Черты присущие философии как любви к мудрости. Философия как любовь к мудрости, как учение об умной правильной жизни

Философия как форма любви к мудрости

Черты присущие философии как любви к мудрости. Философия как любовь к мудрости, как учение об умной правильной жизни

Слово философия образовано от греческих слов “любовь” и “мудрость”, т.е. наука о любви к мудрости. Так в греческом языке обозначен этот термин.

Определение 1

Философия – это исключительное знание, которое достигается через опыт и систему ценностей личности. Это знание даёт возможность принимать взвешенные и глубокие решения, с проекцией на дальнейшее будущее, касательно мира, общества и человека.

Определение мудрости и её формы

Практически все дефиниции мудрости, в своей традиционной форме, несут мысль о том, что высшее знание заключается в ценностном выражении.

Мудрость, в свою очередь, имеет несколько обозначений. Разные философы по-разному трактуют это понятие. Г. В. Лейбниц утверждает, что мудрость – это знание наивысшего блага, а И.

Кант полагает, что мудрость – это способность воли сотрудничать с наивысшим благом как с результатом всех вещей. В свою очередь Л. Н.

Толстой говорит, что мудрость есть познание бессмертных истин, соотносящихся с жизнью.

Определение 2

Мудрость – это наивысшее, единое, духовно-практическое знание, которое ориентировано на познание безусловного смысла бытия и достижимо через духовно-жизненный поиск правды субъектом знания.

Мудростью не обозначаются знания о мире, человеке или обществе.

Глубокие исследования природы, мира и общества дают возможность разным наукам делать определённые выводы относительно объектов изучения, но такие воззрения никогда не смогут называться мудрыми.

Согласно древнейшим источникам, Гераклит высказывал мнение о том, что многознание никак не относится к мудрости, которое базируется на познании основ и причин. Но, несмотря на это, знание являет собой один из важнейших факторов как предпосылок мудрости.

Мудрость затрагивает, в первую очередь, человека и всё, что его окружает, поэтому скорее сосредоточена в науках о человеке и среде его существования, нежели в естественных науках о природе.

Но справедливо заметить тот факт, что и в гуманитарных, и в естественных науках мудрость выделить из общей массы эмпирического, субъективного и поверхностного знания достаточно сложно.

Прежде всего, мудрость крепко соединена с человеком и его деятельностью, а значит, с теми ценностями, которые выбирает для себя и своей жизни.

Основа мудрости – здравый смысл, но она проникает в глубину настолько сильно, что редко встречается. В основном потому, что требует жизненного опыта и абстрагирования от событий, которые необходимо судить. Согласно высказыванию Гегеля, сова Минервы вылетает в сумерки. Это значит, что мудрость поистине проявляется в тот момент, когда уже поздно что-то менять, и остаётся лишь созерцать.

Роль философии в жизни человека и общества

В современном мире принято полагать, что философии как таковая отсутствует. Нынешнее философское знание скорее представляет собой систему наук и учений. Важнейшими из которых являются:

  • Онтология. Способ познания строения и движения имеющегося мира. Здесь рассматривается человек, природа и общество.
  • Эпистемология или гносеология. Учение о постижении человеком окружающего мира и своего сознания при содействии интеллекта, чувств, ощущений, инстинкта, а также отвлеченного мышления.
  • Философия общества. Социальная философия призвана ответить на вопрос о том, что есть общество и каково место человека в нём.
  • Политическая философия. Учение, которое рассматривает вопросы разделения власти в обществе.
  • Логика. Наука о закономерностях истинного мышления.
  • Аксиология. Учение, направленное на ориентирование ценностей человека в мире.
  • Этика. Наука, о моральных связях человека с другими людьми, этическом отношении к самому себе, а также о нравственности и проблемах добра и зла в обществе и мире в целом.
  • Эстетика. Учение философской науки о формах социального мировоззрения, которое базируется на исследованиях идеологической сущности и конфигурациях прекрасного в искусстве, природе и жизни человека.
  • Философия человека. Наука о биологической природе человека.
  • Философия религии. Наука о совокупности философских установок по отношению к религии, концептуальности её природы и функция, а также философских обоснований существования божества, философские рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку.

Выделяют также несколько иных разделов философии, которые могут быть собраны и объединены уже по другим общим факторам.

Пример

Методология – учение о научном методе вообще или о методах отдельных наук.

Философия природы – учение о сторонах органической и неорганической природы.​​​​​

В обоих случаях основания для изучения совсем иные, нежели в списке, представленном выше. Методология исследует природу посредством эмпирических, теоретических и экспериментальных методов, философия природы изучает биосферу и космос.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Мудрость. Размышления о мудрости, житейская мудрость

Черты присущие философии как любви к мудрости. Философия как любовь к мудрости, как учение об умной правильной жизни

Мудрость. О ней много написано и много сказано. Меньше, разумеется, чем о любви — о ней спето и сказано больше. Однако же, ни о том, ни о другом мы не имеем чёткого представления. Что же такое мудрость?

