Четырехконечный крест без распятия. Значение православного креста

Значение православного креста

Четырехконечный крест без распятия. Значение православного креста

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † –  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Так уж сложилось исторически, что православными верующими принято носить православные нательные кресты. Так же кресты ставят на кладбище при захоронениях. Не редко в жизни каждый человек встречается с крестом. Но вот что означает православный крест, и какие формы для него считаются правильными, мало кто знает. В данной статье попробуем разобраться со всеми этими вопросами.

Православные кресты: виды и значения

Значение православного креста  несет в себе много тайного. Он служит «амулетом», который способен защитить своего владельца от злых духов, «плохого глаза» и даже от некоторых неприятностей. В старину, когда дети или близкие уходили из дома как защиту от всего плохого вешали нательный крест.

Также в православной вере после ритуала крещения на ребенка также надевают нательный крестик. Считается, что его нельзя снимать. Только тогда он будет служить для малыша мощной защитой от всех невзгод.  Заходя в церковь, каждый человек накладывает на себя крест как истинный знак в силу веры перед Всевышним.

На самом деле на сегодня существует огромное количество крестов. К основным можно выделить:

  • Восьмиконечный православный крест. Он является самым распространенным на широтах бывшего СССР.  Над перекладиной этого креста находится прямая, короткая перекладина, а под средней перекладиной – коротенькая косая.  Верхний конец косой перекладины обращен на север, нижний – на юг.  Стоит отметить, что верхняя малая перекладина несет в себе символ доски с надписью, которая в свое время была сделана по приказу Пилата на трех языках. Нижняя перекладина символизирует подножие, на которое опирались ноги Спасителя. Такая форма креста более точно повторяет формы креста, на котором был распят Иисус Христос.  На православном кресте есть надпись. «Иисус Назорей Царь Иудейский».

Есть очень интересное догматическое значение восьмиконечного креста, где восемь концов означает восемь периодов жизни человечества. Последнее число 8 означает  будущую жизнь человечества.  Один из концов креста направлен вверх в Царствие Небесное. Это означает, что путь в Небесное Царство открыт Христом через Его Искупительный Подвиг.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Кто такой Ангел Хранитель в православии

Перекладина к которой были прибиты ноги говорит о том, что в земной жизни людей с пришествием Христа, который ходил с проповедью было нарушено равновесие нахождение человеческого населения на планете под властью греха.

Стоит отметить, что не на всех восьмиконечных крестах изображен Христос. Но если на кресте имеется его изображения, то символ считается полным и несет в себе максимальную защиту для своего владельца.

  • Просфорный – Константиновский крест. Данный вид креста напоминает «мальтийский». Он имеет по четырем сторонам надписи на греческом.
  • Крест круглый «нахлебный». Еще в древние времена до того как было пришествие Христа, на Востоке был обычай резать хлеб крестообразно. Такой метод символизировал то, что крест, который разделен на части символически объединяет тех, кто употреблял этот хлеб. Стоит отметить, что прямой связи с Таинством Причащения изображается хлеб как символ Тела Христова, преломляемого за наши грехи.
  • Накупольный крест.  На этом православном кресте изображен полумесяц. Он является четырехконечным, полумесяц расположен внизу, его концы смотрят вверх. Это православный старообрядческий крест.  Сегодня чаще всего такие кресты устанавливаются на куполах церквей и храмов. Такой образ несет в себе символику, которая означает якорь спасения, надежды и упокоения в Царстве Небесном.
  • Трилистник. Концы такого креста выполнены в форме трилистника. Это употребляется для изготовления напрестольных крестов.

Виды древних православных крестов

  • Антониевский Т-образный крест. Его еще называют египетским крестом. В южных и восточных частях Римской империи такой крест использовали для казни преступников.
  • Седьмиконечный. Он имеет одну верхнюю перекладину и косое подножье, которое имеет очень глубокий мистический смысл. Дело в том, что до пришествия Христа на таком подножье, изготовленном из золота, священники приносили жертву. Крестное подножье – это часть новозаветного жертвенника, которая указывает на священническое служение Спасителя мира, который добровольно заплатил за чужие людские грехи.

Кроме вышеперечисленных видов также стоит выделить такие как: шестигранный, андреевский, доконстантиновский, якореобразные и другие. Все они несут в себе определенную историю и тайное значение.

Брать и сестры во Христе.  Ведем свое сообщество во  https://.com/molitvuikonu называется Молитвы на каждый день, где стараемся выкладывать праволсавные молитвы и новости. Если у вас есть своя страничка в вк, подписывайтесь на нас. 

Чем отличается православный крест от католического

Многие люди, несмотря на свою православную веру, не знают чем отличается православный крест от католического. И так отличие православного креста:

  • На православном кресте имеется наличие больше одной перекладины. Классический вариант — это восьмиконечный православный крест, в верхней части которого имеется перекладина, которая символизирует табличку с надписью. При этом нижняя косая  перекладина символизирует доску, к которой были прибиты ноги Христа. В католической вере также присутствует восьмиконечный крест, но на них изображаются перекладины не косые, а строго параллельные двух верхним.
  • На кресте изображено тело Спасателя. Оно как будто свободно парит рядом с крестом. При этом на лице не изображают мучительную мимику. Печать мучительного страдания больше относится к католическим канонам.
  • На православном кресте — ноги Христа изображаются сомкнутыми, а на католическом они изображаются одна поверх другой.

