Мать тора скандинавов. Скандинавская мифология: Тор – бог грома

Мир Скандинавской мифологии – Сказания о Богах – Тор

Мать тора скандинавов. Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Согласно мнению некоторых мифологов, Тор, или Донар, сын Ёрд и Одина, однако другие утверждают, что его матерью была Фригг, богиня богинь. Еще ребенком он был знаменит своими огромными размерами и силой и вскоре после рождения удивил собрание богов, играючи перекидывая из стороны в сторону кучу медвежьих шкур.

Обычно пребывая в хорошем настроении, Тор впадал иногда в неистовое буйство и бывал в это время очень опасен. Его мать, неспособная справиться с ним, отправила Тора на попечение Вингнира (крылатый) и Хлоры (жара). Эти приемные родители были также олицетворением молнии. Вскоре им удалось обуздать своего подопечного и мудро воспитать его.

Сам Тор, осознавая, чем он им обязан, взял себе также имена Вингтор и Хлориди, под которыми был также известен.

Достигнув совершеннолетия, Тор был принят в Асгард, где занял почетное место среди двенадцати богов в огромном зале совета. Во владение он получил Трудвангар (Трудхейм), где построил чертог Бильскирнир (сверкающий, как молния), самый просторный во всем Асгарде.

В нем было пятьсот палат и еще сорок палат для проживания рабов, попадавших сюда после смерти. Они всегда были желанны в его доме, здесь их ждал такой же теплый прием, как и их хозяев в Вальхалле, так как Тор был покровителем крестьян и низших сословий.

Горниц пять сотен И сорок, как помню, – В обители Бильскирнир есть: Домом под кровлей, Знаю, владеет Чадо мое величайшим.

(Старшая Эдда. Речи Гримнира. Перевод В. Корсуна)

Так как он был богом грома и молнии (громовержцем), Тору не позволялось переезжать чудесный мост Биврёст, чтобы он не поджег его жаром, исходившим от его тела? Чтобы присоединиться к другим богам у источника мудрости Урд в тени священного дерева Иггдрасиля, он должен был идти пешком, переходя вброд реки Кормт и Ормт и два ручья Керлоуг.

В Норвегии Тора считали верховным божеством. Он был вторым в пантеоне богов других стран, его называли “старый Тор” не в силу возраста, а потому, что, по мнению некоторых, он принадлежал к старейшей династии богов.

В мифах он описывается как богатырь, находящийся в расцвете сил, высокий и хорошо сложенный, со всклокоченными рыжими волосами и рыжей бородой. Когда он тряс волосами, особенно в моменты гнева, искры слетали с них потоками, вызывая гром и молнию.

Сначала Тор, изогнув бровь, Шептал что-то в рыжую бороду, Метая глазами, полными гнева, молнии в разные стороны. Его колесница, скрипя колесами, Посылала раскаты грома, А земля и небо сотрясались под ударами его молота.

(Дж. Джонс. Вальхалла)

Народы Северной Европы в дальнейшем украшали его короной, на оконечностях которой была либо сверкающая звезда, либо огонь, так что голова его была окружена ореолом из огня – его собственного символа.

Молот Тора

Тор был также обладателем волшебного молота Мьёлльнира (молнии), который он с сокрушающей силой бросал в своих врагов, инеистых великанов, и который обладал чудесным свойством возвращаться к нему в руки, как бы далеко он ни метнул бы его.
Я – громовержец, Здесь в моей северной земле Моя сила и крепость И вечная власть. Среди айсбергов Правлю народами. Мой молот – Мьёлльнир всемогущий – Никому не подвластен: Ни великанам, ни колдунам.

(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Так как этот огромный молот, символ удара молнии, всегда оставался раскаленно-красным, то для того, чтобы держать его в руках, у бога были железные рукавицы – Ярнгрипер.

Он мог метнуть Мьёлльнир на огромное расстояние, а его сила, и без того огромная, удваивалась, если он надевал волшебный пояс Мегингьерд (пояс силы).
Вот мой пояс, Надену его – и стану в два раза сильнее.

(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Древние народы Северной Европы считали молот Тора священным и имели обыкновение носить обереги в виде молоточков Тора, чтобы оградить себя от злых духов и добиться благословения богов. Амулет в форме молоточка надевали на новорожденных младенцев, поливая их головки водой и нарекая при этом именем.

Молот забивался в столбы, обозначавшие границы владений, и считалось святотатством вытаскивать его оттуда.

Им освящали порог только что построенного дома, он использовался в брачной церемонии, а так же в освящении погребального костра, на котором сжигались тела героев вместе с оружием и конями, а подчас вместе с женами и слугами.

В Швеции полагали, что Тор, как и Один, носил широкополую шляпу, и поэтому грозовые тучи в этой стране называли шляпой Тора. Этим же именем была названа одна из главных горных вершин в Норвегии.

Считалось, что раскаты грома – это грохот колес колесницы Тора, так как он единственный среди богов никогда не ездил верхом, а либо ходил пешком, либо ехал на бронзовой колеснице, запряженной двумя козлами: Тангниостром (скрежещущий зубами) и Тангрисниром (скрипящий зубами), от рогов и зубов которых постоянно летели искры.

О, великий Тор, Взвалив волшебный меч на плечи, На колеснице где-то рядом едешь, Священные козлы влекут твою упряжку – Слушаясь серебряных вожжей.

Мэтью Арнолд. Смерть Бальдра

Когда бог разъезжал на колеснице, его также именовали Эку – Тором, или Тором-Колесничим, а в Южной Германии полагали, что для громовых раскатов недостаточно одной колесницы, потому утверждали, что она нагружена медными чайниками, издававшими шум во время езды, и поэтому фамильярно называли его торговцем чайниками.

