Кто первый покорил южный полюс. Кто первым достиг южного полюса

Кто первым достиг Южного полюса?

Кто первый покорил южный полюс. Кто первым достиг южного полюса

К началу ХХ столетия эпоха географических открытий на Земле практически закончилась. На карту были нанесены все тропические острова, неутомимые исследователи прошли вдоль и поперек Африку и Южную Америку.

Оставались только две непокоренные людьми точки – Северный и Южный полюса, достичь которых было сложно из-за окружающей их бесплодной ледяной пустыни. Но в 1908-09 годах состоялись две американские экспедиции (Ф. Кука и Р. Пири) к Северному полюсу.

После них единственной достойной целью оставался Южный полюс, расположенный на территории покрытого вечными льдами материка – Антарктиды.

История исследований Антарктиды

Побывать в самой южной точке земного шара стремились многие исследователи. Начало было положено знаменитым Америго Веспуччи, корабли которого в 1501 году добрались до пятидесятых широт, но вынуждены были повернуть из-за льдов.

Более успешной была попытка Дж. Кука, в 1772-75 годах достигнувшего 72-го градуса южной широты. Он тоже вынужден был повернуть назад, не достигнув полюса, из-за могучих льдов и айсбергов, грозивших раздавить хрупкое деревянное судно.

Честь открытия Антарктиды принадлежит русским морякам Ф. Беллинсгаузену и М. Лазареву. В 1820 году два парусных шлюпа подошли вплотную к берегу и зафиксировали наличие неизвестного ранее материка. Спустя 20 лет экспедиция Дж.К.

Росса обошла Антарктиду по окружности и нанесла на карту ее береговую линию, но на сушу все же не высадилась.
Первым человеком, ступившим на самый южный материк, стал австралийский исследователь Г. Буль в 1895 году.

С этого времени достижение Южного полюса стало вопросом времени и подготовленности экспедиции.

Покорение Южного полюса

Первая попытка достижения Южного полюса состоялась в 1909 году и была неудачной. Английский исследователь Э.Шеклтон не дошел до него около ста миль и вынужден был повернуть назад, так как у него закончились продукты. Полярной весной 1911 года к Южному полюсу отправились сразу две экспедиции – английская под руководством Р. Скотта и норвежская во главе с Р. Амундсеном.

В течение нескольких последующих месяцев вечные льды Антарктики стали свидетелями грандиозного триумфа одной из них и не менее грандиозной трагедии другой.

Трагическая судьба экспедиции Р.Скотта

Британский морской офицер Роберт Скотт был опытным полярником. За несколько лет до этого он уже высаживался на берег Антарктиды и провел здесь около трех месяцев, пройдя по ледяной пустыне около тысячи миль.

В этот раз он был полон решимости дойти до полюса и водрузить в этой точке британский флаг.

Его экспедиция была отлично подготовлена: в качестве основной тягловой силы были выбраны привычные к холоду маньчжурские лошадки, имелось и несколько собачьих упряжек и даже техническая новинка – моторные сани.

Экспедиции Р. Скотта предстояло пройти около 800 миль, чтобы достигнуть Южного полюса. Это был страшный маршрут, изобиловавший ледяными торосами и глубокими трещинами.

Температура воздуха практически все время не превышала 40 градусов мороза, нередким явлением была снежная пурга, во время которой видимость не превышала 10-15 метров.

На пути к полюсу от обморожения погибли все лошади, затем сломались аэросани.

Не дойдя до завершающей точки около 150 км, экспедиция разделилась: дальше пошли только пять человек, впрягшись в груженые поклажей нарты, остальные повернули назад.

Преодолев немыслимые трудности, пятерка исследователей достигла Южного полюса – и тут Скотта с его спутниками постигло ужасающее разочарование. На самой южной точке планеты уже стояла палатка, на верхушке которой развевался флаг Норвегии. Англичане опоздали – Амундсен опередил их на целый месяц.

Обратный путь им не было суждено преодолеть. Один из английских исследователей умер от болезни, второй обморозил руки и предпочел сам уйти, затерявшись во льдах, чтобы не стать обузой для остальных. Трое оставшихся, в том числе и сам Р.

Скотт, замерзли в снегах, не дойдя всего одиннадцати миль до последнего из промежуточных складов с продуктами, который они оставляли по пути следования к полюсу. Через год их тела были обнаружены высланной за ними спасательной экспедицией.

Руаль Амундсен – первооткрыватель Южного полюса

Мечтой норвежского путешественника Руаля Амундсена долгие годы был Северный полюс. Экспедиции Кука и Пири были достаточно сомнительными с точки зрения результативности – ни тот, ни другой не смогли достоверно подтвердить, что достигли самой северной точки планеты.

Амундсен долго готовился к экспедиции, подбирал необходимое снаряжение и припасы. Он сразу решил, что в северных широтах нет ничего лучше собачьих упряжек по выносливости и скорости передвижения. Уже выйдя в плавание, он узнал об экспедиции Скотта, отправившейся покорять Южный полюс, и принял решение тоже идти на юг.

Экспедиция Амундсена выбрала для высадки на материк удачное место, которое было на сто миль ближе к полюсу, чем стартовая точка экспедиции Скотта. Четыре собачьих упряжки, состоявшие из 52 лаек, тащили нарты со всем необходимым.

Помимо Амундсена, в экспедиции участвовали еще четыре норвежца, каждый из которых был опытным картографом и путешественником.
Весь путь туда и обратно занял 99 дней.

