Кто такой неофит. Синдром неофита или духовные ошибки воцерковления

О неофитах — важно!

Кто такой неофит. Синдром неофита или духовные ошибки воцерковления

В современных книгах и Интернет-ресурсах можно встретить такое понятие, как «неофит», данное определение в тематике воцерковления очень важно, оно скрывает в себе взлеты и падения, потому как новообращенным Господь дает много благодати, но до поры до времени. И от того, как человек пройдет этот этап, будет зависеть дальнейшее его духовное развитие.

Итак, определение: «Неофит — новообращенный верующий, новичок в каком-нибудь деле».

В действительности Господь дает человеку при начальном этапе воцерковления много сил и Божественной благодати, которая покрывает его от искушений. Но через некоторое время Господь начнет испытывать твердость человеческой веры, и наступит пора искушений, поэтому важно на этапах воцерковления знать о типичных состояниях и ошибках новообращенных.

Не потерять искренность, жертвенность, а возрастить ее

Воцерковляющиеся люди полны искренности, ревности в вере, жертвенности, готовности отказаться от своих привычек, грехов и исполнять волю Божию, много молиться, дабы угодить Богу и послужить Церкви.

И это очень хорошее рвение, но столько сил появляется у человека неспроста, это Господь ему дает с большим авансом столько Божественной благодати, чтобы тот окреп в вере и потратил благополучное время именно на укрепление в ней.

Однако воцерковляющиеся зачастую совершают одни и те же ошибки.

Так, неофит не подозревает: то, что он сейчас испытывает, это не человеческие силы, сколько благодати дал человеку Господь, и когда Господь начнет испытывать, то сам человек может быстро растерять все то, что он сейчас чувствует.

Внимание и еще раз внимание, под контролем духовника

Святые отцы говорят, что бесы в период воцерковления затягивают человека на большие подвиги: кто-то рвется на служение в монастырь, хочет быть священником, кто-то берет непосильные подвиги поста по максимуму, продает и раздает все свое имущество и так далее.

Воцерковляющийся думает, что он делает дела Господни, но он на мушке у беса и совсем скоро, когда Божественная благодать оставит человека, ему будет очень больно падать с высоты таких деланий, человеческую душу быстро заполнят уныние, разочарование и прочие сопутствующие греховные страсти, после такого взлета некоторые выпадают из Церкви навсегда, потому что неверно понимали, не знали и не думали, какова духовная жизнь.

Именно поэтому прежде, чем человека рукополагать во священники, его зачастую долго испытывают, около 10 лет.

“Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов”

Вторая особенность — неофиты очень требовательны не только к себе, но и к другим, они требует много от окружающих людей, тем самым являются полной противоположностью более духовно опытным людям. Опытный человек много требует с себя и очень снисходительно относится к немощи и ошибкам других людей.

Начни с себя и не лечи других, лечи себя!

Третья особенность новообращенных — это желание изменить ближних. Кто-то не успел окрепнуть, а уже начинает сам учить, такое делание вредно не только учителю, но и ученику, потому как первый может сильно заблуждаться пока во многих вопросах, а второй смотрит на него, как на пример, и бывает даже такое, что положительного примера и не находит.

Благоговение не потерять и духовный опыт приобрести

Что же посоветовать людям, переживающим сейчас такие прекрасные чувства ревности во Христе.

Я бы порекомендовал отбросить всякую торопливость и поспешность и понять, что Вы новичок, Вы еще ничего не знаете, многое остается неизведанным, поэтому не делайте раньше времени выводы, не лечите и не учите других, будьте разумны, общайтесь со священниками и сконцентрируйтесь не на глобальных вещах и не на изучении догматических истин, не на поиске смысла жизни и прочих высоких определениях. Как пишет Паисий Святогорец, это очень вредно для новоначальных и может привести к очень опасным состояниям.

