Анализ стихотворения элегия некрасова. Стихотворение Н.А

Анализ стихотворения Некрасова Элегия

Анализ стихотворения элегия некрасова. Стихотворение Н.А

Большинство произведений Николая Некрасова, посвященных народу, стали одновременно его отрадой и проклятьем. Упорно не желая мириться с положением вещей на тот момент, автор пишет о тяжелой крестьянской жизни, не в угоду богатой разбалованной публике.

Необремененные заботами о хлебе насущном, богачи не хотят слушать о проблемах кормящего их народа. Все это побуждает автора к написанию «Элегии». Многообещающее восторженное название не скрывает за собой тяжелых раздумий лирического героя о судьбе бедняков.

Опьянение от отмены крепостного права и ощущения свободы, быстро сменилось разочарованием. Никто не объяснил бывшим крепостным, как распоряжаться своей свободой на пользу себе и своей семье.

Помещики по-прежнему как наживались на необразованных людях, так и продолжают это делать, пользуясь неграмотностью простого человека.

Не оставаясь равнодушным, поэт призывает молодое поколение стать ответственнее перед людьми, не закрывать глаза на их проблемы и считает своим святым долгом сделать все возможное для облегчения судьбы бывших крепостных. Некрасов считает, что только так он выполнит свое предназначение на этой земле, только так его совесть может быть спокойна.

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова “Элегия” (“Пуская нам говорит изменчивая мода. “)

«Элегия. А. Н. Еракову» («Пускай нам говорит изменчивая мода» ) (1874) представляет со­бой образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Н. А.

Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насы­щались новыми жанровыми признаками.

В частности, своеобразно используется в ней типичное для романтических медитативных элегий В. А. Жуковского ритмико-синтаксическое построе­ние.

Свою «Элегию» Н. А. Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы «страдания народа» (полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современ­ным историком литературы О. Ф.

Миллером, который считал, что «непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков» уже Н. А.

Некрасовым «исчерпано» и что «поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему»): «Пускай нам говорит изменчивая мода, / Что тема старая «страдания народа» / И что поэзия забыть ее должна, / Не верьте, юноши! не стареет она».

Новый вопрос, поставленный Н. А. Некрасовым в «Элегии» в связи с положением народа, стал одним из основных вопросов главного полотна поэта — эпической крестьянской поэмы-сим­фонии «Кому на Руси жить хорошо?»: «Пора идти вперед: / Народ освобожден, но счастлив ли народ?».

Вопрос о положении народа сливается в «Элегии» с вопросом о роли поэта в обществе: «Я лиру посвятил народу своему». Развивая собственную программу гражданственности искусства, Н. А. Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики А. С. Пуш­кина («Деревня»). Звучит у Н. А.

Некрасова и своеобразная вариация пушкинской темы «поэта и толпы»: Н. А. Некрасова мучает вопрос о том, дойдет ли его песня до народной души, принесет ли пользу: «Уж вечер настает.

Волнуемый мечтами, / По нивам, по лугам, уставленным стога­ми, / Задумчиво брожу в прохладной полутьме, / И песнь сама собой слагается в уме, / Недавних, тайных дум живое воплощенье: / На сельские труды зову благословенье, / Народному врагу про­клятия сулю, / А другу у небес могущества молю, / И песнь моя громка.

Ей вторят долы, нивы, / И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, / И лес откликнулся. Природа внемлет мне, / Но тот, о ком пою в вечерней тишине, / Кому посвящены мечтания поэта, — / Увы! не внемлет он — и не дает ответа. »

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Элегия” Некрасова

Некрасов начинает «Элегию» обращением к юношеству, убеждая его в том, что якобы вышедшая из моды тема страданий народа отнюдь не утратила свою актуальность. Лирический герой Некрасова утверждает, что для поэта не существует более достойной и значительной темы. Он просто обязан «толпе напоминать, что бедствует народ». Свою Музу поэт ставит на службу народу.

Размышления Некрасова о судьбах народа

Стихотворение Некрасова во многом перекликается с пушкинской «Деревней», где поэт также говорил о тяжелой крестьянской доле.

Некрасов явно дает понять читателю, что со времен Пушкина практически ничего не изменилось, и тема судьбы народной так же важна, как прежде.

Рассуждает поэт и о значительном событии, свидетелем которого ему посчастливилось стать, – отмене крепостного права. Однако, пролив слезы умиления, поэт задумался о том, принесло ли освобождение счастье народу.

Ответ на свой вопрос он пытается найти, глядя на повседневную жизнь крестьян, которые по-прежнему с утра до ночи гнут спину на поле.

Он видит кажущуюся идиллической картину жатвы, поющих за работой жниц и детей, бегущих в поле, чтобы отнести завтрак отцу.

Тем не менее поэт прекрасно понимает, что за внешним благополучием скрываются старые проблемы: тяжелый физический труд вряд ли поможет крестьянам вырваться из нищеты.

