Что значит чередующиеся согласные. Чередующиеся согласные правила

Чередующиеся безударные гласные в корне слова: конкретные примеры и правило

Что значит чередующиеся согласные. Чередующиеся согласные правила

При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием согласных и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов….

Основные правила

Согласно морфологическому принципу русского языка, написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:

  • наличием суффикса -а-,
  • согласным, стоящим после гласной,
  • позицией под ударением или нет,
  • смысловым значением.

Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать о, кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная а. Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.

Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву а, подбирая однокоренное слово кланяться.

Важно! Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.

В прилагательном гористый нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.

Когда выбор способа написания зависит от согласных

Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, ращ-, рос пишется а перед ‑ ст или щ (растениеводство, сращение).

При их отсутствии пишется буква о: молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения.

Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.

Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:

  1. Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное роскошный, не учитывая, что рос- в данном случае слог, а корню роскош- не свойственно значение «расти».
  2. Часто не видят сочетания ст, замечают только согласный с, поэтому могут причастие подрастающий написать с о.

Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых а употребляется перед к, а согласный ч требует написания о. Применяя это правило, важно определить, какая буква (к или ч) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.

Исходя из того, что в неопределённой форме проскакать в корне слова перед согласным к пишется буква а, в глаголах из словосочетаний проскачу на одной ножке или на коне следует выбрать а.

В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву о, поскольку в неопределенной форме заскочить (значит «забежать») тоже присутствует о перед согласным ч.

Наличие суффикса -а-

Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.

КорниУсловия выбораПримерыИсключения
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться»а – есть суффикс –а-, о – нет суффикса -а-касающийся соприкосновение
лаг/ложпредположение возлагатьполог
тер/тир в значении «трёт» пер/пирбер/бирмер/мир в значении «умер, замрёт»дер/диржег/жигблест/блистстел/стилчет/читим-ин/а-яи – присутствует -а-, е – отсутствует -а-Протирание, вытершийперила, подпиратьвыберет, выбиратьвымирание, умервыдернувший, придирающийсясобирание, неразберихавыжегший, сжиганиеблистающий, заблестевшийвыстилать, постелившийвычесть, вычитание, почести, почитаниеперенимать, приминать, перенять, примятьвыжигасочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова

Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:

  1. Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять, обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол снимать будете проверять другой его формой ‑ снимет.
  2. Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем и, если есть суффикс а-, когда его нет ‑ е. Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте.
  3. Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
  4. Встречаются даже комичные случаи: имя существительное оперение соотносят с глаголом опираться, хотя смысл у них разный, в первом случае пишем е, проверочные слова – перья, пёрышко, во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом а-.
  5. Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном косоглазие находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания косой глаз, не имеет ничего общего со словом коснуться.

Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-

Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-

Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-, -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.

Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:

  • выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными),
  • уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).

Исключение: имя существительное равнина, наречие поровну.

Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.

Внимание! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-, -равн-.

Приведем примеры:

  1. Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
  2. Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
  3. Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
  4. Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.

Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.

Корень -плав-

В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная а.

Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные пловец и пловчиха, которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники).

К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).

Чередующиеся безударные гласные в корне

Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-

Итог

Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.

Чередование звуков

Что значит чередующиеся согласные. Чередующиеся согласные правила

Почемув словах чередуются звуки? Это происходитпри образовании грамматических формслова. То есть звуки в одной и той жеморфеме, например в корне, могут заменятьдруг друга. Такую заменуназывают чередованием. Отметимсразу, что речь пойдёт о фонетическихпроцессах, а не о правописаниислов

Вопределённых случаях чередуются нетолько гласные звуки, но и согласные.Чаще всего чередование находится вкорнях, суффиксах и приставках.

Мох- мха, везти – возить, крутой – круче, друг- друзья – дружить – в корне слова;

кружок- кружка, дочка – дочек, зимую – зимовать,ценный – ценен – в суффиксах;

ждать- подождать, звать – созвать, втереть -вотру – в приставках.

Существуютдва вида чередований: исторические (ихнельзя объяснить, они возникли давно исвязаны с утратой гласных звуков [ъ],[ь] (сънъ – съна, льсть – льстить) или снеобъяснимым тождеством согласныхзвуков (бега – бежать) и фонетические (по-иномупозиционные, так как зависят от позициизвука в слове [нΛга – нок], их можнообъяснить с точки зрения современногорусского языка, например, чередование[г//к] возникло потому, что перед гласнымсогласный звук сохраняется, а в концеслова звук оглушается, изменяет своёкачество звучания).

