Что такое восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь в буддизме

Буддизм. Четыре благородные истины и восьмеричный путь. Статья. Буддизм. Самопознание.ру

Что такое восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь в буддизме

С позиции секулярного, то есть практичного буддизма.

  • Зачем мы всё это делаем: медитируем, практикуем осознанность, изучаем каноническую литературу, ищем просветления?
  • Почему стремимся к любви, поиску себя и осознанному образу жизни?
  • Ну, или совсем приземлённо, зачем нам кофе, кино, музыка, походы в кафе и т.д.?

В качестве догадки: затем, чтобы почувствовать себя счастливее или, если наоборот, устранить неудовлетворённость, страдание из жизни, как говорят буддисты.

Согласно буддизму, абсолютное устранение страданий из жизни возможно, и оно осуществляется через реализацию опытов просветления. Поэтапно, пошагово, до полного просветления.

Инструментами, ведущими к просветлению, являются практики медитации, учение и наставники — в качестве переводчиков учения.

Весь комплекс современных практик развития осознанности и медитаций по большей части имеют буддийские корни. А сами буддийские практики неразрывно связаны с тремя ключевыми буддийскими темами:
  1. Четыре Благородных Истины.
  2. Восьмеричный Путь.
  3. Зависимое Возникновение.

О первых двух в этой статье.

4 благородные истины

Или 4 истины благородных, то есть тех, кто эти истины осознал.

Буддизм — очень практичная религия, ставящая во главе угла устранение из жизни страдания.

4 истины звучат так:

  1. Есть страдание.
  2. Есть причина возникновения страданий.
  3. Истина о прекращении страданий.
  4. Практический путь к прекращению страданий.

Вся наша жизнь пронизана эдакой гонкой за деньгами, безопасностью, лучшей жизнью, знаниями, духовностью, просветлением, развлечениями, и можно продолжать до бесконечности. Главное в этой гонке, что объекты устремления находятся где-то “там”, а не в “здесь и сейчас”.

В этой нескончаемой гонке за счастьем “завтра”, в водовороте мыслей о прошлом, будущем, о себе, мы упускаем реальное счастье, которое находится прямо у нас под носом, в этом самом моменте.

При этом, каждый раз теряя что-то, не получая что-то, получая что-то нежелательное, мы испытываем страдание и его более лёгкие формы в виде неудовлетворённости.

В канонических текстах это сформулировано так:

  • Утрата желаемого;
  • Неполучение желаемого;
  • Получение не желаемого.

Всё это ведёт к страданию.

Причём получение “желаемого” впоследствие также ведёт к страданиям, так как мы рано или поздно утрачиваем “желаемое”, да и само наслаждение им мимолётно. Это относится и к радости от новой машины, поездки в отпуск, к новым отношениям и т.д. Само непостоянство уже содержит в себе зерно страдания.

С понимания этой истины начинается поиск, начинается Путь. Мы прозреваем к тому, что новая машина, новая работа, новый партнёр, поход в ресторан, деньги и всё подобное к “счастью” не ведут.

Причина страданий — страстное желание. Это наше извечное стремление к чему-то либо форма отталкивания чего-либо. Можно назвать это неприятием реальности, непринятием самих себя такими какими мы являемся.

С каждым опытом просветления происходит лавинообразное ослабление силы страстного желания. Это феноменально меняет жизнь носителя такого опыта. Буддизм разделяет просветление на поэтапный процесс, состоящий из 4 ступеней.

Последняя ступень являет собой полное освобождение от страдания.

В этой истине говориться о том, что возможно бытие вне страданий. То есть жизнь без страстного желания.

  1. Путь к устранению страданий.

Восьмеричный путь. Так называемый срединный путь, путь без крайностей доступный любому человеку.

Восьмеричный путь

Весь путь сформулирован в 8 пунктах.

  1. Правильные Воззрения;

  2. Правильное Устремление;
  3. Правильная Речь;
  4. Правильные Действия;
  5. Правильные Средства к жизни;
  6. Правильное Усилие;
  7. Правильная Осознанность;
  8. Правильная Собранность Ума.

Часть пунктов относится к нравственности, часть к практикам работы с умом и сознанием и часть к пониманию учения.

“…И что такое, друзья, правильные воззрения? Знание страдания, знание источника страдания, знание прекращения страдания, знание пути, ведущего к прекращению страдания. Это называется правильными воззрениями” (текст из буддийских сутт).