Крайне важно на момент воцерковления понять и твердо освоить простые фундаментальные, порой очевидные вещи, которые сочетают в себе веру и разум:

  1. Твердо и бесповоротно окрепнуть верой в Бога

  2. Понять, что самая главная заповедь — это любовь, все остальные исходят из нее.

  3. Важно усвоить, что понимание Божьего промысла придет не сейчас, а после духовного взросления

  4. Поспешность, торопливость, суетливость — это особенности бесовские

  5. Трезвительность, разум, логика, постоянство, рассудительная решительность — это качества от Бога

  6. Бога нужно чувствовать душой, а не пытаться понять головой

  7. Необходимо знать определения искушения и механизм вражеской работы (дьявола)

  8. Определение греха, свойства, особенность, методы борьбы

  9. Совершать больше добродетелей и взращивать их.

  10. Понять, что в Церкви — люди, а не святые, и к ним нужно относиться с пониманием и с любовью.

  11. Самое главное в Церкви — это люди, глава Церкви – сам Господь.

Синдром неофита или духовные ошибки воцерковления. О неофитстве

Кто такой неофит. Синдром неофита или духовные ошибки воцерковления

Когда ребенок только учится ходит, он очень часто спотыкается и падает. Точно так же бывает и в Церкви. Особенно часто обычно «спотыкаются» новички. О главных ошибках новоначальных мы и поговорим в статье.

И хотя избежать их полностью практически невозможно (на ошибках учатся, как говорят), но понять их причину, предостеречь от самых больших опасностей в начале духовного пути, считаем, будет отнюдь не лишним.

Кто такой неофит?

Неофитами в христианстве называют новообращенных, новоначальных людей, то есть тех, кто только начинает совершать свои первые шаги в Церкви. В переводе с греческого это слово еще означает «недавно насажденный». Это новая жизнь, свежие побеги винограда Христова, без которых у христианства нет будущего, без которых насаждение никогда не принесет плодов.

Иначе говоря, неофитством можно назвать первый период воцерковления начинающих. Понятно, что этот период имеет ряд своих особенностей, духовных радостей и подводных камней, но через него неизбежно проходят все, кто рано или поздно приступает «работать Господеви».

Очень часто, впрочем, название «неофит» употребляют с негативной окраской, со значением какой-то болезни или опасного синдрома. Но в самом неофитстве, на самом деле, нет ничего плохого. Это время духовного младенчества или взросления, без которого становление взрослого христианина просто невозможно.

Как писал протодиакон Андрей Кураев, «если неофитство болезнь, то это хорошая болезнь». Плохим оно становится только тогда, когда человек застревает в этом состоянии надолго, не перерастает его в определенный момент, а то и вовсе никогда.

Период «бесплатной благодати»

Прежде чем говорить об ошибках новоначальных, важно понять специфику этого времени начала воцерковления, основные законы, которые действуют в нем. Тогда станет понятной и причина многих «перегибов», связанных с периодом неофитства.

Когда новообращенный человек начинает делать первые шаги в Церкви, ему всегда, по великой милости Божией, в помощь подается особая благодать Святого Духа. Причем никаких больших усилий и труда прилагать для этого не надо, она дается как бы «авансом». Именно поэтому архимандрит Фаддей Витовницкий называл ее еще «бесплатной благодатью».

В начальной стадии своего воцерковления православный неофит особенно явно чувствует, что Бог рядом, что Он его очень любит, человек буквально окрылен этой любовью, он ощущает себя любимым чадом Божьим.

И это так и есть. В данный отрезок жизни Господь как будто держит человека за обе руки, как младенца, уча его ходить. Но в то же время данное состояние так же опасно, как и хождение апостола Петра по водам.

Вера новообращенного еще не так крепка, как ему кажется, и он может запросто потонуть после первых же своих самостоятельных шагов. Вера закаляется временем и трудами.

А неофит живет часто эйфорией, а не верой. Он малоопытен, путает одно с другим, принимает дерзость за дерзновение, и ошибается.