Интересен образ лирического героя стихотворения. Судя по всему, это уже немолодой человек, который «лиру посвятил народу своему» и не видит для себя более достойной судьбы. При этом он не ждет благодарности и прекрасно понимает, что может остаться безвестным: «Быть может, я умру неведомый ему».

Композиционные особенности стихотворения

Композиционно произведение подразделяется на три части. Первая часть – зачин, содержащий обращение к юношеству и полемику с критиками.

Во второй идет развитие темы, провозглашается высокая цель поэзии, заключенная в служении Отчизне, дается анализ творческого пути самого поэта. Третья часть завершает стихотворение и вновь рассказывает о страданиях народа.

Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение построено по законам кольцевой композиции, так как оно начинается и заканчивается одной и той же темой народных страданий.

Цель поэтического творчества Некрасов видел в служении Отчизне и русскому народу. Его Муза – вовсе не изнеженная белоручка, она готова следовать за народом в его нелегком труде. Некрасов отрицает «искусство для искусства», так как уверен, что пока в мире существуют страдания и беды простых людей, стыдно воспевать лишь красоту природы и «ласку милой».

«Элегия» Н.Некрасов

«Элегия» Николай Некрасов

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна. Не верьте, юноши! не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, Оплакивать их рок, служить им будет муза, И в мире нет прочней, прекраснее союза!… Толпе напоминать, что бедствует народ, В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира —

Чему достойнее служить могла бы лира?…

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Я видел красный день: в России нет раба! И слезы сладкие я пролил в умиленье… «Довольно ликовать в наивном увлеченье,- Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ.

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою, Старик ли медленный шагает за сохою, Бежит ли по лугу, играя и свистя, С отцовским завтраком довольное дитя, Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы — Ответа я ищу на тайные вопросы, Кипящие в уме: «В последние года Сносней ли стала ты, крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода наконец внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев. »

Уж вечер настает.

Волнуемый мечтами, По нивам, по лугам, уставленным стогами, Задумчиво брожу в прохладной полутьме, И песнь сама собой слагается в уме, Недавних, тайных дум живое воплощенье: На сельские труды зову благословенье, Народному врагу проклятия сулю, А другу у небес могущества молю, И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы, И лес откликнулся… Природа внемлет мне, Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта,

Увы! не внемлет он — и не дает ответа…

Анализ стихотворения Некрасова «Элегия»

Николая Некрасова, который посвятил большинство своих произведений народу, описывая его тяжелую долю, нередко называли «мужицким поэтом» и критиковали за то, что он слишком много внимания уделяет быту и жизни крестьян.

После отмены крепостного права в 1861 году нападки на поэта со стороны литературных критиков и чиновников усилились, так как он по-прежнему продолжал адресовать свои произведения низшим слоям общества, считая, что их жизнь нисколько не улучшилась.

Наконец, в 1874 году, желая ответить своим оппонентам на незаслуженные упреки и оскорбления, Николай Некрасов написал стихотворение «Элегия», из названия которого можно сделать вывод, что на сей раз речь пойдет о чем-то благородной и изящном. В этом заключалась ирония поэта, который вновь посвятил стихи тяжкой доле своего народа и попытался найти ответ на вопрос, действительно ли крестьянам стало жить лучше после отмены крепостного права?

Стихотворение начинается с обращения к неизвестным оппонентам поэта, которых он убеждает в том, что «тема старая «страдания народа»» все еще актуальна хотя бы потому, что крестьяне, получив свободу, все так же бедствуют. И поэт считает своим долгом обращать внимание «сильных мира» на проблемы обычных людей, считая, что в этом и заключается его предназначение.

«Я лиру посвятил народу своему», — отмечает Некрасов, и в этих словах нет ни грамма пафоса. Ведь поэт на собственном опыте узнал, каково это – жить в нищете и порой даже не иметь крыши над головой.

Поэтому Некрасов отмечает, что он «сердцем спокоен» и нисколько не сожалеет о том, что героями его произведений являются не взбалмошные светские девицы, чиновники и аристократы, а крестьяне.

Некрасов отмечает, что ему посчастливилось видеть «красный день», когда произошла отмена крепостного права, что вызвало у поэта «сладкие слезы». Однако радость его была недолгой, так как, по уверению автора, муза-вдохновительница приказала идти ему вперед. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?», — вопрошает поэт.

Ответ на этот вопрос он пытается найти в повседневной жизни крестьян, которые все так же вынуждены гнуть спину на поле, чтобы прокормить себя и свою семью.

Наблюдая за тем, как споро кипит работа во время жатвы, как стройно и слаженно поют женщины, орудуя серпом, а счастливые дети бегут в поле, чтобы передать отцу завтрак, Некрасов отмечает, что подобная картина навевает умиротворение и спокойствие. Однако поэт понимает, что за кажущимся внешним благополучием по-прежнему скрываются проблемы.

ведь лишь единицы из этих тружеников села могут рассчитывать на лучшую долю, получение образования и возможность узнать, что жить можно совсем по-другому, зарабатывая не тяжким физическим трудом, а интеллектом.

