Крещение христа андреа дель вероккьо и леонардо да винчи. Крещение христа – творчество леонардо да винчи

7 небанальных фактов о Леонардо да Винчи

Крещение христа андреа дель вероккьо и леонардо да винчи. Крещение христа - творчество леонардо да винчи

Леонардо да Винчи изобрел вертолет, не интересовался женщинами и не ел мяса. В наши дни Лео считали бы очень модным! О том, как сын простого нотариуса заткнул за пояс всех художников своего времени и обогнал будущее – в нашем материале.

Леонардо да Винчи – гениальный художник, архитектор, учёный, изобретатель, шахматист и музыкант. И это далеко не полный перечень его профессий. Как вы понимаете, обычному человеку такое не по зубам. И жизнь такого человека просто не могла пройти скучно. Так и есть – она насыщена самыми необычными фактами.

Перед тем, как приступить к ним, давайте кратко посмотрим, в какой семье он родился и вырос. У него было хорошее бесконфликтное детство. Леонардо да Винчи родился в семье богатого нотариуса и простой крестьянки.

Они не были женаты и вскоре его отец женился на богатой аристократке. Брак оказался бездетным, поэтому они воспитывали Лео.

Но потеряв родную мать, юный гений часто о ней переживал и вспоминал, отражая ее образ в искусстве.

Жуткий щит Медузы

Это была первая серьезная работа Лео. Его отца попросили найти художника, который красиво распишет круглый деревянный щит. Леонардо с энтузиазмом взялся за эту работу.

Он решил сделать щит с головой Медузы, но для натурализма и устрашения он вылепил на нем живую скульптуру. Он набрал и засушил насекомых и ящериц, кузнечиков, змей, гусениц, летучих мышей и т п. И сложил рисунок головы Медузы из них. Щит реально ужасал окружающих!

Отец Леонардо не отдал работу заказчику, купив ему другой щит. А этот за дорого был продан на ярмарке во Флоренции.

Щита Леонардо не осталось, но есть аналог – художественная копия от другого гения эпохи Возрождения – Караваджо. А теперь, представьте, как бы выглядел этот жуткий рисунок, не нарисованный кистью, а выложенный из насекомых, змей и прочих монстров.

Щит головы горгоны Медузы в исполнении Караваджо

Художественный баттл: ученик лишил работы учителя

В 14 лет Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо и изучает искусство живописи. Это была лучшая мастерская того времени. В 20 лет из подмастерья становится мастером.

Верроккьо получает заказ на картину «Крещение Христа». Картину рисуют вместе всей школой, каждому ученику дают отдельный элемент – это обычная практика того времени.

Леонардо поручают нарисовать ангела и тот получается таким живым и удивительным, что превосходство ученика над учителем становится заметным всем.

После этой истории Верроккьо так расстроился, что забросил живопись и больше никогда не рисовал.

Картина “Крещение Христа”, ангела в левом нижнем углу нарисовал Леонардо да Винчи

Женщины Леонардо…или мужчины?

Личную жизнь гений держал в тайне. Впрочем, известно, что Леонардо никогда не встречался с женщинами. В какой-то момент это породило слухи о его нетрадиционной ориентации, якобы он домогался натурщиков. Но это оказались слухи злопыхателей и они не подтвердились. На тему личной жизни Леонардо вообще предпочитал не разговаривать.

Друзья и ученики в воспоминаниях говорят, что Леонардо был девственником. Ему это было неинтересно, он был полностью поглощен искусством и наукой.

Детей у него не было, поэтому все богатое наследство – произведения искусства, уникальные документы, недвижимость и виноградники – он завещал своим ученикам и любимому слуге.

«Мы ходячие кладбища!»

Леонардо да Винчи очень любил животных и был вегетарианцем. Он считал, что человек не должен держать птиц в клетках и выставлять зверей на посмешище в цирках.

«Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса», – Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи».

Если человек – царь зверей, то он не должен убивать животных, был уверен Леонардо.

И, уж простите за аналогию, отсутствие интереса к женщинам и вегетарианство – в этом он тоже обошел время. В наши дни это уже стало трендом!