То есть знание и понимание четырёх благородных истин, — главного движителя на пути к пробуждению.

“…И что такое, друзья, правильное устремление? Устремление к отречению, устремление к не-недоброжелательности, устремление к не-жестокости. Это называется правильным устремлением” (текст из буддийских сутт).

Имеется ввиду стремление к сокращению суеты, материальному накоплению и к увеличению внимания к духовному пути.

Идея восьмеричного пути — приведение ума и сознания в состояние равностности, не-цепляния, к сдаче контроля.

Недоброжелательность и жестокость — это состояния, при которых возможность движения по духовному пути практически исключена, прежде всего в части практики.

Если говорить “техническим” языком, то опыту пробуждения предшествует состояние, называемое ниродхой, прекращением, и пока ум человека не придёт в состояние равностности и безмятежности в это состояние просто невозможно войти.

Поэтому говорят, что опыт просветления Ниббану (Нирвану) невозможно получить или достичь, но можно создать условия, при которых этот опыт станет возможным.

Человек, испытывающий в жизни недоброжелательность и жестокость, просто не сможет успокоить свой ум и перейти в состояние остановки ума, в ниродху.

“…И что такое, друзья, правильная речь? Воздержание от лжи, воздержание от злонамеренной речи, воздержание от грубой речи, воздержание от пустой болтовни. Это называется правильной речью” (текст из буддийских сутт).

Этот и следующие два пункта относятся к нравственности. Этот пункт также имеет вполне практичную цель — держать ум в покое. Самое значительное влияние на состояние ума оказывают наши контакты с другими людьми. Ложь, ссоры — всё это очень долго резонирует в нашем уме и оказывает негативное влияние на практику.

А если разговоры праздные, то они так или иначе связаны со страстным желанием. Разжигание страстного желания, согласно Зависимому Возникновению, и приводит в последствии к страданию (не получению желаемого, утрате желаемого и получению не-желаемого).

А как минимум просто всплывает в медитациях в качестве беспокойства, помех и отвлечений.

“…И что такое, друзья, правильные действия? Воздержание от убийства живых существ, воздержание от взятия того, что не дано, воздержание от неблагого поведения в чувственных удовольствиях. Это называется правильными действиями” (текст из буддийских сутт).

В буддийском учении для простых людей предполагается кодекс из 5 предписаний, которые по сути и есть содержание 3,4,5 пунктов раздела нравственности. Подобные же предписания есть и во многих других конфессиях, и за ними стоит глубокий и важный для жизни смысл.

Предписания:

  1. Не лишать жизни живое существо;
  2. Не брать то, что не было дано;
  3. Не совершать прелюбодейства (имеется ввиду такого действия сексуального характера, которое может причинить кому-либо боль);
  4. Не лгать и не злословить;
  5. Не принимать затуманивающих сознание веществ.

Предписания — это своего рода инструкция к счастливой жизни. Даже без опыта просветления простое соблюдение этих правил ведёт к значительному улучшению взаимоотношений с собой, окружающими людьми и улучшению качества жизни в целом.

Однако цель у соблюдения предписаний — прежде всего в гигиене ума. Соблюдение предписаний в значительной степени влияет на состояние ума, а значит и на саму формальную практику.

  1. Правильные средства к жизни.

“… И что такое, друзья, правильные средства к жизни? Вот ученик Благородных, отбросив неправильные средства к жизни, зарабатывает на жизнь правильными средствами. Это называется правильными средствами к жизни” (текст из буддийских сутт).

В буддизме есть сформулированный список профессий, которыми не стоит заниматься, но давайте посмотрим на это с позиции практики и продвижения по Пути. Опыт пробуждения становиться возможным, когда сознание находится в состоянии безмятежности, в состоянии сдачи контроля, в полном покое.

Если наш способ зарабатывания на жизнь удовлетворяет нас, не причиняет никому того, за что мы можем себя корить, мы быстро продвигаемся по Пути. Если наши отношения, работа и другие наиболее важные жизненные сферы наводняют ум беспокойством и самоукорением, то мы можем годами практиковать, но продвижение будет очень медленным.

Если вы в такой ситуации, то выходом может стать поездка на ретрит, где в полном безмолвии и отрыве от жизненных проблем становится возможным пойти максимально вглубь себя.