Хорошо, если у него хватит сознательности признать свои ошибки, но это большая редкость для новоначальных.

«Бесплатная благодать» дает повод человеку чувствовать себя особенным, отсюда — самоуверенность, гордыня, а это — корень всех зол. Переубедить неофита практически невозможно, почему и ошибки новоначальных являются неизбежными.

Длиться этот период может разное время, у кого пять, у кого десять лет, пока не происходит определенный духовный кризис, перелом. Утраченную некогда «первую любовь» (Откр.

2:4), или «бесплатную благодать», как мы сказали, теперь христианин должен будет зарабатывать долгим кропотливым трудом.

Главные ошибки новообращенных

Хотя каждого Господь ведет к Себе своим особенным путем, но можно выделить некоторые типичные ошибки, которых, пожалуй, не удается избежать никому из новоначальных.

Мнимая праведность

Одна из самых важных и самых сложных для любого человека, особенно христианина, задач — правильная самоидентификация. Многие святые отцы считали ее основой, залогом смирения: реальное знание себя, своей меры.

Для православного неофита здесь всегда существуют перегибы то в одну сторону, то в другую.

Манерно ударяя себя в грудь и называя «грешником из грешников», новоначальный всегда считает себя лучше других и любит свою «липовую» праведность.

Это еще не фарисейство, но уже на пути к нему. Поиски себя, своего лица вполне естественны для новообращенного. Для него неожиданно открылся новый мир, он хочет себя в нем найти и правильно преподнести другим. Однако внешние формы, на которые он ориентируется, часто не соответствуют внутреннему состоянию.

С одной стороны, он чувствует на себе явное действие благодати, а с другой стороны, не замечает, что страстная, греховная сторона его натуры еще жива. Если новичок пойдет по пути самопознания, то преуспеет, а если продолжит внешнее подражание поведению святых, то погибнет.

Другой популярнейшей ошибкой новоначальных является «ревность не по разуму», или же «ревность не по рассуждению» (Рим. 10, 2), как называет ее апостол Павел.

Что она означает? Это преувеличение своих сил, духовный максимализм. А проистекает она все оттуда же — из неправильной самооценки.

В чем же может проявляться эта ревность не по разуму? Да в чем угодно! Вернее, для неофита она проявляется во всем.

Если новоначальный захочет молиться, то ждите, что делать он это будет все дни и ночи напролет в ущерб своей семье, работе и другим прямым обязанностям.

Если он захочет поститься , то непременно по самому строгому монастырскому уставу, что обычно заканчивается угробленным здоровьем на всю оставшуюся жизнь.

Если встанет вопрос о выборе жизненного пути, то, несмотря на все препятствия, неофит сразу же устремится для спасения себя и всего мира, ничуть не меньше — в монастырь.

Спасти от таких крайностей воцерковления начинающих может только достаточно авторитетный духовник. Или же Господь Сам вразумит его определенными жизненными обстоятельствами. Правило среднего, «царского пути» — самый проверенный и безопасный путь, которым можно дойти до конца. Об этом нужно помнить всегда.

Осуждение окружающих

Является, пожалуй, самым распространенным видом греха для всех без исключения. Но особенно ярко, во всей своей неприглядной остроте, он проявляется у новоначальных. Со свойственным новичкам максимализмом они, как правило, начинают очень строго относиться к себе, но еще более зорко замечают недостатки окружающих.

Для них не существует полутонов, есть только «белое» и «черное», все непременно именно сейчас или погибнут, или спасутся. По этой же причине для православного неофита характерно высокомерное отношение к людям вне Церкви. Он очень быстро забывает, что совсем недавно сам был таким же.

Миссионерский пыл

Он хочет говорить о Боге всегда и везде, с верующими и неверующими людьми , и часто такая «миссия» имеет обратный эффект. Люди смотрят на такого «ненормального» и, судя по нему, у них о Церкви складывается самое неприглядное представление. Самые же близкие, родственники и друзья, вынуждены просто героически терпеть такие «выходки» неофита.