Искусство в кулинарии

Впрочем, не взирая на вегетарианство, с мясом гений был связан непосредственно. Леонардо да Винчи 13 лет был придворным мастером кулинарии. Он отвечал за изысканный вкус блюд и красивую сервировку. Самое известное его блюдо – тушёное мясо в нарезку и красиво разложенные овощи. Его очень любили при дворе.

«Почерк Леонардо»

Леонардо да Винчи в расцвете сил

Вы считаете, что наши врачи пишут рецепты странно и непонятно? Просто они ведут традиции от Леонардо да Винчи. Его особенный почерк даже вошел в историю. Леонардо да Винчи был амбидекстром —то есть равно владел и левой и правой руками. И писал он справа налево. По его словам, ему так было удобнее писать.

Видел будущее

Множество проектов и произведений Леонардо да Винчи смогли реализовать только спустя сотни лет. Такое ощущение, что гений родился не в то время, ведь проектировал и изобретал он по современным законам, отличным от своего времени.

Приведу самые интересные проекты.

В когда 15 века в Италии свирепствовала чума, которая выкашивала целые города. Леонардо разработал и показал властям проект идеального города. С учетом особой планировки и системы канализации болезни в этом городе не распространялись так катастрофически быстро. Власти проект отклонили, а через несколько веков англичане стали строить города по его эскизам.

Дельтаплан да Винчи может взлетать в воздух, но сам мастер об этом, увы, уже не узнает

Летательные аппараты Леонардо не смогли подняться в воздух только из-за несовершенства материалов. Современные дельтапланы по его эскизам вполне нормально летают. Парашют и вертолет, кстати, тоже его изобретения.

Водолазный костюм Да Винчи

Леонардо изобрел водолазные костюмы, первые из которых сделали уже при его жизни. До сих пор подводное снаряжение работает по тем же принципам.

Что ж. Леонардо действительно удивительный человек, который реализовался во всех сферах. И создавал шедевры до глубокой старости. Почему же в наши дни не появляется подобного гения? По моему, современности очень не хватает свежего взгляда в будущее. А как вы думаете, в чем секрет многостаночности Лео?

Картина Леонардо да Винчи

Крещение христа андреа дель вероккьо и леонардо да винчи. Крещение христа - творчество леонардо да винчи

Леонардо да Винчи – гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.

Леонардо да Винчи – гений эпохи

Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства – живопись, графика, скульптура и др. – являются средоточием его научной мысли.

Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: “Нет предела совершенству”.

И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.

История создания картины

Картина “Крещение Христа” для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.

Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо.

Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить.

Однако эта информация не подтверждается фактами.

Именно с картины “Крещение Христа” начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.

Сейчас картина Леонардо да Винчи “Крещение Христа” экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.

Сюжет произведения

Сюжет картины “Крещение Христа”, или Богоявление – один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: “Не я тебя, но ты меня крестить должен”. Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.

Описание картины Леонардо да Винчи “Крещение Христа”

В картине “Крещение Христа” Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) – Иоанн Креститель.

В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой – чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия.

Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела – свидетели таинства ведут неспешную беседу.

Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь – Бога-Духа Святого.

С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой – обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: “И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”.

Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано – местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо – деревеньки Винчи – один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.

Символика цвета в картине

Если обратиться к цветовому решению картины “Крещение Христа” Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков.

И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость.

Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста – служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели.

А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.

Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: “Почему в блогах и на туристических страничках в среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о “Крещении Христа” Леонардо да Винчи?”

Андреа дель Верроккьо – великий скульптор и живописец эпохи Возрождения

Крещение христа андреа дель вероккьо и леонардо да винчи. Крещение христа - творчество леонардо да винчи

Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) – знаковая личность, выдающийся итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, сумевший благодаря своему таланту и неиссякаемому трудолюбию оставить глубокий след в мировой культуре. Его великолепные работы получили признание как современников, так и потомков.

Полотна и скульптуры, созданные мастером, входят в коллекции многих музеев Италии и других стран мира, восхищая необыкновенной манерой исполнения и глубиной идейного замысла.