“…И что такое, друзья, правильное усилие? Вот монах прилагает старание ради невозникновения невозникших злотворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается. Он прилагает старание ради прекращения возникших злотворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается.

Он прилагает старание ради возникновения невозникших благотворных состояний. Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается. Он прилагает старание ради поддержания возникших благотворных состояний, их неугасания, увеличения, разрастания, осуществления посредством развития.

Он совершает усилие, зарождает усердие, направляет на это ум, старается” (текст из буддийских сутт).

Этот пункт реализован технически буддийским монахом Бханте Вималарамси в виде инструмента 6Р.

К этому же пункту можно отнести практику метты, которая в значительной степени перепрограммирует наш ум помогая всё больше времени проводить в “благотворных” состояниях сознания и в “здесь и сейчас”.

“…И что такое, друзья, правильная осознанность? Вот монах пребывает в созерцании тела как тела, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах. Он пребывает в созерцании чувств как чувств, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах.

Он пребывает в созерцании ума как ума, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах. Он пребывает в созерцании умственных объектов как умственных объектов, будучи решительным, бдительным, осознанным, устранив алчность к миру и печаль о его соблазнах.

Это называется правильной осознанностью” (текст из буддийских сутт).

Осознанность — ключевой фактор на пути к счастливой и осознанной жизни.

Изначальная формулировка звучит так:

Осознанность — это памятование о наблюдении за перемещениями внимания ума с объекта на объект.

Там, где заканчивается формальная практика медитации сидя, начинается практика осознанности. По сути это один и тот же процесс.

Пребывание даже всего десятка минут в день в “здесь и сейчас” значительно развивает осознанность.

Однако пока этот фактор развит слабо, успевать замечать, как ум уводит внимание в прошлое, будущее, бесконечные размышления о себе является весьма затруднительным. Инструмент 6Р в помощь.

  1. Правильная собранность ума.

“…И что такое, монахи, благородная правильная собранность ума с её опорами и вспомогательными средствами, а именно: с правильными воззрениями, правильным устремлением, правильной речью, правильным действием, правильным образом жизни, правильным усилием и правильной осознанностью? Единение ума, наделённое этими семью факторами, называется благородной правильной собранностью ума с её опорами и вспомогательными средствами” (текст из буддийских сутт).

Обычно этот пункт переводят как “Правильное сосредоточение”, однако практика показывает, что ближе значение собранность, а не сосредоточение. Это своего рода плод от следования предыдущим пунктам восьмеричного пути.

В медитации собранность ума выражается как особо чистое состояние сознания, на фоне которого видны даже самые тонкие движения и напряжения ума. Их наблюдение и использование инструмента “7 факторов просветления” в конечном счёте приводит к полной остановке ума, ниродхе. Это ещё не Ниббана но уже “предбанник”.

Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и их следствие — прозрение в Зависимое Возникновение, являются тремя китами буддийского учения.

Но мы тут про практические шаги к счастливой и осознанной жизни, к пробуждению, тогда перефразирую: Четыре Благородные Истины, Восьмеричный Путь и, их следствие, — прозрение в Зависимое Возникновение — являются дорожной картой на пути к опыту пробуждения.

Причём совсем не обязательно становиться для этого буддистом. То есть не важно кто вы, какого вероисповедания и в какой точке сейчас находитесь.

И такой ещё важный момент, стремление к духовности, к благам, которые даёт просветление — это тоже форма страстного желания, тот же материализм, только духовный. Всё это хорошо для того чтобы убедить свой ум и начать Идти по Пути, но далее про это важно просто забыть.

В статье отражён частный взгляд на главные буддийские темы, пропущенный через призму практического опыта.

В тексте использованы фрагменты сутт Палийского Канона Маджхима Никая в переводе Олега Павлова.

Светлого Пути всем!

Эта статья связана со статьёй “Зависимое Возникновение и причины страданий”.

Восьмеричный путь благородной истины и спасения в буддизме

Что такое восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь в буддизме

В буддизме существует такое понятие, как восьмеричный путь. Оно означает дорогу которая указана Буддой. Она, по мнению буддистов, ведет к избавлению от жизненных страданий, освобождает от сансары. Сансара — это круговорот странствий рождения и смерти человека по мирам.

Кармические действия запечатляются и являются частью сансары. Поэтому человек, практикующий не только буддизм, но и индуизм, сикхизм, а также иные индийские религии, стремится достичь освобождения от сансары. Оно возможно с помощью постижения восьмеричного пути.