Это одна из самых распространенных и печальных ошибок новоначальных.

Как говорил митрополит Антоний Сурожский, когда человек воцерковляется, то спасаются все вокруг, кто вынужден терпеть его «подвижничество», кроме него самого.

К сожалению, зачастую такой миссионерский пыл обходится очень дорого: из-за него можно потерять много знакомых и друзей, с которыми тяжело или невозможно в будущем будет уже наладить мосты.

Поиск глубоких переживаний

Еще одна из серьезных ошибок начинающих — это поиск возвышенных ощущений, глубоких чувств и переживаний. Ни в какой другой период люди так не склонны на каждом шагу искать чудес и знамений, явлений и знаков свыше, как в период воцерковления начинающих. В этом кроется большая опасность для новоначального, которая даже может закончиться трагично, — он может впасть в духовную прелесть.

Нужно понимать, что все эти ощущения относятся к чувственной сфере, а не к духовной. Святые отцы строго запрещали что-либо видеть, чувствовать или представлять во время молитвы, или даже этого желать. Патерики приводят много случаев, когда из-за этого люди попадали в «бесовскую ловушку» и погибали. Вот почему святые отцы говорили:

Если ты увидишь юношу, восходящего на небо по своему собственному желанию, схвати его за ногу и стащи на землю, ибо это ему не полезно.

Избежать данной ошибки новоначальному можно только через смирение. Если в центр своей духовной жизни он положит истинное покаянное чувство, будет подходить к себе критически, то такие серьезные падения ему не грозят. Недаром еще святые отцы говорили:

Человек, сподобившийся видеть свои грехи, выше того, кто сподобился видеть ангелов.

Помня об этом, новоначальный сможет избежать многих неприятностей и во всей своей последующей за воцерковлением духовной жизни.

Подробнее о проблемах новообращенных и их преодолении расскажет видео:

Забирай себе, расскажи друзьям!

Три главные ошибки неофита

Кто такой неофит. Синдром неофита или духовные ошибки воцерковления

Ошибаются все: люди, воспитанные в христианской традиции с самого рождения, атеисты, старающиеся следовать общечеловеческим ценностям, кандидаты наук и ученики начальной школы на первом уроке математики.

Конечно же, ошибки, в зависимости от возраста и рода деятельности, имеют разную цену и разные последствия. Поэтому так важно, начиная своё воцерковление, становясь «новоначальным» или, другими словами, «неофитом» (от др.-греч.

νεόφυτος — «недавно насаждённый»), изучить подводные камни этого непростого пути, чтобы в дальнейшем, преодолев первые трудности, не отступить, а, наоборот, сохранить веру и приумножить её.

Ошибка первая: нельзя любить то, чего не знаешь

Всё чаще звучат слова о том, что просвещенный XXI век напоминает апостольские времена. Если мы возьмём за критерий осведомленность об основных понятиях христианства, это мнение окажется совсем не лишенным смысла.

Сколько людей в наши дни хотя бы раз прочитало Евангелие, не говоря уже о творениях Святых Отцов? Современному неофиту, скорее всего, придётся изучать Священное Писание и Предание с нуля, разбираться в том, как устроена Церковь, какой глубокий смысл заложен в Таинства Исповеди и Причастия.

Далеко не каждый самостоятельно сможет осилить столь большой поток информации, отделить зёрна от плевел. Риск принять главное за второстепенное, а второстепенное — за главное, очень велик.

Однако ещё в первые века христианства постепенно сформировался институт оглашения, призванный наставить желающих в основах веры, испытать искренность их решения о принятии Крещения. Позже — оградить от распространения ересей или ложных философских учений.

Сегодня в большинстве храмов проводятся беседы по катехизации, цели которых ничем не отличаются от вышеперечисленных.

Также благодаря развитию технологий появилась возможность записаться на бесплатные катехизаторские курсы в интернете, предварительно убедившись в том, что они созданы по благословению священноначалия.