Исторические чередования

Гласные звукиПримеры
[о//-][е//-][а//о][э//и][ы//о][э//о][а//им//м][у//он]мох – мхакорень – корнязагар – загоретьзамереть – замиратьдышать – вздохвезти – возитьпонять – понимать – поймузвук – звон
Согласные звукиПримеры
[п//пл; м//мл; б//бл; в//вл][с//ш][з//ж][х//ш][д//с][ц//ч][ск//ст//щ][т//ч//щ][д//ж//жд][к//ц//ч]купить – куплю, земной – земляносить – ношувозить – вожусухой – сушаведёт – вестиотец – отечествоблеск – блестеть – блещетсвет – свеча – освещениеограда – огорожу – ограждениеоклик – клич – восклицание

Фонетические (позиционные) чередования

Гласные звукиПримеры
[о//Λ//ъ][а//Λ//ъ][о//иэ//ь][а//иэ//ь][э//иэ//ь]в[о]дный – в]да – в[ъ]дянойтр[а]вка – тр[Λ]ва – тр]вянойн[о]с – нэ]сёт – н[ь]сунып[а]ть – пэ]ти – п]тидесятыйс[э]мь – сэ]ми – с[ь]мидесятый
гласные звукиПримеры
звонкий – глухой[ж//ш] твёрдый – мягкий[л//л’]но[ж]и – но[ш]мо[л] – мо’]ь

Историческиечередования выявляются при словообразованиии формоизменении.

Фонетические(позиционные) можно определить поредукции гласных и ассимиляции согласныхзвуков.

Многобеглых гласных при изменении односложныхи двусложных существительных по падежам[о, э, и// -]:

рот- рта, лёд – льда, пень -пня;

огонь- огня, узел – узла, ветер – ветра, урок -урока, ноготь – ногтя, улей – улья;

ведро- вёдер, окно – окон, игла – игл, яйцо – яиц.

Встречаютсябеглые гласные и в кратких прилагательных:

краткий- краток, горький – горек, смешной – смешон,длинный – длинен, хитрый – хитёр.

Вкорнях разновидовых глаголов тожепроисходят чередования гласных  исогласных звуков:

коснуться- касаться, осмотреть – осматривать,собрать – собирать, послать – посылать,зажечь – зажигать, понять – понимать,сжать – сжимать.

Чередованиязвуков важно знать, чтобы правильноприменять орфографические правила,когда возникают затруднения с написаниембукв в разных частях речи. Если не узнаешьчередования, можешь допустить ошибкуи при морфемном разборе, когда выделяешьчасти слова.

Чередованиезвуков –это закономерное различие звуков ввариантах оной и той же морфемы.

Чередованиеударных гласных. Мягкиесогласные вызывают сдвиг артикуляциигласного вперед и вверх. В транскрипцииэтот сдвиг начальной и конечной фазыгласного обозначается точками надбуквой: /ч¢ ас/, /ма ¢т/.

Междумягкими согласными наблюдается сдвигвперед и вверх в центральной частигласного: /ч аст/ и /ч ас/, /мэл/ и /м эл/ -гласный – Э переднего ряда продвигается(вперед) вверх. /щук/ и /щука/.

Мывидим, что чередование гласных подударение после мягких и перед мягкимисогласными происходит при их сигнификативносильной позиции, но разные перцептивно.

Твердыеже согласные перед и после /А,О,Э,У/ никакне действуют на гласный: /ягуар, дар, да/- везде один и тот же звук /А/ – окружениене влияет на звук – это перцептивносильная позиция для /А,О,Э,У/ и слабойдля /И/; позиция после мягкого.

Вслабой позиции звуки, прилегая ксогласному, приспосабливают гласный ксвоей артикуляции. Это можно обнаружитьна слух. В слове масса произносится /А/,позиция здесь сильная.

В слове мясопроизносится /А/- звук неординарный напротяжении своего звучания – он болеепродвинут. В слове /Ира/ произносится/И/- это основной вариант фонемы /И/,качеств звука не обусловлено позицией.

В слове /сыра/ — произносится /Ы/, а дальшепроизносится /И/: /сы-и-и-ра/.

Такимобразом, в перцептивно слабой позиции/А/ – результат приспособления /А/ кпредшествующему мягкому согласному, иточно так же /Ы/ -результат приспособления/И/ к предшествующему твердому.