Понятие восьмеричного пути

В буддизме существует четыре истины, которые указывают на восьмеричный путь. По нему проходят люди, прошел и Будда, прежде чем достичь истины.

Могут следовать по нему не только мирные жители, но и монахи. Восьмеричный путь спасения направляет на истину и содержит в себе восемь главных правил. Каждое из них несет свое значение.

Именно благодаря количеству истин, он и носит название восьмеричный.

Не только благие дела, совершаемые человеком, запечатляются в его карме. Все негативные и недобрые поступки также несут свой отпечаток на ней.

Этапы восьмеричного пути

Благородный восьмеричный путь будды имеет свои ступени. Они разделены на три категории.

  • Мудрость.
  • Нравственность.
  • Духовная дисциплина.

Каждая категория восьмеричного пути имеет свои подразделы. Категория мудрость в буддизме включает в себя: правильное воззрение и намерение.

Остальные категории также имеют свою градацию. Каждая подкатегория в восьмеричном пути направляет человека на путь истины. Они несут определенную смысловую нагрузку в очищении кармы и познании. Соблюдая все восемь правил, человек освобождается от своих кармических действий.

Данные ступени не следуют одна за другой. Каждая из них должна выполняться в комплексе с остальными. Только принятие закона позволит обрести сансара. Чем больше человек углубляется в учение, тем осознаннее становится его выбор. Поведение должно выражаться не только в действия и словах, оно носит глубинный характер. Все мысли и помыслы также имеют свое значение в познании восьмеричного пути.

Мудрость

Категория мудрость подразделена на три группы. Воззрение олицетворяет постижение четырех истин. Это основные истины, существующие в буддизме.

Все истины изложены в проповеди Будды и носят определенное значение для каждого человека, кто посвящен в данную веру. После достижения четырех простых истин, человек должен внутренне поддерживать с собой монолог, чтобы постоянно находиться мотивированным.

Деревянная буддийская статуэтка олицетворяющая мудрость

Когда разум умиротворен, человеку проще находить гармонию в мире, своем окружении и в самом себе. Для того, чтобы твердо следовать пути, необходимо не только придерживаться верного воззрения, но и соблюдать доброе отношение ко всему, что окружает человека. Намерение позволит обрести покой и гармонию с природой, космосом и самим собой. Оно также ведет к восьмеричному пути.

Правильное воззрение

Наша жизнь постоянно изменяется. Все, что мы имеем в настоящий момент, необходимо уметь ценить. Однако, мы не в силах изменить ход событий, поэтому нужно уметь принять свою жизнь и собственными усилиями осуществить правильное желание, совместив его с воззрением.

Правильное намерение

Изначально мы достигаем понимания истины, природы, сущности, бытия, после чего наступает намерение. Ими мы руководствуемся, чтобы обеспечить себе достижение целей.

Однако, в буддизме очень важно уметь сопротивляться неправильным помыслам.

Намерения в этой религии существуют трех типов: отречения, не проявления намерения злобы или доброжелательности и ненасилия или сострадания. Каждое из них носит свое значение.

Они противопоставляются трем плохим помыслам: чувственных наслаждений, злобы и жестокости. Вредные помыслы следует избегать и пресекать еще на начальном этапе их становления.

По мере достижения верного взгляда, у человека формируется намерение. В зависимости от того, каким оно будет, будет возникать желание. Добрые желания не нужно отрекать, к ним нужно прислушиваться и выполнять их.

Злые плохие желания должны быть отвергнуты.

После исполнения трех верных действий, человек получает возможность прийти к правильному образу жизни, речи и действиям, являющимся компонентами второй ступени.

Нравственность

Очень важно обрести не только правильную речь и мысли, но и стараться быть в целом нравственным добрым человеком. Нельзя наносить вред живым существам. Существуют запретные профессии, которые связаны с недобрыми поступками и злодеяниями. Следует избегать даже негативных мыслей.

Если человеку хочется что-то сказать, что не принесет пользы тому, кому эта речь предназначается, необходимо несколько раз осознанно обдумать нравственность своего поступка. Лучше всего воздерживаться от плохих вестей, необходимо нести людям и всему живому только добро.

Правильная речь

Правильная речь подразделяется на четыре простых составляющих. К ним относятся:

  • воздержание от лжи;
  • от клеветы;
  • от грубости;
  • от сплетен.