Семья Тора

Тор был женат дважды: сначала на великанше Ярнсаксе (железный камень), родившей ему двух сыновей Магнии (сила) и Моди (смелость), которым было суждено пережить отца и гибель богов и править в новом мире, который возродится после катастрофы, как феникс из пепла.

Его второй женой была золотоволосая богиня Сив, родившая ему также двух детей: Лоррид и дочь по имени Труд, юную великаншу, славившуюся своими величиной и силой. Известно, что противоположности сходятся, и пример Труд подтверждение этому. К ней сватался карлик Альвис, которому она благоволила.

Однажды вечером ее поклонник, который, будучи карликом, не мог переносить дневного света, появился в Асгарде, чтобы попросить ее руки. Совет богов склонялся в его пользу и был уже готов высказать свое одобрение, как вдруг появился отсутствовавший Тор.

Бросив презрительный взгляд на крошечного возлюбленного, отец невесты сказал, что тому следует доказать, что его ум может восполнить недостаток роста, только тогда он сможет удостоиться руки невесты.

Чтобы испытать Альвиса, громовник стал задавать ему вопросы, касающиеся мира богов, ванов, эльфов и карликов, спрашивая до тех пор, пока не взошло солнце и первые его лучи не превратили карлика в камень.

Этим Тор еще раз продемонстрировал великую силу богов, что должно было явиться предостережением для всех остальных карликов, которые пытаются испытать ее.

Чья еще грудь вместила бы столько сведений древних! Но хитростью мощной тебя обманул я: ты в доме застигнут солнечным светом!

(Старшая Эдда, Речи Альвиса. Перевод В. Тихомирова)

Поклонение Тору

Именем Тора названы места, которые, по преданию, он часто посещал, например основные гавани Фарерских островов, как и фамилии, считающиеся, что происходят от него.

Имя Тора присутствует в таких названиях, как Трундерхиль в графстве Суррей, в фамилиях Торберн и Торвальдсен, а также в названии одного из дней недели: дня Тора, или четверга (англ. Thursday).

И на всей земле все еще есть день Тора.

(Лонгфелло. Сага о короле Олаве)

Тор считался одним из главных в пантеоне богов; так как он благоволил людям, ему повсеместно поклонялись. Храмы в его честь воздвигнуты в Мэри, Хладере, Годи, Готланде и Упсале и в других местах.

В Юл (основной праздник, посвященный Тору, совпадающий с нынешними Святками) люди просили Тора послать им счастливый год.

В этот день по обычаю сжигали большое дубовое бревно (бревно Юла), так как это дерево считалось священным и символизировало летний свет и тепло, прогоняющие темноту и холод зимы.

Невесты надевали красное, так как это любимый цвет Тора, считавшийся символом любви. По этой же причине обручальные кольца в Северной Европе всегда были с красным камнем.

Храмы и идолы Тора, как и Одина, делали из дерева, и большое их количество было разрушено во времена конунга Олава Святого.

Тор — бог грома | Исторический документ

Мать тора скандинавов. Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Скандинавская мифология — одна из самых загадочных. Она не настолько «раскручена», как греческая или римская, но от этого не становится менее интересной и притягательной. В последнее время к ней обратились кинематографисты, ведь это отличный способ познакомить мир с таинственным миром скандинавских богов. И одно из главенствующих мест по праву принадлежит Тору.

Бог грома

Тор (древнескандинавский Þórr )- одна из самых выдающихся фигур скандинавской мифологии. Он был главным богом всех ветвей германских народов до их обращения в христианство, хотя ему поклонялись и в позднюю эпоху викингов.

Тор, мускулистый Бог грома, является идеалом верного и благородного воина, идеалом, к которому стремился каждый воин-викинг. Он неутомимый защитник богов и их крепости, Асгард, от посягательств гигантов, которые обычно (хотя и далеко не всегда) являются врагами богов. Никто лучше Тора не подходит для этой задачи.

Его мужество и чувство долга непоколебимы, а его физическая сила практически не имеет себе равных. У него даже есть пояс силы (древнескандинавский megingjarðar), который делает его мощь вдвойне грозной, когда он надевает его. Однако, самым известным его владением является молот Мьелльнир.

Согласно мифам, молот «подчинялся» только Тору, поднять его было под силу лишь ему одному.

Когда Тор подбрасывал его, молот всегда возвращался к своему владельцу. Но раскаленным докрасна. Поэтому на скандинавских изображениях можно увидеть Тора в специально созданных для него железных перчатках, защищающих руки от молота.

Для языческих скандинавов, подобно тому, как гром был воплощением Тора, молния была воплощением его молота, убивающего гигантов, когда он ехал по небу на своей колеснице.

В нее были запряжены козлы — лошадь не могла поднять такого сильного и могучего бога. Козлы Тора были дикими, их глаза светились красным светом.

Если в военных походах Тору нечего было есть (а покушать он любил, и много), то в ход шли его перевозчики. Наутро Тор воскрешал их и ехал дальше по своим делам.

Одним из главных врагов Тора является Йормунганд, огромный морской змей, который окружает Мидгард, мир человеческой цивилизации. В одном мифе, он пытается вытащить Йормунанда из океана во время рыбалки, и останавливается только тогда, когда его спутник режет леску из страха.

Происхождение Тора

Происхождение Тора также очень интересно и заслуживает внимания. Его отец, Один, наполовину гигант верховный бог скандинавов, его мать, Фьёоргюн — богиня земли.

Однако такая родословная очень распространена среди богов и показывает, как отношения между богами и гигантами, такими напряженными и полными раздоров,не могут быть сведены к просто вражде.

Тор несколько раз был женат и имел сыновей и одну дочь.