«Нельзя любить то, чего не знаешь», — слова великого русского писателя Ф. М. Достоевского заставляют задуматься. Можно ли, не зная своей веры, называть себя православным христианином? Можно ли любить Бога, ничего не зная о Нём?

Ф.М.Достоевский

Ошибка вторая: чрезмерная строгость к другим

Перед глазами неофита разворачивается настоящая катастрофа! Грех поджидает его везде: выглядывает из-за угла включённого телевизора, призывает к обсуждению и, конечно же, к осуждению нового поста в инстаграме, сторожит по утрам в пробках, подкидывая в топку раздражения побольше дров, но, самое главное — таится в каждом человеке (особенно сильно проявляется у знакомых и родственников). В таком случае остаётся только один выход — сказать.

Обличить, с помощью слов заставить отказаться от чего-то вредного, бессмысленного, греховного. Однако всегда присутствует опасность, обвиняя других, самому забыть про свои ошибки и промахи, надеть на себя маску праведника, которая не будет иметь с реальностью ничего общего.

Обличение, произнесенное с раздражением и осуждением, способно вызвать в человеке только аналогичные чувства — оно никогда не сможет помочь его исцелению. «Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего, а в своем глазу бревна не замечаешь?» (Мф.

7:3) Новоначальным, а также и всем людям, прежде чем приступить к обвинению окружающих, следует подумать о том, по какой причине и с какой целью они хотят кому-то «помочь», и нужна ли такая помощь? Если бы пациенты, находящиеся в больнице, обвиняли друг друга в поставленных им медицинских диагнозах, со стороны это выглядело бы как минимум странно.

Грех — точно такая же болезнь, и лучше изучать симптомы своего собственного недуга и стараться с ними бороться, чем, не имея должной квалификации, прописывать лечение каждому встречному.

Ошибка третья: отсутствие доверия к Господу Богу или «я знаю лучше».

Тем не менее, стремление спасти и помочь, не спрашивая желания самого «утопающего», у неофита необычайно сильно.

Он как будто бы говорит: «Я знаю лучше, как лечить этих пациентов, и даже сам себе могу вырезать аппендицит, хотя пока что ещё не пробовал.

Нет, вы не смотрите на то, что учусь только на втором курсе, потому что я совсем не похож на прочих несмышлёных студентов. Скажу вам по секрету: я — гений!».

Но если у студента нет опыта, если ему не хватает знаний, его помощь может обернуться катастрофой.

Откуда человеку знать, как будет лучше для других, или когда его друзья и родственники или коллега по работе должны поверить в Бога и начать своё воцерковление? Возможно, они пока что ещё не готовы к такому серьезному шагу, однако через год или через десять лет кто-то из них сам придёт в Церковь и станет для всех хорошим примером.

Можно вспомнить, как в детстве менялось мнение о чем-то, если нас заставляли это делать насильно: мальчик, вынужденный два раза в неделю ходить в музыкальную школу, потому что так решила его мама, мечтая вырастить великого композитора, вряд ли сможет получать удовольствие от музыки. Она всегда будет ассоциироваться с чем-то чужим, недобровольным, воинствующим.

Но вера — не музыка. В отличие от последней она жизненно необходима человеку, поэтому её небольшие хрупкие ростки нужно особенно тщательно оберегать. Что же делать, если иногда, стараясь помочь, мы вырываем их с корнем? Почему так происходит?

причина — страх. Если кто-то для нас дорог, то мы боимся за него, беспокоимся о его спасении настолько сильно, что забываем про доверие к Господу Богу, про Его любовь к нам и к дорогому для нас человеку. Господь Сам знает, когда будет лучше.

Да, вера иногда возникает благодаря проповеди, но только в том случае, если на то есть Божия воля: неофиту очень важно понять, что невозможно убеждением, даже идеально выстроенным монологом с неоспоримыми фактами и цитатами из Священного Писания и Предания зажечь в сердце человека искру веры. Это может сделать только Сам Бог.