Можно прочитать тысячи книг, можно получить три высших образования, можно даже начать преподавать самому, но при этом так и не обрести мудрость.

Является ли мудрость проявлением высокого уровня интеллекта? Или это никак не связано? Есть такое понятие, как «эффективный менеджер». Проще говоря, это тот, кто научился эффективно продавать.

А если ещё проще — эффективно «впаривать» людям то, что чаще всего им не нужно.

Такой человек, скорее всего, вам очень много сможет рассказать о том, как сделать карьеру, как влиять на людей, как заработать много денег, как «стать успешным» и так далее.

Но если посмотреть на жизнь такого человека, то можно понять, что он глубоко несчастен.

Чаще всего у него даже нет времени это осознать, потому что вся его жизнь — это работа и между ней — попытки «расслабиться» с помощью странных способов это сделать.

Мудрость жизни

Каков же главный признак мудрости? Большинство людей считают, что обладают этим качеством. Ну потому что быть мудрым, это как минимум приятно.

А позиционировать себя мудрым может быть ещё и выгодно. Поэтому, если вы спросите у человека, считает ли он себя мудрым, наверное, больше половины опрошенных ответят утвердительно.

Но стоит ли в каждом из таких «мудрецов» на самом деле видеть мудреца?

Одним из главных критериев мудрости является состояние счастья человека. Многие века люди упражняются в философии и мудрствовании, и существует множество разных философских концепций, в том числе очень и очень странных.

К примеру, концепция «брать от жизни всё» или «жить в своё удовольствие» — это тоже своего рода философская концепция, и её сторонники могут даже привести вам множество забавных аргументов в её защиту и, вообще, разрекламировать эту идею на все лады.

Однако стоит ли здесь говорить о мудрости? Весьма сомнительно.

Как же определить наличие истинной мудрости от разного рода псевдофилософских концепций? Всё по тому же признаку — по наличию состояния счастья.

Если «мудрец» транслирует вам те или иные философские взгляды и продвигает концепции, в которые предлагает поверить, стоит обратить внимание на то, счастлив ли он сам, следуя своим взглядам.

Точнее, первым делом стоит выяснить, следует ли он сам тем концепциям, которые транслирует окружающим. Часто бывает так, что человек любит порассуждать о безнравственности общества, но при этом сам является носителем всех возможных пороков.

Поэтому первым делом отслеживаем, не расходятся ли у человека слова с делом? А следующим критерием оценки мудрости является состояние счастья. Если человек счастлив, придерживаясь своей философии, такую мудрость можно воспринимать, как истинную.

Тут важно рассмотреть понятие счастья. Люди, употребляющие алкоголь, тоже в какой-то мере иллюзорно счастливы. Но такое счастье кратковременно, иллюзорно и приводит только к страданиям и ни к чему больше.

Поэтому счастье — это в первую очередь внутреннее состояние человека. Что значит внутреннее состояние? Здесь речь идёт о том, что его счастье не зависит от внешних условий.

То есть такой человек остаётся счастливым при любых обстоятельствах, а не только имея квартиру, машину, зарплату.

И если вы объективно видите, что человек, придерживаясь своих взглядов, счастлив, значит, вполне возможно, что перед вами мудрый человек. Вообще, если человек счастлив независимо от внешних условий — это признак мудрости. И часто ли можно сегодня встретить таких людей? Увы, нечасто.

Большинство философских концепций, а точнее, псевдофилософских концепций, которые сегодня присутствуют в обществе, ведут человека к деградации.

Такие концепции, как «бери от жизни всё», «иди по головам», «сделал гадость — сердцу радость», «живи одним днём» и так далее, которые призывают только получать удовольствие, не задумываясь о последствиях, очень распространены в нашем обществе.

И молодое поколение воспринимает их как привычную и нормальную парадигму жизни, считая, что это и есть житейская мудрость, с которой они, как с красным знаменем, идут по жизни. Вот только можно видеть, что к счастью их это редко приводит. Что же такое житейская мудрость и каковые её особенности?

Житейская мудрость

«Пустяки. Дело то — житейское» — часто мы слышали в известном с детства мультике. «Дело-то — житейское» — говорил персонаж о какой-то неприятности, намекая на то, что это норма. Но что такое норма и кем она определяется? Норма — это то, как поступает большинство.

И поступки большинства, увы, оставляют желать лучшего. Поэтому понятие нормы в современном обществе очень странное. И житейская мудрость, которая формируется исходя из таких вот норм, чаще всего не ведёт к развитию.