Ни один исследователь не погиб, все благополучно достигли в декабре 1911 года Южного полюса и вернулись домой, покрыв себя славой первооткрывателей самой южной точки планеты Земля.

Кто достиг первым Южного полюса

Кто первый покорил южный полюс. Кто первым достиг южного полюса

Первым человеком, который смог приблизиться к границам Южного полюса стал Джеймс Кук. На хрупком деревянном судне он в 1772 году смог достичь 72 градуса южной широты, однако дальнейший путь ему преградили ледяные глыбы.

История открытия

Попытки покорить такой недоступный, и неприступный для людей Южный полюс начались ещё в начале девятнадцатого века. Что интересно, первым эту попытку предпринял русский мореплаватель, известный нам по школьному курсу истории, адмирал Иван Фёдорович Крузенштерн.

В 1819 году, в своём письме министру де Траверсе, который заведовал морскими делами, он изложил об обязательности исследования южных полярных вод. Крузенштерн рекомендовал министру Российской Империи создать несколько морских экспедиций.

Например: одна из них должна была направиться к Северному полюсу, а вторая к Южному.

Большое внимание уделялось именно второй экспедиции, что была отправлена к Южному полюсу под командованием Фадея Фадеевича Беллинсгаузена и Михаила Петровича Лазарева (которых мы так же знаем по учебникам истории) в 1819-1821 годах. В результате данной экспедиции стали открыты южные полярные земли. Но сама территория, её очертания оставались размытыми вплоть до конца девятнадцатого века.

Ледяная лихорадка

В двадцатом веке «ледяная лихорадка» охватила весь цивилизованный мир.

В силу того, что практически все земли на планете были уже открыты, полностью исследованные земли Австралии, Океании, Африки и Южной Америки не представляли никакого интереса для первооткрывателей и путешественников.

Тогда они решили обратить свой взгляд в сторону земель Южного полюса. Неизведанные они были окутаны туманом таинственности и загадочности.

В 1897 году полярник и исследователь из Норвегии по имени Фритьоф Нансен представил свою идею миру, согласно которой он хотел достичь Южного полюса на санях, запряжённых собаками. Однако, данный план никогда не был претворён в жизнь и лишь остался на бумаге.

В 1899-1900 годах учёный из Норвегии по имени Карстен Борхгревинк впервые провёл несколько дней на берегу Антарктиды-на мысе Адэр. Вскоре после того, как зимовка закончилась, корабль, который носил название «Южный крест» отправился на юг, пока не добрался до Великого Ледяного барьера, который был открыт ранее. Норвежский полярник смог найти бухту, которую позже назовут Китовой.

16 февраля Борхгревинк, его напарники Колбек и Савио отправились на нартах, в которые были запряжены собаки, вглубь материка и смогли достичь 78 50″, тем самым установив первый подобный рекорд в истории.

К 1910 году в мире разгорелось целое состязание, наградой за которое стало бы мировое признание, как первого человека, который достиг Южного полюса. В это состязание вступили норвежец Руаль Амундсен и капитан королевского флота Великобритании Роберт Скотт.

Достижение Южного полюса

Стоит заметить, методы достижения этой точки у исследователей были разные. Амундсен сделал ставку на упряжки, запряжённые ездовыми собаками и маленькую команду, которая насчитывала всего девять человек. Скотт же решил достичь полюса на механических санях, которые были мощнее и быстрее псов, а также пони, которые плыли с ним из самой Британии.

20 октября 1911 года команда Руаля Амундсена на нартах, которые были запряжены собаками, в составе пяти участников, в первый раз в истории человечества добралась до точки Южного полюса, тем самым приписав это достижение Норвегии.

Их путь лежал через Полярное плато, а затем через необычайно сложный и опасный Ледник Акселя Хейберга. Уже 26 января 1912 года группа Амундсена достигла своей базы, однако псов осталось лишь 11.

А на момент старта их было аж 52!

«А что же случилось с командой Роберта Скотта?» – спросите вы меня.

Из-за того, что лошади не могли выдержать такой холод, а механические сани вышли из строя, команде Скотта пришлось рассчитывать только на самих себя.

Несмотря на то, что британец решил использовать маршрут, проложенный ранее Шелктоном, лишь 17 января 1912 года его команда из пяти человек добралась до полюса.

Из-за того, что всё оборудование, провиант и техническое оснащение людям пришлось нести на себе, то по достижении Южного полюса они были крайне истощены.

Двинувшись назад, команда британцев не смогла выдержать таких нагрузок. К глубокому сожалению весь состав умер на обратном пути. Лишь спустя восемнадцать месяцев окоченевшие трупы британской экспедиции и остатки оборудования нашли исследователи. Команда Роберта Скотта не дошла до своего лагеря восемнадцать километров.

Однако, их труд и подвиг никогда не был забыт, а памятники Роберту Скотту теперь стоят во многих городах мира: в Портсмуте, Кайстчерче и других.

Основанная в 1957 исследовательская база США так же носит имя «Амундсена-Скотта». Много есть разных наград названные их именами, тем самым прославляя героические подвиги этих полярников.

Сергей Данилевич

Григорий Южный Полюс – Покорение Южного полюса. Триумф и трагедия. Часть первая: читать прозу онлайн на poetov.net

Кто первый покорил южный полюс. Кто первым достиг южного полюса

Покорение Южного полюса. Триумф и трагедия. ( Часть первая)

   К началу ХХ века  все Великие географические открытия уже были сделаны. Непокоренным остался только Южный полюс.