Биографические сведения и мастерская Верроккьо

О личной жизни Андреа дель Верроккьо, настоящее имя которого было Андреа ди Микеле Чони (Andrea di Michele Cioni), сохранилось мало сведений. Известно, что он родился во Флоренции (Firenze), примерно в 1435 году.

В детстве и юности увлекался музыкой, проявлял склонность к техническим наукам, любил геометрию и астрономию.

Семья будущего мастера не принадлежала к знатному роду, но, благодаря отцу, работавшему ремесленником, а позже трудившемуся в таможенной службе города, не испытывала особой материальной нужды.

После ранней смерти кормильца 17-летнему Андреа пришлось самостоятельно зарабатывать на жизнь и обеспечивать пропитанием некоторых своих братьев и сестёр. При этом увлечённость искусством и неутолимое желание создавать прекрасные произведения определили судьбу юноши.

Творческий путь молодого Андреа, как и многих знаменитых художников и скульпторов эпохи Возрождения, начался с обучения и работы в одной из ювелирных мастерских Флоренции.

Там он занимался не только изготовлением драгоценных украшений, но и познавал основы живописи, пластики и архитектуры.

Его первым учителем был Джулиано Веррокки, фамилию которого в несколько изменённом виде Андреа заимствовал для своего будущего псевдонима.

Спустя несколько лет Андреа дель Верроккьо основал собственную художественную мастерскую, пользовавшуюся невероятной популярностью у жителей Флоренции. Это место стало источником разностороннего образования и бесценного профессионального опыта для целой плеяды молодых, подающих надежду художников и скульпторов, будущих титанов эпохи Возрождения. В их число входили:

  • Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli);
  • Пьетро Перуджино (Pietro Perugino);
  • Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio);
  • Лоренцо ди Креди (Lorenzo di Credi);
  • Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci).

В мастерской Верроккьо царила атмосфера бесконечной любви к искусству, науке, философии и литературе.

Помимо изучения традиционных способов работы с красками, металлом, камнем, гипсом и кожей здесь уделялось особое внимание точным дисциплинам и их практическому применению в живописи и скульптуре, разгорались споры о художественной ценности тех или иных произведений, подробно обсуждались идеи гуманизма, велись дискуссии об античном наследии.

Верроккьо снискал глубокое уважение и покровительство многих влиятельных граждан и меценатов Флоренции, получая от них различные заказы.

Особый интерес к его творениям проявляли представители клана Медичи (Medici), являвшиеся в тот период негласными правителями республики.

С большим талантом и находчивостью Верроккьо удавалось выполнять декорирование пиршеств знатных особ и оформление придворных празднеств.

Большую часть жизни он жил и творил в родном городе. В конце XV столетия переехал в Венецию (Venezia), где скончался в возрасте 53 лет, в 1488 году.

Скульптуры и картины – особый стиль мастера

В искусствоведческих кругах принято считать, что Верроккьо обратился к живописи не ранее 60-х годов XV столетия. Выполненные им картины посвящены преимущественно религиозной тематике.

Главенствующее место в евангельских сюжетах, мастерски воссозданных художником, занимает изображение Мадонны (как правило, с маленьким Христом). В произведениях Верроккьо Богородица почти всегда предстаёт печальной девой, исполненной тихой грустью и смирением.

Отличительной чертой стиля считается особая аристократическая утончённость, скрупулёзность передачи деталей, точность и острота рисунка, одухотворенность и лиричность образов.

Примечательно, что не всем картинам, известным как работы кисти Верроккьо, с абсолютной точностью можно приписать авторство флорентийского художника.

В скульптурных произведениях отчётливо читается влияние античного искусства и творческого наследия таких гениальных художников как Донателло (Donatello), Антонио дель Поллайоло (Antonio del Pollaiolo), Дезидерио да Сеттиньяно (Desiderio da Settignano). Верроккьо стремился к совершенству форм и во многом преуспел в этом. Работы скульптора, считавшегося в свою эпоху лучшим знатоком металла, оказали значительное влияние на развитие бронзовой литой пластики.

