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.

Основные этапы её выполнения таковы:

  • Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
  • На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
  • После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.

Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:

  • состояние стен;
  • подготовка растворов;
  • технология выполнения росписи.

Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.

На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.

Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке

Процесс росписи стен по сырой штукатурке построен на выполнении нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно.

Подготовка основы

Процесс подготовки поверхности довольно важный момент, который в последствие может сыграть важную роль во время росписи рисунка. Есть несколько моментов, которые должны быть сделанные поочередно и пропускать их не рекомендуется:

  • Начинаем с удаления старой отделки. Снимать её следует с помощью шпателя. В случае, когда старая отделка держится довольно прочно, даже после ударов по ней молотком, то её можно оставить. В завершение работ, полностью очищаем поверхность от пыли. Для того, чтобы сцепка нового слоя штукатурной смеси хорошо держалась на поверхности, рекомендуется выполнить насечки глубиной около 5 – 7 мм.
  • Для увеличения адгезии и удаление остатков пыли выполняют грунтование поверхности. Грунтовочных слоёв должно быть несколько, это обеспечит качество оштукатуривания.
  • Первоначальное, которое ещё называют базовым, оштукатуривание. Выполняется он в основном с целью выравнивания поверхности. Является промежуточным слоем между самой стеной и финишной штукатуркой. Только после того, как базовая штукатурка полностью высохла, наноситься новый слой, по которому и будет выполняться роспись.

Подготовка раствора для финишной штукатурки

Важным моментом является подготовка штукатурного раствора, который имеет свои секреты. Именно на аналогичный состав когда-то наносились фрески. Сам состав долго хранили в тайне, поэтому компоненты можно подбирать и заменять по необходимости. Итак, состав раствора такой:

  • Базисным материалом для раствора является известь. Чем лучше её качество, тем прочнее будет штукатурка.
  • Известь необходимо загасить водой и продержать её в таком состоянии несколько дней.
  • Наполнителем в таком растворе выступает крупный речной песок и кирпичная крошка. Специалисты рекомендуют использовать последний вариант. Благодаря этому компоненту, время высыхания слоя немного больше, что даёт возможность выполнить роспись красками.
  • Для предотвращения растрескивания штукатурного слоя в состав добавляют мелко нарубленную пеньку или целлюлозу.

Важно! Раствор необходимо готовить непосредственно перед нанесением.

Обращаем внимание на пропорции:

  • Для базового слоя: 1 часть известковой пасты и 3 части наполнителя.
  • Для финишного слоя: 1 часть известковой пасты и 2 части наполнителя.

Процесс оштукатуривания

Предлагаем пошаговый алгоритм нанесения каждого слоя штукатурной смеси:

  • Начинаем с предварительного увлажнения поверхности. Первое осуществляется за сутки до выполнения работ, второе за 1,5 часа.
  • Базовый слой наносят посредством набрасывания и первоначального разглаживания посредством тёрки.
  • На базовом слое выполняются углубления до 2 мм волнистыми линиями с шагом от 30 до 40 см. Они в последствие повысят адгезию между слоями штукатурки.
  • Просушиваем базовый слой около 2 недель. После этого проводим обильное увлажнение и приступаем к нанесению следующего слоя.

Второй слой можно сделать финишным. Но у новичков настенная живопись по двухслойной штукатурке получиться не качественной. Поэтому, если работы выполняются впервые, и особого опыта нет, то лучше сделать трёхслойное, а то и более, оштукатуривание поверхности.

Технология нанесения росписи

Как уже было сказано выше, роспись по штукатурке начинать нужно сразу же, когда она ещё мокрая. Поэтому все необходимые инструменты и эскизы приготовить нужно заранее. Как только финишный слой выровняли, приступаем к таким действиям:

  • Если рисунок нарисовать самостоятельно не можете, то прикладываем трафарет и посредством иглы перебиваем рисунок на стену. Далее края рисунка намечаем шилом или кончиком остро заточенного карандаша.
  • Посредством мягких широких малярных кистей начинаем расписывать рисунок. Вначале следует наносить более светлые тона и постепенно переходить к тёмным.
  • Техника живописи должна быть довольно мягкой. При работе кистью следим за тем, чтобы её щетиной не нарушать целостность известковой штукатурки. Если всё-таки такой дефект произошёл, то кисточку тщательно промываем и снова повторяем процесс нанесения красящего вещества с меньшим нажимом.
  • После того, как закончили нанесение первоначальной росписи, начинают прорисовку. Выполняется она в обратном порядке. Начинать следует с тёмных тонов, и заканчивать светлыми красками.
  • После того как роспись закончена, по краям изображения посредством шпателя или острого ножа выполняем срез штукатурки с наружным скосом. После этого снова накладываем штукатурную смесь так, чтобы заполнить образовавшийся скос до полного исчезновения шва. После этого живопись водяными красками по сырой штукатурке выполняется повторно.