Поэтому, завершая свою «Элегию», автор отмечает, что он не знает ответа на вопрос, лучше ли теперь живется крестьянам. И даже герои его многочисленных произведений не в состоянии объективно сказать, действительно ли они стали счастливыми.

На одной чаще весов – свобода, на другой – голод и нищета, ведь теперь они сами несут ответственность за собственную жизнь и очень часто даже не представляют, как ею распорядиться.

При этом Некрасов прекрасно осознает, что естественный процесс миграции вчерашних крепостных уже начался, и этим пользуются их вчерашние хозяева, которые за копейки покупают дармовую рабочую силу, которая не умеет отстаивать свои права в силу безграмотности и впитанного с молоком матери преклонения перед господами.

В итоги тысячи вчерашних крестьян обрекают себя и свои семьи на голодную смерть, даже не подозревая о том, что на их труде по-прежнему наживаются те, кто сумел извлечь свою выгоду из отмены крепостного права.

«Элегия», анализ стихотворения Некрасова

Анализ стихотворения «Элегия»

Талантливый поэт Николай Некрасов в своих произведениях описывал тяжелую судьбу простого народа, за что не раз получал неодобрительные отзывы литературных критиков.

Не исключением стало произведение “Элегия”, написанное в 1874 г. которое было своего рода протестом поэта против постоянной и несправедливой критики в свою сторону. Стихотворение написано шестистопным ямбом с парной рифмой.

В своем произведении Некрасов описывает жизнь и страдания народа, который продолжает бедствовать даже после получения свободы, в связи с проведенными реформами и отменой крепостного права.

В начале стихотворения Некрасов обращается к неизвестному оппоненту, убеждая его в том, что реформа практически не улучшила жизнь бедных людей. Во фразу “народ освобожден, но счастлив ли народ?” писатель вкладывает горечь, которая гложет его.

Напущенное благополучие, убеждение, что человек сам себе хозяин, что он может вольно работать на поле – все это не вводят в заблуждение поэта. Ведь он видит, что большинство людей обречено прожить всю жизнь, зарабатывая гроши тяжкой работой.

Лишь единицы могут получить образование и подняться к лучшей жизни.

Поэт считает, что его долг и предназначение – это привлечь внимание “сильных мира сего” на ничтожную жизнь бедных людей, на их убогое прозябание и безысходность в жизни.

В конце произведения автор отмечает, что не уверен и точно не знает, как живется его народу. Ведь это спорный вопрос: с одной стороны раскрыла объятия долгожданная свобода, а с другой стороны их поджидает прежняя нищета. Простой народ стоит на распутье. Многие не знают, как можно вольно жить, они растеряны и часто дают возможность воспользоваться своей слабостью.

Помимо анализа стихотворения “Элегия” стоит обратить внимание на другие сочинения по Некрасову:

Темы соседних сочинений

← Школьник↑ НекрасовЯ пленен я очарован →

Анализ стиха Элегия Некрасова

Один из самых выдающихся русских поэтов 19 века – Николай Алексеевич Некрасов. Большинство его произведений были посвящены жизни народа. Поэт ярко описывал и чувствовал переживания и тяготы простых людей.

Многие поэты и писатели того времени очень уважали Некрасова и ценили его творчество. К примеру, известный всем Достоевский, который называл Некрасова печальником народного горя.

Федор Михайлович говорил, что он болел страданиями к крестьянам всей своей душой и верил в хорошее будущее русских людей.

https://www.youtube.com/watch?v=1iJh0xATlWc

Николай Алексеевич вместе с народом смог постичь что такое радость, горе, а главное – что такое жизнь. Красота его поэзии заключается в чуткости и понимании крестьян, в вечной правде христианских истин. Именно благодаря своей чуткости и отзывчивости он смог изобразить всю глубину и многогранность народного характера, показать его силу.

Однако случалась и критика по отношению к Некрасову, особенно она обострилась после отмены крепостного права. Многие литературные критики, другие писатели относились с непониманием и порой даже с негодованием к поэту.

И все потому что он по – прежнему посвящал свои произведения низшим слоям общества. В качестве ответа на «нападения» со стороны оппонентов автор написал стихотворение «Элегия» в 1874 году.

Некрасов в данном произведении пытается показать, что тема страданий народа, простых людей актуальна и сейчас, так как отмена крепостного права совсем не улучшила ситуацию.

В стихотворении «Элегия» автор показывает настоящую жизнь простых русских людей.  Крестьяне находятся в бедственном положении, они обречены на нескончаемый труд, сложную работу. А также подчеркивает бесполезность реформы, которая не дала людям желаемой свободы. Некрасов пишет, что народ признали свободным.

Но стали ли люди счастливыми? Изменилась ли их жизнь к лучшему? К сожалению, ответ печальный. Так как реформа об отмене крепостного права – всего лишь маска, а за ней скрываются страдания многих людей.