В речи скрыт большой потенциал. Каждое произнесенное нами слово должно подвергаться строгому контролю. Очень важно помнить, что все слова имеют свое значение и нужно произносить только добрые фразы, чтобы достичь восьмеричного пути.

Словами можно поддержать, а можно сильно ранить. Язык очень важный орган в теле человека. Каждая брошенная нами фраза может иметь огромное значение для конкретного человека. Только верно построенная и продуманная речь позволит добиться понятия истины.

Правильное поведение

Наши действия или поведение имеют огромное значение в достижении пути. Они несут свою смысловую нагрузку. В буддизме существует градация, связанная с телом:

  • воздержание от убийства;
  • от воровства и обмана;
  • от неверности и соблазнов.

Каждое правило основано на определенном запрете, однако эти запреты не касаются добрых поступков. Они должны осуществляться на подсознательном уровне. По мере достижения правильных помыслов, у человека не будет возникать желания совершить злой поступок.

Правильный образ жизни

Для того, чтобы поддерживать свой образ жизни в нужном русле и достичь Восьмеричного пути, нужно соблюдать не только правильные намерения и действия, но и в целом стараться быть добрым человеком и не причинять окружающим зла.

Для того, чтобы вести правильный образ жизни, с точки зрения восьмеричного пути, необходимо придерживаться занятий и профессий, которые не наносят вред окружающим. К запретным профессиям относятся: мясники, охотники, проституция и прочие профессии, которые являются недобрыми и наносят вред людям и всему живому.

Сосредоточение

Восьмеричный путь указывает на то, что необходимо соблюдать сосредоточение с его поддержкой для человека. Сосредотачивая свое внимание на добрых делах и поступках, человек обрекает себя на обретение познания истины и постановке на Восьмеричный путь.

Внимание является основой просветления. Поскольку человек может контролировать свое сосредоточение, он обязан это выполнять, чтобы не наносить вреда себе и окружающим, а лишь делать добрые дела и иметь добрые мысли.

Внимание человека должно быть сосредоточено на добрых делах. Восьмеричный путь подразумевает лишь исполнение хороших поступков усилием воли, осознанных и направленных в доброе русло. Полное осознание своей деятельности ведет к правильному образу жизни и выполнению других истин.

Только сосредоточив свое внимание на чем-либо, человек может полностью контролировать свои поступки, разум и подсознание, что ведет к обретению и осознанию направления Восьмеричного пути

Правильное усилие

С помощью усилий можно осуществить задуманное, достичь своих целей и желаний. Однако, все усилия должны быть верными. Не следует нарушать запреты. Необходимо действовать по законам, которые не противоречат законам Будды.

Мы обязаны поднимать свой разум и находиться в постоянном развитии. Человек — живое существо, которое нуждается в развитии. Усилие делится на четыре категории. Вредное состояние подвергает человека растлению, к недобрым поступкам. Добродетели направляют на познание Восьмеричного пути.

Необходимо избегать даже не проявивших себя недобрых намерений и состояний. В результате усилия можно концентрировать свое внимание и осознанно сохранять контроль над своим разумом, тем самым оберегая себя от вредных поступков и действий.

Если вредные состояния все же возникают, то по мере их обнаружения, можно собственным усилием оставить их. Желая совершенствоваться, каждый человек обретает волю над своим разумом и становится в состоянии контролировать свои эмоции и поведение собственным усилием.

Правильное направление мысли

Направление мысли должно соотноситься к их содержанию. Верная постановка собственных мыслей ведет к верным поступкам и обретению познания и истины. Свободные действия должны обрести способность быть совершенными в добром действии. Все мысли контролируются человеком. Если возникают злые и не хорошие мысли, их необходимо отвергать.

Приветствуются только добрые положительные пожелания и мысли. Человек в силах контролировать свой разум. Только обретая понимание важности своих мыслей, можно прийти к познанию Восьмеричного пути.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Пути буддизма

Что такое восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь в буддизме

«Спаси, Господи!».  Благодарим что посетили наш сайт и перед тем, как начать читать необходимую информацию просим Вас посмотреть нашу страничку в  Инстаграм “Господи, Спаси и Сохрани †” – ссылка  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  Перейдите и посмотритее ее, пожалуйста.