    Эпоха Великих географических открытий ( XV – начало XVII в.в. ) – важнейший этап в Истории человечества. Это время, когда точнее на карту наносятся очертания материков, усовершенствуются технические приборы. Ведущие страны отправляют мореплавателей на поиски богатых земель.

Если посмотреть хронологическую таблицу, то она выглядела так: 

1492 г. – Христофор Колумб ( Испания ) открыл Америку.

1519 – 1522 г.г. Фернан Магеллан ( Португалия ) совершил Первое

кругосветное путешествие ( доказал, что Земля имеет форму шара ).

1497 – 1499 г.г. – Васко да Гамма ( Португалия ) – экспедиция открыла морской путь из Европы в Индию. Было установлено, что Индийский и Атлантический океаны соединены между собой.

1728 г. – открыт Северный морской путь из Атлантического океана в Тихий океан ( Витус Беринг Россия).

1803 – 1806 г.г. – Первая Российская кругосветная экспедиция И. Ф. Крузенштерна.

1820 – 1822 г.г. – М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен открыли шестой континент – Антарктиду.

1894 г. – Л. Кристенеен и К. Борхгревинк впервые ступили на Землю Антарктиды.

1909 г. – достижение Северного полюса Р. Пири ( США ).

1903 – 1906 г.г. Первое плавание через Северо – Западный проход – Руаль Амундсен ( Норвегия ).

1907 г. – открытие Северо – Восточного полуострова Гренландия – ( Дания ).

    Достижение Северного полюса пришлось на исторический период, когда открытие новых земель и архипелагов на карте мира завершилось. Помимо Германии и Швеции, на пути в Антарктиду направились еще две страны.

Организацией Шотландской национальной экспедиции в море Уэдделла занимался Спилс Берне. Во Франции доктор Жан Шарко считал, что его страна тоже должна быть представлена в антарктической гонке.

Он готовился отправиться на Западное побережье Земли Грэма.

   Пять экспедиций отправлялись на  Юг. Это очень серьезная конкуренция. О какой тщательной подготовке может идти речь? Это гонка, где каждый хотел быть первым. Но, в итоге, в борьбу за первенство вступили две страны. И вот почему:

1. Для доставки  двух отрядов (береговой, который будет покорять Южный полюс, и корабельный – для исследований, плюс корабельная команда) нужно иметь корабль, способный работать в Антарктических льдах и выдержать их натиск.

2. Подготовка участников штурма Южного полюса и корабельной команды.

3. Подготовка оборудования, специальной одежды и специального питания.

4. Финансирование.

 В борьбу за покорение Южного полюса включились два лидера. 

  Один ( Роберт Скотт ) представлял могущественную Британию, другой ( Руаль Амундсен )  – маленькую страну Норвегию. Соперничество британской и норвежской экспедиций, стремившихся добраться до центра Антарктиды — одно из самых драматичных в истории географических открытий. 

   Ни в одной книге о покорении Южного полюса вы не найдете описание того, что переживал каждый лидер при одной мысли о том, как он будет преодолевать расстояние в 1500 сухопутных миль в один конец – от места расположения своей базы до Южного полюса.

Задавался ли он вопросом – что встретится на его пути? Какие сюрпризы преподнесет ему Антарктида – никем еще неизведанная, и полная тайн и загадок? Где он мог почерпнуть знания? Нигде! Потому что вглубь Антарктиды в то время не ступала нога ни одного человека! Не знали оба лидера, что на пути к Южному полюсу им придется преодолевать Трансатлантические горы  и ледяное плато…….

    Трансатлантические горы простираются через всю Антарктиду от моря Росса (начало восхождения к Южному полюсу) до моря Уэдделла, где я работал в составе 25 – й  Антарктической экспедиции СССР.

Мы летали на самолете Ил – 14 к Трансатлантическим горам, совершали посадки на неподготовленные площадки. Подходы к горам изобилуют трещинами. Из дневниковых записей Руаля Амундсена читаем, что у него в трещину провалилось несколько собак.

У нас в трещину провалился бортмеханик, которого с трудом удалось спасти.

    Трансатлантические горы – самые длинные в мире – более 4000 км. Ширина от 200 до 600 километров. Высота от 2000 до 3000 м. Но это еще не все. Какая погода – немаловажный фактор – будет на пути наших

героев? Это зависит от того, в какое время они начнут штурм полюса. В Антарктиде зима начинается с июня по август. Это самый холодный период. Средняя температура от – 650 С до – 750 С.

    Лето – с декабря по   февраль. Температура в континентальной части – 500 С, – 300 С.

 Самый теплый месяц – январь. Полярная ночь длится полгода.

Но мы еще не сказали о стоковых ветрах. Максимальная их сила – антарктической зимой,  они дуют непрерывно круглые сутки. В некоторых местах они достигают 72 м/сек.

   Нужно еще сказать о непредсказуемости Антарктиды. «Сюрпризы» она преподносит в самый неожиданный момент. Ничто беды не предвещает – греет ласково солнце, тишина и никакого ветра. И в такую погоду, при исправной материальной части, вертолет ( и самолет) падают и терпят крушение.

Причем, экипажи не успевают даже сообщить на землю – нажать кнопку.

    А теперь, когда мы знаем, что на пути к Победе ожидает наших Героев, мы немного вернемся назад, для того, чтобы понять, как формировался характер одного и другого лидера. Это очень важно. Командира должны слушать и беспрекословно исполнять. Иначе – смерть! (Это в тех условиях, о которых

сейчас речь).   Приведу один пример. Я недолгое время работал на Шпицбергене (Русский поселок Баренцбург). Руководитель авиационной группы рассказал мне одну историю. В зимнее время он со своими товарищами решил поехать в норвежский поселок Лонгйир. В летнее время туда можно добраться либо по воде, либо по воздуху.