Внешнее благополучие – это только обман, так как ничего не изменилось, жизнь крестьян не улучшилась, а возможно, только ухудшилась.

Некрасов своими произведениями хотел обратить внимание на острые проблемы в обществе, которые необходимо было решать.

Вариант №3

Большинство своих стихотворений, Николай Алексеевич посвятил жизни крестьянского народа, он описал как тяжело дается счастье этому сословию. Зачастую, его всячески критиковали за выбранную им тему. После отмены крепостного права в России, критики еще более начали осуждать Некрасова, ведь он продолжал описывать их тяжелую жизнь, считая, что ничего не поменялось.

Наконец-то Николай Алексеевич решился ответить на всевозможные упреки за его творчество. В своем произведении «Элегия», автор задается вопросом: «стало ли крестьянам жить легче после отмены крепостного права?».

Произведение начинается с обращения к критикам, сразу же он начинает пытаться их убедить в том, что низшему сословию не стало легче жить после нововведения.

Николай Некрасов, уже стал считать, что его долгом является защита крестьянских людей.

Он сам испытал и понял, каково это жить в бедности и нищете, поэтому он доволен выбранной им темы для написания столь глубоких произведений, обращенных крестьянским людям.

Стал ли счастливым народ, после освобождения, вот основная идея стихотворения, которую раскрывает Николай Алексеевич. Ответ на этот вопрос автор несомненно находит.

Крестьянский народ все также пытается заработать денег для того, чтобы прокормить свою семью, целыми днями работая на поле. Жена, с улыбкой на лице, обнимает своего мужа, пришедшего поздно вечером домой.

Но все же, что скрывается за этой улыбкой? Некрасов утверждает, что именно за этим фальшивым настроением, скрывается самая искренняя боль.

В конце своего произведения, Некрасов все же не находит ответа на поставленный вопрос. Возможно, крестьяне счастливы, но с другой стороны они боятся собственной жизни потому, что теперь им приходится отвечать за собственную жизнь, но иногда, они даже не представляют, как ей распорядиться.

Средство выразительности 10 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Маяковского РеволюцияСтихотворение «Революция» В. В. Маяковский написал в конце мая1917 года. Произведение было опубликовано газете «Новая жизнь», главным редактором которой на тот момент был М. Горький. Это было первое легальное отечественное социал-демократическое
  • Анализ стихотворения Гиппиус Любовь однаЗинаида Николаевна Гиппиус родилась в семье служащего, они постоянно переезжали, поэтому у них не было постоянного жилья. Когда отец умер от туберкулеза, они вынуждены были переехать в Крым, ведь у Зинаиды тоже оказался туберкулез.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Узник 9 классСамое известное стихотворение Лермонтова – «Смерть поэта». Оно было написано в 1837 году как реакция на гибель Пушкина от пули Дантеса. Стихотворение это было встречено властями неодобрительно, и Лермонтов за него жестоко поплатился:
  • Анализ стихотворения Северянина Классические розыПосле революции многие творческие люди не смогли её принять и поэтому покидали Россию. Среди них был и Северянин. Правда, он уехал недалеко, в тогда ещё не советскую Эстонию. Его никто не преследовал. Он сам выбрал это решение,
  • Анализ стихотворения Хлебникова КузнечикВелимир Хлебников отличался среди писателей своей оригинальностью. Он очень необычно выражал свои мысли в стихах. Хлебников не сильно обращал внимание на слова, ему больше нравилось, как звучит стихотворение. Велимир Хлебников

Краткая история создания

Переживания поэта о судьбе родины нашли отражение в поэтическом тексте «Элегия», где Некрасов призывает своих читателей приложить усилия к тому, чтобы его родина обрела силу и мощь, а ее жители — счастье.

Дата написания произведения известна достаточно точно — это 15−17 августа 1874 года. Однако русский читатель не сразу смог ознакомиться с текстом, поскольку поэт длительное время не решался его опубликовать, опасаясь цензуры.

Посвящено стихотворение супругу сестры и личному другу Некрасова, А. Н. Еракову, инженеру путей сообщения. Современники вспоминают о нем как о добром и отзывчивом человеке, для которого судьба родины — это не просто слова.

Элегия была написана по случаю именин Еракова и охарактеризована поэтом как его «любимые и самые задушевные стихи».

Известен даже и повод к их написанию — выступление литератора и историка Миллера, в котором тот отмечал, что Некрасов сказал о страдания народа все, на что был способен. Поэт же мастерски опроверг эту мысль. Такова история создания стихотворения «Элегия».

Тематика и проблематика текста

При проведении анализа поэтического фрагмента следует обязательно работать по заранее составленному плану, это поможет не нарушить логику изложения материала и не упустить значимые моменты. Кратко описав историю создания, следует переходить к анализу темы и идеи произведения.

