Что сделали время глагола. Как определить время глагола

Часть речи глагол

Что сделали время глагола. Как определить время глагола

Глагол — самостоятельная спрягаемая (изменяемая по числам и лицам) часть речи, имеет постоянные и непостоянные морфологические признаки.

Глаголы бывают:

  • несовершенного вида — отвечают на вопрос что делать? (строить, плыть, взбираться); совершенного вида — отвечают на вопрос что сделать? и указывают на завершённость действия или результат (построить, переплыть, взобраться);
  • переходные — сочетаются с существительными, местоимениями в винительном падеже без предлога (читать газеты, строить дом);непереходные — сочетаться не могут (ходить по дороге, купаться в море);
  • 1-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -еть, -ать, -оть, -уть и другие кроме -ить (худеть, колоть); 2-го спряжения — глаголы, оканчивающиеся на -ить (крутить, строить);
  • возвратными — с суффиксом -ся и -сь (встречаться, умываться, учиться); невозвратными (встречать, умывать, учить).

О спряжениях и глаголах-исключениях написано подробно ниже в пункте спряжения глаголов.

Некоторые глаголы не употребляются без суффикса -ся, то есть являются только возвратными: надеяться, кланяться, трудиться, смеяться, становиться, гордиться, оставаться и др.

Если глаголы обозначают действия, которые происходят сами по себе без действующего лица (предмета), то они называются безличными: смеркается, знобит, нездоровится, подморозило, светает. Безличные глаголы обычно обозначают явления природы или состояние человека.

Глаголы изменяются:

  • по трём наклонениям:
    • изъявительное наклонение (бегу, смотрел, пойду) — глаголы, отражающие действие, состояние объекта;
    • условное наклонение (бежал бы, посмотреть бы, пойти бы) — глагол + частица «б» или «бы», выражающие действие при выполнении какого-либо условия;
    • повелительное наклонение (беги, смотри, иди) — глаголы с выражением просьбы, приказа.
  • по трём временам:
    • прошедшее время — отражает действие, состояние объекта в прошлом (рисовал, смотрел, учился);
    • настоящее время — действие, состояние, которые происходят в настоящем (рисую, смотрю, учусь);
    • будущее время — действие, состояние, которое ещё не произошли, но произойдут в будущем (нарисую, посмотрю, буду учиться);
  • по лицам и числам в настоящем и будущем времени (бегу, бежит, побегут);
    по числам и родам (в единственном числе) в прошедшем времени (читал, читала, читали).

Постоянные морфологические признаки глаголов: спряжение, вид, переходность. Непостоянные: наклонение, число, время, род. Глаголы в повелительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (я пишу, он пишет, она напишет/будет писать, они напишут/будут писать), в прошедшем времени — по числам и родам (я писал, она писала, они писали).

Неопределённая форма

Начальная форма глагола — неопределённая форма (инфинитив), которая не отражает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? Примеры: видеть — увидеть, сеять — посеять, смотреть — рассмотреть, везти, пройти, найти и др. Глаголы в форме инфинитива имеют вид, переходность и непереходность, спряжение.

Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти, -ь. Приведём примеры глаголов парами — с вопросами что делать? (несовершенный вид) и что сделать ? (совершенный вид).

-ть-ти-ь
возражать — возразить, реагировать — отреагироватьползи — приползти, расти — подрастистричь — постричь, жечь — сжечь

Спряжения глаголов

Глаголы делятся на два спряжения: первое и второе. К первому спряжению относятся глаголы на -еть, -ать, -оть, -уть, -ть и др. (вертеть, копать, колоть, дуть, ныть).

Ко второму спряжению относятся глаголы на -ить (носить, пилить, ходить).

Существует 11 глаголов-исключений (7 глаголов на -еть и 4 глагола на -ать), которые относятся ко второму спряжению, и 2 глагола-исключения на -ить, которые относятся к первому спряжению.

Глаголы-исключения

I спряжение:брить, стелить

(2 глагола)

II спряжение:-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть;-ать: гнать, держать, слышать, дышать

(11 глаголов)

При изменении глаголов по лицам и числам окончания образуются в соответствии со спряжением, к которому глагол относится. Обобщим случаи таблицей.
ЛицоI спряжениеII спряжениеЕд.ч.Мн.ч.Ед.ч.Мн.ч.
1-е-у/-ю-ем-у/-ю-им
2-е-ешь-ете-ишь-ите
3-е-ет-ут/-ют-ит-ат/-ят

Приведённые окончания называют личными окончаниями глагола. Чтобы определить спряжение, нужно поставить глагол в неопределённую форму такого же вида, что и личная форма: выполняешь — выполнять (несов. вид), выполним — выполнить (сов. вид).