Благодаря археологическим свидетельствам, почитание Тора можно проследить еще в Бронзовом веке, и его культ прошел через многочисленные изменения во времени и пространстве. Однако, одной из особенностей, которая оставалась неизменной с бронзового века до эпохи викингов, является роль Тора, как главного божества для солдат-воинов и военной силы.

Поклонение громовержцу

Для викингов, которые в целом были воинственной нацией, Тор был самым главным божеством. Однако, несмотря на свою воинственную репутацию, Тор также покровительствовал униженным, угнетенным. Он был очень добрым по натуре, покровительствовал плодородию, также обладал способностью воскрешать из мертвых людей и животных.

Кроме этого, отвечал Тор и за супружеский союз — именно к нему шли пары за благословением. Особое почитание Тор вызывал у моряков (учитывая, что викинги большую часть своей жизни проводили в плавании). Ни один из скандинавов не боялся грома, поскольку считал, что это Тор охраняет их от бурь и прочих морских неприятностей.

Многие скандинавы верили, что именно Тор должен встать во главе Асгарда, а не отец его, Один.

Поклонение громовержцу было настолько масштабным, что в его честь называли бухты, фьорды, даже некоторые английские земли переименовывались в названия, содержащие в себе имя грозного бога.

Название дня недели четверга по-английски — Thursday, переводится дословно именно, как «день, посвященный богу Тору» (да-да, скандинавская мифология проникла и на британские острова, где прижилась).

Основным цветом Тора был красный (из-за того, что сам бог был горячим, даже обжигающим, из-за чего отец запретил ему приезжать в Асгард по любой дороге, кроме речной). Поэтому в Скандинавии этот цвет в почете, даже на свадьбу девушки одевали красные платья, чтобы задобрить бога. В кольца вставляли рубины, символизирующие Тора.

Казалось бы, в Северной Европе уже давно господствующей религией является христианство, но до сих пор остались некоторые обычаи, связанные с Тором. Жители носят на удачу маленькие молоточки, считая, что тогда бог всегда будет на их стороне и никогда не откажет в помощи.

Не пропустите новые материалы. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен. Подписаться

Тор – скандинавский бог грома и урожая

Мать тора скандинавов. Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Кинематограф придает популярности особым героям. Некоторые из них были позабыты с развитием прогресса, но в современном мире к ним решили вернуться. Бог Тор в скандинавской мифологии занимает ключевое место. Именно с ним связано множество сказаний и преданий.

Общая история

На самом деле Тор в кинематографе не так далеко ушел от своего мифического образа. Это веселый ас, который живет в особом городе другого мира – Асгарде. Был сыном Одина, главного во всех мирах. Мать его земля – Ерд. Сильный и непоседливый, он с малых лет попадал в разные неприятности.

Однако допускаются еще версии о материнстве двух великанш. За это в скандинавской мифологии его прозвали «триждырожденным». Его отличительные черты характера:

  • вспыльчивость;
  • драчливость;
  • воинственность;
  • фантастическая сила.

Тор словно воплощение молнии, грозы, которая в минуты собирается темными тучами и карает землю. Яростно, сильно и уничтожительно. Ерд не могла с ним справиться и поэтому передела малыша на воспитание Фригг. Ей пришлось положить множество усилий для усмирения.

Во взрослом возрасте Тору поручили быть стражем города, что он с честью выполнял. Позже стали охранять и мир людей. Бесчисленное количество раз сражался с огненными существами и ледяными великанами.

Вместе со своим неродным братом Локи они не раз становились участниками разных происшествии. Некоторые из них были смешными, другими очень опасными и чреватыми последствиями.

Важно:

День бога – четверг.

Тор был огромным, сильным с копной рыжих волос. Ни один конь, даже тот что носил Одина, не мог его перевозить. Поэтому бог передвигался пешком. Иногда считается что бог Грома обделен интеллектом, но это не так. Локи пусть и искусен в науках, но за речами его таится ложь.

Черты личности

Мифология хранит в себе множество подвигов богов. Тор сражался с великанами, выходил замуж и участвовал в других передрягах. Судьба предсказала ему ключевую роль в конце света.

Ему предстояло сразиться со змеем. Убьет его и погибнет сам, спасая все миры от гибели.

Основные черты личности Тора:

  • не терпит обман и ложь;
  • простодушен;
  • прямолинеен;
  • вспыльчив;
  • честный.

Все эти качества сделали его особо популярным как в Асгарде, так и в мире людей. В своей жизни он стремился защищать слабых и вершить справедливый суд. Месть, коварство и интриги были не для него.

Основные символы

Как и всякого бога, у Тора есть свои особые черты. Из-за того, что ни одна лошадь не выносит его, дана была ему колесница, запряженная козла.

Эти чудесные парнокопытные прекрасно возили своего хозяина. Звали их Тангниостром и Тангрисниром. Их уникальность была в том, что владелец мог убить их и поесть мясо, насытившись.

Молотом Тор воскрешал их, и они как ни в чем не бывало продолжали везти колесницу.

Главное оружие – молот. В нем заключена сила Первородной бури, той что шла с сотворения миров, что сохранила в себе силу и неистовость вселенной. Его выковали карлики на спор.

Важно:

Для молота получилась слишком короткая ручка, что не мешало его метать.

Магические свойства оружия неисчерпаемы. Призывает молнии, гром и бури. Возвращается к хозяину и переносит его на любые расстояния. Однако молот нельзя держать в руках, так как он быстро раскаливается. Тор использует железные рукавички.

В руках Тора молот грозное оружие. Даже если он его потеряет, то завладеть им способен лишь чистый помыслами человек или другое существо. Иной его не поднимет.

С помощью молота благословляли брак, увеличивали урожай и воскрешали животных.