«Элегия» представляет собой ответ, полный иронии, адресованный Некрасовым редакционным деятелям, которые обвиняли его в том, что поэт предал гордое звание «творца» и сделал свою музу служительницей «простого мужика», темного и неинтересного крестьянина, погрязшего в пьянство и лишенного собственных мыслей. Некрасов же несогласен с таковым описанием основной части населения его родины, он видит в крестьянской жизни особую прелесть, романтику, гордится этими простыми людьми, необразованными, но изобретательными, находчивыми, ни в коем случае не жалкими и не темными.

Трудности жизни, необходимость работы на барина, конечно, сказались на их быту, но сильную русскую душу эти страдания и переживания уничтожить не смогли. Даже самый бедный русский крестьянин, как полагает поэт, гораздо богаче в духовном отношении, нежели историки вроде Миллера, которые предпочитают не замечать очевидных проблем и наслаждаться своей спелостью.

Специфика композиции

Рассматривая, каково настроение стихотворение «Элегия», следует внимательно перечитать текст и выделить структурно-композиционные элементы, которые помогают разобраться в главной мысли автора.

Начинается произведение с риторического обращения к «изменчивой моде» и своему оппоненту — Миллеру, в котором звучат ироничные нотки.

Увы, поэт слишком хорошо понимает то, что тематика народных страданий не утрачивает своей актуальности.

Также в композиции текста можно выделить следующие составные части:

  1. Краткое описание народных горестей: нищеты, покорности, голода, при этом Некрасов использует четкие и образные метафоры, которые помогают понять — ему небезразлична судьба простых людей. Пускай крепостное право и осталось в прошлом, но всех проблем простого мужика «Манифест об отмене» решить не смог. Не зря поэт сравнивает крестьян с «тощими стадами» — при своем богатом потенциале они не могут наладить собственную жизнь и вынуждены влачить жалкое существование.
  2. Рассуждения и размышления поэта и его собственной роли в становлении «народного счастья». Он «лиру посвятил» своему народу, служил ему и сердцем, и творчеством, не ждал ничего взамен, мечтая о том дне, когда крестьянство обретет долгожданную свободу. Но, дождавшись, разочаровался: рабство оказалось отменено лишь формально, крестьяне по-прежнему остались зависимыми от своих бывших помещиков.
  3. Горестные размышления поэта о том, а возможна ли в целом свобода народа, смогут ли простые люди обрести подлинное счастье. В этой части можно найти все признаки трагического жанра.
  4. Описание единства лирического героя с природой, которая, как и он сам, надеется на наступление благодатных времен и народное счастье.

Таким образом, «Элегия», несмотря на жанровую специфику, это образец гражданской лирики Некрасова, в котором нашли отображение мысли поэта о Манифесте 1861 года. Страдания народа не должны оставлять равнодушным ни одного патриота, нельзя стереть их из памяти.

Жанровое своеобразие

Жанр стихотворения — элегия, грустный поэтический жанр, который часто использовали романтики для выражения своих сокровенных мыслей.

Для элегии характерны песенные напевы, не зря из большого количества подобных произведений были созданы печальные песни, по звучанию приближенные к народным. Некрасов использует этот жанр для того, чтобы передать — ему небезразлична судьба крестьянства.

Не зря в тексте упоминаются «песни жниц над жатвой золотой», горестные напевы сельских дев.

Поэт отошел от традиционного понимания элегии, внес в жанр свое понимание, передал собственное отношение к происходящему — несмотря на обретенную «свободу», народ счастья обрести пока не смог.

Вместе с тем, автор не утрачивает надежды на то, что рано или поздно справедливость восторжествует и все неравнодушные к судьбе родины смогут увидеть то, как крестьянин поднимается с колен и получает возможность честно трудиться на своей земле. Не ради обогащения помещиков, а ради собственной семьи.

Размер «Элегии» Некрасова — шестистопный ямб, классический торжественный вариант, который помогает приблизить текст к художественным особенностям классицистической поэзии. Однако содержание произведения далеко от пафоса классицизма.

Изобразительно-выразительные средства

Тематика народных страданий для Некрасова удивительно близка, не менее личностна, чем для отдельных романтиков описание любовных свиданий.

Важнейший этап проведения анализа поэтического текста на уроках литературы — поиск используемых автором тропов и определение их роли.

Некрасов — поэт, удивительным образом сочетающий в себе черты романтические и реалистические, поэтому его лирика богата образами, но они понятны, очевидны, не имеют двусмысленного толкования.

Примеры тропов:

  1. Эпитеты, позволяющие передать горестное положение простого народа (тощие стада, горестный напев, скошенные луга, народный враг).
  2. Торжественная лексика (рок, внимаю, влачат) помогает передать особое настроение. Сам себя Некрасов видит борцом за народные права, за свободу горячо любимого им крестьянства. Он противопоставляет себя тем, кто настолько слеп, что не видит — отмена крепостничества не сделала народ счастливым, рабство по-прежнему не отменено, оно глубоко укоренилось в душах крестьян.
  3. Риторические вопросы. Ни к кому не обращаясь, поэт задается вопросами, а стал ли народ более счастливым. На самом деле он обращается ко всем своим согражданам, призывая их задуматься и найти пути решения проблемы. В особой манере автор говорит со своими читателями, побуждает их отказаться от гордыни и протянуть руку помощи простому человеку, необразованному и не сильному в науках, зато душевному, доброму и удивительно отзывчивому.
  4. Олицетворения (песне вторят нивы, долы, откликнулся лес). Даже сама природа находится на стороне лирического персонажа и понимает его переживания. Поэтические образы сравниваются с настроением окружающего мира.