В сообществе уже больше 48 000 подписчиков, единомышленников. Если Вам понравится наша группа, пожалуйста подписывайтесь на нее.  Мы выкладываем православные редкие молитвы из молитвослова, высказывание святых, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях.

Ангела Хранителя Вам и хорошего, бгагодатного дня! (информация на правах рекламы)

Совершенство философии буддизма всегда поражает глубиной мысли и красотой слова.

Но познать его суждено, увы, не многим, ибо в этом кроется сложный духовный путь, который таит в себе множество сложностей, страхов, нераскрытых истин.

Пути спасения буддизма – это величайшее знание, данное человечеству, дабы познать самого себя и свою роль в мире, имя которому – Жизнь. О том, какой Путь освобождения от страданий предлагает буддизм, далее в статье.

Основа учения

4 Пути буддизма – одно из основ учений, которого строго придерживаются все школы. Эти философские мысли были сформированы великим Буддой в далёкой древности следующим образом:

  • существует страдание (дуккха): своеобразная совокупность “болезненных страстей”, которые доставляют человеческому разуму неприятные чувства и ощущения на протяжение всей жизни;
  • причина страдания – желание: их осуществление – процесс скоротечный и цикличный, при этом каждое новое желание выше и серьёзнее прежнего. Так образуется замкнутый цикл: и чем большее количество желаний не будет удовлетворено, тем больше возрастают в душе страдания по этому поводу;
  • прекращение страдания – нирвана: устранение “грязи” ума есть истина о состоянии человека за пределами такого состояния; дабы понять её, нужно прибегнуть к медитации, которая “очищает” разум, наполняя свободой и лёгкостью;
  • Восьмеричный Путь в буддизме (или известный как “Срединный Путь” в буддизме).

Последний этап становления духовности – это самая главная из засад учения великого Учителя, суть которой – Путь к постижению самопознания, собственного “Я”, самоопределению.

Он развивает способность к прозрению, что помогает вникнуть в настоящую природу существующих вещей, которая кроется в реальности.

Познать её – значить побороть “три корня порока”, присутствующие в умах всех не просветлённых.

Начало всех элементов Восьмеричного пути – слово “правильный”, что в более полном объяснении означает “совершенный”. В символических знаниях буддизма Путь изображается в образе “колеса Дхаммы”, 8 спиц которого символизируют все его элементы.

Древние писания гласят, что он был открыт Буддой по-новому в тот период, который он искал Путь Просветления в буддизме. Подобное действие ведёт к духовному освобождению – основе для новых свершений в процессе познание себя и окружающего мира.

Благородный Путь можно разделить на три основных категории:

  • Мудрость – Правильные Воззрения, Устремления – Правильное Знание, Освобождение: понимание в начале Пути, которое и есть направление в сущность реальности. Это даёт возможность понять окружающий мир в его истинном свете, что в результате приведёт к изучению высшего мира выше, чем его видят и понимают другие, и осознанию своих целей и стремлений;
  • Нравственность – Правильная Речь, Действия, Средства к жизни: воздержание от порочности для объединения в Сосредоточении. Подобное поведение служит единственно верным средством для “очищения” и “просветления” разума;
  • Сосредоточение – Правильные Усилия, Осознанность: состояние ума, которое достигается путём медитативной практики. Её идея – обретение покоя и собирание ума воедино, а это очень важно для развития мудрости, возникающей через переживания.

В идеальном варианте все части Восьмеричного Пути должны развиваться в одно и то же время и отвечая всей глубине духовного начала того или иного человека, обратившегося в философское знание.

Все они тесно связаны между собой и определяют “цепочку” развития, каждое “звено” которой напрямую зависит от предыдущего.

И если такой уровень самопознания достигнуть не представляется возможным, в развитии всегда будет присутствовать неправильная последовательность, а значит – человек не сможет стать “совершенным”.

Буддизм Алмазного Пути, Карма Кагью

Особое место в данной философии занимает традиция Карма Кагью – уровень Алмазного пути. Это одна из основополагающих школ тибетского буддизма, смысл которой заключается в устной форме передачи поучений на практическом обосновании. При этом передаваемое “слово” может быть как более давним, так и абсолютно новым – в зависимости от времени, сферы и категории развития Учения.

Одним из главных критериев здесь является медитация – познание природы ума и окружающего мира под чутким и строгим руководством учителя. В истории буддизма её называют “устной школой” или “линией нашептывания”, что заключается в непрерывной устной передаче Учения наиболее одарённым ученикам на их Пути к совершенству.