На своем теле бог носит особый пояс, способный увеличивать силу в несколько раз. Его даровала ему великанша Грид, которая перед боем вручила Тору пояс. Бог должен был сражаться с вождем великаном и без помощи волшебства вряд ли выдержал испытание.

Бог Грома владеет и мечом, хоть и мало кто об этом знает. Он учился фехтовать в детстве и достиг определённого успеха. Со временем увлёкся метанием ножей и преуспел в этом.

Главный амулет

Культ Тора приобретает все большую популярность. Основной оберег – молот. Некоторые считает его прообразом креста, который применяли для очищения дома от негативной энергии и изгнания демонов.

В древние времена молот не носили как отдельный элемент, а наносили на разные поверхности.

Важно:

Таким способом защищали дом или себя от негатива. Его рисовали на могильных плитах. Считалось, что и после смерти человека могут тревожить демоны и плохие силы.

Считается что ношение оберега приносит:

  • силу;
  • защищает от смерти;
  • увеличивает урожай и оберегает от голода;
  • предупреждает безденежье;
  • огораживает от тяжелых болезней.

Особенно популярен амулет у людей, занятых спортом или физическим трудом. Считается что он охраняет от травм и ран.

Существуют готовые варианты оберегов, но лучше выбирать изготовленный под индивидуальные потребности. Используются разные сочетания узоров, линий, рун. Самое простое воплощение – буква «Т» вверх ногами.

Правила использования

Молот никогда нельзя носить как безделушку и украшение, Тор не простит такого оскорбления. Поэтому необходимо воспринимать его как оберег. Иначе он начнет действовать на владельца с точностью до наоборот, т.е. будет вредить.

Любой оберег должен наполняться энергетикой владельца. Поэтому его лучше всего носить на шее. Для цепочки предпочтительно серебро, так как защищает от плохой энергетики.

Главный критерий правильного подбора амулета – испытание положительных эмоции от взгляда на него. Здесь нет правильных или неправильных вариантов, важно чтобы он притягивал взгляд.

Для эффективной работы молот желательно никогда не снимать и его не касаются чужие руки, так как другая энергетика нарушит связь с владельцем. Для хранения делаются особо священное место. Подойдет шкатулка или коробочка. В них не должно быть других украшений.

Важно:

Амулет никогда не сочетается со знаками змеи.

С помощью знака молота можно наделить силой любой предмет и защитить дом. Для этого его зажимают левой рукой, другой чертя в воздухе знак. Мысленно просят смилостивиться Тора и послать его божественную защиту на землю.

Магия не всесильна и в случае молота – она никогда не поможет причинять зло. Негатив, зависть, месть и прочее вернуться к владельцу в двойном объеме. Поэтому не стоит играть с высшими силами в двойные игры.

Подношения

В язычестве большую роль играют подношения богам. С их помощью люди просят защиты и исполнениях нужд, стараясь поразить богов и получить их снисхождение. Тор любит алкогольные напитки:

  • пиво;
  • медовуху;
  • сидр и другие.

Все это ставится на алтарь. Не откажется и от иных даров. В первую очередь это обильные и красивые яства. Мед, сладости, пироги, мясо и другая еда будут им положительно воспринято.

На заметку

Отдельное место выделяется хлебу и рыбе.

На алтарь кладут и металлические предметы, особенно уважается богом оружие. Желательно чтобы это были мечи. Тору возносят молитвы и просят его помощи и защиты.

Жилище обычно очищают с помощью огня. Зажигают свечу и проносят вдоль стен каждой комнаты.

Особенности обращения

Взаимодействие с богами неотъемлемая часть повседневной жизни язычника. Не стоит просить помочь такие силы по пустякам. Для них нужны веские основания для призыва.

Пустые просьбы и чрезмерную надоедливость они сопровождают наказанием.

Ритуал проводится в тишине и уединение. К таинству готовятся: принимают душу, надевают праздничные наряды. На алтаре зажигают свечи и ставят дары.

Обязательно указывается кому идет обращение. Иначе есть риск получить не только бога, но и нечистую силу. Тора называют по имени и указывают его титулы «Громовержец», «Сын Одина» и другие.

Ритуал никогда не проводят в алкогольном или наркотическом опьянении! Высшие силы не прощают такого и считают это непочтительным, наказание может быть суровым.

Прежде чем переходить к просьбе, асу воздают славу. Его прославляют известными подвигами и поступками, превознося его силу и мощь. Далее уже озвучивается причина вызова.

Никогда нельзя требовать или использовать высших существ как машинку по исполнению желаний. Наказание не заставит себя ждать. У Тора просят удачи в делах, покровительство, защиту и преумножение сил. Бог Грома не помогает в делах брака или любви.

Просить стоит, опускаясь на колено, склонив голову, но держа спину прямой. Ладони открыты и лежат на коленках. Такая поза показывает уважение и почтительность.

В конце обязательно воздается благодарность за схождение Тора. Левую руку сжимают в кулак и касаются груди. Таким способом человек показывает свое уважение. Чем чаще будет производится контакт, тем сильнее  развивается.

Руна Тора

У бога Грома есть своя руна – Турисаз. Ее активно используют в магии. Выглядит как вертикальная палочка с треугольником посередине, который одной стороной касается черты. Со стороны выглядит как «острая» форма буквы «Р».

Символ привлекает плодородие (в том числе и количество детей), повышает сексуальность и способствуют развитию рода. Владельцу приносит удачу и дарует защиту. В древние времена его наносили на доспехи.

В современном мире руну используют в качестве оберега от темной магии. Некоторые люди делают с ней татуировку. Черные маги используют извращенный вариант Турисаз для своих дел. Для этого руну рисуют вверх ногами.