Пускай Манифест «подарил» простому человеку «свободу», но каких-либо серьезных перемен в жизни крестьянства он не принес, поэт с горечью понимает эту истину, она и побудила его написать настолько проникновенный и грустный текст.

В строфах поэтического текста не изображены конкретные образы (что в целом для лирики Некрасова характерно), скорее, они являются собирательными.

Это поющие на страде по вечерам жницы, мальчишка, несущий отцу в поле обед, сгорбленный годами старик, медленно бредущий за сохой.

Каждый из них выполняет свою работу, трудится честно и на совесть, а потому — заслуживает счастья, мирной и свободной жизни, возможности заниматься своим делом.

Поэт имеет мужество предполагать, что рано или поздно, но справедливость восторжествует, и русское крестьянство получит то, чего жаждет — не только свободу на бумаге, но и настоящую волю, свое место в жизни, надел земли, труд на котором поможет содержать семью и не жить в нищете.

Некрасов почему стихотворение называется элегия

Анализ стихотворения элегия некрасова. Стихотворение Н.А

Когда берёшь в руки незнакомое литературное произведение, первым делом обращаешь внимание на название. Что такое «Элегия»? Почему Николай Алексеевич Некрасов назвал своё творение именно так?

В «Словаре литературоведческих терминов» можно прочитать следующее: “Элегия — жанровая форма лирики. Темы элегии многообразны: патриотизм, идеалы гражданской и воинской доблести, радость и горе любви. В новой европейской литературе элегия теряет чёткость формы, но приобретает определённость содержания, становясь выражением преимущественно философских размышлений, грустных раздумий, скорби”.

Именно последнее нашло яркое отражение и в «Элегии» (1874) Некрасова. Тема скорбных размышлений о страданиях народа, тема повсеместного угнетения крепостных — важнейшее направление в творчестве Некрасова.

Теперь давайте проанализируем содержание «Элегии», и тогда не останется вопросов об обоснованности выбранного названия.

Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая — “страдания народа” И что поэзия забыть её должна, —

Не верьте, юноши! не стареет она.

Стихотворение написано спустя тринадцать лет после реформ 1861 года. Народ “освобождён”, у него “есть земля”, он “счастлив”. О каких “страданиях народа” может идти речь?! Это уже пережитки прошлого. Но такое утверждение в корне неверно. И Некрасов это понимает, он “напоминает, что бедствует народ”, он осознаёт значимость проблемы.

Наше внимание привлекает устаревшая форма ударения в слове “стареет”, которая была характерна для русской литературы XIX века (вспомните хотя бы высказывание Чацкого: “Что старее, то хуже”). При прочтении волей-неволей обращаешь внимание и на само слово, и на всё предложение, которое выражает одну из основных мыслей всего стихотворения.

Увы! пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам, — невольно вспоминаешь «Деревню» А.С. Пушкина: Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,

Здесь рабство тощее влачится по браздам.

Этим сходством Некрасов как бы соглашается с тезисом, “что тема старая — «страдания народа»”, но в то же время он показывает, что по прошествии пятидесяти пяти лет никаких существенных изменений в обществе не произошло, и подчёркивает, что тема не потеряла своей актуальности.

Примечательно сравнение народа со стадами. Что такое стадо? Как объяснить это понятие применительно к людям? Это большая масса людей, которая не способна думать, она повинуется только “пастухам”.

На роль “пастуха” могла бы претендовать дворянская интеллигенция, но она, подобно народу, не особо задумывается об этом и о жизни в целом, живёт по правилам, установленным не ею, и не может (или не хочет) вследствие своей слабости принимать какие-то кардинальные решения. Отсюда сравнение с толпой.

Но вернёмся опять к народу. Без пастуха стадо — это “амёбоподобная” масса людей, неспособных на принятие самостоятельных решений, повинующихся воздействию каких-то внешних, не зависящих от неё факторов, но готовая с ними “уживаться”.

Это же определение применимо к крепостным, права которых повсеместно ущемляют, превращая их в рабов. Но крепостные полагают, что так и надо, они и не думают о свободе, считая, что ничего менять не надо — так есть, значит, так и должно быть.

Зачем думать, когда за тебя всё уже решил “добрый” барин.

Размышляя на эту тему, вспоминаешь стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный. »:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Народу можно посвятить свою лиру, свои мысли, стремления, жизнь. но он останется глух, подобно стаду.