Крещение Христа

Картина Крещение Христа (Battesimo di Cristo) признана самой знаменитой работой мастера, выполненной в соавторстве с его учеником, юным Леонардо да Винчи в 70-ы годы XV столетия. В основе сюжета – каноническая библейская сцена из Евангелия от Матвея, часто встречающаяся на полотнах живописцев той эпохи.

В композиционном решении, в том, как изображена центральная фигура Спасителя, стоящего в водах Иордана, так же как и в образе Иоанна Крестителя прослеживаются характерные особенности средневековой живописи.

В героях нет индивидуальности, они скорее выполняют роль символов, олицетворяя величественность и глубокую одухотворённость. Движения кажутся скованными, в них отсутствует динамизм, позы выглядят несколько искусственными.

Задний план, напоминающий не пейзаж, а декорацию, лишён ощущения пространства и перспективы. В то же время произведение отличается богатой цветовой палитрой и разнообразием оттенков.

https://www.youtube.com/watch?v=siZ-OTvWN-o

В нижнем левом углу картины – фигура маленького ангела, облачённого в голубое одеяние. Автором этой части работы, выполненной (в отличие от всего произведения) не темперными, а масляными красками, был Леонардо да Винчи.

До 1530 года картина находилась в церкви Сан-Сальви (San Salvi), во Флоренции, потом была перевезена в Галерею Уффици (Galleria degli Uffizi), где экспонируется и в наши дни.

Давид

Почти метровая (125 см) бронзовая статуя Давида, выполненная с невероятным техническим мастерством, относится к 60-70-м годам XV столетия.

Эта скульптурная работа прославила Верроккьо и по праву стала считаться эталоном ренессансной пластики.

В произведении мастера отчётливо прослеживается влияние Донателло и его изваяния молодого обнажённого царя, воина-победителя, созданного несколькими десятилетиями ранее.

Скульптура Верроккьо отличается изяществом, аристократизмом, выразительностью и анатомической точностью передачи форм человеческого тела. Библейский царь, созданный скульптором, предстаёт отважным, торжествующим юношей, наслаждающимся своей победой над поверженным Голиафом.

Его стройное, прекрасное тело облачено в тесно прилегающих кожаный колет.

Расслабленная поза, полуулыбка на губах, разворот головы, – каждая деталь повествует о глубокой удовлетворённости героя и его уверенности в себе, а отрубленная мощная голова великана, лежащая у ног юного воина, красноречиво подчёркивает ценность выигранного сражения.

Существует предание, согласно которому именно Леонардо да Винчи позировал для Верроккьо, работавшего над статуей Давида, но доказать достоверность этой легенды не представляется возможным.

Скульптурное произведение выполнялось по заказу семьи Медичи и первоначально должно было служить украшением виллы Кареджи (Careggi), после статую передали в Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), где располагалась флорентийская синьория, в 1777 году работа мастера попала в Галерею Уффици. В настоящее время великолепное изваяние Верроккьо входит в сокровищницы Национального музея Барджелло (Museo Nazionale del Bargello).

  • Советую почитать про Давида Микеланджело

Уверение Фомы

Монументальная работа Христос и святой Фома, в искусствоведческих кругах она носит также название Неверие (или Уверение) святого Фомы (Incredulita di san Tommaso) была выполнена в 60-80 годы XV столетия.

Скульптурную группу первоначально установили в одной из 14 ниш, украшавших внешние стены церкви Орсанмикеле (Orsanmichele) во Флоренции, сейчас она заменена копией, а оригинал, подвергшийся в конце прошлого столетия масштабной реставрации, хранится в стенах одноимённого музея, расположенного при храме. 

В основе композиции – известный евангельский сюжет, повествующий о том, как Иисус, воскреснув из мёртвых, позволяет своему усомнившемуся ученику приложить пальцы к ранам, оставленным после распятия.

Образ Спасителя играет главенствующую роль, святой апостол стоит слева, его фигура выступает за пределы ниши, но единство линий ниспадающих одеяний, одухотворённость жестов и глубокий драматизм на лицах героев, рождают ощущение абсолютной художественной цельности и законченности произведения. Такое композиционное решение фасадной скульптуры было настоящим новаторством для искусства той эпохи.