В зимнее время  – только на скутерах. Дороги никакой нет. Ехали вдоль извилистого берега. Расстояние до поселка 55 километров. Сначала видимость была хорошая, затем погода испортилась. Начали плутать. Остановились, чтобы принять решение – куда ехать. Пять человек, пять разных мнений.

И только железная воля и властная рука руководителя, которого  послушали, спасли всю группу.

    Амундсен появился на свет в период надежд и ожиданий. Несмотря на то, что Норвегией четыреста лет владели датчане, а в XIX веке она оказалась под властью шведов, страну нельзя было назвать застойным болотом.

Ее охватило активное национальное движение. Она первой получила независимость после победы над Наполеоном.

Итог был впечатляющим: не прошло и ста лет, как Норвегия из находившейся в тени могущественных соседей бедной страны, превратилась в современное индустриальное государство.

    Едва научившись ходить, Руаль встал на лыжи. Первую пару лыж ему сделал отец. Это была примитивная конструкция: всего лишь бочарная клепка с ивовой петлей в качестве крепления. Ходить на них оказалось трудно. На рынке можно было найти настоящие детские лыжи с современными креплениями, но отец Руаля, хотя и был человеком состоятельным, не желал баловать своих сыновей.

   Дети Амундсенов (четыре мальчика, Руаль был младший) научили друг друга кататься. Это было традиционное норвежское сочетание бега по пересеченной местности, прыжков и катания с горы. В качестве трассы для новичков использовалась дорога, начинавшаяся от ворот их сада.

Именно зимой Хвидстен, как и большая часть норвежского ландшафта, наконец, становился самим собой. Река замерзала.

Сквозь стекло, обрамленное морозным узором, под ностальгический аккомпанемент треска поленьев в печи, Руаль мог видеть мачты поставленных на прикол кораблей, застывших на ветру и ловящих снежинки сетями своих снастей.

Пейзаж был тих, бел, холмист, с редкими вкраплениями домов и заплатками деревьев. Когда становилось совсем холодно и море замерзало, братья проезжали на коньках милю за милей в сторону внутренних островов архипелага Хвалер.

Это был типичный скандинавский зимний морской пейзаж, перемежавшийся закругленными силуэтами скал. Под ногами лед, твердая белая поверхность простирается до горизонта – такова она, пограничная страна, где земля и море, лед и вода сливаются воедино, почти смешиваясь друг с другом.

   Все это оставило глубокий след в душе Руаля. Он навсегда проникся красотой стремительного бега на лыжах и бесстрашного мореплавания, он вырос человеком моря и скал, воды и льда, леса и снега. Он полюбил наблюдать за природой, став наполовину моряком, наполовину – жителем гор. Это редкая, специфически норвежская комбинация.

   Родина воспитала в Руале все качества, необходимые полярному исследователю.   Какие события произошли в последующем? Смерть отца, когда Руалю было 14 лет, его глубокие эмоциональные переживания. Поворотный момент  в его жизни.

В 15 лет ему на глаза попала книга о сэре Джоне Франклине, после прочтения которой он решил стать полярным исследователем. В то время в Норвегии своих героев – полярников тогда еще не было.

Первый из них в это время только готовился сообщить о себе.

10 интересных фактов о Северном и Южном полюсе Земли

Кто первый покорил южный полюс. Кто первым достиг южного полюса
Экология

Полярные регионы Земли – самые суровые места на нашей планете.

Веками люди пытались ценою жизни и здоровья добраться и изучить Северный и Южный полярный круг.

Так что же мы узнали о двух противоположных полюсах Земли?

Чем отличается Арктика от Антарктики и Антарктиды и что у них общего?

1. Где находится Северный и Южный полюс: 4 типа полюсов

На самом деле существует 4 типа Северного полюса с точки зрения науки:

Северный магнитный полюс – точка на земной поверхности, на которую направлены магнитные компасы

Северный географический полюс – расположенный непосредственно над географической осью Земли

Северный геомагнитный полюс – связан с магнитной осью Земли

Северный полюс недоступности – самая северная точка в Cеверном Ледовитом океане и самая дальняя от земли со всех сторон

Было также установлено 4 типа Южного полюса:

Южный магнитный полюс – точка на земной поверхности, в которой магнитное поле Земли направлено вверх

Южный географический полюс – точка, расположенная над географической осью вращения Земли

Южный геомагнитный полюс— связан с магнитной осью Земли в южном полушарии

Южный полюс недоступности – точка в Антарктиде, наиболее удалённая от побережья Южного океана.

Кроме того есть церемониальный южный полюс – область предназначенная для фотосъемок на станции Амундсен-Скотт. Она расположена в нескольких метрах от географического южного полюса, но так как ледниковый покров все время движется, отметка сдвигается каждый год на 10 метров.

2. Географический Северный и Южный полюс: океан против континента

Северный полюс – это, по сути, замерзший океан, окруженный континентами. В отличие от него Южный полюс – это континент, окруженный океанами.

Кроме Северного Ледовитого океана, Арктический регион (Северный полюс) включает в себя часть Канады, Гренландию, Россию, США, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию.

Самая южная точка земли – Антарктида является пятым, самым большим континентом, площадью 14 миллионов кВ. км, 98 процентов которой покрыто ледниками. Она окружена южной частью Тихого океана, южной частью Атлантического океана и Индийским океаном.

Географические координаты Северного полюса: 90 градусов северной широты.