«Элегия» обращена к неким юношам, но кто эти юноши? Вспомним «Железную дорогу» Некрасова, маленького Ваню, который узнал горькую правду о строительстве первой в России Николаевской железной дороги.

Тогда, в 1864 году, лирический герой Некрасова пытался донести правду до мальчика, у которого ещё вся жизнь впереди, в надежде, что он, представитель нового поколения, облегчит участь крепостных, избавит народ от страданий. Спустя десять лет, в 1874 году, лирический герой Некрасова снова пытается сделать то же самое.

“А причём тут Ваня? — спросите вы. — Стихотворение обращено к «юношам», сам же об этом писал”. Вопрос вполне уместен. В сущности, “юноши” представляют собой того же Ваню, только повзрослевшего на десять лет, и его ровесников.

Но почему те же мысли обращены к “одному и тому же человеку”? Ведь прошло столько времени, народ “свободен”, зачем повторяться, это ведь уже не в моде? Можно, не можно, но именно это Некрасов и пытается дать понять подрастающему поколению:

“Довольно ликовать в наивном увлеченье, — Шепнула Муза мне: — Пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ. ”

Лирический герой Некрасова упорно ищет ответ на вопрос:

Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев?

Иль так же горестен нестройный их напев.

Он бродит по нивам, поглощённый думами о народном счастье. Он, подобно Гоголю в «Мёртвых душах», задаётся вопросом: “А куда мчится Русь теперь?” Но не даёт Она ответа. То же самое можно отнести к “предмету воспевания” Некрасова:

И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,

И лес откликнулся. Природа внемлет мне.

Здесь Некрасов неслучайно использует метафору и олицетворение.

Поэт как бы оживляет природу: долы, нивы понимают песнь лирического героя; “эхо дальних гор” даже отзывается на неё, по-видимому, пытаясь вступить в “обсуждение” песни; лес вообще откликнулся. природа внемлет лирическому герою.

Всё замечательно: если природа “откликнулась”, то люди и подавно должны понять героя, но следующие строчки неожиданны для лирического героя, автора, читателя:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине, Кому посвящены мечтания поэта, —

Увы! не внемлет он — и не даёт ответа.

На этом ярком контрасте Некрасов показывает, насколько трудно помочь народу, когда тот, кому “посвящены мечтания поэта”, остаётся пассивен и инертен по отношению к “народным заступникам”. Увы, так уж исторически сложилось на Руси.

В конце своей жизни Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ». В этом произведении он подвёл итоги своей творческой деятельности, он оценил себя, как поэта, осознал свою миссию:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

«Элегию» Некрасов тоже написал в конце своей жизни и тоже подвёл итоги своему творчеству, тоже оценил себя, как поэта:

Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Особенно хочется сказать и о композиции стихотворения. Начало «Элегии» очень полемично. Это ответ Некрасова на высказывание литературного критика О.Ф.

Миллера, который считал, что “непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков” уже поэтом “исчерпано” и что он “стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему”.

Остальная же часть стихотворения завязана вокруг этого ответа и частично дополняет первоначальные суждения, адресованные О.Ф. Миллеру.

Итак, подведём итоги. «Элегия» — своеобразное зеркало творчества Некрасова. Здесь есть всё: и тема бедственного положения народа, и тема служения народу, и взгляд поэта на современную действительность.

недаром в строках своего письма А.Н. Еракову поэт пишет: “Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу.

«Элегия» — замечательнейший пример гражданской лирики Некрасова. Основной идеей данного стихотворения является доказательство того, что народ страдал и всё ещё страдает, несмотря на реформы.

Также очень важно для Некрасова донести свои мысли о необходимости каких-то перемен в положении народа до молодёжи, на которую вся надежда у поэта.

Поэт сделал, что мог, теперь черёд “Вани с ровесниками”.

Кирилл КРАЙНЕВ, 10-й класс, школа № 919, Москва

(учитель — И.О. Учамбрина)

источник

Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова

Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.

История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Анализ стихотворения Элегия, Некрасов. Тема стихотворения Элегия Некрасова

Анализ стихотворения элегия некрасова. Стихотворение Н.А

Любой анализ стихотворения “Элегия” (Некрасов написал его на закате своей жизни) будет неполным и непоследовательным без осознания того места, которое занимает это произведение в творчестве поэта. А в нём он подводит своеобразный итог всему, что сказал ранее. В образном смысле, это самая высокая нота, которую смог взять поэт в своей песне.

Как создавалась “Элегия”

Когда поэт сочинял строки этого стихотворения, он отчётливо понимал, что времени у него в запасе осталось не так уж много. Непосредственным творческим импульсом было желание ответить своим критикам на предъявляемые ему претензии и задаваемые вопросы.

“Элегия” Некрасова – стих о смысле жизни и назначении творчества поэта. Стихотворение эмоционально окрашено фактом неизлечимой болезни автора, вынуждающей его подводить итог своему творчеству.