Это основные отличия, зная которые без труда можно отличить православный крестик от католического.

Суеверия и мифы, связанные с нательным крестиком

Говоря о крестике, многие считают, что если человек исповедует православную веру, то ни коем образом ему нельзя надевать католический крестик. Многие священники считают этот вопрос спорным и однозначного ответа не дают.

Но все — таки большинство людей убежденны,  что крест несет в себе символ, а католический крест не имеет никакой символики. Но утверждать, что надеть на себя крестик другой веры это грех – также никто не берется.

Но вопреки всем убеждениям и спорам, все священники без исключения твердят, что крестик должен быть на верующем человеке всегда. Даже, несмотря на некоторые суеверия. Такие, например как, его потемнение.  Также есть и другие вопросы, которые могут возникать насчет крестика. А именно:

  • Крестик нужно носить только на веревочке или ленточке, но не на цепочке. На самом деле это далеко не так. В святых писаниях нигде не сказано, на чем должен быть крестик. Поэтому это скорее вопрос  комфорта и привычек.
  • Носить крестик нужно только под одеждой на голое тело. Это утверждение является верным. Дело в том, что крестик считается символом веры и защиты. Скрывая крестик человек, показывает всю чистоту и искренность своей веры. В случае, когда его носят поверх одежды – он выполняет роль украшения. В таких случаях он не несет в себе силу защиты.
  • Запрещено дарить крестик. Это все предрассудки. Крестик является прекрасным подарком для родных и близких. Тем более если он будет освященным в церкви.
  • Нельзя дарить свой крестик. Если крестик вам достался от родителя или от близкого человека, то почему бы и не носить его.  Тем более если у вас его нет. Многие люди утверждают, что отдавая крестик, вы отдаете частичку своей судьбы. На самом деле такого поверья в православной вере нет.

Так что дарите крестики родным и близким, деткам и взрослым и будьте счастливы.

Господь всегда с Вами!

Смотрите так же видео о значении православного креста:

Виды христианских крестов

Четырехконечный крест без распятия. Значение православного креста

Традиционно большинство памятников оформляется портретом, текстом, словами памяти и крестом. При выборе креста на памятник у заказчиков достаточно часто возникают затруднения: какой крест выбрать? Кресты бывают четырёхконечные, шестиконечные, восьмиконечные. Какой из них православный, какой католический, в чём разница между крестами? Попробуем выяснить.

Как выбрать крест на памятник

В мире существовало и существует огромное количество крестов: древнеегипеткий Анх, кельтский крест, солнечный, латинский, православный, византийский, армянский («цветущий»), Андреевский и другие кресты – это всё геометрические символы, использовавшиеся в различные эпохи и в современности для выражения различных смыслов. Большинство крестов так либо иначе связаны с христианством.

В христианской традиции почитание креста берёт начало от предания о мученической смерти Иисуса Христа. Казнь через распятие существовала и до Христа – так распинали обычно разбойников, – однако в христианстве крест приобретает смысл не только орудия казни, но спасения христиан через смерть Иисуса.

Чтобы определиться с выбором памятника в виде креста, необходимо понимать разницу между различными их видами. Учитывая, что большинство белорусов идентифицирует себя с христианством, более подробно остановимся на разновидностях христианских крестов, использующихся на территории Беларуси.

Разновидности христианских крестов

В раннехристианской восточной церкви имели распространение около 16 видов крестов. Каждый из крестов почитаем церковью, и, как говорят священники, крест любой формы свят как древо, на котором был распят Спаситель.

Самые распространённые виды крестов в Беларуси:

  • Шестиконечный русский православный крест
  • Восьмиконечный православный (крест святого Лазаря)
  • Восьмиконечный крест – Голгофа
  • Четырёхконечный латинский (или католический). Как вариант – это также и православный крест.

В чём разница между этими крестами?

Шестиконечный русский крест

Шестиконечный русский крест – это крест с одной горизонтальной перекладиной и нижней наклонной.

Данная форма креста бытует в православии наряду с восьмиконечной, являясь, по сути, её упрощённой формой. Однако, нужно отметить, что распространение такого типа креста более характерно для Беларуси. В России гораздо чаще можно встретить восьмиконечный православный крест.

Нижняя перекладина шестиконечного русского креста символизирует подставку для ног, деталь, которая имела место в действительности.

Крест, на котором распинали Христа, был четырёхконечным. Ещё одна перекладина в ногах прикреплялась к кресту перед установлением креста в вертикальном положении, после распятия, когда становилось очевидным место на кресте, где располагаются ступни распятого.

Наклон нижней перекладины имеет символический смысл «мерила праведности». Более высокая часть перекладины располагается с правой стороны.