Географические координаты Южного полюса: 90 градусов южной широты.

Все линии долготы сходятся у обоих полюсов.

3. Южный полюс холоднее Северного полюса

Южный полюс гораздо холоднее Северного полюса. Температура в Антарктиде (Южный полюс) настолько низкая, что в некоторых местах этого континента снег никогда не тает.

Средняя годовая температура в этой области составляет -58 градусов по Цельсию зимой, а самая высокая температура была зафиксирована здесь в 2011 году и составила -12,3 градуса по Цельсию.

В отличие от него, средняя годовая температура в Арктическом регионе (Северный полюс) составляет – 43 градуса по Цельсию зимой и около 0 градусов летом.

Существует несколько причин, почему Южный полюс холоднее Северного. Так как Антарктида – это огромная суша, она получает мало тепла из океана.

В отличие от нее, лед в Арктическом регионе относительно тонкий и под ним находится целый океан, который смягчает температуру.

Кроме того Антарктида находится на возвышении на высоте 2,3 км и воздух тут холоднее, чем в Северном Ледовитом океане, который находится на уровне моря.

4. На полюсах нет времени

Время определяется долготой. Так, например, когда Солнце находится прямо над нами, местное время показывает полдень. Однако на полюсах все линии долготы пересекаются, а Солнце встает и садится только раз в году в дни равноденствия.

По этой причине, ученые и исследователи на полюсах используют время любого часового пояса, которое им больше нравится. Как правило, они ориентируются на среднее время по Гринвичу или часовому поясу страны, из которой они прибыли.

Ученые на станции Амундсен-Скотт в Антарктиде могут сделать быструю пробежку вокруг света, пройдя 24 часовых пояса за несколько минут.

5. Животные Северного и Южного полюса

У многих людей сложилось ошибочное мнение, будто полярные медведи и пингвины находятся в одной среде обитания.

На самом деле, пингвины живут только в южном полушарии – в Антарктиде, где у них нет естественных врагов. Если бы полярные медведи и пингвины обитали в одной области, полярные медведи не беспокоились бы об источнике пропитания.

Среди морских животных Южного полюса есть киты, морские свиньи и тюлени.

Белые медведи в свою очередь являются самыми крупными хищниками в северном полушарии. Они живут в северной части Северного Ледовитого океана и питаются тюленями, моржами и иногда даже выброшенными на берег китами.

Кроме того, на Северном полюсе обитают такие животные, как северные олени, лемминги, лисицы, волки, а также морские животные: белухи, косатки, морские выдры, нерпы, моржи и более 400 известных видов рыб.

6. Ничейная земля

Несмотря на то, что на Южном полюсе в Антарктиде можно увидеть множество флагов разных стран, это единственное место на земле, которое никому не принадлежит, и где нет коренного населения.

Здесь действует договор об Антарктиде, согласно которому территория и ее ресурсы должны быть использованы исключительно в мирных и научных целях. Ученые, исследователи и геологи – единственные люди, которые время от времени ступают на землю Антарктиды.

Напротив, на Северном полярном круге живет больше 4 миллионов людей на Аляске, в Канаде, Гренландии, Скандинавии и России.

7. Полярная ночь и полярный день

Полюса Земли – это уникальные места, где наблюдается самый длинный день, который длится 178 суток, и самая длинная ночь, которая длится 187 суток.

На полюсах наблюдается только один восход и один закат Солнца в год. На Северном полюсе Солнце начинает подниматься в марте в день весеннего равноденствия и опускается в сентябре в день осеннего равноденствия. На Южном полюсе наоборот, восход – во время осеннего равноденствия, а закат – в день весеннего равноденствия.

Летом Солнце здесь всегда над горизонтом, и Южной полюс получает солнечный свет круглосуточно. Зимой Солнце ниже горизонта, когда наблюдается круглосуточная темнота.

8. Покорители Северного и Южного полюса

Многие путешественники пытались добраться до полюсов Земли, потеряв свои жизни на пути к этим крайним точкам нашей планеты.

Кто первым достиг Северного полюса?

Было несколько экспедиций к Северному полюсу, начиная с 18-го века. Существуют разногласия по поводу того, кто первым достиг Северного полюса.

В 1908 году американский путешественник Фредерик Кук стал первым, кто заявил о том, что добрался до Северного полюса.

Но его соотечественник Роберт Пири опроверг это заявление, и 6 апреля 1909 года он официально стал считаться первым покорителем Северного полюса.

Первый перелет через Северный полюс: норвежский путешественник Руаль Амундсен и Умберто Нобиле 12 мая 1926 года на дирижабле “Норвегия”

Первая подводная лодка на Северном полюсе: атомная подводная лодка “Nautilus” 3 августа 1956 года

Первое путешествие на Северный полюс в одиночку: японец Наоми Уэмура, 29 апреля 1978 года, проехав 725 км на собачьих упряжках за 57 дней

Первая экспедиция на лыжах: экспедиция Дмитрия Шпаро , 31 мая 1979 года. Участники прошли 1500 км за 77 дней.

Первым переплыл Северный полюс: Льюис Гордон Пью преодолел 1 км в воде температурой -2 градуса по Цельсию в июле 2007 года.

Кто первым достиг Южного полюса?

Первыми покорителями Южного полюса стали норвежский путешественник Руаль Амундсен и британский исследователь Роберт Скотт, в честь которых была названа первая станция на Южном полюсе – станция Амундсен-Скотт. Обе команды пошли разным путем и достигли Южного полюса с разницей в несколько недель, первым был Амундсен 14 декабря 1911 года, а затем Р.Скотт 17 января 1912 года.