О поэзии Некрасова в определённых кругах принято было отзываться с оттенком лёгкого пренебрежения, как о чём-то, имеющем весьма отдалённое отношение к сфере высокого искусства. Стих Некрасова “Элегия” – это ответ в равной степени и поклонникам творчества, и его недоброжелателям.

И первых, и вторых в русском обществе было более чем достаточно. На отсутствие внимания к себе поэт пожаловаться не мог.

В контексте эпохи

Николай Алексеевич Некрасов был одним из первых русских поэтов, центральной темой творчества которых стала жизнь простого народа. А жизнь крепостного крестьянства была наполнена лишениями и страданиями. Многие просвещённые люди своего времени не могли пройти мимо этого молча. Тема стихотворения “Элегия” Некрасова – служение общественным идеалам.

Фактически поэт Некрасов был основоположником большого направления в русской литературе, впоследствии получившего определение “некрасовская школа”. Но довольно значительной частью образованного общества, чаще всего дворянами-аристократами, подобная “литературная мода” отрицалась. Гражданскую тему в поэзии подобные эстеты считали признаком второсортности.

Они признавали только “искусство ради самого искусства”. Но именно этот антагонизм двух противоположных эстетических концепций и продвигал вперёд развитие русской литературы на протяжении всей второй половины девятнадцатого века. Без понимания сути этого противоборства невозможен даже простой анализ стихотворения “Элегия”.

Некрасов постоянно находился в самом центре столкновения общественных мнений. Такова была его судьба в литературе и в жизни.

Элегия или нечто иное?

Иногда возникает вопрос о том, почему автор назвал своё стихотворение именно так, а не иначе. Вполне можно согласиться с теми читателями, которые разглядели в названии этого произведения некоторую иронию. Если исходить из античного понимания этого стихотворного жанра, то публицистическое произведение русского поэта – что угодно, но только не элегия.

Некрасов, тема которого была весьма далека от античности, по одной из существующих версий, в названии своего произведения просто пошутил. Тем не менее по своему минорному настроению и стихотворному размеру произведение своему названию вполне соответствует.

Это грустное элегическое размышление о безысходности в судьбе русского народа и об отношении поэта ко всему происходящему.

“Я лиру посвятил народу своему…”

Николай Некрасов вполне мог о себе это сказать, не рискуя впасть в фальшивый пафос. Он жил со своим народом единой жизнью. За его спиной остались долгие годы напряжённого труда и существования на грани нищеты. Его путь к успеху был нелёгким.

Все силы души были отданы служению русскому народу. Об этом говорит даже простой анализ стихотворения “Элегия”. Некрасов, подводя итог прожитой жизни, констатирует: ” Но я ему служил и сердцем я спокоен…”.

Спокойствие поэту внушает тот факт, что он сделал всё что мог и даже больше. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был услышан теми, для кого творил.

Его слово отзывалось в общественном сознании мощным резонансом и приближало неизбежные изменения в общественном устройстве Российского государства. В отмене крепостного права есть и заслуга Некрасова.

“Народ освобождён, но счастлив ли народ?”

Это один из главных вопросов, которые задаёт “Элегия” Некрасова. Стих не даёт на него прямого ответа.

Многим казалось, что такое грандиозное событие, как отмена многовекового крепостного рабства, должно было быстро и до неузнаваемости изменить существование бывших крепостных крестьян, ставших свободными людьми. Однако в реальности всё обстояло гораздо сложнее.

Крепостное рабство осталось в прошлом, но никуда не ушли из жизни крестьян беспросветная нищета и обездоленность. Постреформенные русские деревни средней полосы поражали своим убожеством многих современников поэта. Размышлениям на эту тему посвящена вся вторая часть стихотворения.

Поэт остаётся верен своим идеалам и принципам, но выхода из создавшегося положения не находит. На этом можно было бы завершить анализ стихотворения “Элегия”. Некрасов понимает, что ему не суждено будет дождаться ответа на поставленные вопросы. И финал оставляет открытым.

После Некрасова

Иногда бывают странные исторические сближения. Как будет сказано примерно через сто лет после Некрасова: “Поэт в России – больше чем поэт”. Но к Николаю Алексеевичу Некрасову это утверждение применимо в полной мере. И поэзия его была чем-то большим, чем просто поэзией.

Она была составной частью набирающего мощную историческую турбулентность течения русской общественной мысли. Вопросы, задаваемые поэтом в “Элегии”, без ответа отнюдь не остались. Только нет ни малейшей уверенности в том, что ответы эти понравились бы тому, кто их задал. Ни счастья, ни благополучия, ни процветания русское крестьянство так и не дождалось.

Лишь три с небольшим десятка лет отделяли поэта Некрасова от последовавшей после его кончины эпохи войн, революций, коллективизации и “ликвидации кулачества как класса”.

И многих других политических завихрений двадцатого века, в тридцатые годы которого неожиданно выяснилось, что пришедшим к власти большевикам совершенно не нужны некрасовские свободные землепашцы на своей земле. А нужны именно безропотные и покорные судьбе крепостные крестьяне. Исторический цикл замкнулся.
Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.