Чередованиебезударных гласных. Безударныегласные отличаются от ударных количественнои качественно: они короче ударных ипроизносятся с меньшей силой и разнымтембром. В связи с этим различениемударные гласные называют гласнымиполного образования, безударные –редуцированными гласными.

Существуетразличие и между безударными гласными,что обусловлено их местом по отношениюк ударению и положению в слоге.

Потебняпредложил формулу, условно оценивающуюв единицах 3,2,1 силу ударных и безударныхслогов. Удар 3, 1-й предудар.- 2, другие-1./биспLрадък/ – беспорядок, /п е р и пъдгLтофкъ/.

Силабезударного гласного зависит от следующихусловий: 1. неприкрытый слог равен 1-мупредударному: атаковать /LтькLват/,аист/аист/.

Силазаударного конечного открытого слогаколеблется 1 и 2 единицам: шапка /шапкL /\ редуцированные гласные 1-й степени (в2 единицы ударной силы) и гласный 2–йстепени, (в 1 един)- Ъ и L.

Качественныеразличия между ударными и безударнымигласными обусловлены тем, что безударныегласные артикулируются менее энергично,чем ударные. Тело языка занимает положениеблизкое к нейтральному. Безударные /И//Ы/ – гласные верхнего подъёма: язык недоходит до верхнего положения: /витринъ/,/сы ры/.

Припроизнесении гласного А в 1-ом предударномслоге язык не доходит до крайнего нижнегоположения, более точное его изображение- L: /трLва/, во 2-м предударном слоге звукА соответствует /Ъ/ – язык занимаетсреднее положение: /нъпLдат/.

Слова с чередованием согласных букв в корнях

Что значит чередующиеся согласные. Чередующиеся согласные правила

В русском языке встречаются однокоренные слова с чередованием согласных букв на конце корня. При этом смысл, заключенный в корне, у этих слов одинаков, поэтому они являются родственными, и такие слова могут быть использованы в качестве проверочных слов для разных орфограмм.

Эти чередования называются историческими, они возникли сначала в устной речи, а затем закрепились и в письменной. Такие чередования надо запомнить.

Чередование согласных букв в корнях:

  • Г / Ж / З – подруга – дружить – друзья; мажет – мазь
  • К / Ч / Ц – лик – личина – лицевой; крик – кричат
  • Д / Ж / ЖД – ходить – хожу – хождение; езда – заезжий
  • СК / СТ / Щ – блеск – блестящий – блещет; свист – свищу
  • Т / Ч / Щ – свет – свечка – освещать
  • Х / Ш – пух – пушок; петух – петушок
  • С / Ш – косить – кошу; весы – ве́шу
  • П / ПЛ – храп – храплю; сопение – соплю
  • Б / БЛ – скорбить – скорблю; любовь – люблю
  • М / МЛ – сломить – сломлю; корм – кормлю
  • В / ВЛ – ловит – ловля; молва́ – мо́лвлю
  • Ф / ФЛ – графа́ – разграфлю

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Употребление заглавных (больших) букв

Безударный гласный в корне слова

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова

Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова

Правописание слов с чередованием гласных букв в корне

Мягкий знак в словах как показатель мягкости

Грамматический мягкий знак после шипящих

Разделительный мягкий и твердый знак

Правописание приставок на -з / -с

Правописание приставок и предлогов

Сочетания – ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова

Буквы И – Ы после Ц

Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.

Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных

Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-

Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях

Гласные О, Ё, Е после шипящих

Слова с двойными (удвоенными) согласными

Правописание безударных окончаний имён существительных

Правописание безударных окончаний прилагательных

Правописание безударных личных окончаний глагола

Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах

Правописание “не” с глаголами

Перенос слов

Орфография и орфограммы 1-4 классов

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 69, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 108, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 141, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 110, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть

Упражнение 11, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 7, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 22, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 100, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 60, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 42, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

Упражнение 129, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть

4 класс

Упражнение 456, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

7 класс

Упражнение 166, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Корни с чередованием гласных: правила чередования и правописания букв в русском языке, таблица с примерами орфограммы и диктант с ними

Что значит чередующиеся согласные. Чередующиеся согласные правила

18.10.2019

При всей своей устойчивости корень слова также подвергается изменениям во времени, и следы этих изменений присутствуют в языке; русский язык тут не исключение. Ниже мы поговорим о таком явлении, как чередующиеся гласные в корне слова. В науке это явление получило название аблаута.