Первый перелет через Южный полюс: американец Ричард Бэрд, в 1928 году

Первыми пересекли Антарктиду без использования животных и механического транспорта: Арвид Фукс и Рейнольд Мейснер, 30 декабря 1989 года

9. Северный и Южный магнитный полюс Земли

Магнитные полюса Земли связывают с магнитным полем Земли. Они находятся на севере и юге, но не совпадают с географическими полюсами, так как магнитное поле нашей планеты меняется. В отличие от географических, магнитные полюса смещаются.

Северный магнитный полюс не находится точно в Арктическом регионе, а смещается к востоку со скоростью 10-40 км в год, так как на магнитное поле влияют подземные расплавленные металлы и заряженные частицы от Солнца. Южный магнитный полюс пока находится в Антарктиде, но он также смещается к западу со скоростью 10-15 км в год.

Некоторые ученые считают, что в один день может произойти смена магнитных полюсов, и это может привести к разрушению Земли. Однако смена магнитных полюсов уже происходила, сотни раз за последние 3 миллиарда лет, и это не привело к каким-то страшным последствиям.

10. Таяние льда на полюсах

Лед в Арктике в области Северного полюса, как правило, тает летом и снова замерзают зимой. Однако за последние годы, ледяная шапка стала таять очень быстрыми темпами.

Многие исследователи считают, что уже к концу века, а может и через несколько десятилетий, Арктическая зона останется безо льда.

С другой стороны в Антарктическом регионе на Южном полюсе содержится 90 процентов всего мирового льда. Толщина льда в Антарктиде составляет в среднем 2,1 км. Если бы весь лед Антарктиды растаял, уровень моря во всем мире поднялся бы на 61 метр.

К счастью в ближайшем будущем такое не произойдет.

Несколько занимательных фактов о Северном и Южном полюсе:

1. На станции Амундсен-Скотт на Южном полюсе существует ежегодная традиция. После того, как последний самолет с продовольствием улетает, исследователи смотрят два фильма ужасов: фильм “Нечто” (об инопланетном существе, которое убивает жителей полярной станции в Антарктиде) и фильм “Сияние” (о писателе, который находится в пустой отдаленной гостинице зимой)

2. Птица полярная крачка каждый год совершает рекордный перелет из Арктики в Антарктиду, пролетая больше 70 000 км.

3. Остров Каффеклуббен – небольшой островок на севере Гренландии считается участком земли, который находится ближе всего к Северному полюсу в 707 км от него.

Открытие Южного полюса. Руаль Амундсен и Роберт Скотт. Исследовательские станции в Антарктиде

Кто первый покорил южный полюс. Кто первым достиг южного полюса

Открытие Южного полюса – многовековая мечта полярных исследователей – на своём заключительном этапе летом 1912 года приняла характер напряжённого состязания между экспедициями двух государств – Норвегии и Великобритании. Для первых оно завершилось триумфом, для других – трагедией. Но, несмотря на это, руководившие ими великие путешественники Руаль Амундсен и Роберт Скотт навеки вошли в историю освоения шестого континента.

Первые исследователи южных полярных широт

Покорение Южного полюса началось ещё в те годы, когда люди лишь смутно догадывались, что где-то на краю Южного полушария должна быть земля. Первым из мореплавателей, которому удалось приблизиться к ней, был Америго Веспуччи, совершавший плаванье в Южной Атлантике и в 1501 году достигший пятидесятой широты.

Это была эпоха, когда совершались великие географические открытия. Кратко описав своё пребывание в этих, прежде недоступных широтах (Веспуччи был не только мореплавателем, но и учёным), он продолжил свой путь к берегам нового, недавно открытого континента – Америки, – носящего сегодня его имя.

Планомерное исследование южных широт в надежде отыскать неведомую землю почти три века спустя предпринял знаменитый англичанин Джеймс Кук. Ему удалось приблизиться к ней ещё больше, достигнув при этом семьдесят второй параллели, но дальнейшему его продвижению на юг помешали антарктические айсберги и плавучие льды.

Антарктида, Южный полюс, а самое главное – право называться первооткрывателем и первопроходцем скованных льдом земель и связанная с этим обстоятельством слава не давали покоя многим. В течение всего XIX века шли непрестанные попытки покорения шестого континента.

В них приняли участие наши мореплаватели Михаил Лазарев и Фаддей Беллинсгаузен, которых направило Российское географическое общество, англичанин Кларк Росс, достигший семьдесят восьмой параллели, а также целый ряд немецких, французских и шведских исследователей.

Увенчались сии предприятия успехом лишь на исходе столетия, когда австралийцу Иоганну Буллю выпала честь первому ступить на берег неведомой доселе Антарктиды.

С этого момента в антарктические воды устремились не только учёные, но и китобои, для которых холодные моря представляли широкий промысловый простор.

Год за годом осваивалось побережье, появились первые исследовательские станции, но Южный полюс (его математическая точка) по-прежнему оставался недосягаем.

В этом контексте с необычайной остротой встал вопрос: кому удастся опередить конкурентов и чей национальный флаг первым взовьётся на южной оконечности планеты?

В начале XX века неоднократно предпринимались попытки покорить неприступный уголок Земли, и с каждым разом полярникам удавалось всё больше к нему приблизиться.

Кульминация же наступила в октябре 1911 года, когда суда сразу двух экспедиций – британской, под руководством Роберта Фолкона Скотта, и норвежской, которую возглавлял Руаль Амундсен (Южный полюс для него был давней и заветной мечтой), почти одновременно взяли курс к берегам Антарктиды. Их разделяли лишь несколько сот миль.