 По правую руку от Христа, по преданию, был распят раскаявшийся и потому оправданный разбойник. По левую сторону, где перекладина обращена вниз, был распят разбойник, который хулением Спасителя ещё более усугубил своё положение.

В широком смысле эта перекладина трактуется как символ душевного состояния человека.

Восьмиконечный крест

Восьмиконечный крест – это более полная форма православного креста.

Верхняя перекладина, отличающая крест от шестиконечного, символизирует табличку с надписью (титлом), которая была прибита к кресту также после распятия, по приказу Понтия Пилата, римского префекта Иудеи. Отчасти в насмешку, отчасти для указания «вины» распятого, на табличке на трёх языках было указано: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (I.Н.Ц.I.).

Таким образом, по смыслу шестиконечный и восьмиконечный кресты одинаковы, но восьмиконечный крест более насыщен символическим содержанием.

Восьмиконечный крест-Голгофа

Наиболее полный вид православного креста – это крест-Голгофа. В этом символе собрано множество деталей, отражающих смысл православного вероучения.

Восьмиконечный крест стоит на символическом изображении горы Голгофы, на которой, как написано в Евангелии, совершилось распятие Христа. Слева и справа от горы размещают буквенные подписи Г.Г.

(гора Голгофа) и М.Л. Р.Б.

(Место Лобное Распят Бысть или, по другой версии, Место Лобное Рай Бысть – по преданию, на месте казни Христа когда-то был Рай и здесь же похоронен праотец человечества, Адам).

Под горой изображены череп и кости – это символическое изображение останков Адама. Христос своей кровью «омыл» его кости, избавив человечество от первородного греха. Кости расположены в той последовательности, в которой складываются руки во время причастия или погребения, а буквы Г.А., расположенные возле черепа обозначают слова Голова Адама.

Слева и справа от креста изображены орудия казни Христа: слева копьё, справа губка с соответствующими буквенными подписями (К. и Г.). Согласно Евангелию, губку на трости, пропитанную уксусом, воин поднёс к губам Христа, а другой воин копьём пронзил его рёбра.

За крестом обычно расположен круг – это терновый венец Христа.

По сторонам от креста-Голгофы нанесены надписи: Ис. Хс. (сокращённая форма от Иисус Христос), Царь Славы, и Ни Ка (что означает Победитель).

Как видим, крест-Голгофа – наиболее полная по символическому содержанию форма православного христианского креста.

Четырёхконечный крест

Четырёхконечный крест – один из самых древних вариантов христианской символики. Крест Армянской церкви, в которой христианство впервые в мире было признано государственной религией ещё в начале 4 века н.э., был и остаётся четырёхконечным.

Кроме того, кресты не только на древних, но и на известнейших православных соборах имеют четырёхконечную форму. Например, на соборах Святой Софии в Константинополе, Успенском соборе во Владимире, Спасо-Преображенском соборе в Переславле, Петропавловском православном храме в Санкт-Петербурге.

Если говорить о Беларуси, то четырёхконечный крест с полумесяцем можно увидеть на куполе храма Свято-Елисаветинского монастыря в Новинках. Полумесяц на кресте, по разным версиям, символизирует якорь (Церковь, как место спасения), Евхаристическую Чашу, колыбель Христа или крещенскую купель.

Однако если в православных храмах четырёхконечная форма креста встречается не часто, то в католической церкви используется только один вариант креста – четырёхконечный, иначе называемый латинский крест.

Выбирая крест для памятника усопшего, который исповедовал католическую веру, лучше всего выбрать именно четырёхконечный латинский крест.

Отличие православного и католического распятия

Кроме разности формы креста восточных и западных христиан, существуют также отличия в самом распятии. Зная важные отличительные черты православных и католических распятий, можно легко определить к какому направлению христианства принадлежит данный символ.

Отличия православного и католического распятий:

  • Число гвоздей, визуально различимых в распятии
  • Положение тела Христа

Если в православной традиции на распятии изображены четыре гвоздя – для каждой руки и ноги отдельно, то в католической традиции ноги Христа скрещены и прибиты одним гвоздём, соответственно на распятии три гвоздя.

Православие объясняет наличие четырёх гвоздей тем, что привезённый царицей Еленой из Иерусалима в Константинополь крест, на котором был распят Христос, имел следы от четырёх гвоздей.

Католики обосновывают свою версию о трёх гвоздях тем, что в Ватикане хранятся все гвозди креста, на котором был распят Христос, а их всего три. Кроме того, изображение на Туринской плащанице отпечатано таким образом, что ноги распятого скрещены, потому можно предположить, что ноги Христа прибивались одним гвоздём.

Положение тела Христа на православном распятии немного неестественно, тело Иисуса не висит на руках, как должно было происходить по физическим законам. На православном распятии руки Христа простираются по кресту в стороны, как бы призывая «все концы земли» (Ис. 45;22).

В распятии нет попыток отразить боль, оно более символично. Православие объясняет такие особенности распятия тем, что крест – это, прежде всего, орудие победы над смертью.