В русском языке аблаут — явление историческое. Слов с ним достаточно много. А если мы имеем дело с безударной чередующейся гласной корня, значит, нельзя воспользоваться школьным правилом, по которому гласную надо поставить под ударение, чтобы узнать, какую писать.

Чередование е и и

12. В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел-– стил-, чет- – чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-:

  • собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать;
  • в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.

Исключения: сочетать, сочетание.

Чередование а(я) и им , а(я) и ин

13. В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-:

  • сжать – сжимать,
  • понять – понимать,
  • начать – начинать.

Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

Написание чередующихся гласных а/о, е/и, а(я)/им, а(я)/ин в корне слова может зависеть:

  • от суффикса, следующего за корнем;
  • от буквы, следующей за гласной;
  • от значения слова.

Написание гласных, зависящее от суффикса, следующего за корнем

В корнях с чередующимися е/и (-бир- — -бер-, -блист- — -блест-, -дир- — -дер-, -жиг- — -жег-, -мир- — -мер-, -пир- — -пер-, -стил- — -стел-, -тир- — -тер-, -чит- — -чет-) пишется и, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — е: замирать — замереть, стирать — стереть, блистать — блестеть.

Исключения: сочетать, сочетание, чета.

В корнях с чередующимися а(я)/им, а(я)/ин пишутся -ин-, -им-, если дальше следует суффикс -а-: занимать — занять, сжимать — сжать.

В корнях –кас- — -кос-, -лаг- — -лож- пишется а, если за корнем следует суффикс -а-, в остальных случаях — о: кас а ться — коснуться, предлаг а ть — предложить

Написание гласных, зависящее от ударения

В корнях -гар- — -гор- под ударением пишется а, без ударения — о: заг̀а̀р — загора̀ть. 2.

В корнях –зар- — -зор- в безударном положении пишется а, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: заря̀, зарнѝца, но; зо̀ри, за̀рево.

Исключение: зорева̀ть.

В корнях –клан- — -клон-, -твар- — -твор- в безударном положении пишется о, под ударением пишутся а или о в соответствии с произношением: поклонѝться, кла̀няться, покло̀н; творѝть, тварь, затво̀р.

Исключение: у̀тварь.

В корнях —плав- — -плов- в безударном положении буква о пишется только в двух словах: пловѐц, пловчиха. В остальных случаях пишется а: поплаво̀к, плавнѝк, плаву̀чий. В слове плыву̀н пишется ы в соответствии с произношением.

Написание гласных, зависящее от буквы, следующей за гласной

В корнях -раст- — -рос- пишется а перед ст, щ, в остальных случаях — о: ра ст и, сра щ ение, росла.

Исключения: росток, рост, ростовщик, выростковый, Ростов, Ростислав; отрасль.

В корнях -скак- — -скоч- пишется а перед к; пишется о перед ч в безударных корнях: ска к ать — вско ч ить.

Исключения: скачок, скачу.

Написание гласных, зависящее от значения слова

В корнях -мак- — -мок- пишется а в словах со значением «погрузить в жидкость», о — со значением «пропускать жидкость, мокнуть»: макать (хлеб в молоко); вымокнуть (под дождем); промокательная (бумага), промокашка.

В корнях -равн- — -ровн- пишется а в словах со значением «равный, одинаковый», о — со значением «ровный, прямой, гладкий»: сравнение, сравнивать; сровнять.

Исключения: равнина; ровесник, поровну, уровень.

Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне

Правило I. Корни с чередованием И//Е

Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е:

  • -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь)
  • -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
  • -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
  • -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
  • -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
  • -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
  • -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
  • -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
  • -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)

Правило II. Корни с чередованием А//О

Если за корнем стоит суффикс а , то в корне пишем букву А, но если суффикса а нет, то в корне пишется буква О:

  • -кас-а //-кос- (кАс аться – кОс нуться)
  • -лаг-а // -лож- (по лАг ать – по лОж ить)

Правило III. Корни с чередованием А//О

Если в корне есть буквы Т или Щ, то пишем букву А, но если этих букв нет, то в корне пишется буква О:

  • -рАст-//-рАщ- // -рОс- (вы рАст и– вы рАщ енный — вы рОс ли).

Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.

Правило IV. Корни с чередованием А//О

Если корень оканчивается на К , то пишем букву А, но если корень оканчивается на Ч, то в корне пишется буква О:

  • -скак // -скоч- (ск Акать – вск Очить ).