Примеры:
читаю → читать → I спряжение
построят → построить → II спряжение

При определении спряжения глагола учитывайте, что:

  1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные: делать — сделать, работать — поработать, учить — выучить, гнать — обогнать;
  2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: умываться — умывать, советоваться — советовать, учиться — учить, извиниться — извинить;
  3. Имеет место быть чередование согласных в настоящем времени: пеку — печёшь, берегу — беречь, хожу — ходишь, прошу — просишь, отвечу — ответишь и др.

От глаголов победить, пылесосить не образуется 1-е лицо единственного числа.

От глагола быть не образуется 1-е и 2-е лицо единственного и множественного числа настоящего времени, для 3-го лица единственного числа иногда вместо быть используется есть.

Глаголы хотеть и бежать изменяются по первому и частично по второму спряжению — разноспрягаемые глаголы. Глаголы есть (кушать) и дать спрягаются особым образом.

Примеры глаголов

Примеры глаголов в разных родах, временах, наклонениях.

По родам

Род есть только в единственном числе прошедшего времени: Мужского рода (что делал?): плыл, висел. Женского рода (что делала?): плыла, висела.

Среднего рода (что делало?): плыло, висело.

По временам

Прошедшее (что делал?): рисовал/нарисовал. Настоящее: (что делает?): рисует.

Будущее: (что будет делать? что сделает?) будет рисовать/нарисует.

В этом примере «рисовал» и «будет рисовать» — глаголы несовершенного вида, «нарисовал» и «нарисует» — совершенного.

По наклонениям

Изъявительное (что делаю?): мечтаю, поиграют, учил, выучил. Повелительное (что делай?): мечтай, поиграйте, учи, выучи.

Условное (что делал бы?): мечтал бы, поиграли бы, учил бы, выучил бы.

В этом примере мечтаю — глагол несовершенного вида единственного числа, поиграют — совершенного вида множественного числа, учил — несовершенного вида единственного числа в прошедшем времени, выучи — совершенного вида единственного числа в прошедшем времени.

Синтаксическая роль

В предложении глагол в начальной форме (инфинитив) может играть разную синтаксическую роль. Глагол личной формы в предложении является сказуемым.

Стану сказывать я сказки (М. Лермонтов). (Составное сказуемое.)
Учиться — всегда пригодится (пословица). (Подлежащее.)
Прошу вас подождать. (Дополнение.)
Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною (М. Лермонтов). (Определение.)
Ребята побежали прятаться. (Обстоятельство.)

Морфологический разбор

В морфологическом разборе глагола отмечают постоянные и непостоянные морфологические признаки, инфинитив, роль в предложении. Смотрите план и примеры морфологического разбора глагола.

Подробные описания частей речи русского языка:

Прошедшее время глаголов

Что сделали время глагола. Как определить время глагола

Глагол имеет категорию времени. Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того момента, как о нём стали говорить (т.е. до момента речи).

Например:

что делал? – рисовал

что сделал? – нарисовал

Прошедшее время глаголов образуется от неопределённой формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний ,  или окончания во множественном числе.

клеить – клеила, клеили

При этом в глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределённой формы.

обидеть – обидело, обидела;

посеять – посеяли, посеяла.

Глаголы в форме прошедшего времени изменяются по числам: рисовал (ед. ч.) – рисовали (мн. ч.)

Глаголы в форме единственного числа прошедшего времени изменяются по родам. Род глагола передаётся с помощью окончаний:

мужской род в прошедшем времени имеет нулевое окончание (рисовал )

женский род в прошедшем времени имеет окончание (рисовала)

средний род в прошедшем времени имеет окончание (рисовало)

Глаголы в форме прошедшего времени по лицам не изменяются.