Буддизм – путь познания истины. И это не вызывает сомнений. Он очень тяжёлый и сложный. Осилить его сможет далеко не каждый, но смысл, дарованный в конце, – самое дорогое, что может получить человек от жизни – познание самого себя в Идеальности мира, находящегося внутри и видимого вокруг. А это – высшее призвание человечества.

Смотрите еще видео рассказ о том, что такое духовный путь:

  • Основатель буддизма, кто является, имя
  • Просветление в буддизме

Кратко о восьмеричном пути в буддизме – ступени к просветлению

Что такое восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь в буддизме

Здравствуйте, дорогие читатели.

В прошлый раз вы познакомились с буддизмом, а сегодня мы с вами продолжим тему и поговорим о восьмеричном пути в буддизме.

Когда исторический Будда достиг просветления, он задумался над тем, как поделиться знаниями с другими. Вскоре он прочитал первую проповедь и изложил основы своего учения – Четыре благородных истины.

Он также объяснил природу и причину страданий и сообщил, что есть средство для избавления от них – Восьмеричный путь. Это общему для большинства буддийских традиций элементу посвящена эта статья.

Описание и аспекты
Правильное видение
Правильное намерение
Правильная речь
Правильное действие
Правильный источник средств к существованию
Правильное усилие
Правильное самоосознавание
Правильная концентрация
Значение пути
Заключение

Благородный восьмеричный путь – это руководство для исследования и практики областей этой религии. Того, кто отправляется в такое путешествие, ждет великая мудрость, которую можно испытать и проверить в повседневной жизни. Практика помогает увидеть бытие реалистично, без заблуждений, наполняющих разум и создающих шум и тоску, и в целом оказывает благотворное действие.

Описание и аспекты

Говоря кратко о Восьмеричном пути в буддизме, следует сразу отметить, что он не линеен. То есть его нельзя представить в виде процесса последовательного обучения. Скорее, он символизирует собой восемь аспектов жизни, которые интегрированы в повседневную деятельность последователя. Многие его области нельзя изучить полноценно, не практикуя другие.

Название каждого этапа начинается со слова «правильный». Но значение этого определения несколько отличается от привычного. Для буддиста – это, скорее, «целостный» или «знающий».

Восьмеричный путь состоит из следующих элементов, определяемых как «правильные»:

  1. Видение (понимание).
  2. Намерение.
  3. Речь.
  4. Действие.
  5. Источник средств к существованию.
  6. Усилия.
  7. Самоосознавание.
  8. Концентрация.

Правильное видение

Это поддержка мудрости, которая в этом случае означает понимание вещей такими, какие они есть на самом деле. Видение – не просто интеллектуальное представление. Понимание для буддиста означает доскональное проникновение в суть Четырех благородных истин.

Глубокое соприкосновение с реальностью, когда человек знает, что происходит внутри и снаружи него – это путь к освобождению от страданий, вызванных неправильными суждениями. Эта способность проникновения в сущность дарит покой и любовь.

Правильное действие

На этом этапе необходимо научиться принимать этический подход к жизни, признавать других и мир вокруг. Сюда включается и отказ от того, чего не дано получить, и уважение к соглашениям, заключаемым как в личной, так и в деловой жизни.

Целостное действие также охватывает пять заповедей Будды:

  1. Не убивать.
  2. Не красть.
  3. Не лгать.
  4. Не совершать сексуального насилия.
  5. Не принимать наркотики или другие токсические вещества.

Этот этап включает и целостный подход к окружающей среде, когда по возможности предпринимаются действия с целью защиты мира для будущих поколений.

Правильный источник средств к существованию

Если в работе нет уважения к жизни, это будет препятствием для прогресса на духовном пути. Буддизм способствует принципу равенства всех существ. Поэтому последователю этой религии не рекомендуется владеть магазином спиртных напитков, оружейной лавкой или работать мясником. Не поощряется и работорговля.

Будда был также против практики гаданий, поскольку она дает предположения о фиксированном будущем, а суть учения заключается в том, что грядущее создается тем, что мы делаем сегодня.

Правильный источник средств к существованию подразумевает, что буддист должен заняться каким-либо делом в религиозном сообществе, на рабочем месте или дома, служить обществу. Почти во всех общинах у монахов есть ежедневные обязанности, которые напоминают об этом этапе Восьмеричного Пути.