Любопытно, что вначале норвежская экспедиция не собиралась штурмовать Южный полюс. Амундсен и члены его экипажа направлялись в Арктику. Именно северная оконечность Земли значилась в планах амбициозного мореплавателя.

Однако в пути он получил сообщение, что Северный полюс уже покорился американцам – Куку и Пири. Не желая ронять свой престиж, Амундсен резко изменил курс и повернул на юг.

Тем самым он бросил вызов британцам, и они не могли не постоять за честь своей нации.

Его соперник Роберт Скотт, прежде чем посвятить себя исследовательской деятельности, длительное время служил офицером военно-морского флота её величества и получил достаточный опыт командования линкорами и крейсерами.

Выйдя в отставку, он провёл два года на побережье Антарктиды, принимая участие в работе научной станции.

Им даже была предпринята попытка пробиться к полюсу, но продвинувшись за три месяца на весьма значительное расстояние, Скотт был вынужден повернуть обратно.

Накануне решающего штурма

Тактика достижения цели в своеобразной гонке «Амундсен – Скотт» у команд была различная. Основным транспортным средством англичан являлись маньчжурские лошадки. Низкорослые и выносливые, они как нельзя лучше подходили к условиям полярных широт.

Но, кроме них, в распоряжении путешественников имелись и традиционные в таких случаях собачьи упряжки и даже совершенная новинка тех лет – моторные сани.

Норвежцы же во всём положились на проверенных северных лаек, которые должны были на всём протяжении пути тянуть четверо нарт, тяжелогруженых снаряжением.

И тем и другим предстоял путь длиной восемьсот миль в один конец, и столько же обратно (если останутся живы, разумеется).

Впереди их ждали ледники, изрезанные бездонными трещинами, страшные морозы, сопровождавшиеся метелями и пургой и полностью исключавшей видимость, а также неизбежные в таких случаях обморожения, травмы, голод и всевозможные лишения.

Наградой же для одной из команд должна была стать слава первооткрывателей и право водрузить на полюсе флаг своей державы. Ни норвежцы, ни британцы не сомневались, что игра стоит свеч.

Если Роберт Скотт был более умелым и искушённым в мореплавании, то Амундсен явно превосходил его как опытный полярник. Решающим переходам к полюсу предшествовала зимовка на антарктическом континенте, и норвежец сумел выбрать для неё гораздо более подходящее место, чем его британский коллега.

Во-первых, их лагерь располагался почти на сто миль ближе к конечной точке путешествия, чем у британцев, а во-вторых, маршрут от него к полюсу Амундсен проложил таким образом, что сумел миновать районы, где в это время года свирепствовали наиболее сильные морозы и непрекращающиеся бураны и метели.

Триумф и поражение

Отряд норвежцев сумел проделать весь намеченный путь и вернуться в базовый лагерь, уложившись в период короткого антарктического лета.

Остаётся лишь восхищаться тем профессионализмом и блеском, с которым Амундсен провёл свою группу, выдержав с невероятной точностью им самим составленный график следования.

Среди людей, доверившихся ему, не было не только погибших, но даже получивших сколько-нибудь серьёзные травмы.

Совершенно иная судьба ожидала экспедицию Скотта.

Перед самым тяжёлым участком пути, когда до цели оставалось сто пятьдесят миль, повернули назад последние члены вспомогательной группы, и пятеро исследователей-англичан сами впряглись в тяжёлые нарты.

К этому времени пали все лошади, вышли из строя моторные сани, а собаки были попросту съедены самими полярниками – приходилось идти на крайние меры, чтобы выжить.

Наконец, 17 января 1912 года в результате неимоверных усилий они достигли математической точки Южного полюса, но там их ждало страшное разочарование. Всё вокруг носило следы побывавших здесь перед ними соперников.

На снегу виднелись отпечатки полозьев нарт и собачьих лап, но убедительнее всего свидетельствовала об их поражении оставленная между льдов палатка, над которой развевался норвежский флаг.

Увы, открытие Южного полюса ими было упущено.

О том потрясении, которое пережили члены его группы, Скотт оставил записи в дневнике. Ужасное разочарование повергло британцев в настоящий шок. Последующую ночь все они провели без сна.

Их тяготили мысли о том, как они посмотрят в глаза тем людям, которые на протяжении сотен миль пути по ледяному континенту, замерзая и проваливаясь в трещины, помогали им достигнуть последнего участка пути и предпринять решительный, но не увенчавшийся успехом штурм.

Однако, несмотря ни на что, следовало собраться с силами и возвращаться. Между жизнью и смертью пролегли восемьсот миль обратного пути.

Двигаясь от одного промежуточного лагеря с топливом и продуктами к другому, полярники катастрофически теряли силы. Их положение с каждым днём становилось всё безнадёжнее.

Через несколько дней пути лагерь впервые посетила смерть – умер самый молодой из них и казавшийся физически сильным Эдгар Эванс. Его тело зарыли в снег и завалили тяжёлыми льдинами.

Следующей жертвой стал Лоуренс Отс – драгунский капитан, отправившийся на полюс, гонимый жаждой приключений. Обстоятельства его гибели весьма примечательны – отморозив руки и ноги и сознавая, что становится обузой своим товарищам, он ночью втайне ото всех покинул место ночлега и ушёл в непроглядную тьму, добровольно обрекая себя на смерть. Его тело так никогда и не было найдено.