Пример изменения глаголов в прошедшем времени:

Неопределённая формаПрошедшее время
единственное числомнож. число
м.р.ж. р.ср. р.
рисоватьрисовал рисоваларисовалорисовали
везтивёзвезлавезловезли
печьпёкпеклапекло́пекли

О настоящем и будущем времени глаголов смотри по ссылкам.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Советуем посмотреть:

Настоящее время глаголов

Будущее время глаголов

Неопределённая форма (инфинитив) глагола

Возвратные глаголы

Времена глагола

Лицо и число глагола

Спряжение глаголов

Вид глаголов

Морфологический разбор глагола

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Частица

Союз

Предлог

Морфология и морфологический разбор

Правило встречается в следующих упражнениях:

2 класс

Упражнение 148, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 149, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 151, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 152, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 153, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 167, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 184, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 204, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 205, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 210, Полякова, Учебник, 2 часть

3 класс

Упражнение 206, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 215, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 217, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть

Упражнение 164, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 166, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 170, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 119, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 155, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 121, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 123, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

4 класс

Упражнение 141, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 32, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть

Упражнение 133, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть

Упражнение 144, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть

Упражнение 83, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 90, Полякова, Учебник, 1 часть

Упражнение 149, Полякова, Учебник, 2 часть

Упражнение 503, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 504, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 654, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

5 класс

Упражнение 231, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

6 класс

Упражнение 311, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть

Упражнение 328, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 385, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 455, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 457, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 516, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 545, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 609, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть

Упражнение 302, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 312, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 484, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 501, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 295, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 64, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 111, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 223, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 235, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 325, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

Упражнение 363, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник

© budu5.com, 2020

Пользовательское соглашение

Copyright

Нашли ошибку?

Связаться с нами

Подборка правил: глагол

Что сделали время глагола. Как определить время глагола

Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).

Признаки

1. Постоянные:

  • вид (совершенный/несовершенный);
  • спряжение I или II;
  • переходность (переходный/непереходный);
  • возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).

2. Непостоянные

  • наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
  • число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • род (мужской, женский, средний);
  • лицо (первое, второе, третье);
  • возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).

Неопределённая форма глагола

Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).

Вид глагола

В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.

  • совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения  (решить, прочесть, спеть, запеть);
  • несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).

ЗАПОМНИ!

  • Только несовершенный вид: заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
  • Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.

Спряжение глаголов

Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.

Выделяют 2 спряжения глагола:

I спряжение —  глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);

II спряжение —  глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).

ИСКЛЮЧЕНИЯ!

  • Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
  • Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.

Способ определения спряжения глагола

  • Если личное окончание ударное, то определяем по личному окончанию: 1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение. 2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение.
  • Если личное окончание безударное, то определяем по неопределённой форме 1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение. 2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.

ЗАПОМНИ!

Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.

Переходные и непереходные глаголы

Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.

  • Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
  • Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.

Возвратные глаголы

Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.

Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).

Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.

Наклонение глагола

В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.

  • изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
  • сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
  • повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).

Время глагола

Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.

  • Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?

Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).

  • Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?

Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).

  • Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем? что сделаете? что сделают?

Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).

Формы будущего времени

  • простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
  • сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).

Правописание НЕ с глаголами

ЗАПОМНИ!

НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).

ЗАПОМНИ!

Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.

Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ

ЗАПОМНИ!

Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.

  • Что делать? купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
  • Что делает? купается, смеётся, возится, ленится, учится.

ь пишется

  • В инфинитиве (неопределённой форме) (мыться, печь, писать, хотеться).
  • В окончаниях 2 л. ед. ч. настоящего или простого будущего времени (делаешь, помоешь, умываешься).
  • В повелительном наклонении (исправь, спрячься). Исключение: ляг, лягте.

ь не пишется

  • в форме 3 л. ед. ч. настоящего или простого будущего времени (умывается, делается).

Правописание суффиксов глаголов

  • -ТЬ суффикс неопределённой формы глагола (пахать, пилить, строить, дышать).
  • суффикс прошедшего времени (слышать – слышал, читать – читал).
  • -НУ-, -А-, -Я-, -И- неизменяемые суффиксы глаголов (глохнуть, работать, веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, строить, стоить, удвоить, утроить, клеить).
  • -ОВА-/-ЕВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на-УЮ, -ЮЮ (командую –командовать, воюю– воевать).
  • -ЫВА-/-ИВА- пишутся в глаголах, которые в 1 лице ед. числа оканчиваются на -ЫВАЮ, -ИВАЮ (опаздываю –опаздывать, настаиваю – настаивать).
  • -Е/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ пишется в непереходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, замкнутое на самом субъекте (обессилеть от усталости, обескроветь (самому)).
  • -И/ТЬ в глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ- пишется в переходных глаголах с приставкой ОБЕС-/ОБЕЗ-, обозначающих действие, направленное на кого-то другого (обессилить врага, обескровить (кого-то другого)).