Распятие в православии – это символ победы жизни над смертью, и, как ни парадоксально, почти предмет радости, потому как содержит идею Воскресения.

На католическом распятии положение тела максимально приближено физиологическому: тело провисает на руках по собственной тяжестью. Католическое распятие более реалистично: часто изображается истекающая кровь, стигматы от гвоздей, копья.

Правильное расположение креста на памятнике

На самом деле как такового «правильного» расположения на кресте нет. Самое большое значение имеет само наличие креста, если усопший был христианином.

Безусловно, весь памятник может быть выполнен в форме креста, и этот вариант, вероятно, был бы лучшим надгробием для христианина. Однако в современных памятниках крест чаще используется в виде гравировки на стелах разнообразных геометрических форм. Крест может быть гранитным, как составная часть монумента, может быть накладным металлическим или гравированным.

Обычно крест располагается чуть выше портрета или медальона, при их наличии, в более высокой части памятника.  Если изображение отсутствует, то крест располагается над текстом (над Ф.И.О. умершего).

На симметричной стеле крест лучше расположить справа, потому как иконы Спасителя на иконостасах православных храмов располагаются с правой стороны. Традиционно правая часть внутреннего пространства церкви считается «мужской», женщинам в храме отводится левая часть, хотя данное правило более строго соблюдается в храмах при монастырях.

Форму перекладин креста можно выбрать, принимая во внимание шрифт текста. Если текст печатный, форма перекладин также может быть прямая, без декоративных элементов. К тексту, выполненному курсивом, можно выбрать крест с фигурными перекладинами.

Что делать, если маленький размер гранитного креста не позволяет сделать его шести- или восьмиконечным?

В таком случае на четырёхконечную форму наносится гравировка шестиконечного или восьмиконечного православного креста. Очень часто нательные православные крестики выполнены именно по такому принципу.

Надеемся, наша статья поможет Вам сделать правильный выбор формы креста на памятник. Если у Вас возникнут затруднения, проконсультируйтесь с нашими приемщиками заказов. По возможности мы поможем Вам определиться с выбором креста на памятник.

Какой нательный крест является правильным?

Четырехконечный крест без распятия. Значение православного креста

Каждый христианин от святого крещения до смертного часа должен носить на груди знак своей веры в распятие и Воскресение Господа и Бога нашего Исуса Христа. Этот знак мы носим не поверх одежды, а на своем теле, поэтому он и называется нательным, а осьмиконечным (восьмиконечным) он называется потому, что подобен Кресту, на котором был распят Господь на Голгофе.

Коллекция нательных крестов 18-19 веков из района поселений Красноярского Края говорит о наличии устойчивых предпочтений по форме на фоне богатого многообразия индивидуального исполнения изделий мастерами, причём исключения лишь подтверждают строгое правило.

Неписаные предания хранят множество нюансов.

Так, уже после после публикации данной статьи один старообрядческий епископ, а следом и читатель сайта STAROVE.RU указали на то, что слово крест, равно как слово икона, не имеет уменьшительно-ласкательной формы.

В связи с этим мы также обращаемся к нашим посетителям с просьбой уважительно относиться к символам Православия и следить за правильностью своей речи!

Мужской нательный крест

Нательный крест, который всегда и повсюду находится с нами, служит постоянным напоминанием о Воскресении Христа и о том, что при крещении мы обещались служить Ему, отреклись от сатаны. Тем самым нательный крест способен укреплять наши духовные и физические силы, защищать нас от диявольского зла.

Самые древние из сохранившихся крестов часто имеют форму простого равностороннего четырехконечного креста. Так было принято во времена, когда христиане почитали и Христа, и апостолов, и святой крест символически. В древности, как известно, Христа часто изображали в виде Агнца, окруженного 12 другими агнцами – апостолами. Также и Крест Господень изображался символически.

Богатая фантазия мастеров жёстко ограничивалась неписаными понятиями о каноничности нательных крестов

Позднее, в связи с обретением подлинного Честнаго и Животворящаго Креста Господня св.

царицей Еленой, осьмиконечная форма креста начинает изображаться всё чаще. Это нашло отражение и в нательных крестах.

Но четвероконечие не исчезло: как правило, осьмиконечный крест изображался внутри четвероконечного.

Наряду со ставшими традиционными на Руси формами в старообрядческих поселениях Красноярского Края можно встретить и наследие более древней византийской традиции

Для того, чтобы напоминать нам о том, что значит для нас Крест Христов, его часто изображали на символической Голгофе с черепом (главой Адама) у основания. Рядом с ним обычно можно видеть орудия страстей Господних – копие и трость.

Буквы IНЦI (Исус Назарянин Царь Иудейский), которые обычно изображаются на более крупных крестах, приводятся в память о надписи, насмешливо прибитой над головой Спасителя во время распятия.

Поясняющая под титлами надпись ЦРЬ СЛВЫ IС ХС СНЪ БЖIЙ гласит: “Царь Славы Исус Христос Сын Божии”. Часто добавляется надпись “НИКА” (греческое слово, означает победу Христа над смертью).