Для защиты дома символ наносят на стены или прячут под плиткой декоративной. Для усиления эффекта его сочетают с другими рунами. Формулы должен разрабатывать знающий маг, так как одна ошибка приведет к катастрофическим последствиям. Сочетания позволяет получить разные эффекты и от целей составляются пары знаков.

Рекомендую: Гадания, магия и эзотерика на дзен канале “Мудрый Эзотерик”

Присоединяйтесь!

Скандинавская мифология: Тор – бог грома

Мать тора скандинавов. Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Один из главных персонажей, которых воспевает скандинавская мифология, — Тор. Могучий рыжеволосый бог, способный побороть любого противника, пользуется любовью и сегодня.

Однако образ громовника в фильмах и комиксах все-таки нельзя считать каноническим. На вопрос о том, каким он был по представлениям древних скандинавов, может ответить только мифология.

Тор — бог грома и молнии, победитель великанов и покровитель крестьян — сегодня в центре нашего внимания.

Громовник

Согласно текстам Старшей и Младший Эдды, Тор был сыном Одина. В качестве его матери чаще всего называется Ерд, богиня земли, однако в некоторых источниках громовник зовется сыном Фригг. Тор с самого детства отличался огромной силой и неспокойным нравом.

Подобно внезапной летней грозе с ураганным ветром и раскатами грома, периодически молодого бога накрывали приступы ярости. Мать, бывшая не в силах обуздать ребенка, отправила его на воспитание приемным родителям.

Только достигнув совершеннолетия Тор, уже научившийся самообладанию, смог вернуться в Асгард и занять положенное место в храме суда.

Непобедимый защитник

Как описывает германо-скандинавская мифология, Тор был могучим воином с рыжими волосами и бородой. Он защищал асов от чудовищ и великанов. При этом громовник сам походил на последних. Огромный и тяжелый он никогда не передвигался верхом. Ни один конь не смог бы выдержать бога.

До цели Тор добирался пешком либо на колеснице, окованной железом. Сын Одина обладал отменным аппетитом и за один раз мог съесть целого быка. Его колесницу мчали по небу два козла, Тангниостр и Тангриснир (скрежещущий и скрипящий зубами).

Если в пути Тор хотел есть, он зажаривал обоих, а затем, благословив кости своим молотом, возвращал их к жизни.

Большую часть времени Тор проводил в борьбе с великанами-етунами. Однако для того чтобы позвать громовника на помощь, богам в Асгарде нужно было только произнести его имя и бог грома сражу же появлялся.

Покровительствовал Тор и людям. Считалось, что он охраняет дома и поля хлебопашцев от великанов и других напастей. Тор благоволил низшим сословиям. В его жилище даже было 40 комнат, где души умерших рабов чувствовали себя не хуже, чем воины в Вальхалле.

Амуниция

Мьелльнир, молот Тора, мифология называет его главным оружием. Он представлял собой олицетворение молнии и потому постоянно был раскаленным. Мьелльнир всегда возвращался к хозяину, напоминая этим свойством бумеранг.

Тор применял молот не только с боевыми целями. Волшебное оружие было способно воскрешать животных, с его помощью благословляли браки. Молот влиял и на плодородие.

Удержать раскаленное оружие в голых руках непросто — Тор всегда носил железные рукавицы.

Еще одним непременным атрибутом бога грома и молнии был волшебный пояс Мегингъерд, способный увеличивать силу в два раза. Тор, скандинавская мифология неоднократно на это указывает, в таком оснащении становился практически непобедимым. Великаны постоянно пытались отнять у громовника молот или же заманить его к себе безоружным.

Вечный спутник

В путешествиях нередко сына Одина сопровождал Локи. Тор, мифология полна подобных эпизодов, часто побеждал великанов благодаря хитрости бога огня. Один из примеров этого как раз связан с похищением Мьелльнира великанами. Молот был украден Тримом.

Великан согласился вернуть волшебное оружие, если ему отдадут в жены богиню Фрейю. Локи придумал хитрый план, как обвести злодея вокруг пальца. Он уговорил Тора надеть платье Фрейи и отправиться к Триму.

Великан не заподозрил подвоха и отдал молот богу грома и молнии, после чего был им повержен.

Семья

Как указывает мифология, Тор имел двух жен. Великанша Ярнсакса родила ему сыновей Магни и Моди (сила и смелость). От богини Сиф Тор имел сына Луриди и дочь Труд. По другим источникам матерью Моди также являлась Сиф. Вместе с братом Магни он должен был пережить Тора и других богов и стать правителем возрожденного поле Рагнарека мира.

С богиней Сиф и детьми громовник жил в покоях Билширнир, которые располагались в Асгарде. Дом Тора состоял из 540 комнат.

Как повествует мифология, Тор погибнет вместе с другими богами в день конца мира. Громовник сразит молотом змея Ермунганда, сына Локи, но и сам погибнет, утонув в яде, излившимся из пасти чудовища.

Персонажи, похожие на скандинавского рыжебородого победителя великанов, есть практически во всех культурах. Это и индийский Индра, и славянский Перун, и греческий Зевс, и римский Юпитер.

Объединяет их не только связь с грозой, громом и молнией, но и борьба с силами зла, постоянно стремящимися подчинить себе мир богов и людей. Образ защитника, наделенного могуществом, красотой и умом, привлекателен во все времена.

Неудивительно поэтому, что образ Тора активно используется в современной медийной культуре, попутно обрастая новыми характеристиками, которые, по мнению человека нынешнего столетия, прекрасно подходят герою-защитнику.

Бог Тор в скандинавской мифологии – кто он такой и чем повелевал?