↘️

Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов»

Крещение христа андреа дель вероккьо и леонардо да винчи. Крещение христа - творчество леонардо да винчи

Однако были у такого подхода и свои минусы. Дело в том, что во Флоренции при Лоренцо Великолепном процветала Платоновская академия, в моде были неоплатоники и античность. И все известные люди, даже городские олигархи, считали для себя правилом хорошего тона разговаривать на изящном языке Вергилия.

А да Винчи, так и не получивший классического образования, лишь позднее выучил латынь, и она у него хромала. Это закрыло ему двери во многие дома высокопоставленных лиц, где принято было вести на латыни светские беседы.

А такие современники Леонардо как, например, Боттичелли, были в подобных домах обласканы – не в последнюю очередь потому, что владели языком древних римлян и могли поддержать разговор по моде своего времени.

При этом Леонардо был на сто процентов дитя эпохи Возрождения. Например, идея Платона, что наш мир – это отражение той гармонии, которая существует на небесах, очень ярко отразилась в его творчестве. Художник видел в центре вселенной именно человека, однако человек был для него ценностью не сам по себе, а в сочетании с духом.

У Леонардо был большой трактат, посвященный этой теме, где прозвучала очень важная, характерная мысль: где нет Духа Божия, там нет искусства, а где мысль не работает рядом с рукой – там нет художника.

Такое интересное соединение Божественного промысла с человеческим действием проистекает из идей платоников, которые вдохновляли художников Возрождения и которыми в то время была переполнена Флоренция.

Мадонны Леонардо

В 1472 году Леонардо открыл собственную мастерскую. Он получил признание, вступил в Гильдию художников имени апостола Луки и теперь мог жить самостоятельно. Однако до 1476 года он оставался при Верроккьо.

В этот период ему начали заказывать самостоятельные работы. Самые лучшие из них связаны с Божией Матерью. Это уже упомянутая «Мадонна с гвоздикой», где Младенец тянет руки к цветам, а красный цвет гвоздик символизирует Распятие.

Это «Благовещение», которое вообще стало первым холстом, где действие разворачивается не в помещении и даже не у храма, а просто на свежем воздухе. Мария сидит у дома, занимается рукоделием. Архангел Гавриил устремляется к Ней – и мы как будто видим его движение, но в то же время он замирает в молитвенном почитании.

На заднем плане – абсолютно итальянский пейзаж, который тоже как будто застывает в тот момент, когда Архангел произносит слова: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…»

Благовещение

Божия Матерь изображена совсем юной Девой, на Ней одежды классических цветов – красного, голубого… Очень важно здесь то, что Ее образ воплощает в себе не только красоту небес, но и красоту земную. Леонардо как будто повторяет мысль, что Богородица – самое совершенное творение, чистейшее и смиреннейшее Дитя, которое человечество смогло произвести на свет.

Поклонение волхвов

«Поклонение волхвов» – работа того же, флорентийского периода. Эта картина датирована 1481 годом, хотя вполне возможно, что дата не точна. Ее заказал монастырь Сан-Донато под Флоренцией, в Скопето, между 1472 и 77 годами. Картина должна была украсить алтарь.

Леонардо тогда только вступил в Гильдию святого Луки и только получил диплом мастера, но слава о нем уже прогремела. Правда, уже тогда о нем стали поговаривать, что он, конечно, гений, но человек необязательный: может взяться за работу и не закончить ее.

«Поклонение волхвов» – яркий тому пример.

В самом центре холста здесь Божия Матерь с Младенцем (1), все остальные фигуры группируются вокруг Нее. Это самые разные люди, но основная цель у них общая – увидеть, дотянуться, поклониться Младенцу. Надо сказать, Леонардо первым среди своих современников сделал такой серьезный смысловой акцент на физиономических типах людей второго плана.