Времена глаголов в русском языке – таблица изменений и формы

Что сделали время глагола. Как определить время глагола

Таблица с ними часто встречается в учебниках и различных онлайн-справочниках, но желательно владеть знанием об их написании без помощи сторонних ресурсов.

Времена глагола

Глагольное время отображает соотношение производимого действия, описываемого глаголом, с моментом, когда оно осуществляется.

В русском таких времён выделяют три, они представлены в таблице:

Прошедшее отвечает на вопросы «что делал? что сделал?»
Настоящее вопрос «что делает?»
Будущее вопросы «что сделает? что будет делать?»

Чаще всего использование временных разновидностей обозначается отношением к тому, какой именно момент речи описывается в каждом конкретном случае. Подобное их употребление обычно называют абсолютным временем.

В относительно нечастых ситуациях исходной точкой для обозначения глагольного времени вместо момента речи являются какие-либо другие отправные пункты, в частности, момент прочих действий, о которых говорится в предложении. Такие случаи называют относительным использованием времён.

В изъяснительных (дополнительных) придаточных составляющих сложноподчинённого предложения глагольные времена применяются, исходя от соотношения с моментом выполняемого действия основной части, например: Виктор сказал, что сумел (умеет, сумеет) отремонтировать телевизор.

В данной ситуации роль грамматической точки отсчёта выполняется словом «сказал», расположенным в основной части предложения. Действие его из второстепенной половины выполняется именно по отношению к нему. «Сказал, что умеет»: слово «умеет», находящееся в настоящем времени, означает, что время совпадает не с конкретным моментом речи, а с временем действия, выражаемого словом «сказал».

Категорией времени могут обладать исключительно изъявительные наклонения, они прочно соединены с видовой категорией. У глаголов несовершенного типа присутствуют все три возможных временных формы, например:

  • учусь;
  • учился;
  • буду учиться.

У глаголов, относящихся к совершенному типу, смысл заключается в обозначения таких функций, которые ограничиваются каким-либо пределом.

Они хоть быть употреблены исключительно в прошедшем или простом будущем времени (научился — научусь), а форма в настоящем отсутствует.

Прошедшее время

При помощи глаголов в прошедшем времени принято описывать действие, которое было произведено перед моментом речи.

Обычно такая разновидность слова образуется при помощи добавления формообразовательного суффикса -л- позади инфинитивной основы слова: мечтать-мечтал, ходить-ходил, воровать-воровал, плясать-плясал, знать-знал, удивиться-удивился. Из этого правила есть несколько важных исключений.

Когда в прошедшем времени последней буквой основы является б, г, з, к, с, х, во время формирования глагола в мужском роде -л- исчезает, однако в других родах он остаётся (вёз-везла-везло, грёб-гребла-гребло, нёс-несла-несло, пёк-пекла-пекло, сох-сохла-сохло, стерёг-стерегла-стерегло). Также этот суффикс сохранится, если использовать это слово во множественном числе. Если в мужском роде в таком глаголе была буква ё, то в остальных родах и во множественном числе она чаще всего меняется на е.

Глагол «идти» и любые его производные формируют прошедшее время от иной основы — шед-, но при этом утрачивается буква д: шёл-шла-шло-шли, ушёл-ушла-ушло-ушли, зашёл-зашла-зашло-зашли и пр.

Глаголы, заканчивающиеся на -ереть при переходе в прошедшее время, лишаются второго е в полногласном сочетании, а в мужском роде остаются ещё и без -л: стереть-стёр-стёрла-стёрло-стёрли, подпереть-подпёр-подпёрла-подпёрло-подпёрли, умереть-умереть-умерла-умерло-умерли и пр.

Чтобы ответить на вопрос, как изменяются глаголы в прошедшем времени, нужно отметить, что они способны варьировать по различным числам. В то же время глаголы в единственном числе хорошо склоняются по родам. Если он находится в прошедшем времени и во множественном числе, то его нельзя изменять по лицам.