В завершении работ необходимо оставить расписаны фрески для просушки на 7 – 10 суток. Во время просушивания стараемся к ней не прикасаться. Если в некоторых местах краска потеряла свой оттенок, ничего страшного, в процессе высыхания штукатурка будет отдавать влагу и картинка приобретёт первоначальную насыщенность цветов.

На время просушивания росписи стараемся обустроить все оптимальные условия в посещении. Не должно быть сквозняков и перепадов температур. В противном случае фреска может потрескаться.

Как видим, роспись по сырой штукатурке довольно ответственный процесс. Не каждый начинающий мастер сможет с ней справиться. Но, если есть огромное желание и выдержка, то можно пробовать. При этом старайтесь соблюсти все приведённые рекомендации.

Живопись водяными красками по сырой штукатурке. Технология нанесения | Эксперты отделки

Многоцветная роспись по сырой штукатурке. Живопись водяными красками по сырой штукатурке: инструкция

Гусевский Андрей Анатольевич
Роспись по штукатурке своими руками

Рисунки по сырой штукатурке делаются снаружи здания и в помещениях. Это практически искусство, которое не каждый может освоить и выполнять своими руками. Как наносятся рисунки, тонкости процесса подскажет статья.

Особенности живописи по штукатурке

Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется фреской. При создании фресок ранее художники использовали краски с добавлением в них клея или казеина, что значительно увеличивало их срок хранения.

Особенностями создания фресок являются:

  • Краска впитывается слоем штукатурки, а кисточка должна легко скользить по этой штукатурке.
  • Скатывание краски или оставление полос, указывает на уже высохшую штукатурку, которая перестала впитывать краску, что позволит создать фреску.
  • Эту “бракованную” часть стены нужно удалить и нанести новый штукатурный слой.
  • Работы могут быть продолжены.

Роспись по штукатурке часто используется при декорировании помещений.

Достоинствами художественной росписи являются:

  • Создаваемая на стене композиция становится уникальной и неповторимой в своем роде.
  • Она может украшать стены абсолютно разными композициями, это могут быть:
  1. простые орнаменты;
  2. сложные пейзажные панно.
  • Рисунками на стенах подчеркивается любой интерьер помещения.

Самым большим недостатком художественной росписи стен по штукатурке является  необходимость наличия у человека художественного таланта.

Помимо этого к недостаткам покрытия относятся:

  • Рисунок по сырой штукатурке сложно нанести самостоятельно.
  • Нужно уметь рисовать.
  • Цена работ при привлечении специалистов может быть достаточно большой.
  • Необходимо, чтобы скорость выполнения работ была высокой.
  • Нужна тщательная подготовка поверхностей под роспись.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Живопись по штукатурке имеет следующие особенности, при выполнении работ:

  • Живописная штукатурка для сырых помещений – это сложный и очень длительный процесс, требующий контроля при его выполнении приглашенным специалистом.

Совет: Перед нанесением изображения на стену, следует нарисовать на ней эскиз с контурами желаемого рисунка, а затем кисточками наносятся водорастворимые краски

  • Обрисовка набросков на стене начинается с прорисовкой контуров участков с наличием на них красок темного цвета.
  • Техника живописи по сырой штукатурке требует наличия достаточно влажной основы. Определить это можно таким образом: при появлении на поверхности разводов после кисти, это место штукатурки очищается шпателем и снова покрывается новым составом.
  • Своеобразное впитывание пигмента краски известью или какими-либо другими компонентами штукатурки, позволяет после высыхания картины приобрести ей характерную глубину.

Совет: При желании выполнить фреску самому, но есть сомнения сделать роспись качественно и достаточно быстро, нужно попробовать свои силы на маленьком участке влажной штукатурки или на сухой поверхности.