Мать тора скандинавов. Скандинавская мифология: Тор - бог грома

Прекрасный рыжебородый, с недюжинной силой, защитник людей, сын великого Одина – бог Тор (Доннер) самый древний из скандинаво-германского пантеона божеств. Ему поклонялись, когда ждали дождя, урожая, рождения детей. Тор – веселый ас, любит помериться силой и съесть быка в один присест, защищает Вселенную от великанов турсов. Его день недели – четверг.

Тор – кто это?

В скандинавской мифологии Тор это бог грома и молний, один из любимых людьми. Относится к высшим богам – асам. Величается «триждырожденным». Его матерями, по разным версиям считаются: богиня земли Ёрд, великанши Фьёргюн, либо Хлодюн.

Отец – Один, верховный бог всех 9 миров во Вселенной. С детства, Тор славился неуемным и задиристым характером, швырялся камнями и медвежьими шкурами во время вспышек гнева.

Повзрослев, Тор взял на себя функцию охраны Асгарда (город богов) и Мидгарда (Земля) от враждебных инеистых и огненных великанов (турсов) и йотунов.

Символ Тора

Могущественный и добродушный с волосами цвета меди – бог Тор иногда высмеивается другими богами, они считают его простаком и недалекого ума, что не соответствует истине. Доннер вспыльчив, но честен, прямодушен и не терпит несправедливости. В защите от врага и устранении смуты ему нет равных. Со своим волшебным снаряжением Тор практически непобедим. Символика и атрибуты бога-громовика:

  • Меч Тора – в юности, бог пробовал сражаться на мечах, но это его не вдохновило, больше времени проводил в состязаниях и метании предметов.
  • Молот Тора (Мьёльнир) – искусное изделие карликов-цвергов из мира Свартальхейма. Сделан из железа, и настолько тяжелый, что поднять его только по силам Тору. Мьельнир – грозное оружие, всегда попадает в цель и возвращается, как бумеранг к своему хозяину. Во время метания, молот вызывает раскаты грома и высекает молнии.
  • Ярнгрейпр (волшебные рукавицы) – помогают удерживать раскаленную рукоять и метать Мьёльнир на далекие расстояния, в другие миры.
  • Мегингьерд – магический пояс. Сила Тора увеличивается в несколько раз, благодаря этому атрибуту, подаренному богу великаншей Грид.
  • Посох Гридаволь – помогает переходить глубокие реки с сильным течением.
  • Колесница, запряженная козлами (Тангниостр «скрежещущий зубами» и Тангриснир «скалящий зубы») – средство передвижения Тора по небу.

Тор – мифология

«Старшая Эдда» – литературный памятник древней скандинавской культуры включает в себя сказания о богах, и Доннер является одним из ключевых персонажей. Миф «Песнь о Трюме» гласит, как однажды, Тор бог грома отправился вызволять Мьёльнир, который похитил злобный великан.

Трюм согласился отдать орудие взамен женитьбы на прекрасной богине Фрейе. Тор, переодевшись в свадебное платье, прибыл к великанам.

Во время свадебного пира, Трюм положил молот «невесте» на колени, чтобы освятить брачный союз, бог Грома только этого и ждал, схватил молот и нанес смертельный удар Трюму.

В любой мифологии мира есть «темная лошадка», в мифологии скандинаво-германских народов – это Локи, бог плутовства и хитрости. Тор и Локи кровные братья, не совсем верное трактование. В одной версии, Локи предстает как побратим Одина, в другой пасынком Всеотца.

Лодур другое его имя, является представителем природных великанов йотунов, но за неординарный ум, изворотливость и чувство юмора, ему разрешено жить в Асгарде.

Локи частый спутник Тора и постоянно, то подставляет бога грома в силу своей двойственной природы, то выручает из различных передряг.

Тор и Один

Тор в мифологии, его отец Один, и все асы – вместе выйдут на священный финальный бой в день Рагнарек. Волк Фенрир (сын Локи), съест солнце, затем в битве убьет и проглотит Одина.

Тор сразится с другим сыном Локи, чудовищным змеем Ермунгандом (мировым змеем), обитающим в Мировом океане.

Тор своим молотом снесет ему голову, но не успеет отойти далеко (по легенде всего 9 шагов) и смертельный яд, хлынувший из пасти чудовища – убьет бога.

Сын Тора

Тор скандинавский бог, олицетворял также и мужской принцип. В этом качестве, ему взывали, чтобы земля плодоносила и младенцы рождались. Сам Тор был дважды женат. Первая жена- великанша Ярнсакса подарила ему двух сыновей Магни и Моди.

Сиф, вторая жена родила ему дочь Труд. Сын Магни, в предсказании трех Норн (дев судьбы), превзойдет по силе своего отца и станет великим.

В день Рагнарека, Магни подхватит выпавший из рук поверженного Тора молот Мьельнир и продолжит традицию отца, в новом нарождающемся мире.

Богиня Гера – мифология Древней Греции отводит почетное место царице Олимпа. Ревнивая, властная супруга и сестра верховного владыки Зевса разделяет с ним власть. Покровительствует семейным узам, охраняет женщин в беременности и родах. Бог Один в скандинавской мифологии и его сверхспособности Бог Один – ключевая фигура скандинавской мифологии. Верховный владыка Асгарда является людям в разных обличьях, имеет много имен. Самое известное достижение Всеотца – это явление миру священных 24 рун мироздания, которые он узрел, отдавая себя в жертву.
Телегония или влияние первого самца – миф или реальность? Телегония или «эффект первого самца» – распространенное явление в животном мире. Генетики провели исследования, в результате которых выяснилось: у людей также возможно влияние предыдущего партнера на волновой геном как у мужчин, так и у женщин. Святой Грааль – что это такое и где он находится? Святой Грааль называют одной из самых мифических реликвий. О ней написано немало легенд и проведены серьезные исследования. Искатели приключений и сокровищ старались стать обладателями данного артефакта, обещающего бессмертие и благословение.