До ближайшего промежуточного лагеря оставалось лишь одиннадцать миль, когда неожиданно поднялась пурга, полностью исключавшая возможность дальнейшего продвижения. Трое англичан оказались в ледяном плену, отрезанные от всего мира, лишённые пищи и какой-либо возможности обогреться.

Разбитая ими палатка, разумеется, не могла служить хоть сколько-нибудь надёжным укрытием. Температура воздуха снаружи опустилась до отметки -40 оС, соответственно, внутри, при отсутствии обогревателя, она была ненамного выше. Эта коварная мартовская пурга так никогда и не выпустила их из своих объятий…

Посмертные строки

Спустя полгода, когда трагический исход экспедиции стал очевиден, на поиски полярников была послана спасательная группа. Среди непроходимых льдов ей удалось обнаружить занесённую снегом палатку с телами трёх британских исследователей – Генри Бауэрса, Эдварда Уилсона и их командира Роберта Скотта.

Среди вещей погибших были найдены дневники Скотта, и, что поразило спасателей, мешки с геологическими образцами, собранными на склонах выступающих из ледника скал. Невероятно, но трое англичан упорно продолжали тащить эти камни даже тогда, когда практически не было надежды на спасение.

В своих записях Роберт Скотт, подробно изложив и проанализировав причины, приведшие к трагической развязке, дал высокую оценку нравственным и волевым качествам сопровождавших его товарищей.

В заключение, обращаясь к тем, в чьи руки попадёт дневник, он просил сделать всё, чтобы не остались брошенными на произвол судьбы его родные.

Посвятив несколько прощальных строк своей жене, Скотт завещал ей позаботиться о том, чтобы их сын получил соответствующее образование и сумел продолжить его исследовательскую деятельность.

К слову сказать, в будущем его сын Питер Скотт стал знаменитым экологом, посвятившим свою жизнь охране природных ресурсов планеты. Появившись на свет незадолго до того дня, когда его отец отправился в последнюю в своей жизни экспедицию, он дожил до преклонных лет и умер в 1989 году.

Общественный резонанс, вызванный трагедией

Продолжая рассказ, следует заметить, что состязание двух экспедиций, результатом которого для одной стало открытие Южного полюса, а для другой – смерть, имело весьма неожиданные последствия.

Когда завершились торжества по случаю этого, безусловно, важного географического открытия, смолкли поздравительные речи и отзвучали овации, встал вопрос о моральной стороне произошедшего.

Не оставалось сомнения, что косвенным образом причина гибели британцев заключалась в глубокой депрессии, вызванной победой Амундсена.

Не только в британской, но и в норвежской прессе появились прямые обвинения в адрес ещё недавно чествуемого победителя.

Поднимался вполне резонный вопрос: имел ли моральное право опытный и весьма искушённый в исследовании крайних широт Руаль Амундсен втягивать в состязательный процесс амбициозного, но лишённого необходимых навыков Скотта и его товарищей? Не было ли правильнее предложить ему объединиться и общими усилиями осуществить задуманное?

Загадка Амундсена

Как отнёсся к этому Амундсен и обвинял ли он себя в том, что невольно стал причиной гибели своего британского коллеги – вопрос, навсегда оставшийся без ответа.

Правда, многие из тех, кто близко знал норвежского исследователя, утверждали, что видели явные признаки его душевного смятения.

В частности, доказательством того могли послужить его попытки публичных оправданий, совершенно не свойственные его гордой и отчасти высокомерной натуре.

Некоторые биографы склонны видеть свидетельство непрощённой самому себе вины в обстоятельствах гибели самого Амундсена. Известно, что летом 1928 года он отправился в арктический полёт, суливший ему верную смерть.

Подозрение в том, что он заранее предвидел собственную гибель, вызывает предпринятая им подготовка.

Мало того, что Амундсен привёл в порядок все дела и расплатился с кредиторами, он ещё и распродал всё своё имущество, как будто не собирался возвращаться назад.

Шестой континент сегодня

Так или иначе, а открытие Южного полюса совершено им, и эту честь уже никто у него не отнимет. В наши дни на южной оконечности Земли ведутся широкомасштабные научные исследования.

На том самом месте, где когда-то норвежцев ожидал триумф, а британцев – величайшее разочарование, сегодня находится международная полярная станция «Амундсен – Скотт». В её названии незримо объединились эти два неустрашимых покорителя крайних широт.

Благодаря им Южный полюс на глобусе воспринимается в наши дни как нечто привычное и вполне досягаемое.

В декабре 1959 года был заключён международный договор по Антарктиде, первоначально подписанный двенадцатью государствами. Согласно этому документу, любая страна имеет право производить научные исследования на всей территории континента южнее шестидесятой широты.

Благодаря этому сегодня многочисленные исследовательские станции в Антарктиде ведут разработку самых передовых научных программ. В наши дни их насчитывается более пятидесяти. В распоряжении учёных не только наземные средства контроля над окружающей средой, но и авиация и даже спутники.

Имеет своих представителей на шестом континенте и Российское географическое общество. Среди действующих станций есть ветераны, такие как «Беллинсгаузен» и «Дружная 4», а также сравнительно новые – «Русская» и «Прогресс».

Всё говорит о том, что и в наши дни не прекращаются великие географические открытия.

Кратко изложенная история того, как отважные норвежские и британские путешественники, презрев опасности, стремились к заветной цели, лишь в общих чертах может передать всю напряжённость и драматизм тех событий. Неверно рассматривать их поединок лишь как борьбу личных амбиций. Несомненно, первостепенную роль в нём сыграла жажда открытия и построенное на истинном патриотизме желание утвердить престиж своей страны.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.