Как подготовить стены к нанесению росписи

Любые отделочные работы начинаются с качественной подготовки основания.

В таблице представлены основные этапы этого процесса:

№ п/пНаименование операцииПорядок проведения
1Удаление старого покрытия
  • Удаляются все отделочные материалы, снимается старая штукатурка.

Совет: Если на некоторых участках слой держится очень прочно, его можно не снимать.

  • Поверхность обметается веником от пыли и строительного мусора.
2Нанесение насечек
  • Вся поверхность стены перфоратором с насадкой-долотом или старым топором покрывается неглубокими насечками, глубиной до 8 миллиметров.
  • На один квадратный метр площади количество насечек должно быть до 120 штук.
  • Со стены убирается пыль.
3Выполнение грунтовкиДля обеспечения максимальной адгезии штукатурки к стене, поверхность грунтуется двумя-тремя слоями проникающего состава (см. Грунтовка стен и все по этому вопросу).
4Штукатурка основания
  • Сверху огрунтованной и увлажненной поверхности наносится базовый слой штукатурной смеси, предназначенной для чернового выравнивания, имеющихся на стене дефектов.
  • Покрытие хорошо просушивается.
  • Наносятся остальные слои, служащие основной для создания росписи.

Как подготовить раствор

Секретом мастеров фресок является приготовление раствора для ошкатуривания поверхностей. Выполняя живопись на стенах, штукатурка, вернее пропорции ее компоненотов подбираются самостоятельно, универсального варианта нет: разные составы смесей имеют свои плюсы и минусы.

Однако некоторые рекомендации, проверенные на практике, существуют.

Ими можно воспользоваться:

  • Основа раствора для штукатурки – известь (см. Готовим сами раствор для штукатурки известковый). С улучшением ее качества, увеличивается прочность материала, тем на него лучше ляжет краска. Приобретается максимально чистая и свежая строительная известь, независимо от ее стоимости.
  • Известь гасится чистой водой и оставляется примерно на 15 дней, что хначительно улучшит ее свойства.
  • Добавляется песок крупной фракции или смесь его с кирпичной крошкой, что предпочтительней, которые будут служить наполнителем.

Совет: При нанесении фрески на улице, песок способен обеспечить ей нужный запас прочности. В этом случае следует количество кирпичной крошки в смеси снизить до минимума.

  • Добавляется пенька, предварительно мелко нарубленая, или волокно целлюлозы, что повышает эластичность состава и защищает его от растрескивания в смесь.

Нанесение штукатурки на стену

Состав готовится прямо перед началом выполнения работ по оштукатуриванию, а затем росписи.

Примерные пропорции смеси:

  1. одна часть известкового теста;
  2. три части наполнителя.
  1. одна часть известкового теста;
  2. 2,2 части наполнителя.
  • При необходимости нанесения состава более двух слоев для лицевого покрытия берется более жирный раствор, в нем соотношение компонентов составляет 1 : 1,8.

Как наносится штукатурка

Инструкция, по которой выполняется роспись по сырой штукатурке, называется иначе

фресковой росписью, предполагает такую последовательность выполнения всех операций:

  • Подготовленная поверхность увлажняется, не менее чем за 24 часа до начала работ.
  • Увлажнение повторяется за 90 минут до начала процесса оштукатуривания.

Нанесение первого слоя штукатурки

  • Набрасывается на поверхность первый слой до восьми миллиметров толщиной. Раствор равномерно распределяется по стене теркой для штукатурки без лишнего разглаживания.
  • Наносятся волнистые линии до двух миллиметров глубиной с шагом до 40 миллиметров. Эти борозды будут формировать рельеф, который обеспечит максимальную адгезию штукатурных слояв.
  • Первый слой сушится не менее 12 суток.
  • Поверхность увлажняется, пока она полностью не будет насыщена жидкостью.
  • Наносится второй слой, который будет промежуточным.

Совет: Второй слой делать не обязательно, но новичкам спешить не стоит: двухслойные фрески имеют большую чувствительность к нарушениям технологии.