Отдельные буквы, могущие быть на нательных крестах, означают “К” – копие, “Т” – трость, “ГГ” – гора Голгофа, “ГА” – глава Адама. “МЛРБ” – Место Лобное Рай Бысть (то есть: на месте казни Христа некогда был насажден Рай).

Мы уверены, что многие даже не догадываются, насколько данный символизм извращён в привычной нам колоде карт. Как выяснилось в исследовании сайта STAROVE.

RU, четыре карточные масти – это скрытая хула на христианские святыни: крести – это Крест Христов; бубны – гвозди; пики – копие сотника; черви – это губка с уксусом, которую мучители глумливо давали Христу вместо воды.

Изображение Распятого Спасителя именно на нательных крестах появилось совсем недавно (по крайней мере, после XVII века). Нательные кресты с изображением Распятия неканоничны, поскольку изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а икона предназначена для непосредственного восприятия и молитвы.

Ношение иконы в скрытом от глаз виде таит в себе опасность использования её не по назначению, а именно как магический амулет или оберег. Крест – это символ, а Распятие – это образ.

Священник носит крест с Распятием, но он носит его видимым образом: так, что все видят этот образ и вдохновляются на молитву, вдохновляются на определённое отношение к священнику. Священство – это образ Христов.

А нательный крест, который мы носим под одеждой, – есть символ, и Распятия там быть не должно.

Одно из древних правил святого Василия Великого (IV век), которое вошло в Номоканон, гласит:

«Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года».

Как видим, древние отцы очень строго следили за правильным отношением к иконе, к образу. Они стояли на страже чистоты Православия, всячески ограждая его от язычества. К 17 веку сложился обычай помещать на обороте нательного креста молитву Кресту (“Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его…”), или только первые слова.

Женский нательный крест

В старообрядчестве до сих пор устойчиво сохраняется внешнее различие между “женскими” и “мужскими” крестами. “Женский” нательный крест имеет более сглаженную, округлую форму без острых углов. Вокруг “женского” креста растительным орнаментом изображается “лоза”, напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс., 127, 3).

Нательный крест принято носить на длинном гайтане (тесьме, плетёной нити) так, чтобы можно было, не снимая его, взять крест в руки и осенить себя крестным знамением (это положено делать с соответствующими молитвами перед сном, а также при совершении келейного правила).

Символизм во всём: даже три венца над отверстием символизируют Св.Троицу!

Если говорить о крестах с изображением распятия шире, то отличительной особенностью каноничных крестов является стиль изображения на них тела Христа. Широко распространённый сегодня на новообрядческих крестах образ страдающего Исуса чужд православной традиции.

Старинные медальоны с символическим изображением

Согласно каноничным представлениям, нашедшим отражение в иконописи и медной пластике, тело Спасителя на Кресте никогда не изображалось страдающим, провисшим на гвоздях и т.п., что свидетельствует о Его божественной природе.

Манера “очеловечивания” страданий Христа свойственна католицизму и заимствована много позднее церковного раскола на Руси. Старообрядцы считают такие кресты негодными. Примеры каноничного и современного новообрядческого литья приведены ниже: подмена понятий заметна даже невооружённым взглядом.

Следует отметить и устойчивость традиций: коллекции на фотографиях пополнялись без цели показать только древние формы, то есть сотни видов современной “православной бижутерии” – изобретение последних десятилетий на фоне почти полного забвения символизма и смысла образа честного Креста Господня.

Иллюстрации по теме

Ниже приводим иллюстрации, подобранные редакцией сайта “Старообрядческая Мысль” STAROVE.RU и ссылки по теме.

Пример каноничных нательных крестов разных времён:

Пример каноничных старообрядческих крестов разных времён

Пример неканоничных крестов разных времён:

Пример неканоничных новообрядческих крестов разных времён, не используемых старообрядцамиНеобычные кресты, изготовленные, предположительно, в старообрядцами в РумынииФото с выставки “Русское старообрядчество”, г. Рязань

Крест с необычной тыльной стороной, о которой можно прочитать ЗДЕСЬ

Мужcкой крест современной работы

Каталог старинных крестов – сетевая версия книги «Тысячелетие Креста» – http://k1000k.narod.ru

Хорошо иллюстрированная статья о раннехристианских нательных крестах с качественными иллюстрациями в цвете и дополнительным материалом по теме на сайте Культурология.Ру – http://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

Форум о медной пластике http://antikclub.ru/forum/34-30-1
Отличная современная коллекция нательных крестов различных типов http://metalchemist.livejournal.com/33180.html, иллюстрация которой приведена выше.

Страничка археолога и коллекционера из Красноярского края Василия Мяги   – http://.com/id152719880

Исчерпывающая информация и фото о литых киотных крестах от новгородского производителя аналогичных изделий: https://readtiger.com/www.olevs.ru/novgorodskoe_litje/static/kiotnye_mednolitye_kresty_2/

Текст статьи частично позаимствован с сайта Верейской старообрядческой общины РПСЦ http://www.starovereya.ru и дополнен иллюстрациями из интернета.