Правило V. Корни с чередованием А//О

Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О:

  • -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
  • -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)

Правило VI. Корни с чередованием А//О

Если на корень –зАр— НЕ падает ударение, то в нём пишем букву А, но если этот корень ударный, то в нём пишем О:
Исключения:зорянка, зоревать.

  • -зОр-//-зар- ( зар я – зОрь ка)

Правило VII. Корни с чередованием А//О

Если значение слова «погружать в жидкость», то пишем А, но если слово обозначает «пропускать жидкость», то пишем О:

  • -мак -//- мок- ( макать хлеб в мёд – промОкнуть под дождём)

Чередующиеся согласные правила

Что значит чередующиеся согласные. Чередующиеся согласные правила

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога.

В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие.

Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается ой тракт.

В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление.

В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) “й”. Существуют и сонорные звуки – дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з – ж – г (друзья – подружка – подруга);
  • ц – ч – к (лицо – личико – лик);
  • с – ш – х (леший – лес, вспашка – вспахать);
  • ж – д (омоложение – молодой, езжу – ездить);
  • щ – ск (лощеный – лоск);
  • щ – ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю – губить);
  • вл – в (ловлю – ловить);
  • мл – м (кормлю – кормить);
  • пл – п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру.

Так, к примеру, “подруга” – это производное от “друг”, а вариант “подружка” формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как “дружина”, которая сама является упрощением от “другина, другой, другить”. Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице.

В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

“Ц – Ч – К”

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – “лик”. Впоследствии после преобразования появляется слово “лицо”. Здесь звук “к” меняется на “ц”. Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово “личико”.

Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, “ко” – это “поверхность, оболочка”, “цо” определяется как “полное соединение”, а “чи” – “воспроизведение или полное продолжение”.

В результате измененные конструкции имеют разный смысл: “ликование, облик” (от “лик”), “личинка, личина, отлично” (от “лич”), “облицовка, лицевая” (от лицо”).

“Х-Ш”

Рассмотрим чередование согласных в корне слова “пахать”. Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от “пах”. “Пахать” в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания.

И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию “пах”, а личные формы при этом произносятся с “ш”.

Например: “пахать-пашет-пашу”.

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова “лес”.

Как в этом случае изменяется конструкция? Как только “лес” начинает иллюстрировать что-то “лесное”, но при этом “олицетворенное”, вместо “с” появляется “ш”. Например, “леший”.

Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется “с”. Например, “лесник”.

“Ст/ск – Щ”

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой “ск”. При этом имеет место тот же “признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом”.

Например: “лоск-лощеный” и “мост-мощеный”. В первом случае выступают вперед ощущения – на ощупь лощеный, значит, с лоском.

Вместе с этим “лоск” – это что-то безотносительное к человеку, а вот “лощеный” – воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как “простить”-“прощение”, “куститься”-“кущение” и так далее.

Следует, между тем, отметить, что такое изменение “ст-щ” имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: “худость”-“худощавый”, “сухость”-“сухощавый”.

Предположительно, именно эти “естественно необходимые” трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

“Л”

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении “л” в составе в смысл добавляется “структурность, ладность, внутреннее состояние”.

Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук “л ” отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть.

Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление “л” в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то “личное, относящееся ко мне”, – это проявление собственного “Я”, внутреннего состояния.

А вот остальные: “ты, она, они” и прочее – это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть “вне меня”, поэтому и “л” там отсутствует.

Чередование звонких и глухих согласных

  • 1. Па конце слова перед паузой звонкие шумные заменяются глухими: ду[б]ы – ду[ п], фб[б”]” – дро[ пф дро[ъа – дро[ ф], кр6[ъ”и – кро[ф”], ног]а – но[к], стап]о – стат], буд?]ешъ – бут(будь), кб[ж]а – ко[ш], рб[за – ро[с], ма[з”и – ма[с”, до[ж } й – Эо[ш”]. Такая же мена звуков происходит при отсутствии паузы перед словом, начинающимся с гласного, сонорного и [в], за которым следует гласный или сонорный: вяс] упал (вяз), дру[к] мой (друг), гри[п] валуй (гриб), во[с внизу (воз).
  • 2. В русском языке не может быть сочетания шумных согласных, не одинаковых по глухости/звонкости.