Правильное самоосознавание

Эта концепция несколько сложнее для понимания и зачастую включает изменение мышления. Она означает восприятие и концентрацию на моменте. Чтобы понять этот этап Восьмеричного пути и его смысл, попробуйте представить себя во время поездки. Слышен шум машины, видны здания, деревья, ощущается движение, появляются мысли о тех, кто остался дома. Так происходит с большинством моментов жизни.

Самоосознавание просит ощутить само путешествие, сохраняя сосредоточенность. Это не попытка исключить мир, скорее, наоборот. Осознавая момент и свои действия, человек понимает, что его контролируют старые шаблоны и привычки, а страх перед грядущим ограничивает действия в настоящем.

Правильная концентрация

Как только ум очистится, можно будет сосредоточиться для достижения желаемого. Концентрация заставляет разум сфокусироваться на объекте, таком как цветок или освещенная свеча, или таком понятии, как любящее сострадание. Это формирует следующую часть процесса медитации.

Самоосознавание и концентрация учат разум видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, в противовес привычному. Одновременно они ведут к спокойствию и ладу с миром. Пребывая в настоящем моменте и умея сосредоточиться на нем, можно ощутить радость. Освобождение от контроля прошлых болей и будущих игр разума – это и есть способ избавления от страданий.

Значение пути

Этот элемент считается самым важным в учении Будды. Только с ним Дхамма (простая, неискаженная правда) становится доступной в виде живого опыта. Без восьмеричного пути она будет просто оболочкой, сборником доктрин, лишенным внутренней жизни. Без него полное спасение от страданий стало бы просто мечтой.

Высшие этапы пути пока могут казаться далекими, а требования практики – трудными для выполнения. Но все, что нужно для достижения, уже под рукой. Восемь аспектов всегда доступны – их можно зафиксировать в уме посредством решительности и усилий.

Начинайте с выяснения взглядов и разъяснения намерений. Затем очищайте свое поведение – речь, действие и средства к существованию. Принимайте эти меры в качестве фундамента и действуйте энергично и внимательно к совершенствованию концентрации и понимания. Остальное – вопрос постепенной практики.

Для одних прогресс будет быстрее, для других – медленнее. Освобождение – это неизбежный плод труда при настойчивой практике. Единственные требования для получения результатов – это начать и продолжать. Если они будут выполнены, нет сомнений в том, что цель будет достигнута.

Заключение

На этом пора попрощаться, уважаемые читатели. Следуйте этапам Восьмеричного пути и не забывайте делиться обретенными знаниями со своими друзьями!

Если статья была полезна для вас, рекомендуйте ее в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.

До скорой встречи!

Восьмеричный благородный путь в буддизме

Что такое восьмеричный путь спасения. Восьмеричный путь в буддизме

Восьмеричный благородный путь в буддизме – это одно из учений Будды. Он предусматривает очищение души и тела от страданий. Эту дорогу в своё время прошёл сам Будда, и теперь это пример для наследования, на который равняются монахи и простые миряне.

Ступив на неё, люди добиваются прозрения и реального осознания природы всех вещей, избавляются от трёх порочных качеств характера: невежества, жажды и злобы. Человеку нужно освоить восемь правил, именно поэтому путь называется восьмеричным.

Его символом является рулевое колесо, имеющее такое же количество ответвлений, каждое из которых символизирует одну из истин (подробнее о символах буддизма). Человек представляется, как капитан корабля, идущий по благочестивому маршруту к своей цели.

Правильное осознание

Имеется в виду непрерывная работа над своим внутренним миром, обуздание нечестивых желаний, контроль над плохими поступками. Бдительность и внимательность, уклонение от жажды и беспокойства к миру – это путь, которым следуют все буддийские монахи. При этом ум должен быть ясным, хладнокровным, оценивая внутреннее состояние и направляя энергию в нужное благочестивое русло.

Правильное сосредоточение

Это медитация. Каждый человек, ступивший на Восьмеричный путь, должен научиться концентрироваться.

Откинув все мирские проблемы, погрузившись в себя – только так мирянин сможет достичь самоконтроля, созерцания, анализа, а в результате и свободы.

Медитация в буддизме очень важная вещь, которая позволят человеку раскрыться, стать выше над своими плотскими потребностями и обрести полное душевное равновесие, спокойствие и независимость.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.