Как же отбросить различные ложные установки и «мудрость», которую нам стремится навязать буквально каждый?

Каков признак мудрости? Какого человека можно назвать мудрым? Хорошо по этому поводу высказался один из величайших мудрецов человечества — Иисус Христос: «По плодам их узнаете их». Золотые слова.

О чьей-либо мудрости не следует судить лишь по тому, как она красиво звучит или как хорошо ложится, порой оправдывая какие-то пороки или призывая к бездействию и праздному времяпровождению. О мудрости следует судить по поступкам человека.

Если человек в принципе альтруистично настроен и желает привнести в этот мир, что называется, «разумное, доброе, вечное», — то такого человека можно считать мудрым.

В современном обществе лицемерия, игр и масок многие притворяются добродетельными. Потому что это выгодно. Ведь добрых людей все любят и все им доверяют.

Поэтому, даже если человек красиво говорит и рассказывает о своих благородных мотивах, не спешите делать оценку о мудрости этого человека. Опять же, «узнаете по плодам». И мудрый человек больше делает, чем говорит. Хотя, если речь идёт о проповеднике, то его дело — говорить.

Но если он сам не следует той мудрости, которую транслирует в массы, люди на тонком интуитивном уровне это будут чувствовать и не будут ему верить.

Философия переводится как ‘любовь к мудрости’. И лишь та философия является ценной, которая действительно обладает мудростью. Существует множество странных философских взглядов, которые весьма популярны в наше непростое время. Как же отличить истинную философию от ложной? Всё по тому же принципу: чему она учит.

Если философия учит бездействовать, жить только ради себя, разделять людей на правых и виноватых, ставит под сомнение необходимость нравственного поведения и вообще не ведёт ни к какому развитию, то такая философия является деструктивной.

Если же философия призывает к альтруизму, говорит о необходимости взращивать в себе лучшие качества своей души, учит, как изменить себя и окружающий мир к лучшему, — такая философия достойна внимания.

Мудрость — понятие очень растяжимое. Есть множество сложных философских концепций, которые рассуждают о том, как устроена Вселенная и как вращаются планеты, но не расскажет о том, как следует вести себя в самых обыденных жизненных ситуациях. Есть житейская мудрость, которая учит простым вещам, которые очевидны для любого адекватного человека.

К примеру, поступать с другими так, как желаешь, чтобы поступали с тобой, — это самая простая, но самая истинная мудрость. И сложно встретить человека, который бы не слышал о ней. Но почему-то большинство людей, зная об этой мудрости, ей не следуют. Почему так? Потому что следовать истинной мудрости далеко не так просто.

Мы каждый день делаем выбор между «чёрным» и «белым». Каждый день мы делаем выбор, какому голосу следовать — голосу «ангела» или голосу «демона» в своей душе. И следовать голосу последнего часто намного проще, чем сделать над собой какое-то усилие, в чём-то себя ущемить, поставить интересы других выше своих собственных.

Но именно это и ведёт к развитию.

И это главный критерий истинной мудрости — она всегда ведёт к развитию. Есть одна очень хорошая пословица: «Если тебе трудно — значит, ты на верном пути». И ещё одна: «Философия должна быть неудобной». Как говорил древний философ Диоген: «Что толку от человека, который, занимаясь философией, никому не доставил беспокойства?».

Вот это очень важное понимание о мудрости. Если мудрость слишком «удобная», не призывает ограничить себя в чём-то, не призывает сделать над собой какое-то усилие, пожертвовать чем-то ради блага других — грош цена такой мудрости.

Если мудрость ведёт к выводу, что надо наслаждаться и «не напрягаться», то такая мудрость ущербна и следование ей приведёт к печальному результату.

«Философия должна быть неудобной» — почему так? Потому что благоприятная среда не способствует развитию. Если философия не создаёт никакого дискомфорта для человека, она, скорее всего, деструктивна. Потому что суть истинной мудрости — это разрушение невежества, которое является корнем всех бед. А разрушение невежества — это всегда болезненно и неприятно.

Именно поэтому философия должна быть неудобной. Мудрость, которая призывает ставить интересы других выше собственных и о благе других переживать сильнее, чем о собственном, — такая мудрость доставляет определённый дискомфорт нашему эгоистичному сознанию. Но именно этот дискомфорт и ведёт к развитию. Ведь любое развитие происходит только через дискомфорт.

Ни один олимпийский чемпион не завоевал своё «золото», лёжа на диване. Его медаль — это годы кровавых усилий. Другой вопрос: зачем это было нужно, но это уже другая тема. Однако факт остаётся неизменным: чтобы эволюционировать — нужно сделать усилие над собой.

И если мудрость не содержит в себе аспекта прикладывания усилий к своему развитию — такая мудрость не стоит ничего.

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.