Где купить?

Каноничные нательные кресты всегда имеются в наличии во всех приходах Русской Православной старообрядческой Церкви. Медные и серебряные стоят совсем недорого, а выбор достаточно большой. Золотые приобретают нечасто, однако при желании их также можно найти.

Если у Вас есть вопросы или предложения по данному материалу, можете обратиться в редакцию сайта STAROVE.RU по e-mail mstarover@pisem.net

Адреса старообрядческих церковных лавок в Москве:

Лавка при храме Тверской старообрядческой общины на площади Белорусского вокзала (ул. Бутырский Вал, д.8/3, рядом с выходом из метро «Белорусская». Тел. (499) 251-06-12)

Лавка при храме Остоженской старообрядческой общины (Турчанинов пер., д.4 – метро «Парк Культуры». Тел. (495) 245-30-29).

Лавка в духовном центре РПСЦ в Рогожской Слободе при Митрополии РПСЦ:

Сайт: www.rpsc.ru

Адрес:

г.Москва, ул. Рогожский Поселок, дом 35 (по вывеске, яндекс-карты: http://maps.yandex.ru/-/CVBh4D9a),
или ул. Рогожский Поселок, дом 29, стр. 9, (обновленный адрес, гугл-карты: http://goo.gl/maps/rEqvn)
Телефон: 8 (495) 918-13-92

Отдел доставок и распространения литературы:

E-mail: or_lit@mail.ru,  оrprn@mail.ru

Время работы: в будни: с 10:00 до 18:00; по субботам и в канун церковных праздников с 10:00 до 15:00, по воскресеньям и в дни особо чтимых служб с 11:00 до 16:00

Проезд:

Автотранспортом до пересечения Нижегородской улицы или Шоссе Энтузиастов с Третьим транспортным кольцом.

От ст. метро Марксистская, Рязанский Проспект любым транспортом до остановки «Старообрядческая улица».

От ст. метро Площадь Ильича (Римская) маршруткой № 340М до остановки «ул.Рогожский посёлок».

От ст. метро Авиамоторная автобусом №759 до остановки «ул.Рогожский посёлок».

Проезд на электричке от станций «Кунцево», «Рабочий поселок», «Фили», Белорусского вокзала, Савеловского вокзала, м. «Рижская», ст. «Каланчевская», Курского вокзала, ст. «Текстильщики», «Люблино», «Коломенское», «Царицыно» – до остановки ст. «Калитники».

Путеводитель по Рогожской Слободе

Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Раздел «Обычаи»

Посетите раздел «Обычаи» нашего сайта. Вы найдёте в нём много интересного из незаслуженно позабытого. Страница 1, страница 2, страница 3, страница 4

Что почитать о старообрядчестве?

Краткая подборка объективной литературы о древлеправославии и истории Русской Церкви.

Какое крещение истинное и правильное?

Живой и аргументированный рассказ о способах крещения, практикуемых в новообрядцами, и истинном крещении согласно канонам Церкви.

Интервью Митрополита Корнилия на “Радио Подмосковья”

Подробное и очень удачное интервью Предстоятеля РПСЦ по ключевым вопросам современной религиозной жизни в России.

Интервью Митрополита Корнилия каналу Россия 24

Первое за десять лет интервью предстоятеля РПСЦ Митрополита Московского и Всея Руси Корнилия федеральному каналу.

Вл.Евмений: Новообрядцы должны прийти к тому, от чего ушли

Эксклюзивное интервью со старообрядческим епископом Евмением от проекта “Русская Планета”.

СНОБ: Старообрядцы. Невидимая Россия

Подробный исторический анализ причин и последствий раскола от независимого светского издания.

Приглашаем всех присоединиться к нашим сообществам на других ресурсах:

Пожалуйста, простая просьба: пригласите в группу двоих своих друзей!

В контакте: http://.com/staroveru и http://.com/StarPraz

: https://www..com/groups/staroveru

: https://.com/staroveru

E-mail: mstarover@pisem.net

Какой крест правильный?

Четырехконечный крест без распятия. Значение православного креста

Крест — самый узнаваемый символ православия. Но любой из вас видел множество видов крестов. Какой же из них правильный? Об этом Вы узнаете из нашей статьи!

Разновидности креста

«Крест всякой формы есть истинный крест», — учил преподобный Феодор Студит еще в IX веке.

А в наше время бывает так, что в храмах отказываются принимать записки с четырехконечными «греческими» крестами, заставляя исправлять их на восьмиконечные «православные».

Существует ли какой-то один, «правильный» крест? Помочь разобраться в этом мы попросили заведующего иконописной школой МДА, доцента, игумена ЛУКУ (Головкова) и ведущего специалиста по ставрографии, кандидата искусствоведения Светлану ГНУТОВУ.

Каким был крест, на котором распяли Христа?

«Крест — это символ Страданий Христовых, и не только символ, а орудие, через которое Господь нас спас, — говорит игумен Лука (Головков). — Поэтому Крест — величайшая святыня, через которую совершается Божия помощь».