Настоящее время

Благодаря глаголам, расположенным в этом времени, удаётся выразить действие, совершаемое непосредственно в момент речи, например: Я читаю книгу Энтони Бёрджесса. В настоящем времени такие слова могут легко меняться по числам и лицам.

Формы настоящего времени не способны образовываться от глаголов совершенного типа. Это связано с тем, что подобным словам всегда присуще понятие результативности, завершённости, выполненности, которое логически слабо сочетается с определением настоящего времени.

Формы в настоящем могут иметь исключительно глаголы, относящиеся к несовершенному виду. Подобные их разновидности формируются благодаря добавлению личных окончаний, в зависимости от того, к какому спряжению относится слово.

К примерам глаголов в первом спряжении можно отнести: первое лицо — я сажаю, мы сажаем; второе лицо — ты сажаешь, вы сажаете; третье лицо — он сажает, они сажают. Со вторым спряжением всё обстоит следующим образом: первое лицо — я ношу, мы носим; второе лицо — ты носишь, вы носите, третье лицо — он носит, они носят.

Главными значениями таких слов в настоящем считаются:

  • обозначение того, что действие, отображаемое глаголом, происходит непосредственно в момент речи: Виталик направляется в сторону сквера;
  • описание действия, которое переходит в постоянное свойство: Саша быстро читает стихи, Антон работает быстрее, чем остальные коллеги;
  • обозначение вневременного, постоянного, перманентно выполняемого действия: Сумма двух катетов, возведённых в квадратную степень, равняется длины гипотенузы в квадрате; Земля совершает обороты вокруг Солнца;
  • замена прошедшего времени, которая прибавляет рассказу живость и переводит слушателя (читателя) в статус свидетеля описываемой ситуации: Идём мы с Леной вчера вечером по улице Дзержинского и видим такую картину.

Настоящее время часто является заменителем будущего, когда говорится о том действии, которое уже запланировано и обязательно должно вскоре произойти, например: Завтра мы сдаём сопромат, и на этом сессия заканчивается. Как правило, формы настоящего времени в подобной ситуации совпадают с распространёнными обозначениями движения — ехать, бежать, идти, лететь, плыть.

В некоторых случаях, преимущественно в художественной литературе и стихотворениях, при помощи форм настоящего транслирует представляемая говорящим картина: Завтра пойдёт дождь, и наша поездка отменяется, сидим по домам.

Будущее время

Данное время используется для обозначения процесса или действия, которое является последующим и предстоящим для момента речи. Оно обладает двумя различными разновидностями: простой (синтаксической) и сложной (аналитической).

Обе они различаются между собой как по значению, так и по составной структуре.

Синтаксическая разновидность будущего времени присуща глаголам в совершенном виде (пойду, загружу, построю), тогда как аналитическая форма присуща словам несовершенной формы (буду идти, буду загружать, буду строить).

Будущее глагольное время в аналитической разновидности формируется путём соединения личных типов будущего времени слова «быть» и инфинитива, который непременно должен находиться в несовершенной форме. Выполняя роль служебной составляющей, вспомогательное слово «быть» в соединении с инфинитивом формирует единую грамматическую единицу.

Будущее время глагола в сложной форме необходимо для обозначения неограниченного по времени действия, не обладающего какими-либо пределами. Оно обязательно должно совершаться после завершения момента речи и не может использоваться при обозначении какого-либо ещё времени: Мы будем продолжать настаивать на своём.

От глаголов в совершенном виде формируется простая разновидность будущего времени. Она должна совпасть с разновидностью настоящего времени у слов несовершенного типа: спросить, соорудить, позвать, определить. У будущего времени в синтаксической форме, образованного от глаголов в совершенном виде, могут быть следующие значения:

  • обозначение будущих (предстоящих) действий, обладающих завершённостью, пределом: Он сможет основать собственное предприятие;
  • обозначение постоянно повторяющегося действия, которое сочетается с настоящим временем: Новый сотрудник всё делает не так: то разольёт реактив, то поторопится и неправильно заполнит журнал;
  • значение прошедшего времени: Алёша часто сидит на диване по несколько часов и смотрит в одну точку, потом резко встанет и уйдёт спать;
  • описание действия, переходящего в свойство: Какую задачу перед ним не поставь, обязательно что-нибудь сделает неправильно (это свойство будущего времени нашло отображение в пословицах и поговорках: Без труда не достанешь и рыбку из пруда и пр.);
  • обозначение невозможности выполнения рассматриваемого действия в настоящем: Машину быстро не вытащишь из трясины.