Тор

Мать тора скандинавов. Скандинавская мифология: Тор - бог грома

статьи

Тор – бог грома и молнии в германо-скандинавской мифологии, легендарный сын Всеотца Одина, великий воин. Также Тор – бог войны и победы (наравне с самим Одином и Тюром). Но если Один считается богом королей, конунгов и ярлов, то бог Тор покровительствовал простым воинам, он воплощал в себе мужество и стойкость скандинавских народов.

Главной задачей Тора всегда была защита мира людей (Мидгарда) и мира богов (Асгарда) от великанов Ётунов, живущих на востоке, и других чудовищ, угрожавших гармонии Мирового Древа.

Бог Тор – сын Одина и великанши Ёрд (воплощение земли), но хотя фактически он получается наполовину великаном, в эддических сагах его называют исключительно асом и «триждырожденным» (хотя происхождение этого эпитет неясно). Сын Одина Тор также почитался богом стихии и бурь, ему посвящали Четверг (Одину – Среду).

У других европейских народов можно найти немало схожих мифологических персонажей, например, Индра (индусы), Перун (славяне), Таранис (кельты).

Что касается этимологии, то насчет происхождения имени скандинавского бога Тора среди современных лингвистов нет единого мнения. Вероятно, древнеисландское «Þorr» могло произойти от прагерманского «thunaraz», что в переводе означает «гром» или «грохот».

По этой версии от «thunaraz» также происходит немецкое слово «donner», датское «donder» и древнеанглийская форма «Þunor». В Средние Века в результате эпентезы любое из этих слов могло привести к появлению традиционного норвежского «torden» и английского «thunder».

Также существует версия, согласно которой древнеисландское «Þorr» восходит к ирландскому «tarann» и кельтскому «taranis», что в переводе также означает «гром».

Важно отметить, что в античной литературе бога Тора отождествляют вовсе не с Юпитером, хотя их функции схожи, и даже не с Марсом, а с Геркулесом. В частности, об этом упоминает Тацит в своей фундаментальной работе «Германика».

Тор: характерные черты, семейное положение, наследие

Скандинавский бог Тор, будучи сыном Одина, по всей вероятности, был вторым по значимости в древнескандинавском пантеоне. При этом в отдельных регионах его почитали как бога плодородия.

В эддических сагах бог Тор описан как рыжебородый (либо – светловолосый) богатырь с буйным нравом и чудовищной силой.

Тор вспыльчив, неуемен в еде и ратном искусстве, фактически – традиционный архетип воина викингов.

Супругой бога Тора была прекрасная Сиф, богиня плодородия и процветания, которая впоследствии получила золотые волосы взамен тех, что по наущению Фрейи ей отрезал Локи (см. соответствующий миф из «Младшей Эдды»). У Сиф и бога грома Тора было двое детей – прекрасная Труд (или Фруд, вероятно – валькирия) и Моди (покровитель битвы, после Рагнарёка окажется одним из выживших асов).

Однако согласно «Младшей Эдде» Стурлусона Моди родила вовсе не Сиф, а великанша Ярнсакса, которая также родила Тору и другого сына – Магни, могучего воина, который спас отца в битве с Хрунгниром, а после гибели Тора сумел взять в руки Мьёльнир и пережил Рагнарёк.

Также в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусон упоминает некую дочь бога викингов Тора и богини Сиф по имени Луриди, о которой ничего не известно.

В ранних эддических сагах упоминается пасынок Тора (сын Сиф) по имени Улль, мастер стрельбы из лука, и некая приемная мать бога грома, Хлору, о которой также не сохранилось никакой пояснительной информации (она упоминается только в «Языке поэзии» Стурлусона).

Но бог грома Тор знаменит не только своими великими потомками, которые в итоге окажутся одними из немногих асов, сумевших пережить «гибель богов», чтобы строить мир заново вместе с людьми.

Тор и его жена Сиф правят королевством Трудхейм («дом силы» в переводе с древнескандинавского) или Трудванг («поле силы»), хотя неясно, одно ли место подразумевают эти названия, которые встречаются в разных источниках.

Важно отметить, что в эвгемерическом варианте «Старшей Эдды» говорится о том, что Тор (уже не как мифологический, а вполне реальный исторический персонаж) завоевал Фракию, «которую зовем мы Трудхеймом».

В «Речах Гримнира» (песнь «Старшей Эдды») говорится о том, что бог грома Тор жил в Билширнире (дословно «скрежет молний» с древнескандинавского), это самый красивый дом во всем Асгарде, он насчитывает 540 комнат, в каждой из которых живут боги.

Артефакты и волшебное снаряжение, которым владел Тор

Помимо легендарного Мьёльнира, неотразимого молота, выкованного темными альвами, бог викингов Тор также владел волшебными железными рукавицами, благодаря которым он мог удержать рукоять молота (в бою Мьёльнир раскалялся докрасна). Также у Тора есть необычный пояс, который называется Мегингъёрд, он удваивает силу владельца.

У скандинавского бога Тора есть бронзовая колесница, о которой в песне «Хаустлёнг» говорится следующее (примерный перевод с древнескандинавского без сохранения оригинального слога): «когда скачет Тор в колеснице своей, колются горы и пылает земля».

В колесницу Тор запрягает двух козлов – Тангриснира («скрипящий зубами» в переводе с древнескандинавского) и Тангниостра («скрежещущий зубами»). Особенность этих волшебных козлов заключается в том, что по необходимости бог Тор может зажарить их и съесть.