История этого христианского символа началась с того, что святая царица Елена в 326 году нашла Крест, на котором был распят Христос. Однако как точно он выглядел, сейчас неизвестно. Были найдены лишь две отдельные перекладины, а рядом табличка и подножие.

Пазов или отверстий на перекладинах не было, поэтому возможности определить, каким образом они крепились друг к другу, нет. «Есть такое мнение, что этот крест мог быть и в виде буквы “Т”, то есть трехконечным, — рассказывает ведущий специалист по ставрографии, кандидат искусствоведения Светлана Гнутова.

— У римлян была в то время практика распинать на таких крестах, но это не значит, что Христов Крест был именно таким. Он мог быть и четырехконечным, и восьмиконечным».

Дискуссия о «правильном» кресте возникла не сегодня. Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы, причем последние называли простой четырехконечный крест «печатью антихриста».

В защиту четырехконечного креста выступил святой Иоанн Кронштадтский, посвятивший этой теме кандидатскую диссертацию (он защитил ее в 1855 году в СПбДА) «О Кресте Христовом, в обличение мнимых старообрядцев»: «Кто не знает и не чтит Святого Креста о четырех концах от старца и до отрока? И эту-то общеизвестную форму креста, эту древнейшую святыню веры, печать всех таинств, как что-то новое, неизвестное нашим предкам, появившееся вчера, наши мнимые старообрядцы заподозрили, уничижили, попрали среди белого дня, изрыгая хулы на то, что с самого начала христианства и доселе служило и служит источником освящения и спасения для всех. Почитая только крест восьмиконечный, или трисоставный, то есть прямое древко и на нем три поперечника, расположенные известным способом, они называют печатью антихриста и мерзостью запустения крест так называемый четвероконечный, представляющий собою истинную и употребительнейшую форму креста!»

Св. Иоанн Кронштадтский объясняет: «”Византийский” четырехконечный крест на самом деле есть крест “русский”, так как, согласно церковному Преданию, святой равноапостольный князь Владимир вывез из Корсуни, где крестился, именно такой крест и первым установил его на берегу Днепра в Киеве.

Подобный четырехконечный крест сохранился в Киевском Софийском соборе, высеченный на мраморной доске гробницы князя Ярослава Мудрого, сына святого Владимира». Но, защищая четырехконечный крест, св. Иоанн делает вывод, что почитать надо равно и тот и другой, так как принципиальной разницы сама форма креста для верующих не имеет.

Игумен Лука: «В Православной Церкви от формы креста его святость никак не зависит, при условии, что православный крест сделан и освящен именно как христианский символ, а не изначально выполнен как знак, например, солнца или часть бытового орнамента или украшения. Чин освящения крестов для того и стал обязательным в Русской Церкви, так же как и икон.

Интересно, что, например, в Греции освящение икон и крестов необязательно, потому что христианские традиции в обществе более устойчивы».

Почему мы не носим знак рыбы?

До IV века, пока продолжались гонения на христиан, открыто делать изображения креста было нельзя (в том числе и для того, чтобы гонители над ним не надругались), поэтому первые христиане придумывали способы зашифровать крест. Именно поэтому самым первым христианским символом стала рыба.

По-гречески «рыба» — Ίχθύς — акроним греческой фразы «Iησοvς Χριστoς Θεov Υιoς Σωτήρ» — «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Изображение двух рыб по сторонам от вертикального якоря с верхушкой в виде креста использовалось как секретный «пропуск-пароль» на христианские встречи.

«Но рыба не стала таким же символом христианства, как крест, — объясняет игумен Лука, — потому что рыба — это аллегория, иносказание.

Святые отцы на Пято-Шестом Трулльском Вселенском соборе 691-692 года прямо осудили и запретили аллегории, поскольку это некое “детоводительное” изображение, которое только ведет ко Христу, в отличие от прямого изображения самого Христа — нашего Спасителя и Креста Христова — символа Его Страданий. Аллегории надолго ушли из практики Православной Церкви и лишь через десять столетий начали вновь проникать на Восток под влиянием католического Запада».

Первые зашифрованные изображения самого креста были найдены в римских катакомбах II и III веков.

Исследователи обнаружили, что на гробницах христиан, пострадавших за веру, часто рисовали пальмовую ветвь как символ вечности, жаровню — как символ мученичества (именно такой способ казни был распространен в первые века) и христограмму — буквенное сокращение имени Христос — или монограмму, состоящую из первой и последней букв греческого алфавита Α и Ω — по слову Господа в Откровении Иоанну Богослову: «Аз, есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 1, 8). Иногда эти символы рисовали вместе и располагали таким образом, что в них угадывалось изображение креста.

Когда появился первый «легальный» крест

Святому равноапостольному царю Константину ( IV ) «во сне явился Христос, Сын Божий, с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов, — пишет церковный историк Евсевий Памфил. — Это знамя случилось видеть и нам собственными очами. Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста, а на нем две первые буквы имени Христос, совмещенные вместе».