Подводя итог, можно сказать, что временные формы появляются при использовании группы словообразовательных суффиксов и способны претерпевать изменение в зависимости от лица, числа и рода.

В учебниках особое внимание получают как раз времена глаголов в русском языке, сведения о них есть почти в любой подобной книге.

Для того чтобы усвоить правила, стоит прибегнуть к помощи заданий из учебника русского языка. Так, следует проспрягать глаголы в будущем времени или взять их же и поставить данные глаголы в прошедшем времени. Многие также занимаются с редко встречающимися глаголами, например, определяют, какое время у глагола «заляжет», или как изменяется слово «извести» по лицам.

Совершенный и несовершенный вид глагола

Что сделали время глагола. Как определить время глагола

Узнаем что такое совер­шен­ный и несо­вер­шен­ный вид гла­го­ла. Приведем при­ме­ры гла­го­лов совер­шен­но­го и несо­вер­шен­но­го вида. Укажем видо­вые пары гла­го­лов, име­ю­щих раз­ные кор­ни.

Речь пой­дет о гла­го­ле и об одной из его посто­ян­ных харак­те­ри­стик — о грам­ма­ти­че­ской кате­го­рии вида.

Прежде вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся гла­го­ла­ми.

Глагол — часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (дви­же­ние и пере­ме­ще­ние в про­стран­стве, физи­че­ское и душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка, изме­не­ние состо­я­ния и пр.) и выра­жа­ю­щее это зна­че­ние при помо­щи кате­го­рий вида, зало­га, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Глаголы отве­ча­ют на вопро­сы: что делать? что сде­лать? что делал? что сде­лал? что дела­ют? что будет делать? и пр. Например:

  • что дела­ет? рису­ет;
  • что сде­лал? нари­со­вал;
  • что будет делать? нари­су­ет.

Что такое вид глагола?

Категория вида явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ской грам­ма­ти­че­ской харак­те­ри­сти­кой слов этой части речи.

Вид гла­го­ла — кате­го­рия, пока­зы­ва­ю­щая харак­тер про­те­ка­ния дей­ствия во вре­ме­ни, выра­жа­ю­щая отно­ше­ние дей­ствия к его внут­рен­не­му пре­де­лу, огра­ни­чен­ность или неогра­ни­чен­ность дей­ствия.

Каждая гла­голь­ная фор­ма обя­за­тель­но обла­да­ет видом. В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют у гла­го­лов два вида:

  • совер­шен­ный вид;
  • несо­вер­шен­ный вид.

Глаголы совершенного вида

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что сде­лать? Они назы­ва­ют

  • дей­ствие, огра­ни­чен­ное пре­де­лом в какой-либо момент его осу­ществ­ле­ния;
  • обо­зна­ча­ют резуль­тат, закон­чен­ность все­го дей­ствия или его фазы.

Например:

  • что сде­лать? родить, бро­сить, купить;
  • что сде­лать? обо­зна­чить, отве­тить, упро­стить.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопрос что делать? Эти сло­ва обо­зна­ча­ют

  1. дей­ствие в про­тя­жен­но­сти, без ука­за­ния на его пре­дел;
  2. неза­кон­чен­ность дей­ствия.

Например:

  • что делать? учить, кра­сить, бегать, капать;
  • что делать? нести, полз­ти. 

Первый способ — вопрос

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что делать? что дела­ет? что дела­ли? и т. д.

летать, рису­ет, выби­ра­ли

Глаголы совер­шен­но­го вида отве­ча­ют на вопро­сы что сде­лать? что сде­ла­ет? что сде­ла­ли? и т. д.

вер­нуть­ся, напи­шет, при­шли

Второй способ — слово «буду»

  • К гла­го­лам несо­вер­шен­но­го вида мож­но под­ста­вить сло­во «буду», напри­мер: «петь» — «буду петь» (несо­вер­шен­ный вид).
  • К гла­го­лам совер­шен­но­го вида сло­во «буду» под­ста­вить нель­зя, напри­мер: «спеть» — нель­зя ска­зать «буду спеть» (совер­шен­ный вид).

Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида

Многие одно­ко­рен­ные гла­го­лы рус­ско­го язы­ка име­ют одно и то же лек­си­че­ское зна­че­ние, но раз­ли­ча­ют­ся грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ем вида, напри­мер:

(что сде­лать?) решить — (что делать?) решать.

Такие гла­го­лы состав­ля­ют видо­вые пары, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми:

1. суф­фик­са­ми

  • бросить — бросать;
  • кончить — кончать;
  • встретить — встречать;
  • обидеть — обижать;
  • сосре­до­точить — сосре­до­точивать;
  • при­урочить — при­урочивать;
  • упол­но­мочить — упол­но­мочивать;
  • достигнуть — достигать;

2. при­став­ка­ми

  • гото­вить — пригото­вить;
  • брать — собрать;
  • гнать — выгнать;
  • звать — назвать;
  • рабо­тать — перерабо­тать;
  • моро­зить — подморо­зить.

Таблица

НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИДСОВЕРШЕННЫЙ ВИД
слу­шатьпослу­шать
читатьпро­чи­тать
писатьнапи­сать
питьвыпить
гото­витьпри­го­то­вить

Отдельные видо­вые пары могут раз­ли­чать­ся толь­ко уда­ре­ни­ем, напри­мер:

  • разре́зать — разреза́ть;
  • засы́пать — засыпа́ть;
  • отре́зать — отреза́ть.

При обра­зо­ва­нии гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида может про­ис­хо­дить в корне чере­до­ва­ние соглас­ных и глас­ных, напри­мер:

  • опоздать — опазды­вать;
  • стереть — стирать:
  • вздохнуть — вздыхать;
  • изложить — излагать;
  • утомить — утомлять;
  • защитить — защищать;
  • упросить — упрашивать.

Упомянем видо­вые пары гла­го­лов, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся кор­ня­ми (суп­пле­ти­визм):

  • (что делать?) ловить — (что сде­лать?) пой­мать (невер­но: спой­мать);
  • поло­жить — класть;
  • вкла­ды­вать — вло­жить;
  • накла­ды­вать — нало­жить (повяз­ку);
  • брать — взять;
  • искать — най­ти. 

Отметим, что суще­ству­ют одно­ви­до­вые гла­го­лы совер­шен­но­го или несо­вер­шен­но­го вида:

  • (что сде­лать?) гря­нуть, очу­тить­ся;
  • (что делать?) при­сут­ство­вать, сожа­леть.

Двувидовые гла­го­лы могут обо­зна­чать как закон­чен­ное дей­ствие, так и дей­ствие в про­тя­жен­но­сти в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста:

  • ранить;
  • мол­вить;
  • кре­стить;
  • обе­щать;
  • воз­дей­ство­вать;
  • исполь­зо­вать;
  • ата­ко­вать и пр.

урок

Средняя оценка: 4.9. Проало: 22

Времена глаголов

Что сделали время глагола. Как определить время глагола

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может определять время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • Прошедшее время
  • Настоящее время
  • Будущее время

Обратите внимание, что время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее: спал, гулял

Настоящее: спит, гуляет

Будущее: будет спать, будет гулять

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее: заснул, погулял

Будущее: заснёт, погуляет

Примечание: глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается -ть и прибавляется суффикс -л – так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

стирать – стирал.

Для образования глагола женского рода после суффикса -л добавляется окончание -а

стирал – стирала.

Для образования глагола среднего рода после суффикса -л добавляется окончание -о

стирал – стирало.

Для образования глагола во множественном числе после суффикса -л добавляется окончание -и

стирал – стирали.

ИнфинитивРодМнож. число
мужскойженскийсредний
– -ть
светить
+ -л
светил
+ -ла
светила
+ -ло
светило
+ -ли
светили

Обратите внимание, что перед суффиксом -л пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть, например:

гулять – гулял, мешать – мешал, дарить – дарил

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса -л не бывает, например:

спас, запер, нёс, тряс

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное числоМножественное число
Мужской родчиталчитали
Женский родчитала
Средний родчитало

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал)
  • Женский род: что делала? – окончание -а (спала)
  • Средний род: что делало? – окончание -о (спало)

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание -а, например:

спа́л – спала́, гна́ло – гнала́, рва́ли – рвала́

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял, ты гулял, он гулял

мы гуляли, вы гуляли, они гуляли

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают?, например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Обратите внимание, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.