А мы, хоть и непослушные дети, всё же должны хотя бы раз проявить послушание — просто остаться рядом с нашими ближними и ждать, стараясь изменить не их дурные наклонности, которые, возможно, нам таковыми лишь кажутся, а самих себя.

Конечно же, быть неофитом нелегко: начиная новое дело, человек неизбежно столкнётся с трудностями. Но учиться в раннем детстве ходить, чтобы после увидеть мир, стоит всех синяков и ссадин, счастье от плодов собственного труда стоит бессонных ночей, проведённых за изучением желанной профессии. Счастье от встречи с Богом иное: тихое, спокойное, благословенное и радостное.

Не знать, как складывать руки перед причастием, с чего начинать изучение Библии, удивляться, почему люди в храме вместо «спасибо» говорят «спаси Господи», поражаться тому, как они могут стоять, практически не двигаясь на протяжении всей долгой службы и при этом молиться — не страшно. Гораздо хуже остановиться на месте и прекратить свои попытки что-то понять.

Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Бояться нечего, главное не врать Богу и самим себе, и, увидев своё истинное лицо, не опускать руки, но и не прятаться за образ «благочестивого христианина», существующий только в нашем воображении.

Неофит — не диагноз и не приговор, а лишь начало удивительного пути длиною в жизнь, на котором встретятся и свои трудности, и своё, ни с чем не сравнимое, счастье.

Коровина Светлана (@svetlanita777)

Осторожно: неофит. ошибки новоначальных христиан. О неофитстве. игумен петр (мещеринов)

Кто такой неофит. Синдром неофита или духовные ошибки воцерковления

Когда ребенок только учится ходит, он очень часто спотыкается и падает. Точно так же бывает и в Церкви. Особенно часто обычно «спотыкаются» новички. О главных ошибках новоначальных мы и поговорим в статье.

И хотя избежать их полностью практически невозможно (на ошибках учатся, как говорят), но понять их причину, предостеречь от самых больших опасностей в начале духовного пути, считаем, будет отнюдь не лишним.

Православный неофит: основные ошибки новоначальных

Кто такой неофит. Синдром неофита или духовные ошибки воцерковления

Когда ребенок только учится ходит, он очень часто спотыкается и падает. Точно так же бывает и в Церкви. Особенно часто обычно «спотыкаются» новички.

О главных ошибках новоначальных мы и поговорим в статье.

И хотя избежать их полностью практически невозможно (на ошибках учатся, как говорят), но понять их причину, предостеречь от самых больших опасностей в начале духовного пути, считаем, будет отнюдь не лишним.

Ревность не по разуму

Другой популярнейшей ошибкой новоначальных является «ревность не по разуму», или же «ревность не по рассуждению» (Рим. 10, 2), как называет ее апостол Павел.

Что она означает? Это преувеличение своих сил, духовный максимализм. А проистекает она все оттуда же — из неправильной самооценки.

В чем же может проявляться эта ревность не по разуму? Да в чем угодно! Вернее, для неофита она проявляется во всем.

Если новоначальный захочет молиться, то ждите, что делать он это будет все дни и ночи напролет в ущерб своей семье, работе и другим прямым обязанностям.

Если он захочет поститься, то непременно по самому строгому монастырскому уставу, что обычно заканчивается угробленным здоровьем на всю оставшуюся жизнь.

Если встанет вопрос о выборе жизненного пути, то, несмотря на все препятствия, неофит сразу же устремится для спасения себя и всего мира, ничуть не меньше — в монастырь.

Спасти от таких крайностей воцерковления начинающих может только достаточно авторитетный духовник. Или же Господь Сам вразумит его определенными жизненными обстоятельствами. Правило среднего, «царского пути» — самый проверенный и безопасный путь, которым можно дойти до конца. Об этом нужно помнить всегда.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.