Эти буквы, названные впоследствии монограммой Константина, царь носил на своем шлеме. После чудесного явления св. Константин распорядился сделать изображения креста на щитах своих воинов и установил в Константинополе три памятных православных креста с золотой надписью по-гречески «IC.XP.

NIKA», что означает «Иисус Христос — Победитель». Первый крест с надписью «Иисус» он установил на триумфальных воротах городской площади, второй с надписью «Христос» — на римской колонне, а третий с надписью «Победитель» — на высоком мраморном столбе на хлебной площади города.

С этого началось всеобщее почитание Креста Христова.

«Святые образы были везде для того, чтобы, чаще видимые, они побуждали нас любить Первообраз, — объясняет игумен Лука. — Ведь все, что нас окружает, так или иначе воздействует на нас, злое и доброе. Святое напоминание о Господе помогает душе устремляться мыслью и сердцем к Богу».

В от как писал об этих временах свт. Иоанн Златоуст: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи… так наперерыв все восхищают этот удивительный дар».

Интересно, что с тех пор, как в христианском мире появилась возможность легально делать изображения креста, зашифрованные надписи и христограммы не исчезли, а перекочевали, как дополнение, на сами кресты. Эта традиция пришла и в Россию.

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста-распятия, который устанавливался в храмах, появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе. Надписи являются кратким комментарием обстоятельств распятия Господа, смысла Его крестной смерти и расшифровываются так: «М.Л.Р.Б.

» — «место лобное распят бысть», «Г.Г.» — «гора Голгофа», Буквы «К» и «Т» означают копие воина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста. Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС», а под ней: «НИКА» — «Победитель»; на табличке или около надпись: «СНЪ БЖIЙ» — «Сын Божий», «I.Н.Ц.

И» — «Иисус Назорей Царь Иудейский»; над табличкой надпись: «ЦРЪ СЛВЫ» — «Царь Славы». «Г.А.» — «глава Адамова»; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Католическое или православное Распятие?

«Католическое Распятие часто пишут более натуралистично, — рассказывает Светлана Гнутова. — Спаситель изображается провисшим на руках, образ передает мученические страдания и смерть Христа. В древнерусских же образах Христос изображается Воскресшим и Царствующим. Христос изображен в силе — как победитель, держащий и призывающий в Свои объятия всю Вселенную».

В XVI веке московский дьяк Иван Михайлович Висковатый даже выступал против крестов, где Христос изображен на кресте со сжатыми в кулак, а не раскрытыми ладонями.

«Христос на кресте распростер руки, чтобы нас собрать, — объясняет игумен Лука, — чтобы мы устремились к небу, чтобы наше устремление всегда было к горнему.

Поэтому крест — это и символ собирания нас воедино, чтобы мы были едины с Господом!»

Еще одно отличие католического Распятия — Христос Распят тремя гвоздями, то есть гвозди вбиты в обе руки, а ступни ног сложены вместе и прибиты одним гвоздем. В православном же Распятии каждая нога Спасителя пригвождена отдельно своим гвоздем. Игумен Лука: « Это достаточно древняя традиция.

В XIII веке на Синае писались заказные иконы для латинян, где Христос уже был пригвожден тремя гвоздями, а в XV веке такие Распятия становятся общепринятой латинской нормой. Однако это только дань традиции, которую мы должны уважать и сохранять, но не выискивать здесь никакой богословской нагрузки .

В Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями».

Православный крест — Любовь распятая

«Иконография креста развивается, как любая другая иконография. Крест может быть украшен орнаментом или камнями, но он ни в коей мере не может стать 12-конечным или 16-конечным», — говорит Светлана Гнутова. «Многообразие форм креста в христианской традиции — это многообразие прославления Креста, а не изменения его смысла, — объясняет игумен Лука.

— Гимнографы прославили Крест многими молитвами, так же и иконописцы по-разному прославляют Крест Господень. Например, в иконописи появилось изображение цаты — царственной или княжеской подвески в форме полумесяца, у нас она обычно употребляется на иконах Богородицы и Христа, — скоро она появилась и на кресте, чтобы подчеркнуть его царственное значение.

Безусловно, нам нужно использовать кресты, которые написаны в православной традиции. Ведь православный крест на груди не только помощь, к которой мы прибегаем в молитвах, но и свидетельство нашей веры.

Хотя, я думаю, мы можем принимать изображения крестов древнехристианских конфессий (например, коптов или армян).

Католические кресты, которые после эпохи Возрождения стали слишком натуралистичны по формам, не совпадают с православным пониманием Христа Распятого как Победителя, но поскольку это изображение именно Христа — мы должны с благоговением к ним относиться».

Как писал св. Иоанн Кронштадтский: «Главное, что должно оставаться в Кресте, — это Любовь: «Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты для того, чтобы все напоминало вам, что вы во храме Любви, распятой за нас».

Нескучный сад №3 2009

Нескучный сад — Архив по номерам

Православный календарь на 2016 год

Церковный православный календарь постов и трапез на 2016 год

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.