Все они очень разные по возрасту, по выражению лиц, по динамике, по тому, как они склоняются перед Богородицей… Тут же присутствуют и животные – лошади. Искусствоведы пишут, что у Леонардо они как будто разделяют человеческие чувства.

Но можно сказать и иначе… Да Винчи был очень образованным человеком для своего времени, прекрасно знал Священное Писание, сочинения Платона, не чужд был богословия. И в «Поклонении волхвов» есть очень важная мысль.

С Рождеством Христа для человека появляется возможность вернуть себе утраченный рай, то состояние Эдема, прямое богообщение, которое было доступно ему до грехопадения и было в результате утрачено. Так вот животные не просто разделяют человеческие чувства.

Как пишет апостол Павел, всякая тварь вместе с человеком ждет окончательного преображения, ведь вместе человеком и животные были низведены из Эдема. Конечно, они не были виновны в грехопадении. Но поскольку все они были созданы для человека, то разделили его участь. Поэтому всякая тварь с воздыханием ждет преображения человека, ждет восстановления вселенской гармонии, а потому разделяет и радость Рождества Спасителя. В «Поклонении волхвов» это очевидно проявляется.

Другой важный смысловой момент картины связан с деревьями – пальмой (2) и дубом (3). На холсте они являются своеобразными осями, вокруг которых разворачивается композиция. Здесь да Винчи выступил и как символист (Ренессанс вообще немыслим без символизма).

Пальма отсылает нас, прежде всего, к Иерусалиму, дуб – к кельтской культуре, где он почитался как символ вечности. Когда христианские миссионеры просвещали языческий Рим, представителей галло-римской культуры, они не удалили этот символ из христианского контекста, они наполнили его новым содержанием.

Да, дуб – это символ вечности, но все-таки он тоже творение единого Бога, главного Художника этого мира. Кстати, со времен короля Артура сохранялась традиция для правителя вести прием по личным вопросам под дубом – считалось, что именно там следует вершить справедливый суд.

Впоследствии многие европейские правители возвращались к этой древней традиции.

Пальма, в свою очередь, – это растение, ветвями которого приветствовали Спасителя в Иерусалиме, исповедуя Его как Царя. Но это еще и то растение, которое паломники издавна, еще до падения Иерусалима приносили со Святой земли. Таким образом, дуб – символ Рима и Италии, пальма – символ Иерусалима, и на холсте происходит соединение этих двух пространств.

Но все же смысловой центр композиции – Пресвятая Богородица, именно к Ней и к Младенцу все здесь устремлено. Волхвы приносят Ему дары, и вот… У да Винчи был один излюбленный прием, который он использовал в сюжетах с Богородицей и Младенцем: Спаситель у него как будто играет (например, там, где Мадонна изображена с гвоздикой, Он протягивает руки к цветку).

В «Поклонении волхвов» Христос, как все младенцы, очень по-человечески протягивает руку к Дарам волхвов. Божия Матерь, в Свою очередь, с любовью, с человеческими чувствами смотрит на Младенца. Но в то же время Она понимает, что у Нее на руках Христос, Который эти Дары принимает и откликается на человеческий зов.

Во всем здесь проявляется особая сущность Христа, божественная и человеческая одновременно.

А на заднем плане холста разворачивается битва (4). Не очень понятно, что на самом деле там происходит. Но можно допустить такую мысль: в Рождестве Христовом должно быть преодолено то зло, та разрозненность и враждебность, которые есть в мире. И битва уже началась…

Слева на холсте – изображение разрушенного храма (5). Видно, что он был грандиозных форм, скорее всего, античных. Можно предположить, что так символически обозначено, как рушится ветхий античный мир, потому что приходит новое Слово.

Но в то же время, можно дальше проследить богословскую мысль о пришествии Христа и значении этого события для мира. Тогда получится, что перед нами не разрушенный храм, а тот, который, напротив, только начинает строиться – сначала с Рождеством Богородицы, а затем – с Рождеством Христовым.

Этот храм – приношение молящегося человечества Господу, образ синергии, то есть сотрудничества человека и Бога: люди начинают строить храм – Бог откликается на это Рождеством. Так прослеживается мысль: когда-нибудь Божественная и человеческая воля соединятся, и тогда мир преобразится.