  • Если на поверхностях базовых слоев появился белесый налет, его необходимо счистить, а стену повторно увлажнить. В противном случае нарушится адгезия штукатурного основания, что со временем приведет к расслоению фрески.
  • После высыхания всех предварительных слоев штукатурки, последний увлажняется и наносится лицевой раствор. Из-за быстрого высыхания укладывать его следует небольшими участками, выполняя параллельно роспись на стене.

Некоторые нюансы росписи стен

Заранее нужно подготовить все необходимо для росписи стены:

  • Эскиз изображения.
  • На водной основе акриловые краски.
  • Инструменты.

Работа выполняется в такой последовательности:

  • После выравнивания штукатурки, с помощью иглы контуры с эскиза «перекалываются» на основание. Основные линии лучше наметить острым кончиком карандаша или шилом, как на фото.

Нанесение изображения на стену

  • Мягкими широкими кисточками наносятся разведенные водой краски, соблюдая определенную последовательность:
  1. укладываются светлые оттенки;
  2. средние тона;
  3. темные цвета.
  • Мазки наносятся легкими движениями, таким образом чтобы кисточка не «счищала» со стены подсыхающий известковый состав. При появлении в краске белесых разводов, кисть необходимо тщательно промыть и снизить при работе нажим на инструмент.
  • Прорисовка повторяется, но в обратной последовательности:
  1. укладывается темная краска;
  2. средние цвета;
  3. светлые оттенки.

Это позволит создавать между оттенками плавные переходы. А на участках где светлая краска уже впиталась в основание, можно будет повторить высветление, что сделает картину более контрастной.

  • По окончании росписи участка, края, незаполненные штукатуркой, аккуратно срезаеются шпателем и ножом, чтобы формировался внешний скос, на который накладывается снова гипсовый раствор и заглаживается, пока не исчезнет шов.
  • Операции по росписи снова повторяются.

Самым сложным является финальный этап работ: нельзя трогать фреску примерно нам 10 суток. Это связано с тем, что при высыхании штукатурки впитывание краски происходит неравномерно, что может непредсказуемо изменять оттенки изображения.

Совет: До полного высыхания штукатурки, помещение должно быть защищено от сквозняков и перепадов температуры.

Нанесение рисунка на сырую штукатурку

Нанести красками рисунок на сырой штукатурке – достаточно сложная техника, освоить ее на должном уровне под силу далеко не каждому художнику.

Но при большом желании и наличии художественного вкуса можно попробовать, а видео в этой статье и некоторые рекомендации помогут на первых этапах.

Гусевский Андрей АнатольевичВедущий специалист в крупной строительной компании, занимающейся возведением многоэтажных жилых зданий. Закончил архитектурный факультет Пензенского государственного института архитектуры и строительства. Общий стаж работы по специальности – 18 лет.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками: подготовка и технология

Многоцветная роспись по сырой штукатурке. Живопись водяными красками по сырой штукатурке: инструкция

Живопись по сырой штукатурке называется фреской. Слово это происходит от итальянского fresco — «свежий».

На сегодняшний день это не самая популярная идея в оформлении интерьеров, куда чаще используется роспись по сухой стене.

Сухая роспись позволяет работать без жестких временных рамок, нетребовательна к основанию и главное — может быть выполнена человеком, не обладающим квалификацией художника, по шаблонам. С фреской этот номер не пройдет.

Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой.

В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.

Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника.

Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней.

При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.

Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.

Суть процесса

Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью.

Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе.

При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,

где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.

Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.

Нужна ли фреска в квартире

Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.

Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.

Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите.

Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер.

То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.

https://www.youtube.com/watch?v=a-Ry6YMoIag

Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:

  1. Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
  2. Попробовать все сделать самостоятельно.

Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.

Материалы и технология штукатурных работ

Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.

Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.

Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.

В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год.

Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется.

Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.

Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.

Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.

Этапы работы

Оштукатуривание стен производится в три этапа:

Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.

Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать.

Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно.

Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.

К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им).

Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин.

Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.

Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.

Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.

Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.

Краски и их применение

Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:

  • киноварь;
  • оксид хрома;
  • охра;
  • ультрамарин;
  • сажа;
  • мумия;
  • перекись марганца;
  • железный сурик;
  • умбра;
  • лимонный;
  • бордо;
  • сиена;
  • оранжевый;
  • алый.

На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием.

Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки.

Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.

Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.

Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину.

Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить.

Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.

Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.

По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.

Некоторые варианты красок

Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.

Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.

Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.

Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.

Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.

Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции.

Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно.

Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.