Перед глухими звонкие заменяются глухими, возникает сочетание глухих согласных: ска[зочка – ска[ск]а, лб[жечка – ло[шка, о[б]рубйть – от”]есать, под]нбс – потп]6рка, колдов]ать – колдо[фскбй, готб[вите – готб[ф”т”е.

Перед звонкими глухие заменяются звонкими, возникает сочетание звонких согласных: про[с”йтъ – прб[з”6а, моло[т”йтъ – молол”б]а, так]бй – тагж]е,мыть -[зд]уть, от]разйть – о[дтрузйть, ал[ч”пый – ал[д,”ж”ба (алчба), свер[х]ур6чный – свер[уз]вуков6й. Эта закономерность действует и на стыке слов при отсутствии паузы: [к] морю -[г] дому; о[т] отца – о[д] брата; отне[с]ла – отнё[з] бы: чёре[б] большой (череп); шкав] закрыли (шкаф); мо[у] зелёный (мох).

Перед [в] замена глухого согласного звонким происходит, только если после [в] произносится звонкий шумный: [з] вдовой

  • (ср.: [с] врачом, [с] вами); о[д] взглядов (ср.: о[т] власти, о[т] ворот); [г] вздстш (ср.: [к] внуку, [к] выбору).
  • 3. Сонорные согласные на конце слова и перед глухими могут факультативно заменяться полуглухими или глухими. На конце слова такие глухие произносятся чаще всего после глухих: смот[>], вихр”], смыс[л], вопл), рит[м], пес[и”]. Такие же звуки возможны в начале слова перед глухими: [р ]туть, [льстить,ститъ,ха. В этих же позициях могут произноситься и неоглушенные сонорные, но они тогда развивают дополнительную слоговость: шиф[р], мыс[л”], р]та,]чатъся. В середине слова перед глухими согласными сонорные также могут оглушаться: заде[р]ка {задержка), лш[рш] {морж), по[р]т, по[л]з, те[м]п, ба[н]к.

Чередование твердых и мягких согласных

Раньше в русском языке действовала закономерность: перед мягкими согласными многие твердые согласные внутри слова и в проклитиках заменялись мягкими (СС” > єє).

Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного (єє > СС”). Эта закономерность действует в настоящее время, захватывая все новые группы согласных.

Наиболее последовательно сохраняется мягкость согласного перед мягким в следующих случаях:

1. Зубные перед мягкими зубными: лю [ст] – мо[с*т”]ик,ле[сн]6йле[с у н у ик } у[зла – у[з У л!ёчка } ка[зна – в ка[з”н”]

Чередование согласных в корне слова. Согласные в русском языке

Что значит чередующиеся согласные. Чередующиеся согласные правила

Согласные в русском языке представляют собой особые звуки речи. В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога.

В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в корне слова.

Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

“Ц – Ч – К”

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция – “лик”. Впоследствии после преобразования появляется слово “лицо”. Здесь звук “к” меняется на “ц”. Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово “личико”.

Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, “ко” – это “поверхность, оболочка”, “цо” определяется как “полное соединение”, а “чи” – “воспроизведение или полное продолжение”.

В результате измененные конструкции имеют разный смысл: “ликование, облик” (от “лик”), “личинка, личина, отлично” (от “лич”), “облицовка, лицевая” (от лицо”).

Рассмотрим чередование согласных в корне слова “пахать”. Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от “пах”. “Пахать” в древней трактовке – возделывать лоно для воспроизводства и засевания.

И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию “пах”, а личные формы при этом произносятся с “ш”.

Например: “пахать-пашет-пашу”.

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова “лес”.

Как в этом случае изменяется конструкция? Как только “лес” начинает иллюстрировать что-то “лесное”, но при этом “олицетворенное”, вместо “с” появляется “ш”. Например, “леший”.

Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется “с”. Например, “лесник”.

Изменения на “границах” конструктивных элементов

Однако надо сказать, что изменение может происходить только в какой-либо одной зоне: суффиксе, приставке либо корне. Именно поэтому следует четко понимать границы конструктивных элементов. Фонетические правила русского языка указывают следующее: в основе конструкции слов, например, “дощатый” или “вощаной”, присутствует “щ”.

Это обусловлено тем, что трансформация имеет место в основном конструктивном элементе: “воск”, “доска”. Здесь осуществляется чередование согласных в корне слова. А вот в таких конструкциях, как “брусчатка”, “песчаник”, вместо “щ” появляется “сч”.

Это связано с тем, что изменение затрагивает границу корня и суффикса в слове: “пес-ок”, “брус-ок”.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.