Затем он благословляет кости козлов Мьёльниром и они оживают. Единственное ограничение – есть можно только мясо, не трогая кости. В мифе о путешествии Тора в Утгард есть эпизод, в котором смертные Тьяльви и Рёсква, у которых останавливается Тор, пренебрегают этим указанием и разгрызая маленькую косточку.

Так один из козлов Тора стал хромым. В качестве извинений Тьяльви и Рёсква стали служить могучему богу викингов.

Приключения Тора и его спутников

Чаще всего сын Одина, бог грома Тор, путешествовал вместе с хитроумным Локи и своими смертными оруженосцами – Тьяльви и Рёсквой.

Популярен миф о том, как Тор, Локи и Тьяльви попали в сказочный Утгард к Утгарда-Локи, который испытывал их.

Так Локи соперничал с огнем в скорости поедания пищи, Тьяльви соревновался с мыслью в скорости бега, а сам Тор пытался осушить Мировой Океан, поднять Ёрмунганда и уложить на лопатки старость.

Другой миф повествует о путешествии Тора и Локи в Ётунхейм к великану Триму, который сумел украсть Мьёльнир. По сюжету мифа Тор переодевается Фрейей, проникает в дом Трима, хватает молот и убивает великана. Также в «Младшей Эдде» упоминается и другой миф о путешествии Тора в Ётунхейм.

Великан Гейррёд ловит Локи и под страхом смерти заставляет его привести Тора без его легендарного оружия. Тор переплывает реку Вимур, чудом спасаясь от бурных вод (в последнее мгновение богу грома удалось ухватиться за рябиновую ветку).

Затем в странном состязании Тор давит волшебной скамьей дочерей Гейррёда и убивает его раскаленным куском железа, который рассвирепевший великан метнул в аса (Тору помогают его железные рукавицы).

Другой известный миф часто называют «Рыбалка Тора». В этой саге из «Младшей Эдды» рассказывается о том, как бог Тор и ётун Гимир отправились порыбачить и Тор чуть не вытащил из Мирового Океана самого Ёрмунганда, чем изрядно напугал великана.

Еще одно деяние Тора, за которое его особенно уважали в Асгарде, заключалось в том, что он сумел украсть у ётуна Хюмира огромный котел для варки. Котел был настолько огромен, что мог прокормить всех жителей Асгарда, собравшихся на большой пир.

Последний подвиг великого аса – битва с Ёрмунгандом во время Рагнарёка. Тор одолеет змея, разбив Мьёльниром голову чудовища, но сам падет замертво от его жесткого яда. Как уже упоминалось, впоследствии молот Тора возьмет его сын Магни.

Битва Тора с Хрунгниром

Особое место в мифологических сюжетах, связанных с богом войны Тором, занимает его схватка с великаном Хрунгниром, владыкой Ётунхейма, который, вероятно, был сильнейшим ётуном своего поколения.

Хрунгнир славился ратным мастерством, в бою использовал огромный щит, который мог отразить любой удар (потенциально – даже удар Мьёльнира), а в качестве оружия у него выступало огромное точило (относительно этого образа скандинавоведы спорят по сей день).

В «Младшей Эдде» говорится о том, что Хрунгнир пришел в Асгард, преследуя Одина, который сказал, что нет коня быстрее Слейпнира.

Конь Хрунгнира Гульфакси (с древнескандинавского «золотая грива») действительно не догнал Слейпнира, но ас и великан даже не заметили, как оказались в Асгарде. Там Хрунгниру предложили выпить пива, владыка ётунов откровенно налакался и стал похваляться своей силой.

Но когда Тор предложил расколоть ему череп за такие слова, Хрунгнир резонно отметил, что нет чести в победе над безоружным. Он предложил богу грома биться на границе Асгарда и Ётунхейма, у неких «Каменных Дворов».

Для битвы подчиненные Хрунгнира создали глиняного голема Мёккуркальви, вложив в его грудь сердце кобылы. Но Мёккуркальви не особенно помог своему королю, он обмочился при виде Тора и даже не вступил с ним в бой.

Тьяльви, который служил Тору, бежал впереди него и когда увидел Хрунгнира, закричал ему, что Тор намерен атаковать его из под земли. Великан бросил щит на землю, встал на него и взял точило в обе руки. Внезапно появившийся бог войны Тор метнул в Хрунгнира молот, но великан тоже успел среагировать, бросив в приближающегося врага свое оружие.

Точило в полете ударилось о Мьёльнир и разлетелось надвое: одна часть рассыпалась по земле, образовав кремниевые горы, другая угодила в голову Тору, так что тот рухнул наземь. Молот расколол каменный череп великана и тот упал замертво, придавив шею Тора ногой. Одновременно с этим Тьяльви набросился на глиняного голема и разорвал его на части.

Тор попытался сбросить со своей шеи ногу Хрунгнира, но не смог. И так он лежал до тех пор, пока не подоспел его сын Магни, которому на тот момент было «три ночи от роду». Магни с легкостью сбросил ногу великана с шеи Тора, освободив отца, и сказал, что если б явился раньше, смог бы без труда одолеть Хрунгнира одним ударом.

А осколок точила так и остался в голове Тора. Его пыталась вытащить ведунья Гроа, она пела над Тором заклинания, но бог начал рассказывать ей о том, как освободил из Ётунхейма ее мужа – Аурвандиля. Гроа так обрадовалась, что забыла все свои заклинания.

Из этого мифа родилось странное поверье, бытовавшее среди народов Скандинавии в Средние Века: нельзя класть точило поперек досок, которыми устелен пол, иначе осколок оружия Хрунгнира, который остался в голове Тора, начнет шевелиться и причинит богу грома нестерпимую боль.

Советуем почитать:

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.