Однако начало этому уже положено, и оно в Рождестве Христовом.

Считается, что композиция «Поклонения волхвов» Леонардо да Винчи уникальна и не имеет аналогов в итальянской живописи. Прежде всего, это связано с персонажами второго плана и организацией пространства. Что здесь необычного? Дело в том, что место непосредственно перед Богородицей на холсте неслучайно остается свободным.

Со временем Леонардо начнет активно экспериментировать с пространством, но уже в этой картине он делает очень важные шаги. Сюжет «Поклонения волхвов», по мысли Леонардо, хотя и ограничен холстом, должен выходить за рамки картины. (То же самое можно наблюдать во фреске мастера «Тайная вечеря».

) Как достичь этого эффекта? – Леонардо использует для этого революционный прием. Полукругом за Божией Матерью он располагает огромное число людей, картина вообще перенасыщена персонажами (6). Но перед Богородицей он оставляет свободное пространство. Оно как бы высвобождено для зрителя.

Смотришь на холст и понимаешь: вокруг все занято, кроме одного места, которое осталось как будто специально для тебя. Именно этот теплый художественный прием сделал картину очень личностной, адресованной каждому человеку. Леонардо четко понимал: только тогда картина станет не просто картиной, но иконой, когда в ней будет оставлено место для молящегося.

И как вокруг Богородицы собрались волхвы, точно так же и для каждого из нас есть возможность припасть к Божией Матери, стать соучастником события. Это очень важная мысль.

«Человеческий фактор»

«Поклонение волхвов» не было закончено, как и многие работы Леонардо. Говорят, дорабатывал ее Фра Филиппо Липпи, представитель раннего Возрождения, учитель Боттичелли.

Но если так, то остается вопрос: картину Леонардо да Винчи датируют 1481 годом, написана она была в период с 1472 по 1477 год – видимо, была какая-то устная договоренность, и лишь потом ее оформили официально.

Однако Филиппо Липпи умер в 1469 году, и хотя эта дата тоже условна, все же сведения не согласуются. Впрочем, это уже детали.

Что же касается Леонардо… Во Флоренции с ним произошел неприятный эпизод. Папа Сикст IV договорился с Лоренцо Медичи о том, чтобы призвать лучших художников и мастеров Тосканы для работы в Ватикане – они должны были украсить новый папский дворец.

На эти почетные работы были созваны именитые мастера, все, которые только были во Флоренции: Боттичелли, Перуджино, Гирландайо и другие. Не было среди них только Леонардо да Винчи.

При этом мастеру намекнули, что Медичи, конечно, покровительствует искусству, но к Леонардо это не вполне относится, потому что тот не дописывает работы, затягивает с заказами и вообще пишет слишком медленно. Иными словами, в силу чисто человеческого фактора Леонардо не вошел в избранный круг.

Вполне возможно, что сыграла роль и своеобразность натуры да Винчи – его несовершенное владение латынью, его прямота, привычка в глаза говорить то, что думает… К примеру, мастер всю жизнь был вегетарианцем и не мог видеть, как убивают животных.

Он говорил, что когда-нибудь на убийцу животных будут смотреть так же, как на убийцу человека. А тех, ко ел мясо, он называл ходячим кладбищем. Понятно, что многим это не нравилось, и Лоренцо Медичи наверняка был не в восторге от таких высказываний.

Тайная вечеря

Так или иначе, но в 1482 году Леонардо уехал из Флоренции в Милан. Там начался совершенно иной период его творчества, связанный с покровительством Лодовико Сфорца, которого за его смуглую кожу прозвали Мавром.

Там Леонардо создал целый ряд своих шедевров, там он написал «Тайную вечерю». Что же касается флорентийского периода… Он сыграл важнейшую роль в становлении Леонардо как художника.

Именно в Тоскане он воспринял и осмыслил основные идеи Ренессанса – соединение античного наследия с христианским богословием. И это на всю жизнь определило направление его художественного поиска.

 Алла Митрофанова

ФОМА

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.